ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-119633/18 от 17.12.2018 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

17 декабря 2018 года                                                                      Дело № А56-119633/2018

Резолютивная часть решения объявлена декабря 2018 года . Полный текст решения изготовлен декабря 2018 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе судьи Терешенкова А.Г.,

при ведении протокола судебного заседания помощником ФИО1,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель - ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ГАЗПРОМ"

заинтересованное лицо - Комитет государственного экологического надзора Ленинградской области

третье лицо - Комитет по природным ресурсам Ленинградской области

об оспаривании постановления

при участии

от заявителя – ФИО2,

от заинтересованного лица – ФИО3,

от третьего лица – никто не явился, извещен,

установил:

Публичное акционерное общество "Газпром" (далее - заявитель, Общество, ПАО «Газпром») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области (далее - заинтересованное лицо, Комитет) от 14.08.2018 о назначении административного наказания №  40911/18-Д, о привлечении к административной ответственности по статье 7.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
В соответствии с частью 4 статьи 137 АПК РФ, суд, считая подготовленным дело к судебному разбирательству, с согласия сторон, завершил предварительное заседание и открыл судебное разбирательство в данном судебном заседании.

В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования.

Представитель Комитета возражал против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующие обстоятельства.

В ходе проведения плановой выездной проверки в соответствии с распоряжением Комитета от 11.05.2018 № 1-13-40069-18/ПВ С целью получения сведений о наличии у Общества договоров аренды лесных участков, а также о наличии проектов освоения лесов и лесных деклараций на 2016-2018 годы Комитетом направлен соответствующий запрос в Комитет по природным ресурсам Ленинградской области (исх. От 11.05.2018 № К-09-847/2018).

В ответ на указанный запрос Комитет по природным ресурсам Ленинградской области сообщил (исх. от 21.06.2018 № 02-10108/2018), что все сведения о заключенных договорах аренды, проектах основания, заключениях экспертных комиссий по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, распоряжениях об утверждении этих заключений, лесных декларациях, отчетах об использовании древесины содержаться в Единой государственной автоматизированной информационной системе учёта древесины и сделок с ней (далее – ЕГАИС).

Согласно информации, содержащийся в ЕГАИС, между Обществом и Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области подписан договор от 05.04.2018 № 1082/ДС-2018-04 (далее – Договор) о предоставлении в аренду на срок 49 лет, лесного участка площадью 1,2982 га, расположенного в лесотаксационных выделах 44, 45 и 46 лесного квартала 234 и в лесотаксационных выделах 45, 46 и 47 лесного квартала 235 Гарболовского участкового лесничества Всеволожского лесничества во Всеволожском районе Ленинградской области.

В рамках проведения проверки, а именно 18.07.2018, в присутствии ФИО4 – представителя Общества по доверенности от 18.07.2018 № 02-1/288, произведён осмотр указанного лесного участка.

В ходе осмотра был подтвержден факт использования Обществом лесного участка. Осмотром выявлено наличие на нём дороги, вдоль которой установлена воздушная линия электропередачи. Указанная дорога проложена к площадке с установленной на ней металлической опорой, которая с прилегающей к ней территорией, обнесена замкнутым бетонным ограждением. В ограждении имеются металлические ворота, а также запертая на подвесной замок калитка с логотипом «Газпром» и надписью: «Северное ЛПУМГ ПРС 18 «Вуолы».

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГАИС по состоянию на день проведения осмотра, а именно, на 18.07.2018, а также на день составления протокола об административном правонарушении от 14.08.2018 № 40911-18/Д, Договор не прошёл государственную регистрацию.

Постановлением от 14.08.2018 о назначении административного наказания № 40911-18/Д Общество привлечено к административной ответственности по ст. 7.9 КоАП РФ, с наказанием в виде штрафа в размере 200 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.

В соответствии со статьей 7.9 КоАП РФ самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.9 КоАП РФ, составляет самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.

В соответствии с ст. 8 Лесного кодекса РФ (далее - ЛК РФ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. В силу положений ст. 24 ЛК РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений, а именно: предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе, организация и проведение соответствующих аукционов).

В Ленинградской области полномочиями по предоставлению лесных участков, в соответствии с Положением о Комитете по природным ресурсам Ленинградской области (утв. постановлением Правительства Ленинградской области от 31.07.2014 № 341) наделен указанный Комитет.

Согласно п. 4 ст. 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ и Земельным кодексом РФ, если иное не установлено настоящим кодексом.

Комитетом в ходе проведения проверки выявлено наличие подписанного между Обществом и Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области договора от 05.04.2018 № 1082/ДС-2018-04 (далее – Договор) о предоставлении в аренду на срок 49 лет соответствующих лесных участков. Информация о наличии договора на государственной регистрации подтверждена сведениями, содержащимися в ЕГАИС.

Согласно ст. 433 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество сделок с ним» Договор был направлен сторонами на государственную регистрацию. Однако после подачи заявления на государственную регистрацию Заявителем получено уведомление о приостановлении государственной регистрации от 25.07.2018 № 47/112/010/2018-7165 по причине наложения арендуемой по договору части участка на часть лесного участка предоставленной в аренду ОО СПХ «Катумы» на основании договора аренды от 14.11.2014 №_2-2014-11-4-0.

При этом приостановление регистрационных действий произошло по вине не Заявителя, а арендодателя в лице Комитета по природным ресурсам Ленинградской области.

В период приостановки регистрации Сторонами были внесены дополнения в Договор, касающиеся сведений о правах третьего лица – ООО СПХ «Катумы». После устранения обстоятельств, послуживших причиной приостановки регистрационных действий, регистрация Договора в установленном порядке была осуществлена 25.10.2018.

Исходя из положений ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ст. 2.1 КоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Между Заявителем и Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области в установленном порядке на основании распоряжения Правительства Ленинградской области от 23.03.2018 № 142-р «О предоставлении лесного участка из категории земель лесного фонда в аренду ПАО «Газпром» для эксплуатации линейных объектов в муниципальном образовании Всеволожский муниципальный район Ленинградской области» подписан Договор, на основании которого в соответствии с актом прима-передачи спорный лесной участок передан от Комитета по природным ресурсам Ленинградской области как арендодателя Обществу (арендатору лесного участка).

После подписания Договора Сторонами осуществлен комплекс действий, необходимых для осуществления его государственной регистрации.

Приостановка регистрационных действий произведена Росреестром вне зависимости от воли сторон Договора. В период приостановки регистрации сторонами Договора осуществлены действия, направленные на изменение правоотношений, сложившихся между ними в связи с подписанием Договора.

Таким образом, Заявитель осуществлял использование лесного участка до регистрации Договора на условиях подписанного между сторонами договора аренды.

В силу статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации   (далее – ГК РФ), совершенный в надлежащей форме договор, все существенные условия которого согласованы сторонами, до его государственной регистрации не порождает всех последствий, на которые он направлен, однако такой договор уже с момента достижения сторонами соглашения по всем его существенным условиям влечет правовые последствия в отношениях между сторонами такого договора, а также может породить весь комплекс последствий, на которые он непосредственно направлен, после государственной регистрации

По смыслу статей 164, 165, пункта 3 статьи 433, пункта 2 статьи 651 ГК РФ государственная регистрация договора осуществляется в целях создания возможности для заинтересованных третьих лиц знать о долгосрочной аренде, однако отсутствие государственной регистрации договора не свидетельствует о самовольном занятии арендатором соответствующего лесного участка.

Стороны, начав исполнение Договора до завершения его регистрации, приняли на себя взаимные обязательства, которые должны надлежаще исполняться (статья 309 ГК РФ).

Таким образом, Заявителем, до момента регистрации Договора, осуществлялось использование спорного лесного участка с ведома его собственника (уполномоченного им органа) и на основании договора, действие которого не оспаривается сторонами.

Указанные обстоятельства исключают вменяемое Комитетом Заявителю правонарушение.

Однако, даже если допустить правомерность выводов комитета о совершении Обществом вменяемого правонарушения, то с учетом всех вышеизложенных обстоятельств такое правонарушение, применительно к спорному правоотношению, должно быть квалифицировано как малозначительное.

При указанных обстоятельствах, оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и отмене.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Арбитражный суд решил:

Признать незаконным и отменить постановление Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области от 14.08.2018 о назначении административного наказания №  40911/18-Д.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.

Судья                                                            Терешенков А.Г.