ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-114726/20 от 16.06.2022 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

24 июня 2022 года                                                                Дело № А56-114726/2020

Резолютивная часть решения объявлена   июня 2022 года

Полный текст решения изготовлен   июня 2022 года

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи  Бугорской Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания  секретарем Ивановой Н.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску:

истец: Федеральное казенное учреждение "управление федеральных автомобильных дорог "Северо-Запад" 199004, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ГОРОД, ЛИНИЯ 4-Я В.О., ДОМ 9, ЛИТЕР А, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 18.12.2002, ИНН: 7826062821

ответчик: общество с ограниченной ответственностью "Панда Транс" (198095, <...>, ЛИТЕР А, ПОМЕЩЕНИЕ 18, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 07.12.2006, ИНН: <***>)

о принудительном изъятии в собственность Российской Федерации для государственных нужд земельного участка,

при участии: согласно протоколу судебного заседания  от 16.06.2022,

установил:

Федеральное казенное учреждение «Управление федеральных автомобильных дорог «Северо-Запад» имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства»                                         (ФКУ Упрдор «Северо-Запад», Истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Панда Транс» (Ответчик, Общество) с требованием о принудительном изъятии в собственность Российской Федерации для государственных нужд земельного участка с кадастровым номером 47:26:0220001:988, площадью 8 943 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: автомобильный транспорт, расположенный по адресу: Тосненский муниципальный район, сельское поселение Тельмановское, на следующих условиях:

ФКУ Упрдор «Северо-Запад» произвести выплату возмещения обществу с ограниченной ответственностью «Панда Транс» ИНН <***>, в размере 792 461 (семьсот девяносто две тысячи четыреста шестьдесят один) рубль, посредством перечисления денежных средств на банковский счет общества с ограниченной ответственностью «Панда Транс», на основании выданного судом исполнительного листа, поступившего в орган Федерального казначейства по месту открытия ФКУ Упрдор «Северо-Запад», как получателю средств федерального бюджета, лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, предусматривающего обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам ФКУ Упрдор «Северо-Запад», в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного листа на исполнение;

- после выплаты обществу с ограниченной ответственностью «Панда Транс» возмещения в размере 792 461 руб., решение суда является основанием для внесения записей в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним о государственной регистрации:

- прекращения права собственности общества с ограниченной ответственностью «Панда Транс» на земельный участок с кадастровым номером 47:26:0220001:35, площадью 15 001 кв.м., расположенный по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, массив «Тельмана», уч. «Павловский», № 219 и исключения из ЕГРН сведений об этом земельном участке;

- права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 47:26:0220001:988, площадью 8943 кв.м.,

- права собственности общества с ограниченной ответственностью «Панда Транс» на земельный участок с кадастровым номером 47:26:0220001:989, площадью 6058 кв.м.

Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.05.2021 производство по делу приостановлено в связи с назначением судебной экспертизы, проведение которой поручено эксперту Автономной некоммерческой организации «Санкт-Петербургский институт независимой экспертизы и оценки» (АНО «СИНЕО») ФИО1. 06.09.2021 в суд поступило заключение эксперта № 2437/2021-А56-114726/2020 от 30.08.2021, в связи с чем суд определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.09.2021 производство по делу возобновлено.

В судебном заседании 14.10.2021 ФКУ Упрдор «Северо-Запад» заявило ходатайство о назначении по делу повторной экспертизы.

По результатам исследования поступивших ответов с учетом мнений представителей сторон судом в качестве экспертного учреждения было выбрано ООО "Центр судебных экспертиз   Северо-Западного округа", предложившего стоимость проведения экспертизы по поставленному вопросу в размере 86 000 руб.

24.03.2022 в суд поступило заключение ООО "Центр судебных экспертиз Северо-западного округа" № 12/17-СЗ от 22.03.2022.

В судебном заседании 16.05.2022 Истец заявил ходатайство об уточнении исковых требований и просил суд:

1. Принудительно изъять для государственных нужд в собственность Российской Федерации принадлежащий обществу с ограниченной ответственностью «Панда Транс» земельный участок с кадастровым номером 47:26:0220001:988, площадью 8943 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, расположенный по адресу: Тосненский муниципальный район, сельское поселение Тельмановское, на следующих условиях:

- федеральному казенному учреждению «Управление федеральных автомобильных дорог «Северо-Запад» имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства» (сокращенное наименование ФКУ Упрдор «Северо-Запад») произвести вьшлату в качестве возмещения обществу с ограниченной ответственностью «Панда Транс» ИНН <***>, денежных средств в размере          1 570 350 (Один миллион пятьсот семьдесят тысяч триста пятьдесят) рублей посредством перечисления денежных средств на банковский счет общества с ограниченной ответственностью «Панда Транс», на основании выданного судом обществу с ограниченной ответственностью «Панда Транс» исполнительного листа, предусматривающего обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам ФКУ Упрдор «Северо-Запад», поступившего в орган Федерального казначейства по месту открытия ФКУ Упрдор «Северо-Запад», как получателю средств федерального бюджета, лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного листа на исполнение;

- после выплаты Обществу с ограниченной ответственностью «Панда Транс» возмещения решение суда является основанием для внесения записей в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним:

- о государственной регистрации прекращении права собственности общества с ограниченной ответственностью «Панда Транс» на земельный участок с кадастровым номером 47:26:0220001:35, площадью 15001 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, массив «Тельмана», уч. «Павловский», № 129 и исключения из единого государственного реестра недвижимости сведений об этом земельном участке;

- о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 47:26:0220001:988, площадью 8943 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, расположенный по адресу: Тосненский муниципальный район, Сельское поселение Тельмановское,

- о государственной регистрации права собственности общества с ограниченной ответственностью «Панда Транс» на земельный участок с кадастровым номером 47:26:0220001:989, площадью 6058 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Российская Федерация, Тосненский муниципальный район. Сельское поселение Тельмановское.

2. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Панда Транс» в пользу ФКУ Упрдор «Северо-Запад» 86 000 (Восемьдесят шесть тысяч) рублей в возмещение расходов на проведение судебной экспертизы.

Уточнение иска принято судом в соответствии со статьей 49 АПК РФ.

Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.05.2022 производство по делу возобновлено.

Применительно к положениям статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 09.06.2022 был объявлен перерыв до 16.06.2022, после перерыва судебное заседание продолжено.

В судебном заседании 16.06.2022 эксперт  ФИО2 заключение
№ 12/17-СЗ от 22.03.2022 поддержала, дала подробные пояснения по вопросам сторон.

Представитель Истца настаивал на удовлетворении иска.

Представитель Ответчика против удовлетворения иска возражал по основаниям, изложенным в отзыве.

Исследовав материалы дела, доводы иска и отзыва на него, заслушав мнения присутствующих в судебном заседании лиц, суд установил следующее.

ФКУ Упрдор «Северо-Запад» согласно пункта 1.2. Устава, утвержденного приказом Федерального дорожного агентства от 31.03.2017 № 575, является учреждением, предназначенным для осуществления функций по оказанию государственныхуслуг в сфере дорожного хозяйства, в там числе в области оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значение и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасности и бесперебойного движения транспортных Средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.

Согласно пункта 3.3.14 Устава для достижения целей и реализации предмета деятельности ФКУ Упрдор «Северо-Запад» осуществляет проведение комплекса мероприятий по изъятию, в том числе заключение соглашений об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд, а также по регистрации соответствующих прав на них, в целях размещения автомобильных дорог общего пользования федерального значения и формирования полос отвода, на основании решении Федерального дорожного агентства.

Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) по ходатайству истца вынесено распоряжение от 31.07.2020 № 2464-р «Об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков вцелях обеспечения реализации проекта «Реконструкция участков автомобильной дороги М-10 «Россия» от Москвы через Тверь, Новгород до Санкт-Петербурга. Строительство путепровода с направленными съездами на Км 672+500 автомобильной дороги М-10 «Россия» Москва - Тверь - Великий Новгород - Сагал-Петербург, Ленин градская область» (далее - Решение об изъятии), согласно которому изъятию для нужд РФ подлежит часть земельного участка с кадастровым номером 47:26:0220001:35.

Согласно сведениям ЕГРН Земельный участок с кадастровым номером 47:26:0220001:35 принадлежит па праве собственности ответчику.

Копия решения об изъятии направлена истцом ответчику сопроводительным письмом за № 5724 от 20.08.2020.

В соответствии с п. 1 ст. 56.7. Земельного кодекса Российской Федерации в целях подготовки соглашения об изъятия земельного участка для нуждРоссийской Федерации были проведены кадастровые работы и образован с постановкой на государственный кадастровый учет земельный участок, подлежащий изъятию для нужд РФ в целях размещения автомобильной дороги федерального значения с кадастровым номером 47:26:0220001:988 площадью 8943 кв.м., образованный путем раздела земельного участка с кадастровым номером 47:26:0220001:35 площадью 15001 кв.м.

Согласно отчету № 38-10/2020, подготовленному обществом с ограниченной ответственностью  ООО «УралГеоПроект» 08.10.2020, величина размера возмещения в связи с изъятием для государственных нужд РФ земельного участка с кадастровым номером 47:26:0220001:988 площадью 8943 кв.м., образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером 47:26:0220001:35 площадью 15001 кв.м., по состоянию на 07.10.2020 составляет 792 461 руб.

ООО «Панда Транс» вручен под расписку проект соглашения об изъятии земельного участка в собственность Российской Федерации для государственных нужд, а также отчет об определении размера возмещения № 38-10/2020.

Поскольку во внесудебном порядке стороны к соглашению об изъятии земельного участка не пришли, спор рассмотрен арбитражным судом.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, суд пришел к следующему выводу.

Согласно части 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В пункте 1 ст. 279  Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сказано, что изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

В соответствии с подп. 2 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации  (далее – ЗК РФ) изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным в том числе со строительством, реконструкцией таких объектов как автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.

В соответствии с пунктом 6 статьи 279 ГК РФ сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.

Статьей 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей; при определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.

В силу статьи 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлена обязательность проведения оценки при изъятии имущества у собственников для федеральных нужд (а также в целях компенсации убытков арендаторов и иных землепользователей земельных участков).

Статьей 282 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд, либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд.

Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с п. 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.12.2015), по требованию уполномоченного органа исполнительной власти суд принимает решение о выкупе земельного участка, определяя при этом размер выкупной цены и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных нужд.

В соответствии с пунктом 13 статьи 56.10 ЗК РФ возмещение за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, поданного организацией, указанной в пунктах 1 и 2 статьи 56.4 настоящего Кодекса, за счет средств указанной организации.

Согласно пункту 4 статьи 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

В пункте 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснено, что под равноценным возмещением понимается выкупная цена земельного участка, в которую в силу пункта 2 статьи 281 ГК РФ и пункта 4 статьи 63 ЗК РФ включаются рыночная стоимость изымаемого участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он понесет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

В целях определения размера убытков судом была назначена экспертиза, проведение которой было поручено эксперту ООО "Центр судебных экспертиз             Северо-западного округа" № 12/17-СЗ от 22.03.2022.

Согласно заключению эксперта № 12/17-СЗ, подготовленного Центром судебных экспертиз  Северо-Западного округа  22.03.2022, величина размера возмещения в связи с изъятием для государственных нужд РФ земельного участка с кадастровым номером 47:26:0220001:988 площадью 8943 кв.м. составляет 1 570 350 руб.

Оценив представленное заключение по правилам статей 71, 86 АПК РФ, суд приходит к выводу о том, что заключение эксперта отражает все установленные статьей 86 АПК РФ сведения, оснований не доверять сделанному экспертом выводу не установлено, каких-либо доказательств, опровергающих выводы эксперта, не представлено.

В судебном заседании 16.06.2022 эксперт ФИО2 дала мотивированные пояснения по вопросам Ответчика, в том числе указала, что при подготовке заключения были учтены убытки от отсутствия подключения к электрическим сетям.

Наличие электроснабжения на земельном участке учтено, при расчете рыночной стоимости проведены соответствующие корректировки.

Учет фактора обеспеченности электроснабжением в убытках, ведет к двойному учету одного элемента сравнения, необоснованному завышению размера возмещения, выплата которого производится из средств федерального бюджета.

В нарушение положений статьи 65 АПК РФ ответчик не  предоставил в материалы дела документы, подтверждающие произведенные им на земельном участке неотделимые улучшения,  технические характеристики таких улучшений или документы, подтверждающие затраты ответчика на постройку неотделимых улучшений в виде объектов электросетевого хозяйства и документы, подтверждающие факт постройки им таких улучшений.

Таким образом, суд считает представленное экспертное заключение надлежащим доказательством по делу, которое может быть использовано для установления величина размера возмещения в связи с изъятием для государственных нужд РФ земельного участка.

В исковом заявлении истец указывает на необходимость оплаты стоимости земельного участка посредством перечисления денежных средств на банковский счет Общества на основании выданного судом исполнительного листа, поступившего в орган Федерального казначейства по месту открытия ФКУ Упрдор "Северо-Запад", как получателя средств федерального бюджета, лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, предусматривающего обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам ФКУ Упрдор "Северо-Запад", в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного листа на исполнение.

В обоснование необходимости установления именно такого порядка оплаты истец ссылается на то, что ФКУ Упрдор "Северо-Запад", как получателю средств федерального бюджета, открыт лицевой счет в Северо-Западном ГУ Банка России г. Санкт-Петербург. Учет операций по исполнению расходов федерального бюджета осуществляется УФК по г. Санкт- Петербургу.

Порядок исполнения казенными учреждениями решений судов Российской Федерации о взыскании с данных учреждений денежных средств регулируется статьями 242.1 и 242.3 БК РФ.

В силу указанных статьей исполнение судебных актов осуществляется только на основании предъявленных истцами (кредиторами) исполнительных листов.

В соответствии с требованиями частей 1, 2 статьи 242.3. Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ, исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений, осуществляется на основании исполнительного документа, предусматривающего обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения - должника, который направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета; орган Федерального казначейства не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.

В соответствии с пунктом 2 статьи 242.3 БК РФ орган Федерального казначейства не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.

Пункт 3 статьи 243.3 БК РФ предусматривает, что должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган Федерального казначейства информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года. При отсутствии или недостаточности объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу государственной власти - главному распорядителю, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган Федерального казначейства.

Пунктом 6 статьи 242.3 БК РФ установлено, что орган государственной власти (государственный орган), осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.

Ответчиком возражений относительно порядка выплаты возмещения в связи с изъятием земельных участков не заявлено, в связи с чем суд полагает возможным удовлетворить требования истца в этой части.

Согласно ч. 3 ст. 41 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости.

Пунктом 10 ст. 60 указанного Федерального закона установлено, что государственная регистрация прав на объекты недвижимости, изъятые для государственных нужд, осуществляется на основании заявления органа государственной власти. Снятие с государственного кадастрового учета и прекращение государственной регистрации прав на исходные земельные участки, права на которые прекращаются в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд, осуществляются одновременно с осуществлением государственной регистрации прав на земельные участки, образованные на основании решения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе на земельные участки, права на которые у граждан или юридических лиц возникают на основании соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд или решения суда о таком изъятии.

В соответствии с п. 1 ст. 56.11. Земельного кодекса РФ, вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества.

Согласно п. 2 ст. 56.11. Земельного кодекса РФ, в случае, если вступившим в законную силу решением суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества предусмотрено полное или частичное возмещение за изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в денежной форме, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи последствия наступают после предоставления указанного возмещения.

С учетом изложенного выплата истцом ответчику возмещения является основанием для внесения соответствующих записей в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним о регистрации прекращения права собственности ответчика на исходный земельный участок и исключения из ЕГРН сведений об этом земельном участке, внесения соответствующих записей в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, изымаемый для государственных нужд; основанием для внесения соответствующих записей в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним о регистрации права собственности ответчика на остающейся у него земельный участок.

В силу положений статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Преддоговорная природа спора предполагает установление судом параметров обязательственных правоотношений сторон посредством определения в судебном акте условий, по которым у сторон имелись разногласия. В результате рассмотрения спора данной категории суд не может отказать в удовлетворении преддоговорного спора, не урегулировав возникшие у сторон разногласия по существу. Данный факт подтверждается положениями статьи 173 АПК РФ, согласно которым по спору, возникшему при заключении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора. Следовательно, в результате рассмотрения данного спора по существу суд всегда будет вынужден удовлетворить исковые требования - урегулировать преддоговорный спор.

Учитывая, что целью обращения истца являлось определения размера возмещения Обществу в связи с изъятием земельного участка, удовлетворение исковых требований и урегулирование разногласий возникших между сторонами при заключении договора не свидетельствует о незаконности действий, либо неправоте какой-либо из сторон.

Более того, исковые требования удовлетворены на условиях отличных, от первоначально испрашиваемых Истцом, цена возмещения определена по результатам судебной экспертизы и фактически  в 2 раза превышает предложенные  ФКУ «Упрдор «Северо-Запад» условия.

С учетом изложенного, суд полагает справедливым распределить понесенные Истцом в сумме 86 000 руб. и Ответчиком в сумме 60 000 руб. судебные расходы на оплату первоначальной и повторной экспертизы в равных долях, и по результатам зачета взыскать с Ответчика в пользу Истца 13 000 руб. судебных расходов по оплате экспертизы.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Принудительно изъять для государственных нужд в собственность Российской Федерации принадлежащий обществу с ограниченной ответственностью «Панда Транс» земельный участок с кадастровым номером 47:26:0220001:988, площадью 8943 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, расположенный по адресу: Тосненский муниципальный район, сельское поселение Тельмановское, на следующих условиях:

 федеральному казенному учреждению «Управление федеральных автомобильных дорог «Северо-Запад» имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства» произвести выплату в качестве возмещения обществу с ограниченной ответственностью «Панда Транс» денежных средств в размере 1 570 350 рублей посредством перечисления денежных средств на банковский счет общества с ограниченной ответственностью «Панда Транс», на основании  выданного судом обществу с ограниченной ответственностью «Панда Транс» исполнительного листа, предусматривающего обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам ФКУ Упрдор «Северо-Запад», поступившего в орган Федерального казначейства по месту открытия ФКУ Упрдор «Северо-Запад», как получателю средств федерального бюджета, лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного листа на исполнение;

после выплаты Обществу с ограниченной ответственностью «Панда Транс» возмещения решение суда является основанием для внесения записей в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним:

о государственной регистрации прекращении права собственности общества с ограниченной ответственностью «Панда Транс» на земельный участок с кадастровым номером 47:26:0220001:35,  площадью 15001 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, массив  «Тельмана», уч. «Павловский», № 129 и исключения из Единого  государственного реестра недвижимости сведений об этом земельном участке;

о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок  с кадастровым номером 47:26:0220001:988, площадью 8943 кв.м., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, расположенный по адресу: Тосненский муниципальный район, Сельское поселение Тельмановское,

о государственной регистрации права собственности общества с ограниченной ответственностью «Панда Транс» на земельный участок с кадастровым номером 47:26:0220001:989, площадью 6058 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Российская Федерация, Тосненский муниципальный район, Сельское поселение Тельмановское.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Панда Транс» в пользу ФКУ Упрдор «Северо-Запад»  13 000 руб. в возмещение расходов на проведение судебной экспертизы.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.

Судья                                                                            Бугорская Н.А.