ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-112697/20 от 09.03.2021 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

10 марта 2021 года                                                            Дело № А56-112697/2020

Резолютивная часть решения объявлена марта 2021 года . Полный текст решения изготовлен марта 2021 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Петровой Т.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания ФИО1

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель: публично-правовая компания «Единый заказчик в сфере строительства» (правопреемник  Федерального государственного казенного учреждения «Северо-Западная дирекция по строительству объектов культуры» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации)

заинтересованное лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу

третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "ГласСтрой"

о признании недействительным решения

при участии

от заявителя: ФИО2, доверенность от 20.02.2021, ФИО3, доверенность от 01.02.2021.   

от заинтересованного лица: ФИО4, доверенность от 20.10.2020.

от третьего лица:  не явился, извещен.

установил:

Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации" (далее – Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Управление) от 14.09.2020 по делу № 44-4824/20.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «ГласСтрой» (далее – Общество).

Суд, завершив предварительное судебное заседание, открыл судебное заседание в первой инстанции в порядке статей 136-137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)  и перешел к рассмотрению спора по существу.

Публично-правовая Компания «Единый заказчик в сфере строительства» (далее – Компания») заявила ходатайство о замене в порядке статьи 48 АПК РФ  заявителя по делу.

Судом установлено, что согласно сведениям выписки из Единого государственного реестра юридических лиц Учреждение 01.12.2021 прекратило деятельность юридического лица путем реорганизации в форме слияния. Правопреемником определена Компания.

Суд произвел в порядке части 1 статьи 48 АПК РФ замену Учреждения на его процессуального правопреемника – Компанию.

В судебном заседании представители Компании поддержали заявленное требование, представитель Управления возражал против его удовлетворения.

Общество надлежащим образом уведомлено о дате и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд не направило.

Как следует из материалов дела, Учреждение (заказчик) 21.04.020 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) разместило извещение № 0345100000920000021 о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на ремонтно-реставрационные работы с приспособлением к современному использованию на объекте культурного наследия «Здание Главного Кригс-Комиссариата (Интендантские склады) (Санкт-Петербург, ул. Глинки, 2) (выполнение работ в зоне Консерватории (1-3 этажи); начальная (максимальная) цена контракта – 40 871 600 руб. 86 коп.

Управление по результатам рассмотрения жалобы Общества на действия заказчика вынесло решение от 14.09.2020 по делу № 44-4824/20, которым признало жалобу обоснованной, в действиях заказчика установило нарушение пункта 3 части 4 статьи 54.7, пункта 1 части 1 статьи 54.3 (части 2 статьи 33)  Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О  контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

Не согласившись с данным решением, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 56.1 Закона № 44-ФЗ под конкурсом с ограниченным участием в электронной форме понимается конкурс, при проведении которого информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, соответствующих предъявленным к участникам закупки единым требованиям и дополнительным требованиям.

При проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных настоящей статьей (часть 4 статьи 56.1 Закона № 44-ФЗ).

В соответствии с частью 7 статьи 56.1 Закона № 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме наряду с информацией и электронными документами, предусмотренными частью 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки предъявляемым к ним дополнительным требованиям в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно части 8 статьи 56.1 Закона № 44-ФЗ  заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией, в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе, а также в случае несоответствия участника требованиям, установленным конкурсной документацией в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 13 Части II конкурсной документации заказчиком установлены следующие дополнительные требования к участникам закупки: «В соответствии с п. 1.1 приложения № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от «04» февраля 2015 г. № 99 установлено требование о наличии за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, при которых не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка».

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 пункта 18 Части II конкурсной документации вторая часть заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, в том числе: документы, подтверждающие соответствие участника дополнительным требованиям (в соответствии с п. 13 информационной карты):

а)           копия исполненного контракта (договора) на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, либо

копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, при которых не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия;

б) копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

в) копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме от 02.09.2020                                    № 0345100000920000021-КОУ-2/3 заявка Общества была признана несоответствующей требованиям документации по следующему основанию: «Договор субподряда                      № 693/16-А/СМ от 12.05.2017 (по указанному договору отсутствует разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, полученное в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ, а также сведения по указанному договору отсутствуют в реестре контрактов по ФЗ №44-ФЗ и ФЗ №223-ФЗ); договор подряда №2409/18 от 24.09.2018 по указанному договору отсутствует разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, полученное в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ, а также сведения по указанному договору отсутствуют в реестре контрактов по ФЗ №44-ФЗ и ФЗ №223-ФЗ)».

Согласно части 1 статьи 40 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон об объектах культурного наследия) работами по сохранению объекта культурного наследия являются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

В соответствии с частью 4 статьи 40 Закона об объектах культурного наследия работы по сохранению объекта культурного наследия, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности данного объекта культурного наследия, проводятся в соответствии с требованиями Закона об объектах культурного наследия и Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 5.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, выдается разрешение на строительство в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с положениями части 15 статьи 55 ГрК РФ если для проведения работ требуется выдача разрешения на строительство, то требуется разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в части 17 статьи  51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Из анализа указанных выше норм видно, что при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности данного объекта культурного наследия, требуется получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

В соответствии с частью 8 статьи 56.1 Федерального закона № 44-ФЗ комиссия заказчика единогласно приняла решение о несоответствии заявки и участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 и части 2 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.

Таким образом, заявка участника закупки – Общества была правомерно отклонена в связи с отсутствием представленных в составе заявки договоров в реестре контрактов по Закону № 44-ФЗ и реестру договоров по Закону № 223-ФЗ, а также ввиду физического отсутствия по указанным договорам электронных копий разрешений на ввод в эксплуатацию, полученных в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ, в составе заявки участника.

Довод Управления о неправомерности отклонения заявки участника закупки из-за  отсутствия в составе заявки технического плана объекта капитального строительства (приложение к разрешению на ввод в эксплуатацию) суд считает несостоятельным, противоречащим материалам дела.

Управление указывает на то, что в составе конкурсной документации приложена неактуальная проектная документация, не согласованная и не соответствующая предмету государственной охраны, а также заданию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.

Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия установлен статьей 45 ФЗ № 73-ФЗ, работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, а также согласованной органом охраны проектной документации.

Порядок согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, установлен приказом Минкультуры России от 05.06.2015 №1749 (далее - Приказ № 1749).

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 25.06.2002 №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - ФЗ № 73-ФЗ) государственная историко-культурная экспертиза (далее - ГИКЭ) проводится в целях: определения соответствия проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 Порядка подготовки и согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов российской федерации, или выявленного объекта культурного наследия, утвержденного Приказом № 1749, проектная документация рассматривается и согласовывается органом охраны только при наличии положительного заключения акта ГИКЭ.

Вместе с тем акт ГИКЭ не входит в состав научно-проектной документации в соответствии с ГОСТ Р 55528-2013 «Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования», а лишь служит основанием для согласования проектной документации органом охраны.

В соответствии с частью 12.1 статьи 48 ГрК РФ и пунктом 5.3 раздела 5 ГОСТ Р 55528-2013 в зависимости от технического состояния объекта при осуществлении ремонтно-реставрационных работ научно-проектная документация по инициативе застройщика или технического заказчика может разрабатываться: в целом на весь комплекс работ по сохранению объектов культурного наследия или на отдельные этапы работ.

27.05.2019 органом охраны было выдано задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия № 01-52-1239/19-0-2 (далее - Задание) на основании ранее согласованной проектной документации (пункт 7 Задания).

Согласно пункту 9 Задания проектная документация подлежит повторной государственной экспертизе и переутверждению в случае внесения принципиальных изменений в утвержденные проектные решения в ходе выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия.

В соответствии с пунктом 5.2 Порядка выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов российской федерации, или выявленного объекта культурного наследия (утвержден Приказом МК от 21.10.2015 № 2625) к заявлению о выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия прикладываются копии титульных листов проектной документации по сохранению объекта культурного наследия со штампом о ее согласовании или копия письма о согласовании проектной документации соответствующим органом охраны.

Распоряжением КГИОП № 357-р от 26.06.2019 в предмет охраны объекта культурного наследия «Здание Главного Кригс-Комиссариата (Интендантские склады)» дополнительно были включены исторические конструкции (4-5 этажи - 1920-1930-е гг.): исторические наружные капитальные стены (кирпич), а также оформление оконных проемов в указанных этажах.

Предметом государственного контракта, предполагаемого к заключению по результатам данной закупки, является капитальный ремонт внутри здания, выполнение работ на фасадах и окнах 4-5 этажей не предполагается.

Задание и ранее разработанная и согласованная проектная документация не содержат в составе поручаемых работ подрядчику ремонтно-реставрационных работ на фасадах и окнах 4-5 этажей, следовательно, корректировка и повторное согласование проектной документации не требовалось. Размещенная в составе закупочной документации согласованная проектная документация представлена в полном объеме и соответствует предмету охраны объекта культурного наследия.

Кроме того, в пункте 11 Задания указано, что оно прекращает свое действие в случае, если объект исключен из числа ОКН. Задание не является частью проектно-сметной документации и выдается подрядчику в производство работ после заключения государственного контракта. Неразмещение Задания не является нарушением положений законодательства о контрактной системе.

На основании изложенного заказчиком при проведении конкура с ограниченным участием в электронной форме не было допущено нарушений, возможность участия в данной закупке не ограничивалась.

Кроме того, в решении Управления не содержится указаний на конкретные нормы законодательства, которые были нарушены заказчиком, и на основании которых было принято решение о неактуальности размещенной проектной документации.

Участником закупки в подтверждение доводов жалобы также не представлено ни одного доказательства о нарушении заказчиком положений законодательства Российской Федерации, а равно не указано, какие именно положения законодательства, по мнению участника закупки, нарушены.

При таких обстоятельствах нельзя признать решение законным и обоснованным.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

На основании вышеизложенного заявленные требования подлежат удовлетворению.

  Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Арбитражный суд решил:

Признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу  от 14.09.2020 № 44-4824/20.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                                           Петрова Т.Ю.