ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-118947/20 от 14.04.2021 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

14 апреля 2021 года Дело № А56-118947/2020

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе: судьи Гуляева С.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петренко Е.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

общества с ограниченной ответственностью «МегаЛит»

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу

о признании недействительным решения от 17.11.2020 по делу №44-5985/20

третье лицо: федеральное казенное учреждение «Российский государственный исторический архив»

при участии

от заявителя – не явился, извещен,

от заинтересованного лица – ФИО1 по доверенности от 20.10.2020,

третье лицо – ФИО2 по доверенности от 11.03.2021, ФИО3 по доверенности от 11.03.2021, ФИО4 по доверенности от 11.03.2021,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «МегаЛит» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Управление, УФАС) от 17.11.2020 по делу №44-5985/20.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное казенное учреждение «Российский государственный исторический архив» (далее – Учреждение).

В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.

В судебном заседании представители Управления и Учреждения возражали против удовлетворения заявленных требований.

Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не направило своих представителей в судебное заседание. В порядке части 5 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие его представителей с учетом доводов, указанных в заявлении.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, судом установлены следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, заказчиком (Учреждением) 05.11.2020 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на услуги по комплексной уборке и уходу за наружными территориями комплекса зданий Российского государственного исторического архива, номер извещения № 0372100010320000002.

Начальная (максимальная) цена контракта – 10 000 000 руб.

Общество ссылаясь на неправомерные действия Заказчика (Учреждения), нарушающие требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ) и выразившиеся в неверном установлении единых требований к участникам закупки, обратилось в УФАС с жалобой (от 13.04.2020 вх. № 40703-ЭП/20).

Рассмотрев жалобу Общества на действия Заказчика, УФАС вынесла решение от 17.11.2020 по делу № 44-5985/20. Названным решением Управление признало жалобу Общества необоснованной.

Не согласившись с решением УФАС от 17.11.2020 по делу № 44-5985/20 Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Частью 6 статьи 31 Закона № 44-ФЗ установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается (часть 6 статьи 66 Закона № 44-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 64 названного Закона документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии (свидетельства, разрешения) непосредственно у участника закупки.

Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности хозяйствующего субъекта, обусловленной наличием лицензии (свидетельства) на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.

Учитывая изложенное, при подтверждении соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, участник закупки представляет указанные в документации о закупке документы и сведения самого участника закупки, а не иных юридических лиц, с которыми участник закупки осуществляет совместную деятельность.

Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2018 № 271-ПЭК18 в котором указано, что последующее возможное привлечение соисполнителей оказываемых услуг не подтверждает соответствие заявки участника требованиям аукционной документации и возможность его участия в аукционе, поскольку частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены требования к участникам закупки, а не к соисполнителям.

Деятельность, связанная с допуском к сведениям, составляющим государственную тайну регламентируется Законом Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» и является лицензируемым видом деятельности. (далее – Закон № 5485-1).

Статьей 27 Закона № 5485-1 установлены особенности допуска предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

Лицензия на проведение указанных работ выдается на основании результатов специальной экспертизы предприятия, учреждения и организации и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну, расходы по проведению которых относятся на счет предприятия, учреждения, организации, получающих лицензию.

Лицензия на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выдается предприятию, учреждению, организации при выполнении ими следующих условий: выполнение требований нормативных документов, утверждаемых Правительством Российской Федерации, по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений; наличие в их структуре подразделений по защите государственной тайны и специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, количество и уровень квалификации которых достаточны для обеспечения защиты государственной тайны; наличие у них сертифицированных средств защиты информации.

Правоотношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, регламентируются Законом № 5485-1. При этом устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

Согласно абзацу 1 статьи 17 Закона № 5485-1 передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан - соответствующего допуска.

Следовательно, обязанность проверки наличия у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности лежит на стороне, которая передает такие сведения, и на должностном лице, санкционирующем их передачу Согласно пунктам 3.6 и 3.6.12, 2.3.15 Устава Учреждения, утвержденного Приказом Федерального архивного агентства от 23.03.2017 № 39 (далее – Устав), директор несет персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных на Учреждение задач, результаты хозяйственной деятельности Учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом, в том числе отвечает за подбор работников, допускаемых к государственной тайне, обеспечение соблюдения требований законодательства Российской Федерации по защите содержащихся в документах архива сведений, составляющих государственную, служебную и иную охраняемую законом тайну, обеспечение в установленном порядке соблюдения режима защиты документной информации.

В соответствии с абзацем 1 статьи 27 Закона № 5485-1 допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

Таким образом, лицензия на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности требуется, если при выполнении работ такие сведения передаются заказчиком работ в объеме, необходимом для исполнения обязательств.

Согласно пункту 16 Положения о Федеральном архивном агентстве, утвержденного Указом Президента РФ от 22.06.2016 № 293 «Вопросы Федерального архивного агентства» Росархив обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну.

Согласно пункту 2.3.15 Устава Учреждения Заказчик обеспечивает соблюдение требований законодательства Российской Федерации по защите содержащихся в документах сведений, составляющих государственную, служебную и иную охраняемую законом тайну, обеспечивает соблюдение режима защиты документной информации.

Указанную деятельность Заказчик осуществляет на основании имеющейся у него собственной лицензии, разрешающей выполнение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданной Управлением Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

При оказании указанных услуг, а также при возникновении нестандартных ситуаций Исполнитель имеет беспрепятственный доступ во все помещения здания Российского государственного исторического архива, в том числе в помещения где находятся документы (сведения), содержащие сведения составляющие государственную тайну, и помещения, в которых находятся системы жизнеобеспечения и контроля доступа к помещениям, содержащим охраняемую гостайну.

Из материалов дела следует, что в рамках действующего в 2020 году государственного контракта по комплексной уборке и уходу за наружными территориями комплекса зданий Российского государственного исторического архива в помещениях Заказчика выполняют работу более 40 уборщиков, которые имеют установленный беспрепятственный доступ в любые помещения на Объекте, в том числе в помещения архивохранилищ, помещения служб обеспечения безопасности и инженерных систем жизнеобеспечения Объекта. У Заказчика отсутствуют кадровая, организационная и финансовая возможности осуществлять непрерывный профессиональный надзор за действиями каждого из уборщиков в процессе оказания услуг, поэтому к оказанию услуг по Контракту могут быть допущены только сотрудники организации проверенной и лицензированной Управлением Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

Объектом закупки является оказание услуг по комплексной уборке помещений, в которых хранятся документы, составляющие государственную, служебную и иную охраняемую законом тайну, в связи с этим Заказчиком установлено требование о наличии у Исполнителя лицензии, разрешающей осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданной Управлением Федеральной службой безопасности Российской Федерации».

Согласно пункту 2.4.10 проекта Контракта Исполнитель после заключения Контракта принимает от Заказчика Объект на выполнение работ по эксплуатации и комплексному техническому обслуживанию по Акту, т.е. согласно статье 2 Закона № 5485-1 осуществляется санкционированный полномочным должностным лицом Заказчика допуск Исполнителя к помещениям, в которых хранятся сведения, составляющие государственную тайну, а также системам жизнеобеспечения и контроля доступа к таковым помещениям, содержащим охраняемую гостайну.

Описание передаваемых по Акту в эксплуатацию и комплексное техническое обслуживание помещений и систем жизнеобеспечения и контроля доступа к ним на Объекте подробно указано в Томе 2. Техническое задание.

Согласно части 1 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.

То есть, передавая Исполнителю по Акту в эксплуатацию Объект по Контракту, Заказчик делегирует Исполнителю свою соответствующую ответственность за безопасную эксплуатацию Объекта, в рамках Акта разграничения эксплуатационной ответственности Заказчика и Исполнителя, приведенного в Приложении 3 к Контракту.

Таким образом, Заказчик в соответствии с уставными задачами и пунктом 1 частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе должен был установить и установил в пункте 2.3. Тома 1 Документации об электронном аукционе и в пункте 3.14 Тома 2 Документации об электронном аукционе требование о наличии у Участника закупки лицензии, разрешающей осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданной Управлением Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

Допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, организаций, не имеющих надлежащей лицензии, квалифицируется и влечет за собой ответственность в соответствии со статьей 283 «Разглашение государственной тайны» Уголовного кодекса Российской Федерации.

При названных обстоятельствах Заказчик, установив требование о предоставлении указанной лицензии, не нарушил положения части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В связи с установлением требования о наличии у Участников закупки названной лицензии Заказчик, руководствуясь пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, в пункте 3.1.2. Тома 1 Документации об электронном аукционе установил требование о включении Участниками закупки в состав второй части Заявки копии лицензии, разрешающей осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданной Управлением Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

Таким образом, Комиссия УФАС пришла к правильному выводу, что работа с секретными сведениями не относится к самостоятельному объекту закупки. Однако без допуска к таким сведениям участник закупки не сможет выполнить контракт на установленных условиях.

На основании изложенного, оспариваемое решение соответствует закону, не нарушает прав и законных интересов Общества, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья Гуляев С.Б.