Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
06 мая 2021 года Дело № А56-117322/2020
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе: судьи Гуляева С.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петренко Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
Публичного акционерного общества «Ростелеком» (ИНН <***>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области
о признании незаконным и отмене постановления от 04.12.2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №064/04/14.32-1012/2020
при участии
от заявителя – не явился, извещен,
от заинтересованного лица – не явился, извещен,
установил:
Публичное акционерное общество «Ростелеком» (далее – Общество,ПАО «Ростелеком») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее – Управление, УФАС) от 04.12.2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №064/04/14.32-1012/2020.
В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.
Стороны, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не направили своих представителей в судебное заседание. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие их представителей.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, судом установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, решением УФАС от 18.12.2019 по делу №6-39/ов Управление обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Правительства Саратовской области, Областное государственное учреждение «Центр управления в кризисных ситуациях Саратовской области», ПАО «Ростелеком», АО «ИскраУралТел» признаны нарушившими часть 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).
Постановлением Управления от 04.12.2020 по делу об административном правонарушении № 064/04/14.32-1012/2020 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением административного штрафа в размере 1 011 587,50 руб.
Общество, ссылаясь на отсутствие оснований для привлечения к административной ответственности, обжаловало указанное постановление в судебном порядке.
Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом «о» части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», подпунктом «а» пункта 3 указа Президента Российской Федерации от 28.12.2010 № 1632 «О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации» создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», обеспечение ее эксплуатации и развития отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом «м» части 3 статьи 5 Закона Саратовской области от 28.02.2005 №21-3СO «О защите населения и территорий Саратовской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство Саратовской области осуществляет создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных, служб по единому номеру «112», обеспечивает ее эксплуатацию и развитие.
Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 № 958 «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано завершить до 2017 года работы по созданию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», в том числе путем реализации целевых программ.
На основании пункта 19 Положения о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (утвержденному постановлением Правительства РФ от 21.11.2011 №958), ГУ МЧС России по Саратовской области координирует работу по созданию, развитию и организации эксплуатации системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (далее - система 112) на территории Саратовской области.
Постановлением Правительства Саратовской области №639-П от 20.11.2013 утверждена государственная программа Саратовской области «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности до 2020 года». Среди целевых показателей государственной программы значится охват населения Саратовской области системой-112 с 30 процентов в 2018 году до 90 процентов в 2020 году. Одним из ожидаемых результатов реализации государственной программы является функционирование системы-112 на территории Саратовской области.
Постановлением Правительства Саратовской области от 05.09.2013 № 454-П утверждено Положение о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (далее - Положение).
Постановлением Правительства Саратовской области от 05.09.2013 № 454-П территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, органам местного самоуправления, а также организациям и учреждениям, в чьем ведении находятся экстренные оперативные службы во взаимодействии с Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области предложено:
-спланировать мероприятия по поэтапному созданию системы-112 на территории Саратовской области;
-обеспечить информационный обмен между дежурно-диспетчерскими службами экстренных оперативных служб и центром обеспечения вызовов системы-112;
-организовать подготовку специалистов системы-112 для приема и обработки сообщений по соответствующим направлениям.
Пунктом 10 Положения определено, что управление обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Правительства Саратовской области (далее — Управление) осуществляет организацию областного центра обработки вызовов системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на базе подведомственного областного государственного учреждения.
Постановлением Правительства РФ от 16.03.2013 № 223 утверждена федеральная целевая программа «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации на 2013 - 2017 годы».
По данным Управления (исх. № 3681 от 17.12.2018) постановлением Правительства Саратовской области от 17.05.2011 №255-П «О межведомственной рабочей группе по внедрению в Саратовской области единого номера вызова экстренных оперативных служб «112» была создана межведомственная рабочая группа, являющаяся совещательным органом.
С принятием постановления Правительства Саратовской области от 10.11.2015 №569-П «О внесении изменений в постановление Правительства Саратовской области от 17.04.2015 №184-П» вышеуказанное постановление утратило силу в связи с объединением межведомственных рабочих групп по построению системы-112 и построению, и развитию АПК «Безопасный город».
18.02.2015 членам рабочей группы по внедрению в Саратовской области единого номера вызова экстренных оперативных служб «112» поручено ознакомиться с новым форматом реализации мероприятий по созданию системы 112 и представить свои предложения по участию Саратовской области в федеральной целевой программе по созданию системы 112 в 2015 году в комитет по информатизации области.
10.03.2015 на заседании указанной рабочей группы с участием начальника Управления обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Правительства Саратовской области принято решение отказаться от участия в федеральной целевой программе «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации» в 2015 году.
По данным ГУ МЧС России по Саратовской области (исх.№5699-14-7 от 16.07.2018) обсуждение вопросов создания системы-112 возложено на межведомственную рабочую группу по вопросам, связанным с внедрением, развитием и эксплуатацией аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» на территории Саратовской области.
На заседании межведомственной рабочей группы по вопросам, связанным с внедрением, развитием и эксплуатацией системы аппаратно - программного комплекса «Безопасный город» на территории Саратовской области по вопросу создания системы-112 на территории Саратовской области 07.09.2016 принята информация о готовности области к получению субсидии из федерального бюджета РФ в 2017 году. Также на данном заседании Управление определено ответственным структурным подразделением Правительства области за создание системы 112.
На заседании группы 04.10.2016 поручено Управлению совместно с ГУ МЧС по Саратовской области и Саратовским филиалом Общества подготовить предложения по взаимодействию с Саратовским филиалом ПАО «Ростелеком» в вопросах корректировки технического задания и технического проекта создания системы 112 и их дальнейшее согласование в МЧС России, а также разработать «дорожную карту» создания системы 112.
14.10.2016 на заседании группы решено представить на согласование проект плана размещения подразделения ОГУ «ЦУКС СО» на площадях территории здания, расположенного по адресу <...>; а также организовать внесение изменений в техническое задание на корректировку технического проекта создания системы-112 на территории области с учетом изменения адреса специализированного центра - областного центра обработки вызовов системы-112 (далее — ЦОВ) и резервный специализированный центр - центр обработки вызовов системы-112 Саратовской области (далее - РЦОВ).
20.12.2016 состоялось очередное заседание межведомственной группы, на котором присутствовал в том числе начальник Управления.
Решением межведомственной рабочей группы №7 от 20.12.2016 утверждена «Дорожная карта мероприятий по созданию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на территории Саратовской области» (далее - «дорожная карта»).
По вопросу «Об утверждении дорожной карты мероприятий по созданию системы 112» доведенная информация о согласовании плана выполнения мероприятий по созданию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на территории Саратовской области «Дорожная карта» принята к сведению. Также принято решение об утверждении выполнения плана мероприятий по созданию системы-112 «Дорожная карта».
Среди планируемых мероприятий дорожной карты значатся: заключение договора на доработку технического проекта между Саратовским филиалом ПАО «Ростелеком» и ОГУ «ЦУКС СО»; завершение разработки технического проекта системы-112 (ответственные исполнители ОГУ «ЦУКС СО», Саратовский филиал ПАО «Ростелеком»); заключение инвестиционного договора между комитетом инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области и Саратовским филиалом ПАО «Ростелеком»; проведение процедуры торгов на закупку оборудования и оснащения ЦОВ системы-112 (ответственные исполнители ОГУ «ЦУКС СО», Саратовский филиал ПАО «Ростелеком»); оснащение оборудованием РЦОВ, единой дежурно-диспетчерской службой (ЕДДС), дежурно-диспетчерские службы (далее - ДЦС) в муниципальных образованиях области (ответственные исполнители Саратовский филиал ПАО «Ростелеком», главы администраций муниципальных образований Саратовской области).
При этом, «Дорожная карта», содержащая планируемые мероприятия и сведения об ответственных исполнителях подписана начальником Управления.
25.01.2017 решено на заседании группы по внедрению в Саратовской области единого номера вызова экстренных оперативных служб «112» внести изменение в техническое задание и технический проект создания системы - 112 уточненных сведений по адресу размещения ЦОВ.
Приказом от 11.04.2017 № 53 Управления на ОРУ «Центр управления в кризисных ситуациях Саратовской области» возложены обязанности по созданию и оснащению системы 112 на территории Саратовской области.
Из протокола постоянно действующего совещания Управления от 17.05.2018 следует, что решено доработать техническое задание по закупке оборудования и программного обеспечения системы-112, обеспечить выполнение закупочных процедур.
На заседании 14.08.2017 Обществом поручено обеспечить организацию каналов связи между центром обработки вызовов системы-112, единой дежурно-диспетчерской службой, дежурно-диспетчерскими службами экстренных оперативных служб административного центра Саратовской области - город Саратов, завершить создание сети связи и передачи данных системы-112 на территории города Саратова. Смета на создание системы-112 была составлена Обществом в декабре 2016 года на сумму 370 млн. рублей. Стоимость программного обеспечения составляла 140 млн. рублей.
Данная сумма была получена из сметного расчета, который является неотъемлемой частью технического проекта, который составлен Обществом в 2016 году.
По данным ПАО «Ростелеком» (исх. № 0611/05/361-19 от 24.01.2019) 03.12.2012 между Комитетом по информатизации Саратовской области и ПАО «Ростелеком» заключен договор №233/72, предметом которого является разработка технического проекта на единую систему обеспечения вызовов экстренных оперативных служб Саратовской области по единому номеру 112. Согласно сводному сметному расчету общая стоимость создания системы составила 567 миллионов рублей (в ценах на 2012 год). Объем гарантийных обязательств по договору включал в себя в том числе корректировку технического проекта в связи с обнаружением новых условий и обстоятельств в ходе реализации проекта.
По данным ПАО «Ростелеком» (исх.№0611/05/8034-18 от 20.12.2018) в рамках указанного договора в течении пяти лет ПАО «Ростелеком» обязано выполнять работы по внесению изменений в разработанный проект в связи с обнаружением новых обстоятельств или в связи с изменениями в нормативных правовых актах.
В октябре 2016 года ПАО «Ростелеком» ОГУ «ЦУКС» оказана услуга по доработке технического проекта. Конкретизирован порядок выполнения работ по доработке ранее разработанного проекта, а также технического задания.
21.10.2016 между ПАО «Ростелеком» и ОГУ «ЦУКС» заключен договор на безвозмездное оказание услуг по доработке технического проекта. Договор является безвозмездным, перечисление выплат по нему не планируется.
Согласно сводному сметному расчету общая стоимость работ по проекту составляет 388 миллионов рублей, что на 30% меньше стоимости по первоначальному проекту.
17.02.2017 между МЧС России и Правительством Саратовской области заключено соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в РФ на 2013-2017 годы» (далее - Соглашение).
Предметом Соглашения является предоставление из федерального бюджета в 2017 году бюджету Саратовской области субсидии на реализации программы.
Из пункта 2.1 Соглашения следует, что общий объем бюджетных ассигнований составляет в 2017 году 28 950 900,00 руб. В Соглашении определен следующий порядок предоставления субсидии. Субсидия предоставляется на 2017 финансовый год и плановый период 2018-2019 годов при выполнении следующих условий: наличие правового акта Саратовской области об утверждении мероприятий, в целях финансирования которых она представляется; наличие в бюджете Саратовской области бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях финансирования которых она представляется.
В соответствии с пунктом 4.1.2 Соглашения МЧС России осуществляет контроль за соблюдением субъектом условий предоставления субсидии и других обязательств.
Из приложения № 1 к Соглашению следует, что субсидия представляется на мероприятие «Создание базовой инфраструктуры системы 112 Саратовской области».
По данным Управления (исх. № 3681 от 17.12.2018) одним из условий предоставления субсидии является предоставление МЧС России заверенной копии документа, подтверждающего ввод в опытную эксплуатацию сегмента системы-112 в административном центре области в 2017 году. Сегмент включает в себя, в первую очередь, создание Центра обработки вызовов с соответствующим оснащением. Для выполнения этого условия соглашения необходимо было провести закупку оборудования и обеспечить его работу по приему сигналов. Процедуры закупки ЦОВ с предустановленным программным обеспечением были осуществлены.
Согласно размещенной в ЕИС информации, 27.06.2017 опубликована закупка №0860200000817003075 «Поставка и монтаж оборудования для оснащения центра обработки вызовов системы-112 Саратовской области программно-техническим комплексом», заказчиком которой являлось ОГУ «Центр управления в кризисных ситуациях Саратовской области».
Начальная (максимальная) цена контракта - 28 950 900,00 руб.
Предметом Аукциона является поставка: программно-технического комплекса (ЛТК) оснащения: центра обработки вызовов системы-112 Саратовской области (в состав которого входит в том числе предустановленное программное обеспечение) в целях создания и внедрения центра обеспечения вызова экстренных оперативных и аварийных служб через единый номер «112» в Саратовской области.
Из документации следует, что программное обеспечение в составе поставляемого ПТК ЦОВ и ПАК «Телекоммуникационный узел» должны быть реализованы одним разработчиком для обеспечения безотказного функционирования, единой идеологии управления, администрирования, эксплуатации системы-112.
В аукционе приняло участие три общества со следующим снижением НМЦК: ПАО «Ростелеком» (32,82%), ООО «СЕРВИТИ» (32,3%), АО «ИскраУралТЕЛ» (0 %).
05.09.2017 между Заказчиком и ПАО «Ростелеком» заключен государственный контракт № 0860200000817003075 165400 на сумму 19 450 000 руб., который на данный момент исполнен. Согласно Контракту, размещенному в ЕИС, в частности поставлено оборудование и программное обеспечение АО «ИскраУралТЕЛ».
Вместе с тем, контрактом не предусматривалась передача исключительных прав на программное обеспечение Заказчику.
Также в пояснениях ОГУ «ЦУКС» указывает, что в рамках вышеуказанного контракта правообладателем АО «ИскраУралТел» предоставлялся сублицензионный договор присоединения, заключаемый между Пользователем (ОГУ «ЦУКС») и АО «ИскраУралТел» от 12.10.2017 № 555-16-17-5686, согласно которому АО «ИскраУралТел» предоставляет Пользователю неисключительную лицензию на право использования Программного обеспечения и базы данных (только совместно с аппаратным обеспечением).
Согласно пунктам 1 и 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-Ф3 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилами.
В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федераций, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Согласно аукционной документации по закупке №860200000817003075 создание ПТК ЦОВ выполняется, в том числе на основании Технического проекта Системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» Саратовской области (код проекта РТК. ИУТ. САР-ТП).
Более того, согласно подпункту 15 пункта 1.3 Государственный Контракт № 0860200000817003075_165400 создание ПТК ЦОВ Системы-112 выполняется в том числе, на основании технического проекта Системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» Саратовской области (код проекта РТК. ИУТ. САР-ТП).
Также в Техническом задании названного контракта указано, что монтаж оборудования осуществляется в соответствии с нормами и требованиями данного технического задания, утвержденного технического проекта «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на территории Саратовской области», а также планирующих, эксплуатационных и нормативных документов (приложение № 2 к технической части, пункта 7 Технического задания).
Вместе с тем данный проект не был размещен в Единой информационной системе в сфере Закупок в извещении №860200000817003075 и аукционной документации, также отсутствовала и ссылка на место размещения данного проекта в сети «Интернет».
По данным ОГУ ЦУКС Саратовской области (исх. №67-8-23 от 05.02.2019) первая часть технического проекта системы-112 была размещена на официальном сайте ГУ МЧС по Саратовской области. Также в письме представлены ссылки на облачное хранение для 3-х версий технического проекта: 1 версия (декабрь 2016 год), 2 версия (апрель 2018 год), 3 версия (октябрь 2018).
Одна из версий технического проекта размещена 14.02.2017 на сайте ГУ МЧС по Саратовской области в разделе «Деятельность» - «Направления деятельности» - «Самостоятельные отделы» - «Отдел информационных технологий, автоматизированных систем управления и связи». Также в проект неоднократно вносились изменения касательно адреса расположения ЕДЦС и ДДС и изменялась система с централизованной на децентрализованную.
Таким образом, не размещение технического проекта или адреса его публикации в сети «Интернет» создает преимущественные условия осуществления хозяйственной деятельности для ПАО «Ростелеком» - разработчика данного проекта и не позволяет иным потенциальным участникам торгов получить данные о дальнейших этапах и стадиях внедрения системы-112 в Саратовской области.
05.10.2017 ПАО «Ростелеком» в ЕИС размещено извещение о проведении открытой закупки у единственного исполнителя № 31705595087 «Поставка и монтаж оборудования для оснащения центра обработки вызовов системы-112 Саратовской области программно-техническим комплексом» для нужд Областного государственного учреждения «Центр управления в кризисных ситуациях Саратовской области», НМЦК - 17 977 500 руб. По итогам проведения закупки 09.10.2017 контракт заключен с АО «ИскраУралТел» на сумму 17 977 500 руб. Дата начала исполнения договора: 29.09.2017.
06.01.2018 в ЕИС размещены сведения об исполнении договора.
Предметом аукциона является поставка серверных: плат (Шлюз сопряжения с системой «ЭРА-ГЛОНАСС», Шлюз определения местоположения абонента, Шлюз SMS в дополнение к существующему аппаратно-программному комплексу).
Согласно техническому заданию документации об аукционе, поставляемое оборудование должно иметь возможность установки в оборудование, поставленное по государственному контракту № 0860200000817003075_165400 от 05.09.2017. При этом, по указанному контракту было поставлено оборудование с предустановленным программным обеспечением АО «ИскраУралТЕЛ» (по аукциону № 0860200000817003075).
В аукционе участвовали два общества со следующим снижением начальной (максимальной) цены контракта; ПАО «Ростелеком» - 0,5 %, АО «ИскраУралТЕЛ» - 0 %.
Между ОГУ «ЦУКС СО» и ПАО «Ростелеком» 12.12.2017 заключен государственный контракт № 0860200000817005137_165400 на сумму 9 452 500 руб., который на данный момент исполнен.
12.12.2017 ПАО «Ростелеком» в ЕИС размещено извещение о проведении открытой закупки у единственного исполнителя № 31705872113 «Поставка оборудования, с монтажом, настройкой и подключением к существующему программно-аппаратному комплексу для дооснащения центра обработки вызова системы-112 Саратовской области для нужд областного государственного учреждения «Центр управления в кризисных ситуациях Саратовской области». Начальная максимальная цена контракта - 8 075 000,60 руб. По итогам проведения закупки 19.12.2017 заключен контракт с АО «ИскраУралТел» на сумму 8 075 000,60 руб.
23.03.2018 в ЕИС размещены сведения об исполнении договора.
Далее, согласно ЕИС 18.06.2018 размещена закупка № 0860200000818002629 «Приобретение дополнительных лицензий на право использования программного обеспечения Системы-112, предназначенного для дооснащения инфраструктуры системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на территории Саратовской области». Заказчиком является ОГУ «ЦУКС СО».
Начальная максимальная цена контракта - 116 047 980,93 руб.
Согласно техническому заданию документации, об Аукционе:
-по результатам выполнения своих обязательств по контракту исполнитель обязан предоставить заказчику права использования программного обеспечения на условиях простой неисключительной лицензии;
-поставляемые лицензии должны быть совместимы с имеющимися у заказчика программным обеспечением;
-существующее на объектах автоматизации оборудование и программное обеспечение системы-112 было поставлено в рамках государственных контрактов от 05.09.2017 № 0860200000817003075_165400 и от 12.12.2017 № 0860200000817005137_165400;
- указание на товарный знак установлено заказчиком в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе и не сопровождается словами «или эквивалент» по причине несовместимости программного обеспечения с другими товарными знаками с имеющимся у заказчика комплексом средств автоматизации для создания Центра обработки вызовов системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» Саратовской области и включающим СПО системы-112 АО «ИскраУралТЕЛ» в соответствии с документацией.
На участие в аукционе подана единственная заявка ПАО «Ростелеком».
16.07.2018 между Заказчиком и ПАО «Ростелеком» заключен государственный контракт № 0860200000818002629_165400 на сумму 116 047 980, 93 руб.
31.08.2018 в ЕИС размещены сведения об исполнении контракта.
По условиям торгов предусмотрено привлечение к исполнению Контракта соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере 5 % от цены Контракта.
26.07.2018 ПАО «Ростелеком» в ЕИС размещено извещение о проведении открытой закупки у единственного исполнителя № 31806757245 «Приобретение лицензий на право использования программного обеспечения».
Начальная максимальная цена контракта - 9 783 706,37 руб.
По информации, размещенной в ЕИС, к исполнению контракта привлечено ООО «ИУТЕЛ» с ценой договора 9 783 706,37 руб.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц генеральный директор АО «ИскраУралТел» является учредителем ООО «Иутел».
При этом Комиссией установлено, что ПАО «Ростелеком» присутствовало на заседаниях рабочих групп, в связи с чем обладало информацией о ходе реализации мероприятий по внедрению системы-112, о плановых мероприятиях, о финансировании таких мероприятий.
Более того, без проведения конкурсных процедур Обществу поручено организовать внесение изменений в разработанный технический проект создания системы-112 на основании скорректированного технического задания.
Таким образом, до появления сведений об УСПО-112 в Саратовской области был выбран способ создания и внедрения системы-112 и конкретный исполнитель - ПАО «Ростелеком».
Кроме того, из «дорожной карты» следует, что с ПАО «Ростелеком» было запланировано заключение договора на доработку технического проекта, Общество назначено ответственным исполнителем по завершению разработки технического проекта системы-112, по проведению процедуры торгов на закупку оборудования и оснащения ЦОВ системы-112, по оснащению оборудованием РЦОВ, ЕДДС, ДДС в муниципальных образованиях области.
По данным Управления (исх.№ 3681 от 17.12.2018) представители Саратовского филиала ПАО «Ростелеком» входили в состав межведомственной группы.
Таким образом, ПАО «Ростелеком» были созданы преимущественные условия осуществления хозяйственной деятельности.
Разработав технический проект, а также принимая участие в разработке технического задания, ПАО «Ростелеком» обладало достаточными данными о планах по внедрению системы - 112, что позволило Обществу снизить начальную максимальную цену контракта на 32,82% при участии в аукционе № 0860200000817003075 «Поставка и монтаж оборудования для оснащения центра обработки вызовов системы-112 Саратовской области программно-техническим комплексом», поскольку последнее обладало сведениями в том числе о том, что позднее в Саратовской области будут объявлены иные аукционы.
Довод ПАО «Ростелеком», о том, что участие Управления обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Правительства Саратовской области и ПАО «Ростелеком» в рабочих группах, а также доработка технического проекта не дает ПАО «Ростелеком» каких-либо преимуществ, не может быть принят во внимание.
Общество изначально готовило сметные расчеты на внедрение системы-112 и обладало данными о предполагаемых ценах контрактов.
ПАО «Ростелеком», располагая достаточными данными о ходе и порядке внедрения системы-112 в области, приняло решение о максимальном снижении начальной цены контракта при участии в первой закупке № 0860200000817003075, поскольку понимало, что победа в данной закупке обеспечит дальнейшие победы и в последующих закупках, которые будут проведены на суммы, значительно выше, нежели первая закупка.
Победа ПАО «Ростелеком» в аукционе на Поставку и монтаж оборудования для оснащения центра обработки вызовов системы-112 обеспечивало обществу победу и в последующих закупках, поскольку поставляемое оборудование должно иметь возможность установки в оборудование, поставленное по аукциону № 0860200000817003075, то есть оборудование АО «ИскраУралТел».
Информацию о планах по внедрению системы-112 в области Общество могло получить только на заседаниях рабочих групп. В связи с чем, в данном случае у ПАО «Ростелеком» было преимущественное получение информации, которой обладают органы власти области.
Более того, решением межведомственной рабочей группы №7 от 20.12.2016 утверждена дорожная карта.
Среди планируемых мероприятий дорожной карты значатся:
-заключение договора на доработку технического проекта между Саратовским филиалом ПАО «Ростелеком» и ОГУ «ЦУКС СО»,
-завершение разработки технического проекта системы - 112 (ответственные исполнители ОГУ «ЦУКС СО», Саратовский филиал ПАО «Ростелеком»),
-заключение инвестиционного договора между Комитетом инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области и Саратовским филиалом ПАО «Ростелеком»,
-проведение процедуры торгов на закупку оборудования и оснащения ЦОВ системы - 112 (ответственные исполнители ОГУ «ЦУКС СО», Саратовский филиал ПАО «Ростелеком»),
-оснащение оборудованием РЦОВ, единой дежурно-диспетчерской службой, дежурно-диспетчерские службы.
Таким образом, ПАО «Ростелеком» не только получал информацию о ходе внедрения системы на территории области, а более того, как хозяйствующий субъект, который в последующем принимал участие в закупках, было назначено ответственным исполнителем за разработку проекта и проведение торгов.
Довод ПАО «Ростелеком», о том, что действия ОГУ «ЦУКС» по объявлению и проведению закупок, не размещение полного текста технического проекта не свидетельствуют о наличии соглашения, не может быть принят во внимание.
Согласно аукционной документации по закупке №860200000817003075 создание ПТК ЦОВ выполняется, в том числе на основании Технического проекта Системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» Саратовской области (код проекта РТК. ПУТ. САР-ТП).
Более того, согласно подпункту 15 пункта 1.3 Государственный Контракт № 0860200000817003075_165400 создание ПТК ЦОВ Системы-112 выполняется в том числе, на основании технического проекта Системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» Саратовской области (код проекта РТК. ПУТ. САР-ТП).
Также в Техническом задании названного контракта указано, что монтаж оборудования осуществляется в соответствии с нормами и требованиями данного технического задания, утвержденного технического проекта «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на территории Саратовской области», а также планирующих, эксплуатационных и нормативных документов (приложение № 2 к технической части, пункт 7 Технического задания).
Однако, данный проект не был размещен в Единой информационной системе в сфере закупок в извещении №860200000817003075 и аукционной документации, также отсутствовала и ссылка на место размещения данного проекта в сети «Интернет».
По данным ОГУ ЦУКС Саратовской области (исх. №67-8-23 от 05.02.2019) первая часть технического проекта системы-112 была размещена на официальном сайте ГУ МЧС по Саратовской области. Также в письме представлены ссылки на облачное хранение для 3- х версий технического проекта: 1 версия (декабрь 2016 год), 2 версия (апрель 2018 год), 3 версия (октябрь 2018 года).
Таким образом, не размещение технического проекта или адреса его публикации в сети «Интернет» создает преимущественные условия осуществления хозяйственной деятельности для ПАО «Ростелеком» - разработчика данного проекта и не позволяет иным потенциальным участникам торгов получить данные о дальнейших этапах и стадиях внедрения системы-112 в Саратовской области.
Довод ПАО «Ростелеком» о том, что привлечение АО «ИскраУралТел» в качестве подрядчика не противоречит законодательству, не может быть принят во внимание.
Оспариваемым решением Управление установило наличие антиконкурентного соглашения между ответчиками по делу. Вопрос о возможности привлечения подрядной организации в рамках дела не рассматривался отдельно. В тоже время в качестве доказательства наличия соглашения УФАС в решении указано следующее.
До заключения контракта по первой закупке № 0860200000817003075 (контракт заключен 05.09.2017) Общество не имело намерения исполнять работы самостоятельно и заранее планировало привлечь к исполнению АО «ИскраУралТЕЛ». Данное обстоятельство подтверждается планом закупок ПАО «Ростелеком», размещенным в ЕИС с изменениями по состоянию на 04.09.2017.
Аналогично в день заключения контракта по второй закупке № 0860200000817005137 (контракт заключен 12.12.2017) в план закупок ПАО «Ростелеком» была включена аналогичная закупка у единственного поставщика.
По данным ПАО «Ростелеком» (исх.№0611/05/5796-19 от 17.09.2019) в мае 2014 года между ПАО «Ростелеком» и АО «ИскраУралТел» подписано соглашение о сотрудничестве в области модернизации и развития сетей связи. Целью соглашения являлось долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество в целях модернизации и развития сетей связи «Ростелеком» и повышения эффективности их работы с учетом использования технологий и решений «ИскраУралТел».
Указанные обстоятельства также обуславливают и пассивное поведение АО «ИскраУралТел» в закупках с участием ПАО «Ростелеком».
АО «ИскраУралТел», как и ПАО «Ростелеком» обладало данными, что будет исполнять государственные контракты ПАО «Ростелеком» по итогам проведения последним закупок у единственного поставщика.
Более того, по условиям третьей закупки № 0860200000818002629 предусмотрено привлечение к исполнению контракта соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В данном случае к исполнению привлечено непосредственно ООО «Иутел», входящее в группу лиц с АО «ИскраУралТел», и соответственно преследующее единые цели при осуществлении хозяйственной деятельности.
В то же время, АО «ИскраУралТел» не приняло участие в закупке, что говорит о том, что Обществу было заранее известно о возможности ООО «Иутел» в последующем исполнять контракт.
В данном случае Управление правомерно усмотрело совершение АО «ИскраУралТел» и ПАО «Ростелеком» действий в целях поддержания и развития отношений, которые возникли у организаций еще в 2014 году. Такие действия хозяйствующих субъектов-конкурентов не могут быть реализованы без наличия между ними антиконкурентного соглашения, направленного на устранение иных хозяйствующих субъектов.
Победа ПАО «Ростелеком» в аукционе на Поставку и монтаж оборудования для оснащения центра обработки вызовов системы-112 (закупка 0860200000817003075) обеспечивает Обществу победу и в последующих закупках ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 1299 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233), если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.
Другие лица не могут использовать соответствующий результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными настоящим Кодексом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную настоящим Кодексом, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается настоящим Кодексом.
Таким образом, выполнение работ по поставке оборудования, с монтажом, настройкой и подключением к существующему программно - аппаратному комплексу для дооснащения центра обработки вызова системы-112 и приобретение дополнительных лицензий на право использования программного обеспечения системы-112, предназначенного для дооснащения инфраструктуры системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» поставлено в зависимость от авторских прав, принадлежащих АО «ИскраУралТел».
Приобретение ОГУ «ЦУКС СО» программно-технического комплекса оснащения центра обработки вызовов системы-112 Саратовской области производства АО «ИскраУралТЕЛ», который может функционировать только с программным обеспечением производства АО «ИскраУралТЕЛ» обеспечивает участие в остальных аукционах, проводимых в целях создания и внедрения центра обеспечения вызова экстренных оперативных и аварийных служб через единый номер «112» в Саратовской области, только одной организации, в интересах которой оно действует - ПАО «Ростелеком».
В результате указанных действий исключена возможность экономии бюджетных средств при закупке, путем исключения конкурентной борьбы между участниками, созданы условия монополизации изначально конкурентного рынка, путем устранения конкуренции (ограничения круга участников торгов).
Таким образом, вышеуказанные действия Управления, ОГУ «ЦУКС СО», АО «ИскраУралТел» направлены на предоставление ПАО «Ростелеком» преимуществ в предпринимательской деятельности над иными хозяйствующими субъектами-конкурентами.
Победа ПАО «Ростелеком» в закупке на Поставку и монтаж оборудования для оснащения центра обработки вызовов системы-112 обеспечивает Обществу в дальнейшем победу в аукционах на поставку оборудования, с монтажом, настройкой и подключением к существующему программно- аппаратному комплексу для дооснащения центра обработки вызова системы-112 и на приобретение дополнительных лицензий на право использования программного обеспечения системы-112.
Данные обстоятельства могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам- конкурентам, в частности в виде упущенной выгоды от невозможности принять участие в рассматриваемых закупках.
Устранение конкуренции при закупочных процедурах, а следовательно, и извлечение максимальной прибыли (экономического эффекта) для участника торгов представляется возможным исходя из согласованности действий Заказчика и участника торгов, в части формулирования технических (потребительских) свойств и объемов закупаемых товаров под требования товара производимого конкретным участником.
Согласно пункту 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов. Таким образом:
- действия Управления, осуществляющего организацию областного центра обработки вызовов системы-112 на базе подведомственного областного государственного учреждения, являющегося ответственным структурным подразделением Правительства области за создание системы-112, по участию в рабочих группах, па которых ПАО «Ростелеком» без проведения конкурентных процедур было предоставлено право разрабатывать технический проект, а также был представлен доступ к информации о планах и мероприятиях по внедрению системы - 112;
- действия ОГУ «ЦУКС СО» по объявлению и проведению закупок № 0860200000817005137, № 0860200000817003075, № 0860200000818002629; по неразмещению полного текста технического проекта системы-112 в составе извещения № 0860200000817003075 или ссылки на его текст;
- действия ПАО «Ростелеком» по корректировке технического проекта в 2016 году (разработан в 2012 году), участию в закупках № 0860200000817005137, № 860200000817003075, № 0860200000818002629 и одновременному проведению закупок № 31705595087, № 31705872113, № 31806757245;
- действия АО «ИскраУралТЕЛ» в интересах ПАО «Ростелеком» по поставке произведенных им товаров (предметов контрактов) по более низким ценам, чем предложено АО «ИскраУралТЕЛ» в ходе закупочных процедур,
свидетельствуют о наличии между данными лицами устного соглашения, заключение и участие, в котором может привести к ограничению конкуренции, а в частности, к ограничению доступа хозяйствующих субъектов на товарный рынок разработки, модернизации и реализации программно-технических комплексов.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС по рассмотрению дела № 6-39/ов о нарушении антимонопольного законодательства пришла к правильному выводу, что Управлением обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Правительства Саратовской области, Областным государственным учреждением «Центр управления в кризисных ситуациях Саратовской области:», ПАО «Ростелеком», АО «ИскраУралТел» было заключено соглашение, заключение и участие в котором привели к ограничению конкуренции, а в частности к ограничению доступа хозяйствующих субъектов на товарный рынок разработки, модернизации и реализации программ но-технических комплексов, нарушая при этом пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Довод ПАО «Ростелеком» о том, что отсутствуют доказательства, подтверждающие заключение антиконкурентного соглашения, является необоснованным в силу следующего.
Статья 1 Закона о защите конкуренции определяет организационные и правовые конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственным и внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
В пункте 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В Разъяснениях № 3 Президиума Федеральной антимонопольной службы «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах», утвержденных протоколом Президиума Федеральной антимонопольной службы от 17.02.2016 №3, отражено, что факт заключения антиконкурентного соглашения может быть установлен как на основании прямых доказательств, так и совокупности косвенных доказательств, к числу которых относятся на практике в том числе: отсутствие экономического обоснования поведения одного из участников соглашения, создающего преимущества для другого участника соглашения, не соответствующего цели осуществления предпринимательской деятельности - получению прибыли; заключение договора поставки (субподряда) победителем торгов с одним из участников торгов, отказавшимся от активных действий на самих торгах.
Пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Установленный указанной нормой запрет ориентирован на органы публичной власти и распространяется на акты и действия указанных органов в сфере публичных правоотношений. Этот запрет преследует цель предотвращения негативного влияния органов власти на конкурентную среду с помощью административных, властных методов воздействия, в том числе путем соглашения с хозяйствующим субъектом.
Под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договорённость в устной форме (пункт 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Закона о защите конкуренции не установлены специальные требования к форме соглашения хозяйствующих субъектов, направленного на ограничение конкуренции. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 21Л 2.2010 №9966/10 разъяснил, что Закон о защите конкуренции содержит специальное определение понятия соглашения для целей применения антимонопольного законодательства. Нормы Гражданского Кодекса РФ применению в данном случае не подлежат.
В пункте 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 марта 2016 года, разъяснено, что факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан в том числе с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов.
Законодательством не определено и не может быть определено, какие доказательства его подтверждают, а также не установлены и не могут быть установлены требования к форме подтверждающих документов,
Антиконкурентное соглашение подобно сделке, которая может быть совершена устно н считается в соответствии с частью 2 статьи 158 ГК РФ совершенной также в том случае, когда из поведения лица явствует его воля совершить сделку. Поэтому с учётом фактических действий сторон подобное устное соглашение может быть признано заключённым, исполняющимся или исполненным.
Таким образом, соглашение по смыслу антимонопольного законодательства не равнозначно понятию гражданско-правового договора. Соглашение является выражением воли двух или более участников. Согласованность выражается, во-первых, в осведомлённости каждого из участников о намерении другого участника действовать определённым образом; во-вторых, согласованность воли невозможна без намерения каждого из участников действовать сообразно с известными ему предполагаемыми действиями других участников, таковы два неотъемлемых признака соглашения по конкурентному праву. При этом помимо письменного и устного соглашения, оно может быть заключено посредством конклюдентных действий.
По аналогичным обстоятельствам, довод ПАО «Ростелеком» относительно того, что заключение субподрядного договора, является обоснованным, не принимается во внимание.
Довод ПАО «Ростелеком» об отсутствии состава административного правонарушения, вины ПАО «Ростелеком», а также о том, что ПАО «Ростелеком» действовало на торгах исходя из своих экономических интересов опровергается установленными в решении УФАС России №6-39/ов от 18.12.2019 обстоятельствами, которое в свою очередь было предметом рассмотрения и оценки Арбитражного суда Саратовской области и Двенадцатого арбитражного апелляционного суда в рамках рассмотрения дела № А57-5035/2020 по заявлению Общества об оспаривании указанного решения Управления.
Учитывая вышеизложенное, оспариваемое постановление соответствует закону, не нарушает прав и законных интересов Общества, выбранная мера административной ответственности соответствует санкции вменяемой статьи, расчет произведен верно, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Обществом также подано в суд ходатайство о приостановлении производства по делу до момента окончания рассмотрения дела №57-5035/2020 о признании недействительным решения УФАС от 18.12.2019 № 6-39/ов.
Рассмотрев указанное ходатайство, суд отказывает Обществу в приостановлении производства по настоящему делу, поскольку постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2021 рассмотрена апелляционная жалоба по делу № А57-5035/2020 и оспариваемое решение Арбитражного суда Саратовской области от 05.11.2020 оставлено без изменения.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Гуляев С.Б.