ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-114282/19 от 14.05.2020 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

20 мая 2020 года Дело № А56-114282/2019

Резолютивная часть решения объявлена 14 мая 2020 года. Полный текст решения изготовлен 20 мая 2020 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Ресовская Т.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Погорелой Т.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

Общества с ограниченной ответственностью "Невский Дом"

к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга

о признании недействительным решения от 20.08.2019

при участии

от заявителя: Зимовец С.А. (по доверенности от 15.10.2019)

от заинтересованного лица: Федорова И.Г. (по доверенности от 07.10.2019)

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Невский Дом" (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее – заинтересованное лицо, ГЖИ, Инспекция) о признании недействительным решения от 20.08.2019.

В судебном заседании заявитель уточнил требования и просит: признать недействительным решение от 20.08.2019 о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации – Санкт-Петербурга; признать недействительным распоряжение от 23.08.2019 № 612-рл. Уточнения приняты судом.

Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения исковых требований.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя заинтересованного лица, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, ООО «Невский Дом» осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, расположенными по адресам: Санкт-Петербург, Вилькицкий бульвар, д. 4, стр. 1, Санкт-Петербург, Вилькицкий бульвар, д. 6, стр. 1, на основании протокола №3 от 06.02.2018 конкурса по отбору управляющей организации и протокола №В6/1 от 06.06.2018 внеочередного общего собрания собственников помещений соответственно.

Из материалов дела следует, что мировым судом судебного участка № 154 Санкт-Петербурга в отношении Общества было вынесено три постановления о привлечении к административной ответственности по части 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ.

20.08.2019 Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга приняла решение о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербург, исключив с 01.09.2019 сведения о вышеуказанных многоквартирных домах из раздела реестра лицензий, содержащего перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО «Невский Дом».

Распоряжением ГЖИ от 23.08.2019 № 612-рл в реестр лицензий субъекта Российской Федерации – Санкт-Петербурга внесены соответствующие изменения.

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании распоряжения, решения.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для
признания ненормативного правового акта недействительным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 197 ЖК РФ, орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого лицензиат осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, собственники помещений в многоквартирном доме, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат, ресурсоснабжающие организации, с которыми лицензиатом заключены договоры поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, иные заинтересованные лица должны быть проинформированы о наличии оснований для исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, о принятии решения об исключении сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, о принятии лицензионной комиссией решения о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии, о вступившем в законную силу решении суда об аннулировании лицензии и внесении соответствующей записи в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.

Порядок и сроки информирования об обстоятельствах, предусмотренных частью 1 статьи 197 ЖК РФ, а также лица, ответственные за соблюдение требований об информировании, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 28.03.2015 г. №289 «О порядке информирования о возникновении отдельных оснований прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом», утверждены «Правила информирования о возникновении отдельных оснований прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом» (далее по тексту - «Правила информирования»).

В соответствии с п. 1 Правил информирования, настоящие Правила определяют порядок информирования органов местного самоуправления (органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения, в случае если законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения не установлено, что полномочия, предусмотренные настоящими Правилами, осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований), на территории которых юридическое лицо или индивидуальный предприниматель на основании лицензии осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом (далее соответственно - уполномоченный орган, лицензиат), собственников помещений в многоквартирном доме, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат, ресурсоснабжающих организаций, с которыми лицензиатом заключены договоры поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и иных заинтересованных лиц, включая организации, осуществляющие оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и организации, осуществляющие проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (далее заинтересованные лица), об обстоятельствах, указанных в пункте 2 настоящих Правил (далее - информирование).

В соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 2 Правил информирования, информирование требуется при наличии следующих обстоятельств:

а)назначение 2 или более раз в течение календарного года лицензиату и (или) должностному лицу (должностным лицам) лицензиата судом административных наказаний за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписаний, выданных органом государственного жилищного надзора (далее - лицензирующий орган) в отношении многоквартирного дома, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат (далее - основание для исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации);

б)принятие лицензирующим органом решения об исключении сведений о
многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации.

Согласно подпунктам «а» и «б» пункта 4 Правил информирования, лицензирующий орган направляет уполномоченному органу способом, позволяющим подтвердить факт получения извещения, следующую информацию:

а)о возникновении основания для исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации - в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня вступления в законную силу второго или последующего решения
(постановления) суда о назначении административного наказания за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания, выданного лицензирующим органом, с указанием сведений, предусмотренных подпунктом «а» пункта 7 настоящих Правил;

б)о принятии лицензирующим органом решения об исключении сведений о
многоквартирном доме, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат, из реестра лицензий субъекта Российской Федерации - в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня принятия указанного решения, с указанием сведений, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил.

По информировании лицензиатом уполномоченного органа, он (орган), в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил информирования, в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня получения информации, предусмотренной пунктом 4 настоящих Правил, путем размещения указанной информации в местах, удобных для ознакомления собственниками помещений в многоквартирном доме (на досках объявлений, размещенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом), а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» извещает собственников помещений в многоквартирном доме, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат, о наличии обстоятельств, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 2 Правил.

Согласно части 7 статьи 198 Жилищного кодекса, в течение двух месяцев со дня надлежащего информирования в установленном статьей 197 настоящего Кодекса порядке собственников помещений в многоквартирном доме о наличии оснований для исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации указанные собственники вправе принять на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решение о продолжении осуществления лицензиатом деятельности по управлению многоквартирным домом. В течение трех рабочих дней со дня оформления протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме орган государственного жилищного надзора должен быть уведомлен о принятом решении путем направления ему копии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. В этом случае сведения о таком доме не исключаются из реестра лицензий субъекта Российской Федерации.

Инспекцией не исполнено требование части 1 статьи 197 ЖК РФ в части заблаговременного извещения собственников помещений, органа местного самоуправления, ресурсоснабжающих организаций о наличии оснований для исключения сведений из реестра лицензий.

Кроме того, статьей 197 ЖК РФ предусмотрено обязательное информирование собственников помещений; доказательств извещения собственников Инспекцией в материалы дела не представлено.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемые
распоряжение и решение Инспекции неправомерны, нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

В рамках дела № А56-88721/2019 рассматривалось аналогичное заявление ООО "Невский Дом" с участием тех же лиц. Судами трех инстанций решение и распоряжение ГЖИ о внесении сведений о МКД в реестр лицензий Санкт-Петербурга от 03.06.2019 признаны незаконными.

При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ с Инспекции в пользу Общества подлежит взысканию 3000 руб. расходов по государственной пошлине.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Арбитражный суд решил:

Признать недействительным решение Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 20.08.2019 о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации – Санкт-Петербурга.

Признать недействительным распоряжение Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 23.08.2019 № 612-рл.

Взыскать с Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Невский Дом" 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья Ресовская Т.М.