ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-115293/17 от 28.02.2019 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

22 марта 2019 года                                                              Дело № А56-115293/2017

Резолютивная часть решения объявлена   февраля 2019 года .

Полный текст решения изготовлен   марта 2019 года .

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи  Сергеева О.Н.,

при ведении протокола судебного заседания

рассмотрев в судебном заседании дело по иску:

истец: КОМИТЕТ ПО ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ (адрес:   Россия 191124, г САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, г САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, пл РАСТРЕЛЛИ 2/А , ОГРН:   7847192609 );

ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "РОСЛЕСИНФОРГ" (адрес:   Россия 109316, г МОСКВА, г МОСКВА, пр-кт ВОЛГОГРАДСКИЙ 45/1 , ОГРН:   7746215527 );

о взыскании

при участии

-от истца: ФИО1 по доверенности от 07.09.18,

-от ответчика: ФИО2 по доверенности от 11.01.19,

установил:

Комитет по Природным Ресурсам Ленинградской области обратился с иском к ФГБУ "РОСЛЕСИНФОРГ" и после уточнения исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ просит взыскать 4 519 559 руб. 34 коп. штрафной неустойки за просрочку выполнения I этапа работ по государственному контракту №784631 от 19.09.17.

Ответчик иск отклонил и предъявил встречный иск, который с учетом уточнения состоит во взыскании 4 136 714 руб. 38 коп. задолженности по государственному контракту и 260 750 руб. 00 коп. неустойки за период с 10.07.18 по 28.02.19, а с 01.03.19 по день фактической оплаты долга по одной трехсотой ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки.

Встречный иск принят к рассмотрению совместно с первоначальным на основании ст. 132 АПК РФ.

Судом установлено:

Между комитетом по природным ресурсам Ленинградской области (далее – Комитет, заказчик) и ФГБУ «Рослесинфорг» (далее – общество, исполнитель) был заключен государственный контракт №784631 от 19 сентября 2017 года на выполнение работ по таксации лесов, проектированию мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов Лужского лесничества Ленинградской области ИКЗ 17 27842354966781401001 003 0240 244 (далее - Государственный контракт).

Согласно пункту 2.1 Государственного контракта предусмотренная Государственным контрактом работа выполняется в полном соответствии с Техническим заданием (приложение 1 к Государственному контракту). Требования к выполняемым работам определены в пункте 3 Технического задания, состав работ по первому этапу определен в пункте 7.1 Технического задания, выходные формы (пакет документов, которые «Исполнитель» передает «Заказчику» по завершению работ) по первому этапу, перечислены в п. 8.1 Технического задания.

Согласно пункту 3.1 Государственного контракта общий срок (продолжительность) работ устанавливается в соответствии с Календарным планом (приложение 3 к Государственному контракту). Согласно Календарному плану первый этап работ (таксация лесов) должен быть выполнен в срок до 01.12.2017 г.

01.12.2017 во исполнение 1 этапа контракта ответчик представил в Комитет акт приема-сдачи выполненных работ по 1 этапу контракта и материалы по 1 этапу контракта.

В результате приемки выявлено, что материалы представлены не в полном объеме и не соответствуют требованиям пунктов 3, 7.1 и 7.2 Технического задания к Государственному контракту.

Согласно п. 4.3 Государственного контракта «Заказчик» в течение 15-ти рабочих дней со дня получения акта приема-сдачи выполненных работ (этапа работ) с комплектом документации, предусмотренной Техническим заданием, обязан принять решение о приемке или отказе от приемки выполненных работ (этапа работ). На основании принятого решения «Исполнителю» направляется подписанный «Заказчиком» акт приема-сдачи выполненных работ (этапа работ) или мотивированный отказ.

Согласно п. 4.4 Государственного контракта в случае мотивированного отказа от приемки выполненных работ (этапа работ) ввиду несоответствия результатов работ Техническому заданию, «Сторонами» составляется двухсторонний акт с перечнем необходимых доработок.

Письмом №КПР-02-3170/2017 от 13.12.2017 г. Комитет направил ответчику мотивированный отказ в приемке работ по первому этапу Государственного контракта с приложением акта с перечнем необходимых доработок и требованием устранить допущенные нарушения в срок до 20.12.2017 года, с указанием, что в случае не устранения нарушений в установленный срок комитет обратится в суд с требованием о расторжении контракта и взыскании неустойки.       

В установленный срок нарушения не были устранены.

Истец рассчитал неустойку от полной цены контракта, в то время как просрочка допущена только по I этапу выполнения работ.

В соответствии с календарным планом срок выполнения работ по I этапу – 01.12.17, по II этапу – 01.08.18. Акт по I этапу подписан 21.06.18.

При выполнении работ по первому этапу Исполнителем были выявлены, обстоятельства, при которых выполнение работ к окончанию срока по первому этапу в соответствии с условиями Контракта невозможно, а именно:

- закладка тренировочного полигона возможна при наличии ЛФС и полном облиственном состоянии древесной, кустарниковой и травянистой растительности;

Для проведения полевой коллективной таксационно-дешифровочной тренировки, изучения и анализа признаков дешифрорования в начале полевых работ первого года закладывают 20-30 пробных площадей и подготавливают маршрутный таксационный ход, пересекающий 20-30 выделов, представляющих собой наиболее распространённые насаждения лесного массива (пункт 6 Технических указаний по лесоинвентаризации на основе рационального сочетания наземной таксации с камеральным дешифрированием аэрофотоснимков, 1971 г.).

В соответствии с Нормами выработки для инженерно-технических работников и рабочих на лесоустроительные работы, утверждёнными Начальником всесоюзного аэрофотолесоустроительного объединения «Леспроект», и согласованными Постановлением президиума ЦК профсоюзов рабочих лесной, бумажной и деревообрабатывающей промышленности 12 сентября 1973 года, продолжительность полевого периода лесоустроительных работ на территории Ленинградской области установлена с 15 мая по 15 ноября.

Пробные площади закладываются не только для проведения коллективной тренировки, их материалы используются для изучения строения насаждений, выявления количественных зависимостей между таксационными показателями, видимыми на аэроснимках и невидимыми, но необходимыми для полной таксационной характеристики древостоев, установления зависимостей между комплексом природных условий и характером лесов.

- аэрофотосъемка для Пужского лесничества с широтой 59°11'60" разрешена до 1 октября 17 час. 26 мин.;

Аэросъёмочные работы для широт Ленинградской области определены в Таблице для определения времени начала-конца аэрофотосъёмки, приложение 27, "Руководство по аэрофотосъемочным работам" (утв. МГА СССР 30.06.1986 N 45/И) (вместе с "Типовым положением об АФСП эксплуатационного предприятия гражданской авиации", "Типовым положением о группе технического контроля в аэрофотосъемочном производстве эксплуатационных предприятий гражданской авиации").

- для выполнения таксации дешифровочным способом на площади 196,9 тыс. га при средней площади выдела 7га потребуется 1 042 нормо-дня.

По состоянию на 01.01.2017 общее количество выделов Красногорского, Сяберского, Шильцевского, Осьминскоего, Николаевского, Череменецкого, Луговского, Жельцевского участковых лесничеств Лужского лесничества составляет 38 946 штук, площадь 196 901 га.

Площадь среднего выдела составляет 5 га (196 901 га / 38 946 штук = 5 га). 38 946 выделов (общее количество выделов) / на 27 выделов (норма в день) = 1442 нормо-дня.

(Нормы выработки для инженерно-технических работников и рабочих на лесоустроительные работы, утверждённые Начальником всесоюзного аэрофотолесоустроителъного объединения «Леспроект», и согласованные Постановлением президиума ЦК профсоюзов рабочих лесной бумажной и деревообрабатывающей промышленности 19 мая 1975 года) Таким образом, объективной и реальной возможности для выполнения работ по первому этапу в установленный Контрактом срок не имелось.

Согласно пункт 5.3.3 Контракта при обнаружении не зависящих от Исполнителя обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемых работ либо создают невозможность их завершения в срок Исполнитель обязуется незамедлительно предупредить об этом Заказчика в письменной форме.

Письмом от 23.11.2017 № 01/04-3486 ФГБУ «Рослесинфорг» направило Комитету по природным ресурсам Ленинградской области уведомление о невозможности представления результатов работ по первому этапу в срок до 1 декабря 2017 года.

Письмом от 22.12.2017 № 01/04-3820 ФГБУ «Рослесинфорг» сообщило Заказчику, что в целях скорейшего завершения работ по первому этапу и сдачи работ надлежащего качества ФГБУ «Рослесинфорг» привлечены к исполнению Контракта дополнительно два филиала: Архангельский и Карельский.

Таким образом ФГБУ «Рослесинфорг» действовало добросовестно, заранее уведомив Заказчика о невозможности выполнения работ по первому этапу в установленный Контрактом cpoк.

Согласно пункту 3.2 Контракта стороны вправе по взаимному соглашению изменить начальный, конечный и промежуточные сроки выполнения работ путем заключения дополнительных соглашений в случае наступления форс-мажорных обстоятельств.

Учитывая, что в процессе выполнения работ по первому этапу у ФГБУ «Рослесинфорг» возникла необходимость сбора, актуализации и анализа большого объема материалов, количество которых Исполнитель заранее предвидеть не мог, а также обстоятельства неблагоприятных погодных условий для проведения аэрофотосъемочных работ на территории Ленинградской области в период выполнения работ, ФГБУ «Рослесинфорг» просило Заказчика рассмотреть возможность продления срока работ по первому этапу до 30 марта 2018 года. Изменение промежуточного срока работ по Контракту не повлияло бы на конечный срок сдачи работ по Контракту.

Вместе с тем ответа на письмо от 22.12.2017 № 01/04-3820 от Заказчика в адрес ФГБУ «Рослесинфорг» не поступало.

Истцом необоснованно включены в дни просрочки время, затраченное им на приемку работ в количестве 48-ми дней, на что Ответчик ссылается в дополнении к отзыву на иск Комитета по природным ресурсам Ленинградской области.

В настоящее время вся сумма неустойки, заявленная Комитетом по первоначальному иску, фактически удержана из стоимости подлежащей оплате работ, поэтому первоначальный иск удовлетворению не подлежит.

Суд соглашается с представленным ФГБУ "РОСЛЕСИНФОРГ" контрсчётом неустойки за просрочку выполнения I этапа работ в сумме 382 844 руб. 96 коп. Следовательно, по встречному иску подлежит взысканию стоимость работ за вычетом указанной неустойки 4 519 559 руб. 34 коп. – 382 844 руб. 96 коп. = 4 136 714 руб. 38 коп.

Неустойка по встречному иску взысканию не подлежит ввиду невозможности определения начального срока ее исчисления при возникшем между сторонами споре и фактическом удержании суммы неустойки Комитетом из суммы оплаты работ.

Руководствуясь статьями 309, 310, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

В удовлетворении первоначального иска отказать.

Взыскать с Комитет по Природным Ресурсам Ленинградской области в пользу федерального государственного бюджетного учреждения "РОСЛЕСИНФОРГ" по встречному иску 4 136 714 руб. 38 коп. задолженности и 43 683 руб. 57 коп. расходов по государственной пошлине.

Выдать исполнительный лист в порядке статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В остальной части встречного иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.

Судья                                                                            Сергеева О.Н.