ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-115764/18 от 21.03.2019 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

28 марта 2019 года                                                            Дело № А56-115764/2018

Резолютивная часть решения объявлена марта 2019 года . Полный текст решения изготовлен марта 2019 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Ресовская Т.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кутузовой К.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

Комитета по строительству Ленинградской области

к Администрации муниципального образования "Пудомягское сельское поселение" Гатчинского муниципального района Ленинградской области

о взыскании средств субсидии в размере 4 563 433, 23 руб., предоставленные в рамках соглашения от 09.07.2015 № 2-п

при участии

от истца: ФИО1 (по доверенности от 09.01.2019) 

от ответчика: не явился, извещен

установил:

  Комитет по строительству Ленинградской области (далее – истец, Комитет) обратился  в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Администрации муниципального образования "Пудомягское сельское поселение" Гатчинского муниципального района Ленинградской области (далее – ответчик, Администрация) о взыскании средств субсидии в размере 4 563 433, 23 руб., предоставленные в рамках соглашения от 09.07.2015 № 2-п, о расторжении соглашения от 09.07.2015 № 2-п о предоставлении субсидии.

         Определением арбитражного суда от 21.11.2018 производство по делу приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по делу № А56-66433/2018.

Постановлением от 01.02.2019 Тринадцатый арбитражный апелляционный суд отменил определение о приостановлении производства по делу.

В судебном заседании представитель Комитета поддержал заявленные требования.

Ответчик извещен о времени и месте судебного разбирательства в порядке пункта 3 статьи 123  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание представителя не направил.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы истца, суд  установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Областным законом Ленинградской области от 22 декабря 2014 года №96-оз «Об областном бюджете Ленинградской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» утвержден областной бюджет Ленинградской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (далее - Закон).

Приложением № 129 к указанному Закону является Адресная инвестиционная программа, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет средств областного бюджета Ленинградской области на 2015 год (далее - Адресная инвестиционная программа).

Программной частью Адресной инвестиционной программы предусмотрены субсидии муниципальным образованиям для реализации в 2015 году государственной программы Ленинградской области «Обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области».

В том числе, на решение вопросов реализации подпрограммы «Развитие инженерной и социальной инфраструктуры в районах массовой жилой застройки» предусмотрено 225 000 000, 00 рублей, где Комитет по строительству Ленинградской области определен главным распорядителем бюджетных средств.

Постановление Правительства Ленинградской области от 14 ноября 2013 года №407 утверждена Государственная программа Ленинградской области «Обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области», составной частью которой является подпрограмма «Развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры в районах массовой жилой застройки» (далее - Подпрограмма).

Задачами Подпрограммы является оказание муниципальным образованиям Ленинградской области содействия в создании объектов инженерной и транспортной инфраструктуры; оказание содействия муниципальным образованиям в строительстве объектов социального назначения или их приобретении в муниципальную собственность.

Согласно части 7 статьи 9 Закона, условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из областного бюджета Ленинградской области, критерии отбора муниципальных образований Ленинградской области для предоставления субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Ленинградской области.

В соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области от 06.07.2015 №260 «О внесении изменений в постановление Правительства Ленинградской области от 22 декабря 2014 года №605 «О распределении на плановый период 2015 и 2016 годов субсидий из областного бюджета Ленинградской области бюджетам поселений и городского округа Ленинградской области на строительство инженерной и транспортной инфраструктуры на земельных участках, предоставленных членам многодетных семей, молодым специалистам, членам молодых семей в рамках подпрограммы «Развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры в районах массовой жилой застройки» государственной программы Ленинградской области «Обеспечение качественным жильем граждан на территории Ленинградской области» (далее - Постановление №260) объем субсидии, предусмотренный в областном бюджете для предоставление Пудомягскому сельскому поселению Гатчинского муниципального района Ленинградской области (далее - Администрация МО, Муниципальный заказчик, Получатель бюджетных средств) составил 5 269 139, 0 рублей.

Порядок предоставления субсидий из областного бюджета Ленинградской области бюджетам поселений и городского округа Ленинградской области на решение вопросов местного значения по созданию инженерной и транспортной инфраструктуры на земельных участках, предоставленных гражданам в соответствии с областным законом от 14 октября 2008 года №105-оз «О  бесплатном   предоставлении  отдельным  категориям  граждан  земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области», утвержден постановлением Правительства Ленинградской области от 14.12.2012 №401 (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 8 Порядка и пункта 3.1 Правил предоставления субсидий местным бюджетам из областного бюджета Ленинградской области, утвержденных постановлением Правительства Ленинградской области от 20.07.2016 №257 (далее - Правила) в качестве условий предоставления субсидий устанавливаются:

а) наличие в бюджете муниципального образования бюджетных ассигнований на исполнение обязательств, софинансируемых за счет субсидий;

б)            наличие муниципальной программы, предусматривающей мероприятия, соответствующие целям государственной программы Ленинградской области;

в)            заключение муниципальным образованием в установленные сроки соглашения;

г) соблюдение муниципальным образованием минимальной доли расходов на
финансирование расходных обязательств, софинансируемых за счет субсидий (далее - минимальная доля софинансирования);

д)            соблюдение условий предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета, установленных пунктами 2-4 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

е) отсутствие просроченной задолженности по выплате заработной платы работникам муниципальных учреждений Ленинградской области;

ж)дополнительные условия, установленные Порядком предоставления субсидий.

В соответствии с пунктом 3.2 Правил Соглашение заключается по типовой форме, установленной главным распорядителем средств областного бюджета, в срок, установленный Порядком предоставления субсидий, но не позднее 1 апреля года предоставления субсидий (за исключением субсидий, указанных в пункте 4.7 настоящих Правил). Соглашение должно устанавливать в том числе:

а) объем субсидий, подлежащий предоставлению из областного бюджета;

б)            значения целевых показателей результативности, а также (при
необходимости) детализированные требования к достижению значений
целевых показателей результативности;

в)            значение минимальной доли софинансирования;

г) обязанность муниципального образования в случае недостижения
значений целевых показателей результативности вернуть в областной бюджет
средства в объеме, определяемом в соответствии с разделом 6 настоящих
Правил;

д)            обязанность муниципального образования по соблюдению фактической
доли расходов бюджета муниципального образования на финансирование обязательств, софинансируемых за счет субсидий, в отчетном году;

е) сроки и порядок представления отчетов о достижении значений целевых показателей результативности;

ж)сроки и порядок представления отчетов о расходах бюджета муниципального образования, источником финансового обеспечения которых являются субсидии;

з) порядок осуществления главными распорядителями бюджетных средств контроля за выполнением муниципальным образованием обязательств, предусмотренных соглашением;

и)иные положения, предусмотренные настоящими Правилами, Порядком
предоставления субсидий и нормативным правовым актом Правительства
Ленинградской области о мерах по реализации областного закона об областном
бюджете.

В целях реализации мероприятий, предусмотренных Адресной инвестиционной программой, 09 июля 2015 года между комитетом по строительству Ленинградской области (далее - Комитет) и администрацией муниципального образования «Пудомягское сельское поселение» Гатчинского муниципального района Ленинградской области (далее - Администрация МО) заключено соглашение №2-п «О порядке предоставления субсидий из областного бюджета Ленинградской области бюджету муниципального образования «Пудомягское сельское поселение» Гатчинского муниципального района Ленинградской области на софинансирование мероприятий по проектированию объектов инженерной и транспортной инфраструктуры и/или по строительству инженерной и транспортной инфраструктуры на земельных участках, предоставленных членам многодетных семей, молодым специалистам, членам молодых семей в соответствии с областным законом от 14 октября 2008 года №105-оз «О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области» (далее - Соглашение).

В соответствии с Постановлением №260 и Соглашением в 2015 году Администрации МО перечислены средства областного бюджета Ленинградской области на софинансирование мероприятий по проектированию объектов инженерной и транспортной инфраструктуры в размере 5 269 139 руб.

Администрацией МО были нарушены условия предоставления субсидии, а именно: не достигнуты установленные Соглашением целевые показатели результативности и эффективности использования средств субсидии.

Статьей 34 Бюджетного кодека Российской Федерации (далее - БК РФ) установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

В силу статьи 162 БК РФ, получатель бюджетных средств - Администрация МО обладает полномочиями по обеспечению результативности и целевого характера использования бюджетных средств.

Согласно пункту 3.2.10 Соглашения, Администрация МО осуществляет контроль и обеспечивает целевое и эффективное использование средств, выделяемых в рамках Соглашения.

Приложением 3 к Соглашению утвержден План мероприятий (дорожная карта), устанавливающий сроки реализации Администрацией МО мероприятий, предусмотренных Соглашением.

Пунктом 5 Плана мероприятий установлен срок завершения работ по проектированию объектов инженерной и транспортной инфраструктуры - в соответствии с заключенным контрактом.

В нарушение вышеуказанных условий Соглашения и норм бюджетного законодательства, Администрация МО не исполняет принятое на себя обязательство по достижению целевых показателей результативности использования субсидии с момента заключения Соглашения и по настоящее время, то есть более трёх лет.

Муниципальный контракт №28/1 от 13.11.2015 с ООО «Проектный
Институт Инженерной Инфраструктуры» (далее - проектировщик).

Предмет контракта - выполнение работ по проектированию инфраструктуры и системы электроснабжения участков ИЖС на территории дер. Шаглино Гатчинского района Ленинградской области в соответствии с Техническим заданием.

Стоимость контракта - 3 000 000 руб., в том числе за счет средств областного бюджета - 2 850 ООО руб. и 150 000 руб. за счет средств местного бюджета.

Срок контракта - 31.12.2015.

В соответствии с дополнительным соглашением № 2 к муниципальному контракту срок исполнения контракта продлен до 31.12.2016.

На основании подписанного Акта о приемке выполненных работ от 07.12.2016 Администрацией МО произведена оплата в размере 3 000 000 руб., в том числе 2 850 000 руб. за счет средств областного бюджета.

Муниципальный контракт от 10.10.2016 с ООО «Центр инженерных
изысканий в строительстве».

Предмет контракта - проведение комплекса изыскательских работ в границах проектирования объекта: «Транспортная инфраструктура и система электроснабжения участков ИЖС на территории дер. Шаглино Гатчинского муниципального района, Ленинградская область» и проведение экспертизы.

Стоимость контракта - 1 803 613, 92 руб., в том числе за счет средств областного бюджета - 1 713 433, 23 руб.

Срок контракта - 30 рабочих дней (22.11.2016).

На основании подписанного Акта о приемке выполненных работ от 25.11.2016 Администрацией МО произведена оплата в размере 1 803 613, 92 руб., в том числе за счет средств областного бюджета - 1 713 433, 23 руб.

Поскольку по Соглашению всего перечислено (по обоим муниципальным контрактам) средств областного бюджета - 4 563 433, 23 руб., то неиспользованный остаток субсидии в размере 705 705,77 руб. правомерно возвращен в областной бюджет Ленинградской области в январе 2017 года.

Однако, несмотря на то, что работы были приняты в соответствии с указанными Актами о приемке выполненных работ, условия муниципального контракта не выполнены.

Согласно письму Администрации МО от 08.06.2018 №1127, направленному в адрес Комитета, проведение государственной экспертизы выполненного ООО «Проектный Институт Инженерной Инфраструктуры» проекта невозможно без наличия надлежаще оформленного проекта в электронном виде.

Кроме того, отсутствуют технические условия на электроснабжение жилого массива и уличного освещения.

Таким образом, поскольку до настоящего времени не произведена корректировка существующего проекта (при изменении технического задания и получения технических условий только на уличное освещение), отсутствует электронная версия проекта, следовательно, налицо неисполнение условий указанных муниципальных контрактов, заключенных в рамках Соглашения.

Согласно пункту 3.2.10 Соглашения Администрация МО, являясь муниципальным заказчиком, приняла на себя обязательства по обеспечению целевого и эффективного использования бюджетных средств.

В нарушение условий Соглашения и норм бюджетного законодательства, Администрация МО не исполнила данные обязательства с момента заключения Соглашения и по настоящее время.

Таким образом, Администрацией не достигнуты установленные Соглашением показатели результативности предоставления субсидий (приложение 2 к Соглашению), что свидетельствует о нецелевом использовании Администрацией МО средств субсидии.

Данный факт, в свою очередь, влечет ответственность, установленную действующим законодательством (пункт 4.1 Соглашения).

Согласно заключенному муниципальному контракту, доработка проектной документации с учетом замечаний, выданных ГАУ «Леноблгосэкспертиза», входит в работы, выполняемые проектировщиком по контракту.

Таким образом, в нарушение пункта 3.2.10 Соглашения и статей 309 и 310 ГК РФ, обязательства по обеспечению целевого показателя результативности и эффективному использованию субсидии, предоставляемой из областного бюджета, Администрацией МО не исполнены, что свидетельствует о неэффективном использовании Администрацией МО средств субсидии.

В силу ст. 306.8 БК РФ, нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

Ввиду неисполнения условий Соглашения и неэффективного использования Администрацией МО средств субсидии, Комитетом в адрес Администрации МО была направлена претензия №кстр-02-344/2018 от 01.08.2018 (Приложение 2) с требованием возврата в бюджет Ленинградской области средств субсидии в размере 4 563 433, 23 рубля в течение 30 дней с момента получения претензии.

Ответ на претензию в Комитет не поступал до настоящего времени, сведения о добровольном перечислении средств субсидии отсутствуют.

Таким образом, средства субсидии на сегодняшний день Администрацией МО в областной бюджет Ленинградской области не возвращены, что и послужило основанием для обращения Комитета в суд с настоящим исковым заявлением.

Исходя из определения, закрепленного частью 2 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-Ф3 при решении вопросов местного значения органы местного самоуправления должны действовать исходя из интересов населения.

Необоснованно отказывая в возврате предоставленных из областного бюджета средств субсидии, Администрация МО действует вопреки интересам населения указанного муниципального образования, а также принципам добросовестности, разумности и справедливости.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Таким образом, нарушение Администрацией МО условий предоставления субсидии влечет за собой ее бесспорное взыскание в бюджет Ленинградской области.

Несоблюдение Администрацией МО условий предоставления субсидии, а также невыполнение законных требований Комитета по ее возврату в бюджет Ленинградской области влечет за собой нарушение прав граждан, которым в соответствии с областным законом от 14 октября 2008 года N 105-оз "О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области" предоставлены земельные участки, входящие в массив в п.Кротово.

Реализация Адресной инвестиционной программы по созданию объектов инженерной и транспортной инфраструктуры на земельных участках, предоставленных членам многодетных семей, молодым специалистам, членам молодых семей в соответствии с областным законом от 14 октября 2008 №105-оз «О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области» носит социально значимый характер и затрагивает права и законные интересы категории граждан, находящейся под особой защитой государства и проживающих на территории Ленинградской области.

Таким образом, расторжение Соглашения с взысканием с Администрации МО средств субсидии в размере 4 563 433, 23 руб. и последующее заключение нового Соглашения является единственной возможностью субсидирования из областного бюджета мероприятий по созданию объектов инженерной и транспортной инфраструктуры на массиве малоэтажной индивидуальной жилой застройки по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, дер. Шаглино.

Необоснованный невозврат Администрацией МО предоставленных за счет областного бюджета средств субсидии создает непреодолимые препятствия в реализации указанных мероприятий и приводит к нарушению установленного законом права на жилище граждан, которым предоставлены земельные участки в соответствии с областным законом от 14 октября 2008 года N 105-оз "О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области".

Исходя из определения, закрепленного частью 2 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ, при решении вопросов местного значения органы местного самоуправления должны действовать исходя из интересов населения.

Необоснованно отказывая в возврате предоставленных из областного бюджета средств субсидии, Администрация МО действует вопреки интересам населения сельского поселения, а также принципам добросовестности, разумности и справедливости.

В силу пункта 1 статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (пункт 2 статьи 71 АПК РФ).

По оценке суда с достоверностью доказано совершение ответчиком бюджетного нарушения, а именно неэффективное использованию бюджетных средств.

Согласно части 2 статьи 450 ГК РФ  по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной, в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

На основании изложенного требование Комитета о расторжении Соглашения №  2-п от 09.07.2015 года о порядке предоставления субсидии, взыскании с Администрации средств субсидии в размере 4 563 433, 23 руб. является обоснованным и доказанным,  подлежит удовлетворению.

  Руководствуясь ст.ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Арбитражный суд решил:

Расторгнуть соглашение №2-п от 09 июля 2015 года «О порядке предоставления субсидий из областного бюджета Ленинградской области бюджету муниципального образования «Пудомягское сельское поселение» Гатчинского муниципального района Ленинградской области на софинансирование мероприятий по проектированию объектов инженерной и транспортной инфраструктуры и/или по строительству инженерной и транспортной инфраструктуры на земельных участках, предоставленных членам многодетных семей, молодым специалистам, членам молодых семей в соответствии с областным законом от 14 октября 2008 года №105-оз «О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области».

Взыскать с Администрации муниципального образования «Пудомягское сельское поселение» Гатчинского муниципального района Ленинградской области в пользу Комитета по строительству Ленинградской области, предоставленные в рамках Соглашения от 09.07.2015 года №2-п средства субсидии в размере 4 563 433, 23 рублей.

  Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                              Ресовская Т.М.