Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
08 ноября 2018 года Дело № А56-115767/2018
Резолютивная часть решения объявлена октября 2018 года . Полный текст решения изготовлен ноября 2018 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Черняковской М.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Телешовой Е.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по республике Карелия
заинтересованное лицо Публичное акционерное общество "Вымпел-коммуникации"
о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии
от заявителя: ФИО1 (доверенность от 09.01.2018)
от заинтересованного лица: ФИО2 (доверенность от 26.10.2018), ФИО3 (доверенность от 27.12.2017)
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Карелия (далее – Управление, Роскомнадзор) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к публичному акционерному обществу "ВЫМПЕЛ-КОММУНИКАЦИИ" (далее – ПАО «ВымпелКом», Общество) о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Определением суда от 21.09.2018 заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание с указанием на возможность перехода в основное судебное заседание в отсутствие возражений сторон.
Возражений о переходе к судебному разбирательству от сторон не поступило.
Суд, завершив предварительное судебное заседание, открыл судебное заседание в первой инстанции в порядке статей 136-137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) перешел к рассмотрению спора по существу.
В судебном заседании представитель Управления поддержал заявленные требования. Представитель Общества возражал против удовлетворения заявленных требований.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, Общество имеет лицензию от 21.05.2017 № 162226 на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи, со сроком действия до 21.05.2022.
В Управление Роскомнадзора поступило обращение абонента ФИО4 о подключении Обществом на принадлежащий ему абонентский номер <***> платной услуги «Видеомир 18+» без согласия абонента.
По результатам проверки сведений, указанных в обращении абонента, Управление 29.08.2018 составило протокол об административном правонарушении, указав, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Из указанного протокола следует, что обществу вменено нарушение требований пункта 5 главы XI Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 № 87, и пункта 5 лицензии на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи от 21.05.2017 № 162226, а именно: из анализа представленных Обществом письменных пояснений и сведений следует, что подписка на услуги «Видеомир 18+» совершена оператором связи 23.04.2018 в 08:41:59, но согласие абонента на получение данных услуг в базе данных оператора связи не отражено; в детализации, представленной в обращении, не отражено совершение абонентом вызова на номера 068422074 или 068422073.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В силу подпункта 36 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон № 99-ФЗ) оказание услуг связи подлежит лицензированию.
Перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг подвижной радиотелефонной связи утвержден постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 № 87 (раздел XI) (далее - Перечень).
Пунктом 5 Перечня в качестве одного из лицензионных условий установлено оказание услуг в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации. Аналогичное требование установлено также пунктом 5 Лицензионных условий, являющихся приложением к лицензии №162226 на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи, предоставленной ПАО «ВымпелКом».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2014 № 1342 утверждены Правила оказания услуг телефонной связи (далее – Правила № 1342), которые регулируют отношения между абонентом и (или) пользователем услуг телефонной связи и оператором связи при оказании услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи в сети связи общего пользования, а также при оказании услуг подвижной радиосвязи, услуг подвижной радиотелефонной связи и услуг подвижной спутниковой радиосвязи (далее - подвижная связь) в сети связи общего пользования.
В соответствии с пунктом 7 Правил № 1342 оказание услуг телефонной связи может сопровождаться предоставлением оператором связи иных услуг, технологически неразрывно связанных с услугами телефонной связи и направленных на повышение их потребительской ценности, при соблюдении требований, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правовые основы деятельности в области связи устанавливает Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи), определяющий права и обязанности лиц, пользующихся услугами связи.
Пунктом 5 статьи 44 Закона о связи установлено, что оказание иных услуг, технологически неразрывно связанных с услугами подвижной радиотелефонной связи и направленных на повышение их потребительской ценности, осуществляется с согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение данных услуг.
До получения согласия абонента об оказании иных услуг связи, технологически неразрывно связанных с услугами подвижной радиотелефонной связи и направленных на повышение их потребительской ценности, в том числе контентных услуг, оператор связи должен предоставлять абоненту информацию о тарифах на услуги и кратком содержании данных услуг, а также о лице, предоставляющем конкретную услугу, и лицевом счете, с которого осуществляется списание денежных средств на оплату таких услуг.
Как следует из материалов дела, Обществом абоненту ФИО4 на принадлежащий ему абонентский номер <***> 23.04.2018 была подключена платная услуга «Видеомир 18+».
При проверке обращения абонента административный орган пришел к выводу, что для совершения подписки на данную услугу абоненту необходимо совершить вызов на номера 068422074 или 068422073, и, установив, что с вышеуказанного абонентского номера вызовов на данные номера не зафиксировано, констатировал нарушение оператором связи установленных лицензионных требований.
Вместе с тем, как пояснил представитель Общества, в рассматриваемом случае имел место альтернативный способ подключения дополнительной услуги, а именно авторизация абонента на сайте оператора связи и получение кода доступа к услуге посредством оформления «Подписки» на сайте.
Как следует из информации, размещенной на сайте оператора связи в разделе «Подключение и отключение подписок», услуги с привлечением контент-провайдеров, в том числе «Видеомир», предоставляются по «Подписке» с регулярной ежедневной тарификацией (списания происходят ежедневно, не более 30 руб. в сутки).
Для загрузки сервиса через интернет следует оформить заказ на «Подписку», подтверждение которого осуществляется на странице сайта оператора связи. При подтверждении заказа абоненту направляется SMS сообщение от оператора с кодом активации подписки, с информацией о ее стоимости, указанием контент-провайдера и команды для отключения услуги.
Подключение «Подписки» подразумевает, что абонент дает согласие на получение доступа к сервису и списание денежных средств со счета номера телефона, указанного при оформлении заказа.
«Подписка» также может быть выбрана в каталоге «Билайн» и подключена с помощью короткой команды (совершения вызова на один из указанных телефонных номеров).
Таким образом, оператором связи предусмотрено несколько вариантов активации спорной дополнительной платной услуги.
Согласно пункту 8.12 Условий оказания услуг связи Билайн, идентификация пользователя услугами связи осуществляется по телефонному номеру, с использованием которого абонент получает услуги.
Заказывая дополнительные услуги по номеру доступа или выполняя действия по подключению услуг, указанные в оферте, абонент соглашается с правилами оказания дополнительных услуг и правилами их тарификации и выражает согласие получить данные услуги, оплатить их (пункт 2.7 Условий оказания услуг связи Билайн).
Из представленных Обществом доказательств усматривается, что подключение сервиса «Видеомир 18+» произведено абонентом <***> при использовании мобильного интернета (выписка Бэк-офиса управления контент-услугами) на сайте посредством нажатия кнопки активации сервиса «смотреть», под которой размещена информация о предоставляемой услуге и ее стоимости (протокол запроса абонента на подписку). По факту подписки на услугу абоненту оператором связи направлено SMS с условиями использования сервиса и способами управления услугой.
Таким образом, условия о предоставлении спорной дополнительной услуги были доведены до абонента до подключения услуги: на странице сайта, также до совершения WEB-запроса (под кнопкой активации услуги), кроме того после подключения в виде SMS сообщения.
Подключение услуги именно абонентом и его согласие на ее подключение подтверждается техническим протоколом запроса абонента, сведениями детализации абонента на 23.04.2018.
Обстоятельства подключения спорной услуги посредством сайта оператора связи в ходе рассмотрения административного дела Управлением не исследовались.
Между тем, представленные в материалы дела доказательства позволяют суду сделать вывод о том, что спорная услуга была подключена абонентом ФИО4 самостоятельно на сайте оператора связи, при этом условия оказания дополнительной услуги «Видеомир 18+» были доведены до абонента, и оператором связи было получено согласие абонента на предоставление данной платной услуги.
Кроме того, после получения SMS сообщения предоставленная услуга абонентом не отключалась, запросы не ее отключение оператору не направлялись, абонент продолжал пользоваться предоставленной услугой.
Вопреки требованиям процессуального закона, достаточных доказательств нарушения ПАО «ВымпелКом» требований законодательства о связи и лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг административным органом в материалы дела не представлено. Наличие в действиях Общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, не подтверждено.
В свою очередь отсутствие события административного правонарушения в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и влечет отказ в удовлетворении заявления Управления Роскомнадзора.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия Решения.
Судья Черняковская М.С.