ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-113370/2021 от 01.02.2022 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

04 февраля 2022 года                                                                     Дело № А56-113370/2021

Резолютивная часть решения объявлена февраля 2022 года . Полный текст решения изготовлен февраля 2022 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе: судьи Лебедевой И.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Гладихиной Ю.Н.,

заявитель - Садоводческое некоммерческое товарищество "Железнодорожник"

заинтересованное лицо -  Комитет государственного экологического надзора Ленинградской области

об оспаривании постановления от 24.11.2021 о назначении административного наказания №20833-21/Д

при участии

от заявителя: ФИО1, по доверенности от 13.12.2021, 

от заинтересованного лица: ФИО2, по доверенности от 27.12.2021,  

установил:

Садоводческое некоммерческое товарищество "Железнодорожник" (далее – заявитель, товарищество, СНТ, СНТ "Железнодорожник") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области (далее – заинтересованное лицо, Комитет) о назначении административного наказания от 24.11.2021 №20833-21/Д, о привлечении СНТ к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 800 000 руб.

В соответствии с частью 4 статьи 137 АПК РФ, суд, считая подготовленным дело к судебному разбирательству, с согласия сторон, завершил предварительное заседание и открыл судебное разбирательство в данном судебном заседании.

В судебном заседании представитель товарищества требования поддержал.

Представитель Комитета возражал против удовлетворения заявления по основаниям, изложенным в отзыве.

Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, Комитетом на основании поступившего обращения по вопросу использования незарегистрированной скважины для централизованной подачи воды к участкам на территории СНТ «Железнодорожник» во Всеволожском районе Ленинградской области (вх. № К-04-1491/2021 от 02.08.2021) проведен плановый (рейдовый) осмотр, указанной в обращении территории.

В ходе осмотра, проведённого 18.08.2021, было установлено следующее.

На земельном участке с кадастровым номером 47:07:0475001:157 возле здания правления СНТ «Железнодорожник» располагается подземное сооружение по типу колодца, закрытое пластиковым люком. В колодце располагается оголовок скважины с подключенным оборудованием (глубинный насос для откачки воды), а также соединительная труба для подачи воды из скважины.

На момент осмотра оборудование работало. Насосы качали воду, манометр показывал давление воды в системе. Лицензия на пользования недрами с целью добычи подземных вод, оформленная на СНТ «Железнодорожник», председателем СНТ «Железнодорожник» представлена не была.

Комитетом в отношении СНТ составлен протокол об административном правонарушении № 20833-21/Д от 26.10.2021.

Постановлением от 24.11.2021 №20833-21/Д СНТ "Железнодорожник" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 800 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, СНТ обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии со ст. 19.2 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» садоводческое некоммерческое товарищество имеет право осуществлять в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, добычу подземных вод для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения товариществ.

На территории Ленинградской области разработан «Порядок добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технического водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и(или) огороднических некоммерческих товариществ» (далее - Порядок), утверждённый приказом Комитета по природным ресурсам Ленинградской области от 12.04.2020 №14.

Настоящий Порядок определяет процедуру предоставления права пользования участком недр местного значения, расположенным на территории Ленинградской области, для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технического водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ.

Согласно п. 2.7 Порядка решение Комитета по природным ресурсам Ленинградской области о предоставлении права пользования участком недр местного значения является основанием для оформления и выдачи лицензии на право пользования недрами.

Исходя из изложенного следует, что на территории Ленинградской области добыча подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технического водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ должна осуществляться только при наличии лицензии на право пользования недрами.

Комитетом был сделан запрос в Комитет по природным ресурсам Ленинградской области (от 03.09.2021 № К-09-1717/2021) о наличии лицензии на пользование недрами с целью добычи подземных вод на территории СНТ «Железнодорожник».

Согласно полученному ответу из Комитета по природным ресурсам Ленинградской области (от 07.09.2021 № 02-18934/2021) лицензия на пользование недрами СНТ «Железнодорожник» не предоставлялась (отсутствует).

В рамках определения об истребовании сведении, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении от 24.08.2021 № 20833-21/Д СНТ «Железнодорожник» предоставило следующие документы: устав СНТ, паспорт скважины, финансовый отчёт за период 2020-2021, смета доходов и расходов, пояснительную записку, заявку в Комитет по природным ресурсам Ленинградской области на предоставление права пользования участком недр местного значения для добычи подземных вод, платёжное поручение по оплате государственной пошлины за получении лицензии на пользование участком недр.

В соответствии с представленным паспортом скважины работы по бурению скважины были начаты 12.10.2007, окончены - 12.11.2007.

Согласно п. 9 «Выводы и рекомендации при эксплуатации скважины» паспорта скважины - право эксплуатации подземных вод в скважине должно быть подтверждено лицензией на недропользование с целью добычи подземных вод.

На водопроводе в колодце установлен прибор учёта воды (водосчётчик), показывающий расход воды из скважины. Показания прибора учёта воды: 11305,48 м3.

Таким образом, установлено, что СНТ «Железнодорожник» по состоянию на 10.09.2021 из скважины было добыто 11305,48 м3 воды в отсутствие лицензии на пользование недрами.

Согласно ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 и частью 1 статьи 15.44 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

Материалами дела подтверждается и товариществом не оспаривается наличие в его действиях события и состава вменяемого правонарушения.

Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться в силу пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" основанием для отмены оспариваемого постановления, не имеется.

СНТ просит признать правонарушение малозначительным и применить к рассматриваемым правоотношениям положения ст. 2.9 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.  Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий (пункты 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").

Как разъяснено в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющего существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Таким образом, по смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может заключаться в пренебрежительном отношении лица, привлекаемого к ответственности, к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Как следует из материалов дела, на момент рассмотрения дела СНТ «Железнодорожник» получило лицензию на использование недр.

Принимая во внимание указанное обстоятельство, суд приходит к выводу об отсутствии пренебрежительного отношения товарищества к исполнению своих публично-правовых обязанностей. В рассматриваемом случае при формальном наличии признаков состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, обстоятельства совершенного товариществом правонарушения не содержат угрозы охраняемым общественным отношениям.

Судом также учтено, что в рассматриваемом случае возбуждением дела об  административном правонарушении, его рассмотрением и установлением вины лица, его совершившего, достигнуты предупредительные цели административного производства, установленные частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

При изложенных обстоятельствах, суд считает возможным применить положения статьи 2.9 КоАП РФ и освободить СНТот административной ответственности, ограничившись устным замечанием.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Государственная пошлина, уплаченная СНТ "Железнодорожник" по платежному поручению № 37 от 27.11.2021 при подаче заявления, подлежит возврату на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167-170, 208, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать незаконным и отменить постановление Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области от 24.11.2021 о назначении административного наказания № 20833-21/Д.

Возвратить заявителю из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 3000 руб.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.

Судья                                                                           Лебедева И.В.