Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
06 декабря 2018 года Дело № А56-113325/2018
Резолютивная часть решения объявлена декабря 2018 года .
Полный текст решения изготовлен декабря 2018 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Синицыной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Анисимовой О.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель: Открытое акционерное общество "СИТИ СЕРВИС";
заинтересованное лицо: Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга
об оспаривании пунктов 1, 2.1, 2.2, 3.3, 10.2, 11.1, 11.2 предписания от 15.06.2018 №11/4308-р
при участии
- от заявителя: ФИО1 по доверенности от 07.11.2018,
- от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 12.01.2018, ФИО3 по доверенности от 21.09.2018
установил:
Открытое акционерное общество «СИТИ СЕРВИС» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании пунктов 1, 2.1, 2.2, 3.3, 10.2, 11.1, 11.2 предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее – заинтересованное лицо, Инспекция) от 15.06.2018 №11/4308-р.
Суд в соответствии с пунктом 4 статьи 137 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации перешел из предварительного в судебное заседание.
Рассмотрев материалы дела, суд установил.
На основании распоряжения от 22.04.2018 №11/4308-р Инспекция провела плановую проверку за соблюдением лицензионных требований Открытое акционерное общество «СИТИ СЕРВИС» по адресу: <...>.
По результатам проведенной проверки установлены нарушения Обществом лицензионных требований в том числе:
- п. 1. Обществом не заключен договор управления с представителем госсобственности Санкт-Петербурга по форме утвержденной на общих собраниях собственников помещений МКД, что является нарушением части 1 статьи 162 ЖК РФ;
- п. 2.1. Обществом допускается выполнение работ по текущему ремонту общедомового имущества в многоквартирных домах, находящихся в управлении Общества, без принятия соответствующих решений на общих собраниях собственников помещений, что является нарушением п.п. «в» п. 4 Правил по осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ №416 (далее – Правила №416), п. 17, 18, 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ №491 (далее – Правила №491);
- п. 2.2. Обществом выполнено работ по текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов на 12 435 039,10 руб. меньше, чем начислено населению, что является нарушением пп. «в» п. 4 Правил №416, пунктов 17, 18, 31, 35 Правил №491;
- п. 3.3. документы, подтверждающие факт размещения ТБО на спецпредприятиях не представлены/отсутствуют, что может свидетельствовать о ненадлежащем контроле за оказанием услуг, что является нарушением пп. «в» п. 4 Правил №416, пункта 26(1) постановления Правительства РФ №290 от 03.04.2013 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке из оказания и выполнения» (далее – Перечень №290);
- п. 10.2. документально целевое использование денежных средств, полученных в качестве разницы при расчете размера платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов, на общую сумму 18 996 591,95 руб. не подтверждено, что является нарушением пп. «д» п. 4 Правил №416, пунктов 17, 35 Правил №491.
- п. 11.1. Общество имеет задолженность перед ресурсоснабжающими организациями, в том числе признаваемую, что подтверждается сведениями, представленными ОАО «Сити Сервис», настоящим актом и актами сверки взаимных расчетов за потребленные энергоресурсы с ресурсоснабжающими организациями, что является нарушением п.п. «ж» п. 4 Правил №416;
- п. 11.2. Обществом не приняты все исчерпывающие меры, направленные на снижение признаваемой задолженности, в части увеличения объемов проводимой судебно-претензионной работы, что является нарушением п.п. «ж» п. 4 Правил №416.
Инспекцией 15.06.2018 выдано предписание №11/4308-р, согласно которому Обществу предписано устранить допущенные нарушения.
Не согласившись с вышеуказанным предписанием в части пунктов 1, 2.1, 2.2, 3.3, 10.2, 11.1, 11.2, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
По пункту 1 предписания судом установлено следующее.
Согласно части 1 части 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
В рамках проведения плановой проверки Инспекцией запрошены договоры управления между: Обществом и собственниками жилых/нежилых помещений; Обществом и СПб ГКУ «Жилищное агентство районов Санкт-Петербурга» (далее -РЖА), выступающим уполномоченным представителем Санкт-Петербурга - собственника жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах.
При выборочном сравнении договоров управления, а именно:
1) Кировский район Санкт-Петербурга: Договор №17-1/Ст33.2 от 20.04.2015 между Заявителем и собственником жилого помещения (Договор I); Договор №4-082/15 от 22.05.2015г. между Кировским РЖА и Обществом (Договор -2)
Согласно п. 3.2.4 Договора №17-1/Ст33.2 Общество имеет право от имени и в интересах собственников помещений в МКД заключать договоры об использовании общего имущества собственников помещений в МКД. Условия договоров Заявитель определяет самостоятельно.
В Договоре 2 указанный пункт отсутствует. Стоит отметить тот факт, что в соответствии с ч. 4 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации передача объектов общего имущества в многоквартирном доме в пользование третьим лицам осуществляется исключительно по решению собственников помещений в данном многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников.
2) Калининский район Санкт-Петербурга: Договор №п68/3-33 от 17.08.2015 между Обществом и собственником жилого помещения (Договор 1); Договор №882/16 от 25.07.2016 между Калининским РЖА и Заявителем (Договор - 2).
Согласно п. 3.2.4 Договора №п68/3-33 Общество имеет право от имени и в интересах собственников помещений в МКД заключать договоры об использовании общего имущества собственников помещений в МКД. Условия договоров Заявитель определяет самостоятельно.
В Договоре 2 указанный пункт отсутствует.
3) Выборгский район Санкт-Петербурга: Договор №01/17 от 12.01.2017 между обществом и собственником жилого помещения (Договор 1); Договор №718/-УК от 20.01.2016 между Выборгским РЖА и заявителем (Договор-2).
Согласно п. 3.2.4 Договора №01/17 Заявитель имеет право от имени и в интересах собственников помещений в МКД заключать договоры об использовании общего имущества собственников помещений в МКД. Условия договоров Общество определяет самостоятельно. В Договоре 2 указанный пункт отсутствует.
Несмотря на то, что интересы Санкт-Петербурга, как собственника помещений в многоквартирном доме при проведении общих собраний собственников МКД по утверждении формы договоров управления, представляли уполномоченные представители администраций Выборгского, Калининского, Кировского районов Санкт-Петербурга, Общество не перезаключило договоры управления с представителем госсобственности Санкт-Петербурга, по форме, утвержденной на общих собраниях собственников помещений МКД.
В связи с чем Инспекция пришла к выводу о необходимости перезаключить имеющиеся договоры управления на договора управления, утвержденные на общих собраниях собственников помещений многоквартирных домов.
Ссылка заявителя на Распоряжение Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 04.03.2015 № 155-р (далее - Распоряжение №155-р), не принимается на основании следующего.
Согласно пункту 1 Распоряжения №155-р утвержден примерный договор управления многоквартирным домом между управляющей организацией и жилищной организацией согласно приложению.
Согласно пункту 2 Распоряжения №155-р жилищным организациям при возникновении, а также на основании ранее возникшего права собственности Санкт-Петербурга на жилые и нежилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, находящихся в управлении выбранных собственниками помещений в этих домах управляющих организаций, предложено, в случае отсутствия договоров управления, заключать договоры с соответствующими управляющими организациями по форме Договора, утвержденного пунктом 1 настоящего распоряжения.
Таким образом, утвержденная Распоряжением №155-р форма примерного договора управления, не является обязательной для использования при заключения жилищными организациями районом договоров управления с управляющими организациями.
В связи с чем пункт 1 предписания является законным.
По пункту 2.1 предписания судом установлено следующее.
Пунктами 16 и 17 Правил №491 установлено, что надлежащее содержание управляющей организацией общего имущества многоквартирного дома обеспечивается путем заключения договора управления с собственниками, которые обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размер финансирования. В соответствии с пунктом 18 Правил № 491 текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов).
Согласно пункту 4.1 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 1.2 статьи 161 ЖК РФ состав минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации. В минимальный перечень таких услуг и работ, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013№290, входят работы, необходимые для надлежащего содержания оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
По смыслу перечисленных выше положений действующего законодательства все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта. И они должны осуществляться управляющими компаниями независимо от перечисления в договоре соответствующих конкретных действий и наличия решения общего собрания собственников помещений по вопросу о необходимости их выполнения.
Таким образом, требования п. 2.1 предписания ГЖИ СПБ №11/4308-р от 15.06.2018 года незаконны, не соответствуют требованиям законодательства и неисполнимы.
По пункту 2.2 предписания судом установлено следующее.
Согласно подпунктам «в» и «д» пункта 4 Правил № 416 управление многоквартирным домом предусматривает, как расчет и обоснование финансовых потребностей, необходимых для оказания услуг и выполнения работ, входящих в перечень услуг и работ, с указанием источников покрытия таких потребностей (в том числе с учетом рассмотрения ценовых предложений на рынке услуг и работ, смет на выполнение отдельных видов работ) так и выбор, в том числе на конкурсной основе, исполнителей услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на условиях, наиболее выгодных для собственников помещений в многоквартирном доме.
Из ниже представленной таблицы следует, что Обществом выполнено работ по текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов на 12435 039,10 руб. меньше, чем начислено населению.
Год | Жилая площадь, по которой производятся начисления по Выборгскому, Калининскому, Кировскому районах СПб (без учета арендаторов) | Начислено (население) расчет по представленной площади | Начислено (население) | Затрачено | Разница между начисленными и затраченными средствами |
2015 | 949111,25 м2 | 57 857 821,80р. | 48 185 181,61р. | 48 183 882,70р. | -9 673 939,10р. |
2016 | 939561,85 м2 | 61 560 092,41р. | 60 107 445,54р. | 59 985 148,17р. | -1 574 944,24р. |
2017 | 964028,73 м2 | 69 699 277,18р. | 68 618 557,62р. | 68 513 121,42р. | -1 186 155,76р. |
189 117 191,39р. | 176 911 184,77р. | 176 682 152,29р. | -12 435 039,10р. |
На момент проведения плановой проверки ОАО «Сити-Сервис» предоставило не корректную информацию касаемо производимых начислений населению, вследствие чего Инспекцией было принято решение произвести сравнение затраченных средств по статье «Текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах» с начисленными средствами из расчета по представленной площади.
Расчет производился следующим образом:
По графе: «Начислено (население) расчет по представленной площади» (рассчитывалось Инспекцией)тариф по статье Текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах, утвержденный Распоряжениями Комитета по тарифам Санкт- Петербурга от 15.08.2012 № 235-р, от 20.12.2016 N 260-р, от 25.12.2015 N 444-р:
С 01.09.2012 | С 01.06.2015 | С 01.07.2016 | С 01.01.2017 | С 01.07.2017 |
5,08 руб. | 5,08 руб. | 5,84 руб. | 5,84 руб. | 6,21 руб. |
Расчет начислений по представленной площади:
H=S*T*12
Н - начислено; S- площадь, по которой производятся начисления; Т- тариф; 12 - 12 месяцев.
2015
Н= 949111,25*5,08*12= 57 857 821,80 руб.
2016
Н= 939561,85*5,08*6+939561,85*5,84*6= 61 560 092,41 руб.
2017
Н= 964028,73*5,84*6+964028,73*6,21*6= 69 699 277,18 руб.
Сведения из граф «Начислено население» и «Затрачено» предоставлены Обществом.
При вычитании сумм из графы «Начислено (население) расчет по представленной площади» - «Затрачено» получается сумма не выполненных работ текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов за период 2015-2017 годы равная 12435 039,10 руб.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что Общество ненадлежащим образом оценивает финансовые потребности необходимые для выполнения работ по содержанию общего имущества многоквартирных домов, своевременно не доводит до сведения общих собраний собственников в многоквартирных домах предложения по расходованию образовавшейся экономии денежных средств, в том числе предложения о направлении ее на финансирование дополнительных работ по текущему ремонту МКД.
В связи с этим Инспекция, выявив факт несоответствия размера денежных средств начисленных Обществом жителям МКД за оказание услуг по дератизации, очистки кровли от наледи, за работы по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов, а также за проведение текущего ремонта общего имущества многоквартирных домов размеру денежных средств, фактически потраченных Обществом на оказание соответствующих услуг, обоснованно пришла к выводу о нарушении Правил № 416, Правил №491.
По пункту 3.3 предписания судом установлено следующее.
По мнению Инспекции, Общество не осуществляет контроль за оказанием услуг и выполнением работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме исполнителями этих услуг и работ, в том числе документальное оформление приемки таких услуг и работ, а также фактов выполнения услуг и работ ненадлежащего качества.
В предписании указаны нарушения, выявленные при проверке: «Документы, подтверждающие факт размещения ТБО на спец предприятиях не представлены/отсутствуют, что можетсвидетельствовать о ненадлежащем контроле за оказанием услуг».
В столбце «Пункт, статья нормативно-правового акта, требования которого нарушены» предписания указано, что помимо нарушения пп. д п.4 Правил 416 обществом нарушен и 26(1) Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 (ред. от 27.03.2018) "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения". В соответствии с требованиями указанного пункта 26(1) работы по содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов:
-организация и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок;
-организация сбора отходов IIV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов.
Предметом плановой проверки ГЖИ СПб являлась деятельность общества за 2015-2017 годы. Между тем пункт 26(1) введен Постановлением Правительства РФ от 27.02.2017 N 232 с 14.03.2017.
В акте ГЖИ СПб указаны договоры, которые заключены ОАО «Сити Сервис». Это АО«Автопарк № 1 «Спецтранс», ООО «ЭКО ТРЕСТ», ООО «ПКФ «Петро-Васт».
ОАО «Сити Сервис», выполняя свои обязанности перед собственниками МКД, заключило договоры с перевозчиками мусора, вывоз, утилизацию и (или) захоронение твердых коммунальных отходов. По данным договорам перевозчик обязан передавать отходы только на предприятия по переработке и размещению отходов, имеющие соответствующие лицензии и нести расходы на основе установленных с Переработчиками договорных отношений, а также представлять Заказчику документы, подтверждающие размещение (утилизацию) (с печатью лицензированного предприятия, принявшего Отходы). Такие документы перевозчиками ОАО «Сити Сервис» были предоставлены, в том числе лицензии полигонов для размещения отходов.
Кроме того, оплата по договорам производится за фактический объем вывезенных и размещенных (утилизированных) отходов, на основании подписанных актов приемки-передачи отходов.
Таким образом, по договорам осуществляется как вывоз, так и размещение (утилизация) Отходов.
По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. На основании презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений, а также общего принципа доказывания в арбитражном процессе, лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное.
Доказательств того, что ОАО «Сити Сервис» недобросовестно исполняло свои обязанности, в материалы дела Инспекцией не представлено.
Таким образом, требования п. 3.3 предписания ГЖИ СПБ №11/4308-р от 15.06.2018 года незаконны, не соответствуют требованиям законодательства и неисполнимы.
По пункту 10.2 предписания судом установлено следующее.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 193 ЖК РФ, пунктом 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 N 1110 к числу лицензионных требований относятся, в том числе соблюдение управляющей организацией требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ (обязанностей по управлению многоквартирным домом, надлежащему оказанию услуг и выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлению иной, направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности).
В силу части 4 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензионным требованиям не могут быть отнесены требования о соблюдении законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности в целом, требования законодательств Российской Федерации, соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта, требования к конкретным видам и объему выпускаемой или планируемой к выпуску продукции, а также требования к объему выполняемых работ, оказываемых услуг.
Документальное неподтверждение целевого использования денежных средств не является нарушением лицензионных требований, в силу чего пункт 10.2 оспариваемого предписания необоснован.
По пункту 11 предписания судом установлено следующее.
Инспекция полагает, что обществом нарушаются требования подпункта «ж» пункта 4 Правил №416.
Однако актом проверки, составленным по результатам проверки, подтверждается, что работа по взысканию дебиторской задолженности ведется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности но управлению многоквартирными домами", требования пункта 4 подпункта ж, обеспечивается выполнением следующих стандартов:
- организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
- оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме;
- осуществление управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида;
- ведение претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством Российской Федерации.
Материалы дела содержат сведения, не оспариваемые Инспекцией, о том, что ОАО «Сити Сервис» соблюдены требования в части заключения договоров со всеми ресурсоснабжающими организациями и иные требования пункта 4 подпункта ж Правил №416 .
Для проведения своевременного и полного расчетов со всеми поставщиками ресурсов ОАО «Сити Сервис» (Принципал) заключило с ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» (Агент) договор №1031/1-09 от 01.10.2007 года на организацию расчетов и перечисление денежный средств населения за услуги, оказываемые организацией, осуществляющей управление многоквартирным жилым домом.
В рамках договора№1031/1-09 от 01.10.2007 года (далее - Договор), стороны осуществляют взаимодействие в целях реализации обязательств Принципала перед собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, управление которыми он осуществляет, а так же перед иными лицами, в случаях, предусмотренных договором.
В соответствии с положениями раздела 1 Договора, Агент обязуется от своего имени (по поручению и за счет Принципала) провести юридические и фактические действия по организации комплекса работ, включая расчеты, надлежащее перечисление сумм платежей собственниковза жилое помещение, коммунальные и прочие услуги,распределение посредством осуществления обработки информации предоставленной Принципалом, автоматизированным способом с использованием программных средств Агента. Порядок расчетов с РСО предусмотрен положениями пунктов 1.1.4-1.1.7 раздела 1 Договора.
Пунктом 3.2.2 договора оговорены обязанности Агента по распределению между РСО денежных средств, поступивших от собственников и нанимателей в счет платы за коммунальные услуги.
Агент, в соответствии с условиями договора обязан: перечислять на расчетный принципала денежные средства, подлежащие причислению в установленные сроки (3.2.1); осуществлять распределение между РСО денежных средств, поступивших от собственников и нанимателей в счет платы за коммунальные услуги(1.1.4); осуществлять распределение между поставщиками услуг денежные средства, поступившие от собственников (1.1.8); осуществлять распределение между РСО поступивщих на расчетный счет Агента, в пользу Принципала, сумм бюджетных средств для возмещения, выпадающих доходов Принципала, связанных с предоставлением отдельным категориям собственников и нанимателей мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в счет погашения его обязательств перед РСО по договорам ресурсоснабжеиия (1.1.8).
Из всех перечисленных выше пунктов договора следует, что денежные средства начисленные собственникам и нанимателям жилых помещений, в оплату поставленных коммунальных ресурсов, не поступают на расчетный счет ОАО «Сити Сервис», а напрямую распределяются Агентом на счета РСО, так как не являются средствами, подлежащие причислению Принципалу.
Изложенными выше положениями договора о проведении расчетов подтверждается, что средства, подлежащие перечислению РСО за потребленные гражданами ресурсы, перечисляются поставщикам непосредственно на их счета.
Как указывает Инспекция в акте проверки, признаваемая задолженность складывается из задолженности собственников помещений и нанимателей жилых помещений.
Таким образом, задолженность Общества перед поставщиками коммунальных ресурсов образована вследствие неоплаты гражданами потребленных ими коммунальных услуг.
Задолженность ОАО «Сити Сервис» перед поставщиками ресурсов должна рассматриваться в рамках взаимоотношений хозяйствующих субъектов, несоблюдения договорных обязательств. Все разногласия сторон, в соответствии с условиями заключенных договоров, должны разрешиться путем переговоров, а в случае невозможности урегулировать спор, направляться на рассмотрение в Арбитражный суд.
Актом подтверждается, что между управляющей организацией и ресурсоснабжающими организациями расчеты за поставленный ресурс осуществляются фактически, в установленные сроки ежемесячно.
Инспекция не подтвердила нарушение управляющей организацией требований к осуществлению расчетов за ресурсы, учитывая наличие задолженности потребителей за полученные коммунальные услуги, наличия порядка расчетов за полученные коммунальные ресурсы.
Само по себе наличие задолженности перед ресурсоснабжающими организациями не свидетельствует о нарушении требований, предъявляемых к порядку осуществления расчетов управляющей организацией.
В целях снижения задолженности населения за потребленные коммунальные ресурсы ОАО «Сити Сервис» проводит следующие мероприятия:
Ежемесячный анализ потребленных энергоресурсов, выставленных объемов от ресурсоснабжающих организаций, начислений за коммунальные услуги собственникам и нанимателям помещений и объема поступлений денежных средств от них, в результате которого выявляются и исправляются отклонения в расчетах.
Выявляются незаконно проживающие граждане в помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, в соответствии с постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011г.
Проводится контроль снятия показаний индивидуальных приборов учета и выявление нарушений в декларировании показаний счетчиков гражданами.
Проводится ограничение предоставления коммунальных услуг собственникам, имеющим задолженность по оплате.
Для проведения постоянной работы с дебиторской задолженностью собственников и нанимателей жилых помещений в управляющей организации создано специальное структурное подразделение Работа по взысканию дебиторской задолженности с собственников помещений включает в себя автодозвон должникам; рассылка претензий в печатной форме; разъяснительные беседы с должниками, ограничение предоставления коммунальной услуги. Должникам, в случае нахождения о рассрочке погашения задолженности; подача исков о взыскании задолженности, работа с судебными приставами.
Подтверждением надлежащей претензионной и исковой работе ОАО «Сити Сервис» является постановление 62 судебного участка Санкт-Петербурга по делу 5-229/2018-62 от 29.06.2018 о прекращении дела. В постановлении суда указано, что за два квартала 2018 года рассмотрено более 400 заявлений Общества о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг.
Изложенное свидетельствует о том, что управляющей организацией ОАО «Сити Сервис», принимаются предусмотренные законодательством меры к устранению причин способствующих совершению нарушения жилищного законодательства в части оплаты потребленных коммунальных ресурсов, ведется претензионная и исковая работа в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, п. 11 предписания Инспекции №11/4308-р от 15.06.2018 не соответствует требованиям законодательства.
На основании вышеизложенного, требования заявителя подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать недействительными пункты 2.1, 3.3, 10.2, 11 предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 15.06.2018 №11/4308-р.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга в пользу Открытого акционерного общества «СИТИ СЕРВИС» 3000 руб. расходов по оплате госпошлины.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья Синицына Е.В.