ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-115948/2021 от 27.01.2022 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

28 января 2022 года                                                            Дело № А56-115948/2021

Резолютивная часть решения объявлена января 2022 года .

Полный текст решения изготовлен января 2022 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе: судьи Соколовой Н.Г.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Кудрявцевой А.А.,  

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель –  Ленинград-Финляндская транспортная прокуратура,

заинтересованное лицо – акционерное общество "РОСТЕРМИНАЛУГОЛЬ",

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ (постановление от 10.12.2021),

при участии:

от заявителя – ФИО1 по служебному удостоверению ТО №316250 от 16.11.2021, 

от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 25.01.2022 №47БА3781590

установил:

Ленинград-Финляндская транспортная прокуратура (далее – Прокуратура) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлеченииакционерного общества "РОСТЕРМИНАЛУГОЛЬ" (далее – Общество) к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, представил возражения на отзыв.Представитель Общества возражал против удовлетворения заявленных требований, представил дополнительные документы.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующие обстоятельства.

В период с 23.11.2021 по 22.12.2021 Прокуратурой в соответствии с решением Ленинград-Финляндского транспортного прокурора от 23.11.2021 №98 проведена проверка соблюдения Обществом экологического законодательства при осуществлении перевалки (погрузки/разгрузки) угля.

По результатам проверки установлено, что в нарушение требований Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного Постановлением Правительства от 12.08.2010 № 620, Обществом не получено положительное заключение государственной экологической экспертизы на документацию, обосновывающую деятельность Общества по перевалке угля в морском порту Усть-Луга.

По факту обнаружения указанного нарушения 10.12.2021 заместителем Ленинград-Финляндского транспортного прокурора вынесено постановление о возбуждении в отношении Общества дела об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

Материалы дела об административном правонарушении направлены на рассмотрение в арбитражный суд.

Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 КоАП РФ.

В статье 16 Федерального закона Российской Федерации от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 261-ФЗ) предусмотрено, что наряду с выполнением требований, установленных частью 2 статьи 15 указанного Федерального закона, операторы морских терминалов и иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта обязаны осуществлять эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта в соответствии с требованиями обеспечения промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности и требованиями технических регламентов.

Согласно статье 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон № 184-ФЗ) под техническим регламентом понимается документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества (статья 6 Закона № 184-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 620 утвержден Технический регламент о безопасности объектов морского транспорта, который устанавливает обязательные для соблюдения минимальные требования безопасности объектов морского транспорта, направленные на достижение целей, предусмотренных названным техническим регламентом.

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона № 261-ФЗ объекты инфраструктуры морского порта - здания, сооружения, суда, устройства и оборудование, расположенные на территории морского порта и используемые для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг. Перечень объектов инфраструктуры морских портов утвержден Приказом Минтранса России от 07.11.2017 № 475.

В силу пункта 6 указанного выше Перечня к объектам инфраструктуры морского порта, в том числе, отнесены крытые, открытые склады и складские площадки, перегрузочное оборудование, административные и вспомогательные здания. Подпункт «в» пункта 5 Технического регламента к объектам инфраструктуры морского транспорта относит также причалы и рейдовые перегрузочные комплексы.

Согласно пункту 12 Технического регламента объекты морского транспорта и объекты инфраструктуры морского транспорта должны удовлетворять требованиям безопасности в течение всего периода их эксплуатации при условии выполнения приобретателем этих объектов требований, установленных технической документацией.

Пунктом 178 (1) Технического регламента установлено, что объекты инфраструктуры морского транспорта, используемые для перевалки угля, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, законодательством Российской Федерации об охране атмосферного воздуха и настоящим техническим регламентом, а также технологиям, техническим способам и методам, предусмотренным информационно-техническим справочником по наилучшим доступным технологиям, направленным на сокращение выбросов загрязняющих веществ при перевалке угля, в части подходов и методов, применяемых при оснащении и эксплуатации объектов инфраструктуры морского транспорта, используемых для перевалки угля.

Применение конкретных технологий, направленных на выполнение требований, указанных в абзаце первом данного пункта, при строительстве (реконструкции) объектов инфраструктуры морского транспорта, используемых для перевалки угля, предусматривается проектной документацией, а для функционирующих объектов инфраструктуры морского транспорта, которые используются для перевалки угля, - документацией, обосновывающей деятельность по перевалке угля в морском порту, на которые получены положительные заключения государственной экологической экспертизы.

Положения данного документа, регулирующие положения функционирующих объектов в сфере перевалки угля, вступили в силу с 01.01.2021.

Проверкой установлено, что заявителем не получено положительное заключение государственной экологической экспертизы на документацию, обосновывающую деятельность Общества по перевалке угля в морском порту Усть-Луга;                         данный факт заявитель не оспаривает.

Довод Общества о том, что квалификация правонарушения по статье 14.43 КоАП РФ является неверной, поскольку осуществление деятельности в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы следует квалифицировать по статье 8.4 КоАП РФ, подлежит отклонению.

В рассматриваемом случае Обществу вменяется административное правонарушение в виде совершения действий (бездействия), выражающихся в нарушении требований технических регламентов, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ. Квалификация правонарушения является верной.

Довод Общества о том, что Прокуратурой не доказано наличие достаточных оснований для проведения проверки также отклоняется судом в силу следующего.

Согласно статье 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон № 2202-1) Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.

В силу части 3 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»  (далее – Закон №294-ФЗ) положения указанного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования.

Верховным судом Российской Федерации в Постановлении от 12.02.2016 № 304-АД15-19173 указано, что  в действующем правовом регулировании допускается осуществление прокурорского надзора за исполнением законов не только в связи с конкретными обращениями, но и в инициативном порядке.

Довод Общества о том, что порядок проведения экологической экспертизы не является предметом регулирования Технического регламента, также отклоняется судом в силу следующего.

Частью 1 статьи 18 Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» определено, что заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы подразумевает под собой соответствие требованиям, установленным техническими регламентами.

Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у Общества возможности для недопущения нарушений требований технического регламента, материалы дела не содержат. Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях Общества вины в совершении вменяемого административного правонарушения.

При таких обстоятельствах суд считает, что Прокуратурой представлены надлежащие, исчерпывающие и применительно к статье 68 АПК РФ допустимые доказательства, свидетельствующие о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьей 14.43 КоАП РФ.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не установлено. Предусмотренный в статье 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения Общества к административной ответственности на момент рассмотрения дела судом не истек.

Вместе с тем, суд приходит к выводу о малозначительности совершенного административного правонарушения.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. В связи с чем административные органы и суды обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Существенная угроза представляет собой опасность, предполагающую возможность изменений в виде нанесения потерь (ущерба) главной, основополагающей части каких-либо экономических или общественных отношений. Для определения наличия существенной угрозы необходимо выявление меры социальной значимости фактора угрозы, а также нарушенных отношений. Угроза может быть признана существенной в том случае, если она подрывает стабильность установленного правопорядка с точки зрения его конституционных критериев, является реальной, непосредственной, значительной, подтвержденной доказательствами.

В данном случае объекты инфраструктуры морского транспорта Общества соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательством Российской Федерации об охране атмосферного воздуха. Проверки, проведенные в период 2020-2021 гг. природоохранной прокуратурой (акт проверки от 10.04.2020), Роспотребнадзором (акт проверки от 18.11.2021), не выявили в действиях Общества нарушений санитарного и природоохранного законодательства. Жалоб и предписаний в адрес Общества за период 2020-2021 гг. не поступало.

Объекты инфраструктуры морского транспорта Общества соответствуют технологиям, техническим способам и методам, предусмотренным информационно-техническим справочником по наилучшим доступным технологиям (далее – НДТ).

Перевалка угля в соответствии с требованиями технического регламента осуществляется с применением НДТ, утвержденных Информационно-техническим справочником по наилучшим доступным технологиям ИТС 46-2019 «Сокращение выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ при хранении и складировании товаров (грузов)», утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.04.2019 г. N 835 (далее - ИТС 46-2019), а именно раздела 8 «Сокращение выбросов загрязняющих веществ при перевалке угля в морских портах». Применение Обществом НДТ подтверждается актами ввода в эксплуатацию.

В процессе проверки прокуратурой не установлены факты пыления, просыпей угля, недостаточности или неэффективности применяемых НДТ.

Суд принимает во внимание, что с сентября 2020 года Обществом начата работа по подготовке к прохождению государственной экологической экспертизы: Общество обратилось в Ассоциацию морских торговых портов с просьбой оказать содействие и порекомендовать проектные организации по подготовке материалов и сопровождению прохождения государственной экологической экспертизы; разработано техническое задание.

11.05.2021 по результатам закупки заключен договор № 151/2021 с ООО «ПИ Петрохим-Технология» на разработку комплекса работ по получению положительного заключения государственной экологической экспертизы.

11.10.2021 проведены общественные слушания по объекту экологической экспертизы. Администрацией МО «Кингисеппский муниципальный район» оформлен и подписан Протокол общественных слушаний от 27.10.2021 и издано Постановление №2445 от 27.10.2021 об утверждении результатов общественных обсуждений.

03.11.2021 Обществом в Росприроднадзор в электронном виде подано заявление о предоставлении услуги по проведению государственной экологической экспертизы.

Исходя из фактических обстоятельств дела, суд считает, что совершенное правонарушение не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и не причинило вреда интересам  общества и государства.

С учетом изложенного, при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и отсутствии значимых последствий нарушения с учетом разъяснений, сформулированных в пункте 18 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10, пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5, суд считает возможным признать совершенное Обществом правонарушение малозначительным и ограничиться устным замечанием.

Руководствуясь статьями 2.9 КоАП РФ, 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия Решения.

Судья                                                                        Соколова Н.Г.