Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
15 апреля 2011 года Дело № А56-11647/2011
Резолютивная часть решения объявлена 14 апреля 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 15 апреля 2011 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Буткевич Л.Ю. ,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Ладиной М.М.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель Северо-Западное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора (Северо-Западное межрегиональное УГАДН)
заинтересованное лицо ООО "Такси Экспресс"
о привлечении к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ (протокол АДН № 6614)
при участии
от заявителя - ФИО1, доверенность от 11.01.2011 б/н;
от заинтересованного лица – не явился, извещен;
установил:
Северо-Западное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении общество с ограниченной ответственностью "Такси Экспресс" (далее – Общество) к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Представитель Управления в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Общество, извещенное надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило. В соответствии со статьями 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя Общества.
Дело рассмотрено в порядке ст. ст. 205, 206 АПК РФ.
Материалами дела установлено следующее.
ООО "Такси Экспресс" имеет лицензию серии ДА № 077824, регистрационный № АСС 78 987598 от 09.06.2010, на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или Индивидуального предпринимателя), со сроком действия до 18.09.2012.
Управлением 21.02.2011, на основании Распоряжения № 101 от 14.02.2011 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения Обществом действующего законодательства при осуществлении лицензируемой деятельности, в ходе которой выявлены факты осуществления лицензируемой деятельности с нарушением лицензионных требований и условий.
По результатам проверки составлен акт проверки № 52 от 21.02.2011.
Должностным лицом Управления 21.02.2011 в присутствии законного представителя ООО "Такси Экспресс" составлен протокол АДН № 6614 об административном правонарушении, согласно которому Обществу вменено в вину нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), то есть совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, а именно:
- организация не имеет в штате водителей – водители работают по договорам оказания услуг, чем нарушены требования пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 N 637;
- Общество при оформлении договоров с водителями допускает нарушения пунктов 3.1.1., 3.1.2. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденное Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 N 27 (далее – Положение №27);
- не организована стажировка водителей, чем нарушены требования пунктов 3.2.2., 3.2.3. Положения №27, пункта 3.5 Положения о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей РД-200-РСФСР-12-0071-86-12, утвержденное Минавтотрансом РСФСР 20.01.1986;
- не составляются графики работы водителей, не ведется учет рабочего времени водителей, чем нарушены требования статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ), пункта 3.3.2. Положения №27, пункта 4.7. Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15 (далее – Положение №15);
- не организован послерейсовый осмотр водителей, чем нарушены требования статьи 23 Закона №196-ФЗ, пункта 2.3.2. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ от 08.01.1997 N 2 (далее – Положение №2), пункта 3.3.2. Положения №27;
- отсутствует аттестация на соответствие с занимаемой должностью у Механика ФИО2, чем нарушены требования Приказа Минтранса РФ от 22.06.1998 N 75 "Об утверждении квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом", Положение о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства труда Российской Федерации от 11.03.1994 №13/11;
- не ведется учет неисправностей транспортного средства, чем нарушены требования пунктов 4.3., 4.4. Положения №27;
- не ведется учет движения путевых листов, чем нарушены требования пункта 1.2.Постановления Госкомстата России от 28.11.1997 г. N 78;
- оформление путевых листов не соответствует требованиям Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 №152 (далее - Приказ № 152): не расшифрованы фамилии, имени и отчества водителя, медицинского работника, не проставлен штамп послерейсового осмотра; показания спидометра не заверяются уполномоченным лицом, не проставляется время возврата, талон заказчика к путевому листу заказчиком не заполняется;
- графики на техническое обслуживание не составляются, что является нарушением Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утв. Минтрансом РСФСР от 20.09.1984;
- договор на оказание услуг от 09.12.2009 по перевозке туристов и багажа, заключенный с ООО «Вест-Тревел» не соответствует требованиям закона – отсутствуют обязательные указания на тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости – количестве транспортных средств); маршрут движения, определенный и неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство, сроки выполнения перевозки, размер платы за пользование транспортным средством, порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство; наименование документа и дата его оформления (число, месяц, год), наименование, адрес, номер телефона и ИНН фрахтователя, а если фрахтователем является физическое лицо, - фамилия, инициалы, паспортные данные и номер телефона фрахтователя; наименование, адрес, номер телефона и ИНН фрахтовщика, марка транспортного средства и его государственный регистрационный номер, фамилии и инициалы водителей; адрес пункта подачи транспортного средства в этот пункт, наименование конечного и промежуточного пунктов маршрута, в которых предполагается остановка транспортного средства в пути следования; стоимость пользования представленным транспортным средством в рублях и копейках; должность, фамилия, инициалы и подпись лица, уполномоченного на проведение расчетов за пользование предоставленным транспортным средством; часы и минуты прибытия транспортного средства в пункт подачи; часы и минуты убытия транспортного средства после завершения перевозки; количестве перевезенных пассажиров; должность, фамилия, инициалы и подпись фрахтователя или уполномоченного им лица, удостоверяющего выполнение заказа-наряда. Указанным правонарушением нарушены пункт 2 статьи 27Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее – Устав автомобильного транспорта), пункты 89-93, 98 Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" (далее – Правила №112);
- Общество, при направлении водителя в рейс по заказу не обеспечивает водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте, что является нарушением пункта 3.4.1. Положения №27, пунктов 5.12., 5.17. Положения №2.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ протокол и иные материалы проверки направлены Управлением в Арбитражный суд для разрешения вопроса о привлечении Индивидуального предпринимателя к административной ответственности.
Статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон) установлено, что при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия (совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий).
Согласно пункту 4 «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или Индивидуального предпринимателя)» (далее - Положение о лицензировании), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N637, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются:
- соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров;
- соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.
В соответствии с пунктом 3.1.1. Положения N 27, лицо, претендующее на работу в организации в качестве водителя, может быть принято на эту работу при условии: наличия у него водительского удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории; наличия документа о прохождении в установленные сроки медицинского освидетельствования. При этом согласно пункту 3.1.2. Общество должно осуществлять учет данных о квалификации водителя, общем стаже его водительской деятельности и на определенных типах транспортных средств, сроках прохождения медицинского освидетельствования, об участии в дорожно - транспортных происшествиях, допущенных нарушениях Правил дорожного движения, фактах лишения права управления транспортным средством, отстранения от работы на линии из-за алкогольного опьянения или последствий алкогольной интоксикации, перерывах в водительской деятельности, работе по совместительству.
В соответствии с пунктами 3.2.2., 3.2.3. Положения N 27, стажировка водителей должна проводиться в реальных условиях движения, при осуществлении регулярных пассажирских перевозок только на тех типах транспортных средств и на тех маршрутах, на которых водитель в дальнейшем будет работать самостоятельно, а также под руководством водителя-наставника. При этом согласно пункту 3.5 Положения о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей РД-200-РСФСР-12-0071-86-12водитель-наставник подбирается из числа наиболее опытных и дисциплинированных водителей, имеющих стаж работы на автобусах не менее 5 лет, такси и грузового автомобиля - не менее 3 лет, не допускавшие за последние три года нарушений Правил дорожного движения, отмеченных просечками в талоне предупреждений, не совершившие за указанный период ДТП по своей вине, прошедших предварительную подготовку в учебном комбинате и имеющих свидетельство на право стажирования водителей автобусов. Водители-наставники назначаются приказом по предприятию.
В соответствии со статьей 23 Закона №196-ФЗ владельцы автобусов обязаны организовать проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей автобусов.
Согласно пункту 2.2 Положения N 2, к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся, в том числе проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей; регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей.
В случаях, когда водитель начинает рабочий день (смену) или заканчивает его вне производственных территорий владельца автобусов (при осуществлении междугородных перевозок, на маршрутах большой протяженности, специальных перевозок, при смене водителей на линии и т.п.), владелец автобуса обязан обеспечить проведение указанных медосмотров через автовокзалы, автостанции и иных юридических лиц, обладающих соответствующей базой (абзац 2 пункта 2.3.2 Положения №2).
В силу пункта 3.3.2 Положения N 27, режимы труда и отдыха водителей устанавливаются в соответствии с нормами, определяемыми трудовым законодательством и Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей: с учетом этих норм должны быть составлены графики работы водительского состава, расписания и графики движения транспортных средств в городском, пригородном и междугородном сообщении, организованы контроль за соблюдением установленного режима работы водителей, ведение документации по учету рабочего времени и времени отдыха.
Согласно пунктам 3, 4 Положения 15, особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения.
В пункте 4.3 Положения №27 установлено, что организации и водители-предприниматели обязаны обеспечить ежедневный контроль технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки, а также согласно пункту 4.4. Положения №27 обеспечить учет неисправностей транспортных средств и их устранения.
Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 г. N 78 утверждено, что в организации должен проводится учет работ на автомобильном транспорте и оформляться путевые листы. При этом Положением №27 предусмотрена обязанность лицензиата по обеспечению водителей необходимыми путевыми документами и иными документами, предусмотренными действующими нормативными правовыми актами.
В соответствии с Приказом № 152 путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок. При этом путевой лист должен содержать в том числе сведения о водителе, медицинском работнике, время возвращения в гараж ТС, проставляется отметки о прохождении водителями послерейсового медосмотра, а также показания спидометра должны заверяться уполномоченным лицом, и талон заказчика к путевому листу заказчиком также должен заполняется.
В силу статьи 27 Устава автомобильного транспорта перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме.
Требования к содержанию договора фрахтования установлены в пунктах 2 и 3 данной статьи.
Согласно пункта 2 статьи 27 Устава автомобильного транспорта договор фрахтования должен включать в себя информацию о фрахтовщике и фрахтователе, типе предоставляемого транспортного средства (при необходимости - количество транспортных средств), маршруте и месте подачи транспортного средства, сроках выполнения перевозки, размере платы за пользование транспортным средством, а также о порядке допуска пассажиров для посадки в транспортное средство (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц).
В соответствии с пунктом 89 Правил N 112 перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования, условия которого определяются соглашением сторон в соответствии со статьей 27 Устава автомобильного транспорта.
При этом договором фрахтования может предусматриваться использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц или неопределенного круга лиц (пункт 90 Правил N 112).
Из пункта 91 данных Правил следует, что договор фрахтования, предусматривающий использование транспортных средств для перевозки определенного круга лиц, устанавливает порядок допуска этих лиц к посадке в транспортное средство в соответствии с пунктом 92 названных Правил, которым установлено, что посадка лиц, определенных договором фрахтования, в транспортное средство, предоставленное для заказной перевозки пассажиров и багажа, осуществляется при предъявлении указанными лицами фрахтовщику документов (служебного удостоверения, экскурсионной путевки и др.), удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве, и (или) в соответствии со списком пассажиров, представленным фрахтовщику фрахтователем.
Пунктом 93 Правил N 112 определено, что договор фрахтования может заключаться в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, оформляемого фрахтовщиком.
Согласно пункту 98 Правил № 112 в случае если договором фрахтования предусматривается использование транспортных средств для перевозки неопределенного круга лиц, на правой стороне кузова по ходу транспортного средства устанавливается указатель маршрута, на котором проставляются наименования начального и конечного, а также промежуточных остановочных пунктов маршрута (при их наличии).
Положение №2 предусматривает оформление заказов на выделение автобусов юридическим и физическим лицам для осуществления туристско-экскурсионных, специальных, разовых перевозок производится владельцами автобусов в соответствии с правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, правилами организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, другими нормативными документами (пункт 5.12).
В соответствии с пунктом 3.4.1 Положения N 27, организация обязана обеспечить водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте путем проведения инструктажей, включающих сведения: об условиях движения и наличии опасных участков, мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на маршруте; о состоянии погодных условий; о режимах движения, организации отдыха и приема пищи; о порядке стоянки, охраны транспортных средств; о расположении пунктов медицинской и технической помощи, постов Государственной автомобильной инспекции, диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций; мест скопления людей; об изменениях в организации перевозок пассажиров и грузов, о порядке проезда железнодорожных переездов и путепроводов; об особенностях перевозки детей; об особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств при сезонных изменениях погодных и дорожных условий; об особенностях перевозок опасных, тяжеловесных, крупногабаритных грузов (в соответствии с требованиями специальных нормативных документов); об изменениях в нормативно-правовых документах, регулирующих права, обязанности, ответственность водителей по обеспечению безопасности дорожного движения.В организации должен осуществляться учет сведений о проведении указанных инструктажей. Также согласно пункту 5.17 Положения №2 владелец автобуса обязан: проинструктировать водителей об особенностях маршрута, обеспечении безопасности движения, а при туристско - экскурсионных перевозках - также о правилах обслуживания туристов и экскурсантов, при перевозках детей - о правилах осуществления таких перевозок.
В представленных в материалы дела путевых листах автобуса Общества видно, что отсутствуют полные расшифровки фамилии, имени и отчества водителей, медицинского работника, показания спидометра не заверены уполномоченным лицом, а также не проставлено время возврата в гараж. Также не заполнены талоны заказчика. В путевых листах, выданных водителю ФИО3 имеется отметка о прохождении водителем только предрейсовых медосмотров, отметка о послерейсовом медосмотре отсутствует (л.д. 45-47).
Водитель-наставник ФИО2 осуществлял стажировку водителя ФИО4, не пройдя обучение и не получив удостоверения об окончании курсов. Удостоверения об окончании курсов ФИО2 Обществом не представлено. Также не представлены Обществом сведения об аттестации механика ФИО2 на соответствие занимаемой должности, об учете неисправностей ТС, об учете движения путевых листов. Графиков на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава автомобильного транспорта.
Договор на оказание услуг перевозки автомобильным транспортом от 09.12.2009 №09/12-2009 не соответствует вышеназванным требованиям закона.
Факт совершения Обществом вменяемого ему административного правонарушения подтверждается материалами дела (актом проверки, протоколом об административном правонарушении, путевыми листами, договорами и другими документами). Возражений по существу заявленных требований Обществом не представлено.
Суд усматривает в действиях ответчика вину, поскольку считает установленным, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, нарушений процедуры привлечения предпринимателя к административной ответственности судом не установлено, дело рассмотрено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Такси Экспресс" (ОГРН <***>, ИНН <***>, юридический адрес: Санкт – Петербург, ул. Тележная, д.37, лит. А) к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Реквизиты для уплаты штрафа:
р/счет <***>
Банк ГРКЦ ГУ Банка России по г.Санкт-Петербургу
БИК 044030001
Получатель: УФК по г.Санкт-Петербургу (Северо-Западное межрегиональное УГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта)
ИНН <***> КПП 783801001
КБК 10611690020020000140
ОКАТО 40262562000
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения.
Судья Буткевич Л.Ю.