Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
13 января 2021 года Дело № А56-112734/2020
Резолютивная часть решения объявлена 13 января 2021 года. Полный текст решения изготовлен 13 января 2021 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе: судьи Гуляев С.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петренко Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному округу
к обществу с ограниченной ответственности «Продюсерский центр «Музыкальная фактория» (ОГРН <***>)
о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации
при участии
от заявителя – не явился, извещен
от заинтересованного лица – не явился, извещен
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу (далее – Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственности «Продюсерский центр «Музыкальная фактория» (далее – Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не направили своих представителей в судебное заседание. В порядке части 5 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, в период с 12.10.2020 по 30.10.2020 сотрудниками Управления было проведено плановое систематическое наблюдение (Акт от 30.10.2020 № А-78/8/56) в отношении Общества на предмет соблюдения лицензионных условий и обязательных требований в сфере телерадиовещания в части вещания указанных в лицензии радиоканалов.
В ходе проведения планового систематического наблюдения в отношении Общества (лицензия на осуществление радиовещания РВ № 25356 от 07.05.2014) Управлением выявлено нарушение ст.31 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», пп. «а» п.4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 1025, а именно: несоблюдение программной направленности радиоканала «Эхо Петербурга» (лицензия на осуществление радиовещания № 25356 от 07.05.2014), а также несоблюдение объемов вещания в части соотношения вещания продукции СМИ радиоканалов «Эхо Петербурга» и «Эхо Москвы» к общему вещания в неделю.
Общество в соответствии с лицензией РВ № 25356 от 07.05.2014 предписано осуществлять распространение СМИ радиоканала «Эхо Петербурга» (выписка из реестра зарегистрированных СМИ от 08.04.2014 серия ЭЛ № ФС 77 - 57571) объемом 17 часов в неделю с направлением вещания с указанием процентного соотношения - «Новости» (31%), «Спорт» (12%), «Культура» (13%), «Обзор экономических и политических событий»(19%), «Общественная жизнь» (25%) и радиоканала «Эхо Москвы» (выписка из реестра зарегистрированных СМИ от 29.02.2012 серия ЭЛ № ТУ 77 - 48736) объемом 151 час в неделю с направлением вещания - «Информация в области политики и спорта» (30%), «Информация политического, экономического, социального характера.» (40%), «Информация культурно-развлекательного характера» (30%).
По результатам анализа записи эфира лицензиата за период с 00 час. 00 мин. 12.10.2020 по 24 час. 00 мин. 18.10.2020 установлено, что лицензиат осуществляет вещание радиоканала «Эхо Петербурга» - объемом 18 часов 57 мин. 12 сек. в неделю, радиоканала «Эхо Москвы» - объемом 146 часов 01 мин. 43 сек., зафиксированный перерыв вещания 3 час. 01 мин. 05 сек.
Кроме того установлено, что процентное соотношение направлений вещания радиоканала «Эхо Петербурга» не соблюдаются: - новости: «Метеоскоп», «Обзор прессы», «Новости» и «Информационный сюжет» - 3:09:09 - 19,2%; - спорт: «Для самых больших», «Эгоист», «Овертайм», «Пифагоровы штаны» и «Проспект спорта» - 2:45:53 - 16,8%; - культура: «Культпоход», «Словарный запас», «Прошлое настоящее», «Запрещенная литература», «Крик Джоконды» и « Книжная кухня» -2:16:57- 13,9%; - обзор экономических и политических событий: «Особое мнение», «Экономика», «Эхо недели» - 2:58:52 - 18,3%; - общественная жизнь: «Свободный формат», «Петербургский разворот», «Одна на всех», «Магистрат», «Волшебная гора»-5:13:20-31,8%.
Таким образом, Управление пришло к выводу о том, что Общество нарушило периодичность и время вещания, т.е. ст.31 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», пп. «а» п.4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 1025.
По факту выявленного нарушения Управление в отношении Общества составлен протокол от 23.11.2020 №АП-78/8/2370 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании статьи 23.1 КоАП РФ протокол и иные материалы проверки направлены Управлением в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» телевизионное вещание и радиовещание отнесены к лицензируемым видам деятельности, особенности лицензирования которых, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока её действия, приостановления и возобновления действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами.
Специальным нормативно-правовым актом, устанавливающим особенности лицензирования телерадиовещания, является Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации».
Статьей 31 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» установлено, что перечень лицензионных требований устанавливается Правительством Российской Федерации с учётом положений законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Порядок лицензирования телевизионного вещания и радиовещания определяется Положением «О лицензировании телевизионного вещания и радиовещания», утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 1025.
Лицензионные условия (требования) по лицензии серии РВ № 25356 от 07.05.2014 указаны в приложениях 1, 2 которые являются неотъемлемой частью лицензии. В соответствии с лицензией Общество осуществляет вещание радиоканала «Эхо Петербурга» и «Эхо Москвы».
Согласно пп. «а» п. 4 Положения № 1025 лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату, являются соблюдение лицензиатом следующих параметров вещания, указанных в лицензии:
- вещание указанного в лицензии телеканала или радиоканала;
- вещание в пределах территории распространения телеканала или радиоканала, указанной в лицензии;
- соблюдение объемов вещания;
- соблюдение даты начала вещания;
- вещание телеканала или радиоканала в определенной лицензией среде вещания - для вещателей, не являющихся редакцией телеканала или радиоканала;
- вещание на выделенных конкретных радиочастотах - в случае наземного эфирного, спутникового вещания;
- вещание телеканала или радиоканала на указанной в лицензии конкретной позиции в мультиплексе - в случае наземного эфирного цифрового вещания;
- соблюдение параметров спутникового вещания - для спутникового вещания;
- соблюдение программной направленности телеканала или радиоканала, а для вещателей, осуществляющих вещание с использованием ограниченного радиочастотного ресурса, право на использование которого получено по результатам торгов, соблюдение программной концепции вещания.
Управлением установлено, что лицензиат осуществляет вещание радиоканалов «Эхо Петербурга» и «Эхо Москвы» при несоблюдении программной направленности и несоблюдении объемов вещания в части соотношения вещания продукции СМИ радиоканалов к общему вещания в неделю.
Факт нарушения Обществом лицензионных требований подтверждается материалами дела, и заинтересованным лицом не оспаривается.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Виновность лица считается установленной, если доказано событие правонарушения и лицом, привлекаемым к ответственности, не заявлены возражения об отсутствии возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, либо о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению.
Обстоятельства данного дела свидетельствуют о том, что Обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований указанных нормативных актов.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, арбитражным судом не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела арбитражным судом не истек.
На основании изложенного, суд считает, что в действиях генерального директора имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Между тем суд считает совершенное правонарушение малозначительным. Согласно позиции, изложенной в пункте 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом административное правонарушение может быть признано малозначительным, если оно, во-первых, не причинило вреда и, во-вторых, не создало угрозы причинения вреда личности, обществу или государству.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Малозначительным административным правонарушением признается действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения (объекта посягательства, формы вины) и роли правонарушителя, способа его совершения, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Признавая совершенное Обществом правонарушение малозначительным, арбитражный суд учитывает, что правонарушение не содержало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не повлекло негативных последствий для общества и государства, доказательств обратного Управлением не представлено.
Принимая во внимание принципы справедливости и соразмерности назначенного наказания характеру совершенного правонарушения применительно к рассматриваемым обстоятельствам, указание Обществом на недопущение повторения впредь подобных нарушений, суд приходит к выводу о возможности признания совершенного правонарушения малозначительным.
В связи с этим суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.
Судья Гуляев С.Б.