ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-117151/20 от 21.01.2021 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

29 января 2021 года Дело № А56-117151/2020

Резолютивная часть решения объявлена 21 января 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 29 января 2021 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Устинкина О.Е.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Марлухиным А.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску:

истец: Управление федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному Федеральному округу (адрес: Россия 190900, <...> лит А, ОГРН: <***>);

ответчик: Федеральное Государственное унитарное предприятие «Почта России» (Россия 131000, <...> ОГРН: <***>);

о привлечении,

при участии

- от истца: не явился, извещен

- от ответчика: не явился, извещен

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу (далее – Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении Акционерного общества «Почта России» (далее – АО «Почта России», заинтересованное лицо) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Стороны, извещенные о слушании дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Суд, руководствуясь положениями ч.3 ст.205 АПК РФ приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся сторон.

Изучив материалы дела, суд установил.

АО «Почта России» имеет лицензию от 11.04.2018 №162571 по оказанию услуг почтовой связи, выданную Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Как следует из материалов дела, в результате рассмотрения материалов по обращению гражданки ФИО1, выявлено нарушение предоставления ответа на претензию от 23.07.2020 № 194358200270 с нарушением срока предоставления ответа, что свидетельствует о совершении административного правонарушения.

В отношении АО «Почта России» составлен протокол об административном правонарушении от 15.12.2020 №АП-78/7/2657, согласно которому действия Общества квалифицированы по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ протокол об административном правонарушении и иные материалы проверки направлены Управлением в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении АО «Почта России» к административной ответственности.

Рассмотрев заявленные требования, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Статьей 17 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее Закон 126-ФЗ) установлено следующее:

1.Сеть почтовой связи представляет собой совокупность объектов почтовой связи и почтовых маршрутов операторов почтовой связи, обеспечивающих прием, обработку, перевозку (передачу), доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств.

2.Отношения в области почтовой связи регулируются международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и федеральным законом о почтовой связи, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 46 Закона № 126-ФЗ установлена обязанность оператора связи оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

Статьей 55 Закона № 126-ФЗ определена подача жалоб и предъявление претензий и их рассмотрение:

1.Пользователь услугами связи вправе обжаловать в административном или судебном порядке решения и действия (бездействие) органа или должностного лица, оператора связи, связанные с оказанием услуг связи, а также с обеспечением эксплуатационной готовности радиочастотного спектра.

2.Оператор связи обязан иметь книгу жалоб и предложений и выдавать ее по первому требованию пользователя услугами связи.

3.Рассмотрение жалоб пользователей услугами связи осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4.В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи, пользователь услугами связи до обращения в суд предъявляет оператору связи претензию.

5. Претензии предъявляются в следующие сроки:

1) в течение шести месяцев со дня оказания услуги связи, отказа в ее оказании
или дня выставления счета за оказанную услугу связи - по вопросам, связанным
с отказом в оказании услуги связи, несвоевременным или ненадлежащим
исполнением обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи,
либо невыполнением или ненадлежащим выполнением работ в области
электросвязи (за исключением жалоб, связанных с телеграфными сообщениями);

2) в течение шести месяцев со дня отправки почтового отправления,
осуществления почтового перевода денежных средств - по вопросам, связанным с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтового отправления, невыплатой или несвоевременной выплатой переведенных денежных средств;

3) в течение месяца со дня подачи телеграммы - по вопросам, связанным с недоставкой, несвоевременной доставкой телеграммы или искажением текста телеграммы, изменяющим ее смысл.

6. К претензии прилагаются копия договора об оказании услуг связи или
иного удостоверяющего факт заключения договора документа (квитанция, опись
вложения и тому подобные) и иные документы, которые необходимы для
рассмотрения претензии по существу и в которых должны быть указаны сведения
о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору об
оказании услуг связи, а в случае предъявления претензии о возмещении ущерба
- о факте и размере причиненного ущерба.

7. Претензия подлежит регистрации оператором связи не позднее рабочего дня,
следующего за днем ее поступления. Оператор связи в течение тридцати дней
со дня регистрации претензии обязан рассмотреть ее и проинформировать
о результатах ее рассмотрения лицо, предъявившее претензию. Указанная
информация направляется в форме документа на бумажном носителе или в форме
электронного документа, подписанного простой электронной подписью, если
такая форма указана в претензии.

8. Для претензий отдельных видов предусматриваются особые сроки их
рассмотрения:

1) претензии, связанные с почтовыми отправлениями и почтовыми переводами
денежных средств, пересылаемых (переводимых) в пределах одного поселения,
рассматриваются в течение пяти дней со дня регистрации претензий;

2) претензии, связанные со всеми другими почтовыми отправлениями и
почтовыми переводами денежных средств, рассматриваются в срок, установленный
пунктом 7 настоящей статьи;

3) претензии, связанные с оказанием услуг междугородной и международной
телефонной связи и с обеспечением оператором связи абоненту возможности
пользоваться услугами подвижной радиотелефонной связи за пределами территории
Российской Федерации, оказываемыми другим оператором связи, с которым
У абонента договор об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи не
заключен, рассматриваются в течение шестидесяти дней со дня регистрации
претензий.

8.1. Если в ходе рассмотрения претензии выявлено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, вытекающих из договора оказания услуг связи, может быть вызвано сбоями в сетях связи в результате функционирования технических средств противодействия угрозам, оператор связи вправе направить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке организационно-технического взаимодействия, предусмотренного пунктом 5 статьи 65.1 настоящего Федерального закона, запрос о предоставлении сведений о функционировании технических средств противодействия угрозам.

9. При отклонении претензии полностью или частично либо неполучении ответа в установленные для ее рассмотрения сроки пользователь услугами связи имеет право предъявить иск в суд.

Статьей 56 Закона № 126-ФЗ определены лица, имеющие право на предъявление претензий, и место предъявления претензий;

1.Право на предъявление претензии имеют: абонент по обязательствам, вытекающим из договора об оказании услуг связи; пользователь услугами связи, которому отказано в оказании таких услуг; отправитель или получатель почтовых отправлений в случаях, указанных в подпунктах 2 и 3 пункта 5 статьи 55 настоящего Федерального закона.

2.Претензии предъявляются оператору связи, заключившему договор об оказании услуг связи или отказавшему в заключение такого договора. Претензии, связанные с приемом или вручением почтовых или телеграфных отправлений, могут предъявляться как оператору связи, принявшему отправление, так и оператору связи по месту назначения отправления.

Ст. 37 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее Закон № 176-ФЗ) определен порядок предъявления претензий:

При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда.

Претензии в связи с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтового отправления либо невыплатой переведенных денежных средств предъявляются в течение шести месяцев со дня подачи почтового отправления или почтового перевода денежных средств.

Претензии предъявляются в письменном виде и подлежат обязательной регистрации в установленном порядке.

Письменные ответы на претензии должны быть даны в следующие сроки: на претензии по почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств, пересылаемых (переводимых) в пределах одного населенного пункта, - в течение пяти дней; на претензии по всем другим почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств - в течение тридцати дней.

Претензия к организации федеральной почтовой связи может предъявляться как по месту приема, так и по месту назначения почтового отправления.

Претензии по розыску международных почтовых отправлений принимаются и рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

В случае отказа оператора почтовой связи удовлетворить претензию, либо в случае его согласия удовлетворить претензию частично, либо в случае неполучения от оператора почтовой связи ответа в сроки, установленные для рассмотрения претензии, пользователь услуг почтовой связи имеет право предъявить иск в суд или арбитражный суд.

Акционерное общество «Почта России» (ИНН <***>/КПП 772401001, ОГРН <***>, юридический адрес: Варшавское шоссе, д. 37, Москва г., 131000) как правопреемник ФГУП «Почта России» (ИНН <***>/КПП 772401001, ОГРН <***>, юридический адрес: Варшавское шоссе, д. 37, Москва г., 131000) осуществляет деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензии № 162571 от 11.04.2018 (далее Лицензия № 162571), выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Согласно пп. 5 и 8 лицензионных требований Лицензия № 162571 лицензиат обязан: - оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации и выполнять требования Всемирного почтового союза в области международного почтового обмена и международных договоров Российской Федерации в области международного почтового обмена.

Согласно пп. 1., 2., 3., 4., 5. п. XX. Постановления Правительства РФ от 18 февраля 2005 № 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий» перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи включает в себя: 1. соблюдение срока, в течение которого лицензиат вправе оказывать услуги; 2. соблюдение даты начала оказания услуг, указанной в лицензии; 3. оказание услуг на территории, указанной в лицензии; 4. обеспечение предоставления пользователю а) приема почтовых отправлений; б) обработки почтовых отправлений; в) перевозки почтовых отправлений; г) доставки (вручения) почтовых отправлений; д) почтового перевода денежных средств (для организаций федеральной почтовой связи); 5. оказание услуг в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации; 6. соблюдение требований о наличии у лицензиата и использовании им отличительного знака почтовой связи, предусмотренного законодательством Российской Федерации; 7. выполнение требований по организационно -техническому обеспечению устойчивого функционирования сети почтовой связи и эксплуатации средств почтовой связи; 8. выполнение требований актов Всемирного почтового союза в области международного почтового обмена; 9. обеспечение реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий; 10. обеспечение оказания универсальных услуг почтовой связи (для организаций федеральной почтовой связи).

Пунктом VII Правил оказания услуг почтовой связи», утвержденных приказом Минкомсвязи РФ от 31.07.2014 № 234 (далее Правила) определен порядок предъявления и регистрации претензий:

п. 63. Претензии, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по оказанию услуг почтовой связи, вправе предъявлять отправитель, адресат (далее - заявитель) или уполномоченный представитель заявителя.

При подаче претензии заявитель (его уполномоченный представитель) должен предъявить документ, удостоверяющий личность. В случае если с претензией обращается представитель заявителя, также предъявляется доверенность, выданная на имя этого лица, либо документ, подтверждающий полномочия законного представителя заявителя. Данные документа, удостоверяющего личность представителя заявителя, и доверенности либо документа, подтверждающего полномочия законного представителя заявителя, фиксируются оператором почтовой связи.

Претензия может предъявляться в объект почтовой связи по месту приема почтового отправления или в объект почтовой связи по месту назначения почтового отправления. Претензия к организации федеральной почтовой связи может также предъявляться с использованием информационной системы организации федеральной почтовой связи в соответствии с главой VI настоящих Правил. Предъявление претензии к организации федеральной почтовой связи с использованием информационной системы организации федеральной почтовой связи в соответствии с главой VI настоящих Правил осуществляется непосредственно заявителем.

п. 64 Претензия о нарушении срока пересылки почтового отправления или осуществления почтового перевода должна содержать:

а) данные документа, удостоверяющего личность заявителя, а также данные
документа, удостоверяющего личность представителя заявителя (если претензия
подписана представителем заявителя);

б) номер регистрируемого почтового отправления (почтового перевода) либо
оболочку простого почтового отправления или простую почтовую карточку,
содержащие отметки оператора почтовой связи с датами приема и доставки
почтового отправления;

в) реквизиты адресов отправителя и адресата почтового отправления
(почтового перевода) в соответствии с пунктом 22 настоящих Правил.

п. 65 Претензии, не связанные с нарушением срока пересылки почтового отправления или осуществления почтового перевода, должны содержать:

а) данные документа, удостоверяющего личность заявителя, а также данные
документа, удостоверяющего личность представителя заявителя (если претензия
подписана представителем заявителя);

б) вид и категорию почтового отправления (почтового перевода);

в) номер регистрируемого почтового отправления (почтового перевода);

г) дату и место приема почтового отправления (почтового перевода);

д) сумму объявленной ценности (при наличии) почтового отправления или
сумму почтового перевода;

е) перечень вложения в почтовое отправление;

ж) сумму наложенного платежа (при наличии) почтового отправления;

з) реквизиты адресов отправителя и адресата почтового отправления (почтового
перевода) в соответствии с пунктом 22 настоящих Правил;

и) вид упаковки почтового отправления (при наличии); к) причину подачи
претензии.

Претензии, в которых содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу работников оператора почтовой связи, а также членов их семей не принимаются и не регистрируются.

При регистрации претензии оператором почтовой связи ей присваивается идентификационный номер.

П. 66 Претензии, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по оказанию услуг почтовой связи, рассматриваются оператором почтовой связи в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации.

Статьей 21-002 Всемирной почтовой конвенции установлен срок ответа на рекламацию назначенным почтовым оператором и составляет 2 месяца.

Гр. ФИО2 23.07.2020 в ОПС Санкт-Петербург 194358 было подано заявление на розыск международного почтового отправления № RU742461890HK. Промежуточный ответ дан УФПС Санкт-Петербурга и Ленинградской области дан 20.08.2020. Окончательный ответ по розыску международного почтового отправления рассматривается оператором почтовой связи в течение 2-х месяцев и должен быть предоставлен не позднее 23.09.2020. Тем не менее, в нарушение указанных нормативно-правовых актов ответ на претензию (исх. от 30.10.2020 № АУП-02/116534-Кач) направлен оператором почтовой связи АО «Почта России» служебным письмом № 10203252048807 ОЗ.] 1.2020.

Таким образом, оператор почтовой связи АО «Почта России» не обеспечил пользователю услуг почтовой связи своевременный ответ на претензии/заявления

о розыске в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора, нарушив требования:

-п. 5 и 8 лицензионных требований Лицензии № 162571, выданной 11.04.2018 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;

-п. 66 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234;

-ст. 37 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи»;

- ст. 55 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи».

Оператором почтовой связи АО «Почта России» совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.14.1 КоАП РФ. Событие доказано.

Согласно части 1 статьи 2.1. КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу части 2 данной статьи, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых, настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом, не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств невозможности соблюдения АО «Почта России» лицензионных требований и условий, установленных нормативными правовыми актами и законами Российской Федерации, регламентирующими деятельность по оказанию услуг почтовой связи, в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.

Суд считает, что Управлением представлены надлежащие, исчерпывающие и применительно к статье 68 АПК РФ допустимые доказательства, свидетельствующие о наличии в действиях АО «Почта России» состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Дело рассмотрено в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

Основания для применения положения статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют, поскольку каких-либо исключительных обстоятельств в рассматриваемой ситуации не имеется.

Нарушений процедуры привлечения к ответственности судом не установлено.

Учитывая конкретные обстоятельства и последствия правонарушения, фактическое признание вины, суд счел возможным назначить Обществу административное наказание в виде предупреждения, что предусмотрено санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ и в настоящем случае отвечает принципу индивидуализации и целям административного наказания, установленным статьей 3.1 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст. 202, 205-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Привлечь Акционерное общество «Почта России» (131000, <...>; ИНН/КПП: <***>/772401001, ОГРН <***>) к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, в виде предупреждения.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.

Судья Устинкина О.Е.