ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-11944/13 от 23.05.2013 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

30 мая 2013 года Дело № А56-11944/2013

Резолютивная часть решения объявлена 23 мая 2013 года. Полный текст решения изготовлен 30 мая 2013 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Ресовская Т.М.  ,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Буравлевой В.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель Общество с ограниченной ответственностью "Финансово-страховая компания "Славянка"

заинтересованное лицо Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном Федеральном округе

о признании недействительными и отмене предписания от 18.10.2012 №72-12-ИВЛ-04/22619, протокола от 29.11.2012 №72-12-1005/пр-ап, постановления от 12.12.2012 №72-12-881/пн

при участии

от заявителя – Шубин А.А., доверенность от 20.05.2013;

от заинтересованного лица – Гафуров Р.А., доверенность №72-13-ИВЛ-06/8940 от 14.05.2013;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Финансово-страховая компания "Славянка" (далее – Общество, Страховой организацией) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными и отмене предписания от 18.10.2012 №72-12-ИВЛ-04/22619, протокола от 29.11.2012 №72-12-1005/пр-ап, постановления от 12.12.2012 №72-12-881/пн, вынесенных Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном Федеральном округе (далее - РО ФСФР).

В судебном заседании представитель Общества поддержал требования, представитель Отделения просил отказать в их удовлетворении.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, на основании Плана выездных проверок субъектов страхового дела на 2012 год, утвержденного приказом ФСФР России от 03.02.2013 №12-16/пз-ДСП, и Приказа РО ФСФР России в СЗФО от 28.09.2012 №72-12-276/пз, Региональным отделением ФСФР России в СЗФО в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.1992 №4015-1 в период с 15.10.2012 по 14.12.2012 была проведена выездная проверка Общества с ограниченной ответственностью «Финансово-страховая компания «Славянка» за период деятельности с 01.01.2011 по 31.08.2012 на предмет соблюдения требований действующего законодательства при осуществлении страховой деятельности, а также действующего законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма.

В адрес Общества было направлено письмо о проведении проверки, в котором были указаны сроки ее проведения (с 15.10.2012 по 14.12.2012), проверяемый период деятельности организации с 01.01.2011 по 31.08.2012, а также перечень документов, необходимый для представления рабочей группе РО ФСФР России в СЗФО по 35 пунктам.

15 октября 2012 группа инспекторов РО ФСФР России в СЗФО прибыла в Страховую организацию по адресу: ул. Фурштатская, 12, лит. А, Санкт-Петербург для проведения проверки.

В ходе проверочных мероприятий уполномоченным представителем Страховой
 организации, с которым осуществлялось взаимодействие рабочей группы в период проведения проверки, были представлены документы, затребованные Письмом о проведении проверки, не в полном объеме, а именно не предоставлены документы по пунктам 8, 9, 10, 20, 21, 22, 23, 33, 35, а также по пунктам 11, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 26, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35 Письма о проведении проверки. По факту непредставления документов по пунктам 8, 9, 10, 20, 21, 22, 23, 33, 35 Письма о проведении проверки Страховой организации были даны письменные объяснения от 15.10.2012.

В связи с непредставлением Страховой организацией документов по пунктам 11, 13, 14, 15, 16,17, 18,26, 28, 29, 30, 31, 32,33, 34, 35 Письма о проведении проверки, членами рабочей группы была составлена Справка от 15.10.2012, содержащая перечень непредставленных документов.

В адрес страховой организации было вынесено предписание от 18.10.2012 №72-12-ИВЛ-20/22619прд (далее - предписание) об устранении нарушений законодательства РФ со сроком исполнения не позднее 29.10.2012, которое было направлено в Страховую организацию посредством почтовой связи (получено Страховой организацией 24.10.2012).

Региональным отделением было предписано Страховой организации в срок не позднее 5 (пяти) календарных дней с даты получения предписания:

1.Устранить нарушение пункта 5 статьи 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», предоставив в РО ФСФР России в СЗФО документы, указанные в настоящем предписании, а именно:

- сопроводительное письмо о направлении Положения о формировании страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности;

- расчет страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни, по состоянию на 30.06.2012 по формам, приведенным в Приложении № 2 к Правилам формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.06.2002 № 51н:

- расчет резерва незаработанной премии - на бумажном носителе и в электронном виде в формате .xls. на сменном носителе информации (компакт-диск (CD-R)), закрытом от дозаписи информации;

- расчет базовой страховой премии для целей расчета резерва незаработанной премии методом «рго rata temporis» - на бумажном носителе и в электронном виде в формате .xls. на сменном носителе информации (компакт-диск (CD-R)), закрытом от дозаписи информации;

- расчет резерва заявленных, но неурегулированных убытков на бумажном носителе и в электронном виде в формате .xls. на сменном носителе информации (компакт-диск (CD-R)), закрытом от дозаписи информации;

- расчет заработанной страховой премии для целей расчета резерва произошедших, но незаявленных убытков - на бумажном носителе и в электронном виде в формате .xls. на сменном носителе информации (компакт-диск (CD-R)), закрытом от дозаписи информации;

- расчет резерва произошедших, но незаявленных убытков - на бумажном носителе и в электронном виде в формате .xls. на сменном носителе информации (компакт-диск (CD-R)), закрытом от дозаписи информации;

- расчет стабилизационного резерва - на бумажном носителе и в электронном виде в формате .xls. на сменном носителе информации (компакт-диск (CD-R)), закрытом от дозаписи информации;

- первичные документы, послужившие основанием для отражения в бухгалтерском учете сумм страховых резервов по состоянию на 30.06.2012;

-регистры бухгалтерского учета, подтверждающие суммы страховых резервов по состоянию на 30.06.2012;

-регистры бухгалтерского учета и первичные документы, подтверждающие наличие и балансовую стоимость собственных средств страховой организации по состоянию на 30.06.2012;

- регистры бухгалтерского учета и первичные документы, подтверждающие наличие и балансовую стоимость активов, принятых в покрытие страховых резервов и собственных средств страховой организации по состоянию на 30.06.2012;

- оборотно-сальдовая ведомость по счетам (субсчетам) страховой организации за период с 01.01.2012 по 30.06.2012;

- документы, подтверждающие соответствие специальных должностных лиц,
 ответственных за соблюдение Правил внутреннего контроля, квалификационным требованиям, установленным Постановлениям Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 № 715, в период от 01.01.2011 по 31.08.2012;

- документы, подтверждающие осуществление идентификации клиентов (анкеты юридического лица, анкеты физического лица, анкеты индивидуального предпринимателя) в период с 01.01.2011 по 31.08.2012;

-приказы, распоряжения и иные документы, регламентирующие порядок фиксирования и передачи сведений, перечисленных в подпункте 4 пункта 1 статьи 7 Федерального Закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма», в период с 01.01.2011 по 31.08.2012;

- приказы, распоряжения и иные документы, регламентирующие порядок передачи сведений о заключении договоров страхования, расторжении и осуществлении страховых выплат в период с 01.01.2011 по 31.08.2012;

- документы, подтверждающие действия страховщика по выявлению в числе клиентов страховой организации лиц, подозреваемых в причастности к террористической и экстремистской деятельности, в период с 01.01.2011 по 31.08.2012;

-в электронном виде и на бумажном носителе - сведения о банковских счетах, действовавших в период с 01.01.2011 по 31.08.2012, в том числе, по требованию - банковских выписок движения средств по счетам с приложением первичных документов за указанный период;

-кассовые документы - кассовая книга за период с 01.01.2011 по 31.08.2012, по требованию - расходные кассовые ордера, приходные кассовые ордера;

-договоры финансово-хозяйственной деятельности с приложением документов, подтверждающих их исполнение, в том числе кредитные договоры (договоры займов), документы, подтверждающие совершение сделок с недвижимым имуществом, договоры купли-продажи ценных бумаг за период с 01.01.2011 по 31.08.2012;

-сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю в соответствии с Законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» за период с 01.01.2011 по 31.08.2012.

2.Представить в РО ФСФР России в СЗФО: щ

- объяснения причин неисполнения требований пункта 5 статьи 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»;

- принять меры по недопущению в дальнейшем нарушений требований п. 5 ст. 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Страховой организации также предписывалось в случае отсутствия возможности исполнения предписания или какого-либо отдельного его пункта представить письменное объяснение причины отсутствия такой возможности. В случае отсутствия возможности исполнения предписания или какого-либо отдельного его пункта в указанный в предписании срок представить письменное мотивированное ходатайство о продлении срока исполнения предписания.

29 октября 2012 в РО ФСФР России в СЗФО поступил пакет документов от ООО «ФСК «Славянка» во исполнение предписания с сопроводительным письмом от 25.10.2012 №32 (вх. №72-12-26905) с приложением копий векселей коммерческих банков и справкой бухгалтера.

8 ноября 2012 года (вх. №72-12-27482) в дополнение к вышеуказанному ответу с письмом от 07.11.2012 исх. №36 от Страховой организации поступили документы с приложением копий первичных документов, подтверждающих размещение собственных средств и активов, принятых в покрытие страховых резервов ООО «ФСК «Славянка» на 30.06.2012, а именно копии договоров мены ценных бумаг, заключенных между ООО «ФСК «Славянка» и ООО «ФОРТ ИНО», ООО «Компания САФ строй», ООО «Беллактрис», ООО «НТ-Маркет», ООО «Северо-Западная Логистическая Компания» с приложением копий актов приема-передачи ценных бумаг.

Региональным отделением было установлено, что обществом в ответ на предписание были представлены только копии векселей, не подтверждающие наличие и балансовую стоимость векселей, принятых в покрытие собственных средств страховой организации по состоянию на 30.06.2012., не представлены первичные документы, подтверждающие наличие и балансовую стоимость дебиторской задолженности, принятой по состоянию на 30.06.2012 в покрытие собственных средств страховой организации.

По данному факту Региональным отделением в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 29.11.2012 и вынесено постановление от 12.12.2012 №72-12-881/пн о привлечении Общества к административном ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, в виде наложения штрафа в размере 500 000 рублей.

Считая незаконными предписание, протокол и постановление, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об их оспаривании.

В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений, действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Как видно из представленных материалов. Предписание от 18.10.2012 об устранении нарушений законодательства РФ было получено Обществом по почте 24.10.2012, о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении.

В Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области заявитель обратился 06.03.2012 путем подачи заявления в электронном виде, то есть с пропуском установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока. С заявлением о восстановления срока обращения в суд Общество не обращалось.

Пропуск установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявления (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2006 N 16228/05).

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В силу части 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 N 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Обществом ходатайство о восстановлении срока обращения в суд с заявлением об оспаривании предписания от 18.10.2012 и постановления о назначении административного наказания от 12.12.2012 не заявлялось.

Статьей 115 АПК РФ предусмотрено, что лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных названным Кодексом или иными федеральными законами.

Пропуск срока на обращение с заявлением об оспаривании ненормативных актов и об оспаривании постановления административного органа является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

На основании вышеизложенного требования заявителя в части оспаривания предписания и постановления удовлетворению не подлежат.

В части оспаривания протокола об административном правонарушении от 29.11.2012 №72-12-1005/пр-ап производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, поскольку Арбитражным процессуальным кодексом не предусмотрено оспаривание процессуальных документов, составляемых в процессе производства по делу об административном правонарушении.

Кроме того, по смыслу частей 1,2 статьи 26.2 КоАП РФ протокол является доказательством по делу об административном правонарушении и служит средством фиксации административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 150, 151, 167-170, 201, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Требования ООО «Финансово-страховая компания «Славянка» в части оспаривания предписания Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном Федеральном округе от 18.10.2012 №72-12-ИВЛ-04/22619 и постановления от 12.12.2012 №72-12-881/пн оставить без удовлетворения.

2. В части оспаривания протокола об административном правонарушении от 29.11.2012 №72-12-1005/пр-ап производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья Ресовская Т.М.