ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-114012/2021 от 07.04.2022 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

14 апреля 2022 года                                                            Дело № А56-114012/2021

Резолютивная часть решения объявлена апреля 2022 года . Полный текст решения изготовлен апреля 2022 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Ресовская Т.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Погорелой Т.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель Акционерное общество "СтройТрансНефтеГаз"

заинтересованное лицо Сахалинское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

об оспаривании постановления от 26.11.2021 № 05-380-91-67/3

при участии

от заявителя: ФИО1 (по доверенности от 13.12.2021)

от заинтересованного лица: не явился, извещен

установил:

          Акционерное общество "СтройТрансНефтеГаз" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Сахалинскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору об оспаривании постановления от 26.11.2021 № 05-380-91-67/3.

          В судебном заседании заявитель поддержал требования.

Заинтересованное лицо извещено о времени и месте судебного разбирательства в порядке пункта 3 статьи 123  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание представителя не направило.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы заявителя, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, в рамках полномочий по осуществлению федерального государственного строительного надзора в соответствии с Градостроительным законодательством РФ на основании распоряжения Управления от 27.04.2021г. № РП-380-91-О и сроков, указанных в программе проверок в период с 30.04.2021г. по 04.06.2021г. по объекту капитального строительства «Газопровод-отвод и ГРС Тымовское Сахалинской области» (далее - Объекта), расположенного по адресу: Сахалинская область, МО «Тымовский городской округ» должностными лицами Управления проведена внеплановая выездная проверка на предмет соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, а также результатов таких работ требованиям проектной документации, в том числе с соблюдением технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов.

В ходе проверки выявлены нарушения, а именно:

- При проведении проверки надзорному органу не представлена утверждённая эксплуатирующей организацией специальная инструкция по испытанию трубопровода объекта от точки врезки до ГРС, 0159 мм, осушки полости сжатым воздухом или методом вакуумирования в соответствии с проектом.

Нарушены требования:  ст. 52 часть 6 ГрК РФ; ст. 53 части 2, 4, 8 ГрК РФ; Постановление Правительства РФ от 21 июня 2010 года N 468, пункт 2, 3, 5, 6, 7, 8; Проект 09-3/04-07/192-10-3-65/644-1-ПОС.ТЧ, лист 41; Свод правил от 16.12.2015 № 284.13258002016, пункт 24.5.

- При проведении проверки надзорному органу не представлено подтверждение проведения инструктажа (ознакомление персонала с порядком проведения работ и с мероприятиями по безопасному выполнению работ) по испытанию оборудования и трубопроводов объекта на прочность и герметичность.

Нарушены требования: ст. 52 часть 6 ГрК РФ; ст. 53 части 2, 4, 8 ГрК РФ; Постановление Правительства РФ от 21 июня 2013 года № 468, пункт 2, 3, 5, 6. 7. 8; СНиП от 17.09.2002 № 12-04-2002, пункт 15.1.5; НТД № ГРС-И-1 «Специальная рабочая инструкция», лист 14, абз.4 НТД № ГРС-И-1 Приложение №6. Журнал регистрации проверки знаний лиц, лист 38.

- При проведении проверки надзорному органу не представлены подтверждающие документы на проверенные и опломбированные госповерителем, имеющие паспорт, дистанционные приборы (электронные или манометры) класса точности не ниже первого, с предельной шкалой на давление около 4/3 испытания для измерения давления при проведении испытаний трубопроводов и оборудования.

Нарушены требования: ст. 52 часть 6 ГрК РФ; ст. 53 части 2. 4, 8 ГрК РФ. Постановление Правительства РФ от 21 июня 2010 года № 468, пункт 2, 3. 5, 6, 7, 8. Свод правил от 18.02.2014 № 86.13330.2014, пункт 19.5.13 НТД № ГРС-И-1 «Специальная рабочая инструкция», лист 14. абз.5

По итогам проверки составлен акт проверки от 04.06. 2021 года № А-380-91-о.

Должностным лицом Управления в отношении заявителя 08.09.2021 составлен протокол № 05-380-91-67/3 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.

 По результатам рассмотрения дела Управлением вынесено постановление о назначении административного наказания от 26.11.2021 № 05-380-91-67/3, Заявитель привлечен к ответственности и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей с учетом положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ.

Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Согласно статьи 3 Градостроительного кодекса РФ, законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса РФ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации.

Если закон является головным в своей сфере общественных отношений, а Градостроительный кодекс РФ является таковым, исходя из настоящей статьи Кодекса, иные акты, регулирующие предмет и общественные отношения в этой деятельности, должны соответствовать основному (головному) закону в области градостроительных отношений, а законы и иные нормативно-правовые акты не должны противоречить Градостроительному кодексу РФ (далее - ГрК РФ).

В соответствии с частью 3, статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса).

В соответствии с частью 6, статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией и (или) информационной моделью (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса), требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

Согласно части 1 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.

В соответствии с частью 2 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

В соответствии с Федеральным законом от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации (с изменениями на 3 июля 2016 года)», в пунктах 1, 2 указано:

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы стандартизации в Российской Федерации, в том числе функционирования национальной системы стандартизации, и направлен на обеспечение проведения единой государственной политики в сфере стандартизации. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере стандартизации, включая отношения, возникающие при разработке (ведении), утверждении, изменении (актуализации), отмене, опубликовании и применении документов по стандартизации, указанных в статье 14 настоящего Федерального закона.

Действие настоящего Федерального закона не распространяется на стандарты, которые не относятся к документам по стандартизации, предусмотренным статьей 14 настоящего Федерального закона.

К документам по стандартизации в соответствии с Федеральным законом от 29.06.2015 № 162-ФЗ относятся: документы национальной системы стандартизации; общероссийские классификаторы; стандарты организаций, в том числе технические условия; своды правил; документы по стандартизации, которые устанавливают обязательные требования в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона.

Таким образом, своды правил относятся к документам по стандартизации в Российской Федерации.

Невыполнение требований действующих сводов правил влечет уголовную, административную и иную ответственность в сфере стандартизации (ст. 34,162-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом 102-ФЗ от 26.06.2008 года «Об обеспечении единства измерений» статьей 2 «Основные понятия», пунктом 17, поверка средств измерений - совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям.

Правительством Российской Федерации устанавливается перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации государственными региональными центрами метрологии (статья 13, часть 3, 102-ФЗ).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» оценка соответствия - прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту; подтверждение соответствия -документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров; форма подтверждения соответствия - определенный порядок документального подтверждения соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям документов по стандартизации или условиям договоров.

Согласно статье 7 Закона № 184-ФЗ технические регламенты должны содержать правила и формы оценки соответствия.

Оценка соответствия проводится в формах государственного контроля (надзора), строительного контроля, испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме, а содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к процессам проектирования, строительства, формам оценки соответствия имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.

В соответствии со ст.ст.38, 39 Федерального Закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» оценкой соответствия здания или сооружения в процессе строительства должно подтверждаться соответствие выполняемых работ в процессе строительства, результатов их выполнения и применяемых строительных материалов и изделий требованиям указанного Федерального закона и проектной документации. Обязательная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов строительства осуществляется в форме строительного контроля по требованиям и в сроки, которые установлены законодательством о градостроительной деятельности.

При указанных обязанностях и обязательным требованиям, учитывая характер совершенного правонарушения, при отсутствии утверждённой со стороны эксплуатирующей организацией специальной инструкции по испытанию трубопровода объекта от точки врезки до ГРС, не ознакомления персонала с порядком проведения работ и с мероприятиями по безопасному выполнению работ, не представление подтверждающих документов на проверенные и опломбированные госповерителем, имеющих паспорт, дистанционные приборы (электронные или манометры) создана реальная возможность наступления негативных последствий для безопасности строящегося Объекта, безопасности жизни или здоровья людей.

Результаты проведенной проверки свидетельствуют, что контроль за строительством Объекта со стороны лица, осуществляющего строительство, АО «СтройТрансНефтеГаз», в том числе контроль за ведением исполнительной документации, осуществляется с нарушением требований ГрК РФ, технических регламентов, нормативно-правовых актов и проектной документации.

К газопроводам высокого давления предъявляются повышенные требования на каждом этапе жизненного цикла (жизненный цикл - общий период времени существования здания или сооружения, начиная от начала строительства и до его сноса и утилизации, в соответствии с СТО 36554501-014-2008 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения»).

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом необходимых и достаточных мер по соблюдению требований проектной документации, технических регламентов, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины заявителя во вмененном ему правонарушении согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах суд считает, что Управлением представлены надлежащие, исчерпывающие и применительно к статье 68 АПК РФ допустимые доказательства, свидетельствующие о наличии в действиях Общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.

Приведенные в заявлении доводы Общества судом не принимаются как необоснованные и не подтвержденные материалами дела.

Общество полагает, что постановление от 26.11.2021 № 05-380-91-67/3 вынесено за пределами срока привлечения к административной ответственности.

В соответствии с п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ особенностью не длящегося правонарушения является невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку.

Таким образом, если правовым актом не установлен срок выполнения обязанности, то правонарушение считается длящимся.

Проектная документация правовым актом не является, следовательно, срок давности привлечения к ответственности исчисляется согласно п. 2 ст. 4.5 КоАП РФ со дня обнаружения административного правонарушения.

В соответствии с п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности предусмотренной ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ составляет 1 год.

Правонарушение выявлено 27.11.2020 (дата оформления акта проверки), следовательно, постановление вынесено 26.11.2021 в пределах установленного законом срока.

 Суд не выявил существенных процессуальных нарушений, служащих основанием для отмены оспариваемого постановления, со стороны Управления при возбуждении, рассмотрении дела об административном правонарушении, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

       В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Арбитражный суд решил:

Требования Акционерного общества "СтройТрансНефтеГаз" оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.

Судья                                                            Ресовская Т.М.