ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-114830/2021 от 18.04.2022 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

21 апреля 2022 года                                                              Дело № А56-114830/2021

Резолютивная часть решения объявлена   апреля 2022 года .

Полный текст решения изготовлен   апреля 2022 года .

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи  Михайлова П.Л.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Леонтьевым Г.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по иску:

истец: общество с ограниченной ответственностью "Эко Сервис" (адрес: Россия 196135, Санкт-Петербург, ул. Типанова 21/лит А/оф. 103, ОГРН:   7847226483 );

ответчик: Алла Александровна Лукавенко (адрес: Россия 195112, Санкт-Петербург, Заневский пр-кт., 12, кв. 7, );

о взыскании задолженности

при участии

- от истца: Захарова Д.А. доверенность от 09.03.2022,

- от ответчика: Лукавенко Н.А. доверенность от 24.12.2021,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью  «ЭКО СЕРВИС» (истец, заказчик)  ИНН 7810464878, ОГРН 1137847226483 Адрес: 194214, г. Санкт-Петербург, Костромской пр., д. 42, лит. Д, пом. 4Н, часть 10 Почтовый адрес: 196135, г. Санкт-Петербург, ул. Типанова, д. 21, лит. А, оф. 103 обратилось с иском к индивидуальному предпринимателю  Лукавенко Алле Александровне (ответчик, исполнитель)  ИНН 780610438437, ОГРНИП 316784700151002 со следующими требованиями:

Взыскать с Лукавенко Аллы Александровны в пользу общества с ограниченной ответственностью «ЭКО СЕРВИС» 280000 рублей задолженности, проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 06.102021 г. по 03.12.2021 г. в размере 3285 рублей 21 копейка, проценты за пользование чужими денежными средствами на сумму задолженности, начиная с 04.12.2021 г. по день ее погашения.

Индивидуальный предприниматель Луковенко Алла Александровна, в свою очередь, обратилась со встречным иском о взыскании 317600 рублей за оказанные услуги по подбору персонала.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства:

Между ООО «ЭКО СЕРВИС» (далее - Истец) и ИП Луковенко А.А. заключен договор №299 от «16» июня 2021 г. (далее - Договор).

В соответствии с п. 1.1. Договора Истец поручает, а Ответчик принимает на себя обязательства по оказанию Истцу комплекса консультационно-информационных услуг по поиску и подбору персонала на вакантные должности в соответствии с требованиями, предоставленными Истцом Ответчику в Заявках на подбор персонала, являющихся неотъемлемой частью Договора, а Истец обязуется оплатить услуги Ответчика.

Согласно ст. 779 Гражданского кодекса РФ (далее - ПС РФ) по договору возмездного оказания услуг Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а Заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В рамках Договора Ответчик осуществил подбор кандидатов на следующие вакансии:

Руководитель отдела логистики;

Операционный директор.

В целях исполнения Договора ИП Лукавенко А.Л. на установленных заказчиком в заявках критериях подбора персонала, в том числе в части условий приёма на работу и оплаты труда, 22.06.2021 г. разместила объявление о поиске кандидата на вакансию «руководитель отдела логистики» с оплатой 80 000 руб. в месяц, а также 15.07.2021 г. -объявление о поиске кандидата па вакансию «операционный директор» с оплатой 150 000 руб. в месяц, что подтверждается скриншотами страниц с сайта «Хедхантер» в сети «Интернет» (www.spb.hh.ты) (скриншот представлен в электронном виде).

Согласно н. 2.13 Договора свое решение о найме заказчик фиксирует письменно в оффере для кандидата (Offer, Job-olfer, письменное предложение о работе для кандидата, содержащее основные условия работы у заказчика, далее - оффер). Оффер должен быть подписан заказчиком и кандидатом.

В соответствии с условиями раздела 2 Договора исполнителем были подобраны и предложены на рассмотрение заказчику кандидаты для занятия указанных выше вакантных должностей:

В частности. 02.07.2021 г. заказчик известил исполнителя о принятии на должность руководителя отдела логистики предложенного исполнителем кандидата Баженова К.С, направив подписанное заказчиком и кандидатом предложение о работе (оффер), на условиях заключения трудового договора на неопределённый срок с испытательным сроком 3 месяца, с окладом по штатному расписанию на испытательный срок 50 000,00 руб. + премия 30 000,00 руб.. после испытательного срока 80 000,00 руб. + премии 20 000,00 руб. (л.д.46 т.1).

07.07.2021 г. сторонами Договора подписан Акт № 113 о выполнении условий Договора исполнителем в части подбора персонала на вакансию руководителя отдела логистики без замечаний со стороны заказчика на сумму 180 000,00 руб. (л.д.47 т.1).

Стоимость услуг исполнителя по выполнению данной заявки рассчитана по указанной в п. 2.2 заявки формуле исходя из согласованных заказчиком в предложении о работе (оффере) условий оплаты труда принятого на работу кандидата: ((80 000.00 руб. -I- премия 20 000,00 руб.) - средняя совокупная заработная плата кандидата в месяц после испытательного срока) * 12 месяцев * 15% = 180 000,00 руб.).

Услуги исполнителя в сумме 180 000,00 руб. по выставленному счёту № 113 от 07.07.2021 г. были оплачены заказчиком в полном объёме .

04.08.2021 г. заказчик известил исполнителя о принятии на должность операционного директора ООО «Эко Сервис» предложенного исполнителем кандидата Петрова СВ., направив подписанное заказчиком и кандидатом предложение о работе (оффер), на условиях заключения трудового договора па неопределённый срок с испытательным сроком 3 месяца, с окладом по штатному расписанию на испытательный срок 150 000,00 руб., после испытательного срока - 150 000,00 руб. + премия до 75 000,00 руб. по результатам квартала (оффер – л.д.54 т.1).

19.08.2021 г. между ООО «Эко Сервис» (заказчиком) и Петровым СВ. (исполнителем) был заключён договор возмездного оказания услуг № 19-08/Э па срок до 30.09.2021 г. (п. 4.1 укачанного договора), с размером вознаграждения в сумме 129 540,00 руб. за весь период действия договора (п. 3.1 договорал.д.55 т.1), в соответствии с пунктом 1.1 которого исполнитель «осуществляет следующие услуги»: организация и координация деятельности работников ООО «Эко Сервис»; консультирование по вопросам повышения качества работы сотрудников; отслеживание, поиск и подбор контрагентов, поиск каналов продажи услуг.

Согласно акта об оказании услуг № 1 от 30.08.2021 г. за период с 19.08.2021 г. по 30.08.2021 г. исполнителем оказано, а заказчиком принято услуг по договору № 19-08/Э на сумму 59 546.00 руб., по акту об оказании услуг № 2 от 30.09.2021 г. за период с 01.09.2021 г. по 30.09.2021 г. исполнителем оказано, а заказчиком принято услуг по договору № 19-08/Э на сумму 69 994,00 руб. (т.1 л.д.58,59).

23.08.2021 г. исполнителем выставлен Акт № 132 о выполнении условий Договора № 299 исполнителем в части подбора персонала на вакансию операционного директора без замечаний со стороны заказчика па сумму 270 000,00 руб, (т.1 л.д.60).

В нарушение п. 3.2 Договора подписанный заказчиком экземпляр оригинала Акта выполненных работ (оказанных услуг) № 132 от 23.08.2021 г.  исполнителю не возвращен, в то же время факт его передачи заказчику для подписания (23.08.2021 г.) подтверждается частичной оплатой заказчиком счёта № 132 от 23.08.2021 г.(л.д.61 т.1), выставленного на основании указанного акта и переданного одновременно с Актом (платежное поручение №1224 от 27.08.2021 г. на сумму 100 000 рублей со ссылкой на счет №132 л.д.62 т.1).

Стоимость услуг исполнителя по выполнению данной заявки рассчитана по указанной в п. 2.2 заявки формуле исходи из согласованных заказчиком в предложении о работе (оффере) условий оплаты груда принятого на работу кандидата: 150 000,00 руб. (средняя совокупная заработная плата кандидата в месяц после испытательного срока) * 12 месяцев * 15% - 270 000,00 руб.

Услуги исполнителя по выставленному счёту № 132 от 23.08.2021 г. были оплачены заказчиком частично: 27.08.2021 г. - в сумме 100 000,00 руб.. в результате чего на стороне заказчика образовалась непогашенная до настоящего времени задолженность в сумме 170 000,00 руб. (270 000,00 руб. - 100 000,00 руб.).

30.08.2021 г. между ООО «Эко Сервис» и Петровым С.В. был заключён трудовой договор № 12/2021. в соответствии с которым указанный работник принят на работу на должность операционного директора с 30.08.2021 г., с окладом по штатному расписанию в размере 23 000,00 руб. в месяц (п.п. 1.1. 1.6, 4.1).

Баженов Кирилл Сергеевич на должность руководителя отдела логистики был принят«15» июля 2021 г.   «28» октября 2021 г. указанный сотрудник был уволен.

Петров Сергей Валерьевич. был принят на должность операционного директора «30» августа 2021 г. «16» сентября 2021 г. данный сотрудник был уволен.

Согласно п. 2.18. Договора в случае прекращения трудовых отношений между Заказчиком и кандидатом, нанятым на работу Заказчиком через Исполнителя, по какой-либо причине (за исключением несоблюдения Заказчиком условий трудового договора, условий оплаты труда, или сокращения штата компании) в течение гарантийного срока с даты выхода кандидата на работу, Исполнитель обеспечивает однократную бесплатную замену такого кандидата. Срок гарантийной замены указывается в Заявке.

В соответствии с заявками на подбор персонала гарантийный срок по данным позициям составляет 3 (три) месяца.

В переделах указанного срока «01» октября 2021 г. Истец обратился за заменой кандидата на должность операционного директора, а «06» октября 2021 г. за заменой кандидата на должность руководителя отдела логистики.

В адрес Ответчика «25» октября 2021 г. была направлена Досудебная претензия, в которой Истец уведомил Ответчика об одностороннем отказе от Договора с «25» октября 2021 г. и предложил осуществить возврат денежных средств, полученных по Договору в размере 280 000 (двести восемьдесят тысяч) рублей 00 копеек за вычетом документально подтвержденных расходов Ответчика. По настоящий день возврат денежных средств Ответчиком не был осуществлён.

Суд обращает внимание, что срок осуществления замены по гарантии договором не предусмотрен.

Из представленных в дело заявок заказчика следует, что подбор персонала осуществляется в течение 30 дней (графа желательные сроки подбора). Обращение заказчика с заявкой на осуществление гарантийного предоставления персонала 01 и 06 октября 2021 года и заявление об отказе от договора – 25 октября 2021 года меньше срока, предусмотренного для подбора персонала в соответствии с договором. При этом из контекста п.2.20 следует, что гарантийная замена включает в себя новый поиск, подбор и представление кандидатов соответствующих заявке, что позволяет сделать вывод об осуществлении поиска в соответствии со сроками, предусмотренными в заявке – 30 дней.

В соответствии с п. 2.19 гарантия вступает в силу в случае  если заказчик информирует исполнителя об увольнении в письменной форме , а также только  при условии оплаты заказчиком услуг исполнителя  согласно п.п.3.1-3.4 договора.

Услуги по подбору операционного директора заказчиком исполнителю не оплачены частично, в связи с чем заказчик не имеет права на гарантийную замену.

Кроме того суд также обращает внимание на формулировку п. 2.21 Договора , где указано, что факт наступления случая гарантийной замены не является основанием для возврата исполнителем полной суммы оплаченного вознаграждения либо его части.

Вышеуказанные обстоятельства лишают заказчика права на взыскание денежных средств, оплаченных исполнителю за оказанные услуги по подбору и предоставлению работникам по заявкам заказчика.

Кроме того, Истцом были направлены следующие заявки на поиск кандидатов:

Инженер эколог секции экологических услуг «27» июля 2021 г.

Маркетолог «28» июля 2021 г.

Директор по маркетингу «28» июля 2021 г.

Логист по работе с субподрядами «22» июля 2021 г.

Руководитель отдела продаж «27» июля 2021 г.

В целях исполнения Договора ИП Лукавенко А.А. на установленных заказчиком критериях подбора персонала, включая условия по оплате, разместила на специализированном сайте «Хедхантер» в сети «Интернет» объявления о поиске кандидатов:

27.08.2021 г. и 27.09.2021 г. - на вакансию «специалиста по логистике» с оплатой 60 ООО руб. в месяц;

26.07.2021 г. и 29.09.2021 г. - на вакансию «руководителя отдела продаж» с оплатой от 80 000 руб. в месяц;

01.09.2021 г. и 04.10.2021 г. на вакансию «инженера-эколога» с оплатой от 50 000 руб. в месяц,

28.07.2021 г. и 01.09.2021 г. -- на вакансию «маркетолог» с оплатой 100 000 руб. в месяц, что подтверждается скриншотами страниц с сайта «Хедхантер» в сети «Интернет» (www.spb.hh.ru).

По итогам предварительного отбора исполнителем на рассмотрение заказчику было представлено по несколько кандидатов на каждую вакансию, что соответствует условиям применения к отношениям сторон положений п. 4.2.7 Договора.

Объем оказанных исполнителем услуг по поиску персонала до момента отказа заказчика от Договора подтверждается скриншотами перечней кандидатов на каждую вакансию, сформированных на сайте «Friendwork Recruiter)) (специализированный онлайн-сервис для автоматизации рекрутинга (ведения базы резюме, вакансий и заказчиков) в сети «Интернет» (л.д. 67-70, 80-109 т.1), а также резюме кандидатов (л.д.110-138 т.1), перепиской сторон в WhatsApp (л.д.28-47 т.1).

Стоимость услуг исполнителя в целях уплаты компенсации по п. 4.2.7 Договора по каждой из вакансий рассчитана по указанной в п. 2.2 заявки формуле исходя из средней заработной платы кандидатов на вакансии в пределах согласованных с заказчиком в письменном виде, включая переписку сторон, условий оплаты труда, и приведена в расчёте (стр. 11 встречного иска).

По вакансии логиста по работе с субподрядами (заявка от 22.07.2021 г.) в качестве средней заработной платы принята сумма для расчёта компенсации в размере 58 000,00 руб. в месяц (ниже согласованной с заказчиком суммы   60 000 руб.);

по вакансии инженера-эколога секции экологических услуг (заявка от 27.07.2021 г.) - принята сумма в размере 50 000.00 руб. (соответствует согласованной с заказчиком сумме -50 000 руб.);

по вакансии директор по маркетингу/маркетолог (заявка от 28.07.2021 г.) - принята сумма в размере 90 000.00 руб. (ниже согласованной с заказчиком суммы - 100 000 руб.);

по вакансии руководителя отдела продаж (заявка от 26.07.2021 г.) - принята сумма в размере 130 000.00 руб. (ниже согласованной с заказчиком суммы - 160 000 руб., утверждённой заказчиком в предложении о работе Груздовой (100 000 руб. (оклад) + 60 000 руб. - (премия), оффер   приложение 4 к иску ООО «Эко Сервис»).

В соответствии с п.4.2.7 договора, если заказчик после подписания заявки на подбор закрывает вакансию самостоятельно или принимает решение о прекращении подбора на вакансию силами Исполнителя, он оплачивает исполнителю компенсацию в размере 25% от полной стоимости услуг подбора вне зависимости от причин своего решения. Данный пункт применяется если исполнитель представил Заказчику не менее двух кандидатов на вакансию в соответствии с заявкой.

Ссылка заказчика на то, что он упразднил указанные вакансии, в связи с чем его действия не подпадают под требования п. 4.2.76 договора, не принимаются судом, поскольку противоречат формулировке данного пункта, а также требованиям  части 3-й ст. 310 Гражданского кодекса РФ.

Расчёт стоимости услуг исполнителя заказчиком не оспорен, доказательств иной стоимости услуг не представлено.

В соответствии со ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом. Вместе с этим, Исполнителем обязательства по договору не исполнены в полном объеме.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 450 ГК РФ, договор может быть расторгнут по требованию стороны, при условии его существенного нарушения другой стороной. Суд не усматривает существенного нарушения договора  со стороны ответчика.

Кроме того, Заказчик вправе в любое время отказаться от договора оказания услуг вне зависимости от основания отказа в соответствии со ст. 782 ГК РФ.

В этом случае заказчик обязан совершить оплату фактически понесенных исполнителем расходов.

Согласно п. 3.2 Договора заказчик обязуется подписать акт об оказании услуг и вернуть экземпляр исполнителю в течение 3 рабочих дней с момента его получения, либо в тот же срок предоставить мотивированный отказ от подписания акта. В случае пропуска заказчиком срока подписания акта, а также в случае отсутствия отказа от подписания акта, услуги

Акты, счета и все документы, связанные с исполнением исполнителем своих обязанностей по Договору, могут направляться заказчику в сканированном виде. Сканированные копни документов признаются имеющими юридическую силу до момента обмена стропами оригиналами документов (п. 3.3 Договора).

Оплата услуг исполнителя производится на основании счета в течение 5 рабочих дней с момента его выставления, если сторонами не согласован иной срок оплаты (п. 3.4 Договора).

В связи с получением исполнителем в телефонном разговоре сторон 18.10.2021 г. указания заказчика о необходимости прекращении поиска кандидатов на вакантные должности согласно заявок (В связи с получением исполнителем в телефонном разговоре сторон 18.10.2021 г. указания заказчика о необходимости прекращении поиска кандидатов на вакантные должности согласно заявок (приложения № 3-6 к Договору) - 21.10.2021 г. в адрес заказчика были направлены сканированные счета на оплату компенсации, предусмотренной п. 4.2.7 Договора, на общую сумму 147 600.00 рублей (л.д.21 т.1), Кроме того, в связи с неисполнением заказчиком требований п.п. 3.2-3.4, 5.2 Договора 08.11.2021 г. исполнителем в адрес последнего оригиналы необходимых документов были направлены для подписания повторно, в том числе оригиналы актов оказанных услуг № 132 от 23.08.2021 г.. актов №№ 167-170 от 21.10.2021 г., на отсутствие которых ссылается представитель ООО «Эко Сервис» в отзыве, с требованием о возвращении подписанных заказчиком оригиналов документов в адрес исполнителя, что подтверждается письмом № 3 от 31.10.2021 г.,(л.д.152 т.1) отчётом АО «Почта России» (л.д.153 т.1), копиями кассового чека от 08.11.2021 г. и описи вложения в цепное письмо РПО № 80088365157382 (т.1 л.д.155,156, получено заказчиком 11.11.2021 г.), копиями кассового чека от 08.11.2021 г. и описи вложения в ценное письмо РПО № 80088365152738 (т.1 л.д.156-157).

Таким образом, оригиналы актов оказанных услуг №№ 167-170 от 21.10.2021 г. получены заказчиком, во всяком случае, не позднее 11.11.2021 г., однако до настоящего времени не подписаны и в адрес исполнителя не направлены, обязательства по оплате услуг заказчиком не исполнены, мотивированный отказ от подписания актов также не направлен в установленный Договором 3-хдневный срок, оснований для признания актов недействительными не имеется и не заявлено, что влечёт вывод о надлежащем выполнении условий Договора исполнителем и необходимости взыскания с заказчика стоимости оказанных услуг в судебном порядке.

В соответствии с ч. 1 ст. 177 АПК РФ (в редакции, вступившей в законную силу с 01.01.2017) решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 310, 779-783 Гражданского кодекса РФ, ст. ст. 110,167-170 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области,

решил:

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Эко Сервис» к индивидуальному предпринимателю Лукавенко Алле Александровне отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Эко Сервис» в пользу индивидуального предпринимателя Лукавенко Аллы Александровны 317600 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 9352 рубля.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.

Судья                                                                            Михайлов П.Л.