ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-115467/19 от 17.07.2020 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

22 июля 2020 года                                                              Дело № А56-115467/2019

Резолютивная часть решения объявлена июля 2020 года .

Полный текст решения изготовлен июля 2020 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе судьи Шпачева Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Клышниковой Ю.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель: Акционерная компания "ИДЖ ИЧТАШ АСТАЛДИ ИДЖА ИНШААТ АНОНИМ ШИРКЕТИ",

заинтересованное лицо: Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Новгородский",

об оспаривании постановления от 10.10.2019 по делу №1722 об административном правонарушении,

при участии:

от заявителя: Фоменко А.В., доверенность от 23.03.2020

от заинтересованного лица: Березина О.С., доверенность от 16.07.2020

установил:

Акционерная компания "ИДЖ ИЧТАШ АСТАЛДИ ИДЖА ИНШААТ АНОНИМ ШИРКЕТИ", имеющая место нахождения в Турецкой Республике (далее – компания), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Новгородский" (далее – отдел от 10.10.2019 по делу №1722 об административном правонарушении, которым Компания привлечена к ответственности по части 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 250 000 руб.

В судебном заседании представитель Общества поддержали заявленные требования. Заинтересованное лицо возражало против удовлетворения заявленных требований, предоставило отзыв и копию материалов по делу об административном правонарушении.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

26 июля 2019 года в адрес МО МВД России «Новгородский» поступило Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и административный материал в отношении компании за совершенное административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 18.15 КоАП РФ.

Прокуратурой Новгородского района на основании решения о проведении проверки от 04.07.2019 года №36 проведена проверка соблюдения компанией требований законодательства при привлечении к трудовой деятельности иностранных граждан, в ходе которой установлено, что 25.06.2019 сотрудниками МО МВД России «Новгородский», проведен профилактический рейд соблюдения организациями, задействованными в строительстве скоростной автомобильной трассы (Москва - Санкт-Петербург МП) требований миграционного законодательства при привлечении к трудовой деятельности иностранных граждан.

По результатам проверки установлено, что компания привлекла к осуществлению трудовой деятельности гражданина Узбекистана Расулова Шерали Ураловича 06.07.1983г.р., который не является гражданином России и не документирован паспортом гражданина Российской Федерации.

Постановлением от 10.10.2019 компания признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание, в размере 250 000 руб.

Не согласившись с постановлением, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.

Согласно части 1 статьи 18.15 КоАП РФ, привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

В соответствии с требованиями ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-фЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - ФЗ «О правовом положении иностранных граждан») иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

Заказчиком работ (услуг) в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей) и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). В качестве заказчика работ (услуг) может выступать, в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.

Согласно терминологии используемой для целей ФЗ «О правовом положении иностранных граждан» под разрешением на работу понимается документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности; патент - документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.

В соответствии с ч. 4.2 ст. 13 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан» временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу. Работодатель или заказчик работ(услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу.

В силу п. 20 Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Президентом РФ 28.11.2014 № Пр-2753, предусмотрено, что основными факторами, оказывающими негативное влияние на состояние национального рынка труда, межнациональные отношения в обществе, а также порождающими экстремистские проявления, являются неконтролируемая (в том числе незаконная) миграция и недостаточно регулируемые на региональном и муниципальном уровнях миграционные процессы, зачастую нарушающие сложившийся в отдельных регионах и муниципальных образованиях этноконфессиональный баланс населения.

25.06.2019г. на участке строительства скоростной автомобильной трассы (Москва - Санкт-Петербург МП) ( 7 этап ) вблизи д. Мясной Бор Новгородского района Новгородской области, иностранным гражданином ~ гражданином Республики Узбекистан - Расуловым Шерали Ураловичем 06.07.1983г.р., зарегистрированным по адресу: Новгородская область г. Великий Новгород ул. Щусева д. 7-А, в спецодежде выполнялись работы по обустройству деревянной опалубки на мостовой переправе без патента, действующего на территории Новгородской области.

Участок, отведённый для строительства автомобильной трассы МП, не закрыт для прохода (проезда) граждан, по периметру не огорожен, доступ к нему возможен как с территории автомобильных дорог, так и с лесного фонда. Строительство объекта осуществляют лица разных национальностей, которые в большей части, проживают совместно в общежитии в д. Подберезье.

Пунктом 1 Приложения к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 июля 2010г.№564н «Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающим (проживающим )в РФ, вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)» предусматривается перечень профессий и должностей ,при выполнении работ по которым иностранный гражданин или лицо без гражданства, временно пребывающие в РФ, вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу.

Выполнение работ по профессии «разнорабочий» указанным перечнем не предусмотрено, в связи с чем, гражданин Республики Узбекистан, не имеющий патент, действующий на территории Новгородской области не мог быть привлечен работодателем к трудовой деятельности на территории соответствующего субъекта.

В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что работы на указанном участке дороги выполнялись компанией, имеющей филиал в России, Санкт-Петербурге.

Таким образом, установлено, что компания, являясь хозяйствующим субъектом на строительном объекте, организовывало процесс ведения строительно-монтажных работ по возведению конструктивного элемента дороги, привлечению работников, то есть должно было отвечать за все действия (бездействия), произведенные на данном строительном объекте, в том числе и за соблюдение требований миграционного законодательства.

В соответствии с ч. 3 ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Согласно ч. 1 ст. 61 ТК РФ трудовой договор вступает в силу со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.

Частью 1 ст. 67 ТК РФ установлено, что трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключённым, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.

В соответствии с п. 4 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении следующих видов государственного контроля (надзора). Среди видов контроля законодательством Российской Федерации установлен федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции.

Частью 1 ст. 32 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) установлено, что Федеральный государственный контроль (надзор) за трудовой деятельностью иностранных работников на территории Российской Федерации осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее - органы государственного контроля (надзора) согласно их компетенции в порядке, установленном Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.

В п. 16 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 установлено, что «в силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ дли законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, ноданным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Привлечение иностранного гражданина к трудовой деятельности без документов, дающих право ему законно осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации в городе федерального значения Санкт-Петербурге (без патента)  образует состав правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.15 КоАП РФ, санкция которой для юридических лиц влечет наложение административного штрафа  в размере от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Привлечение иностранного гражданина к трудовой деятельности без документов, дающих право ему законно осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации в городе федерального значения Санкт-Петербурге (без патента)  образует состав правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.15 КоАП РФ, санкция которой для юридических лиц влечет наложение административного штрафа  в размере от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Материалами дела подтверждается  факт правонарушения, предусмотренного  ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, и наличие оснований для привлечения к административной ответственности заявителя за его совершение, а также наличие полномочий административного органа, вынесшего постановление.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, арбитражным судом не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела арбитражным судом не истек.

На основании изложенного арбитражный суд, руководствуясь частью 6 статьи 205 АПК РФ, признаёт наличие в действиях Компании состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена предусмотренного  ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ.

Основания для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности по основаниям статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют.

Оценив все обстоятельства дела, степень общественной опасности совершенного правонарушения, суд считает, что совершенному правонарушению соответствует наказание в виде штрафа в назначенном размере.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней.

Судья                                                            Шпачев Е.В.