ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-120385/18 от 20.11.2018 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

17 января 2019 года                                                            Дело № А56-120385/2018

Резолютивная часть решения объявлена ноября 2018 года .

Полный текст решения изготовлен января 2019 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе судьи Денисюк М.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Эльбек М.С.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель: акционерное общество «Научно-производственное предприятие «Сигнал» (ОГРН 1127847050385; адрес: 192019, г. Санкт-Петербург, ул. Книповича, д. 4)

заинтересованное лицо: Государственная административно-техническая инспекция

о признании незаконным и отмене постановления от 31.08.2018 № 2689 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 94201 от 16.07.2018

при участии

от заявителя: предст. Крепак А.А. – доверенность от 29.12.2017 

от заинтересованного лица: предст. Гунгер К.С. – доверенность от 20.07.2018

установил:

Акционерное общество «Научно-производственное предприятие «Сигнал»  (далее – Общество, АО «НПО «Сигнал») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Государственной административно-технической инспекции Правительства Санкт-Петербурга (далее - ГАТИ, административный орган) от 31.08.2018 № 2689 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 94201 от 16.07.2018, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной пунктами 2 и 3 статьи 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» (далее – Закон № 273-70).

В судебном заседании 20.11.2018 представитель Общества поддержал заявленные требования, от Общества поступили также письменные возражения на отзыв. Представитель ГАТИ возражал против удовлетворения заявленных Обществом требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее:

09.07.2018 специалистом ГАТИ с применением видеофиксации произведен осмотр  принадлежащего Обществу нежилого здания с кадастровым номером 78:06:0220603:1082 по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. КИМа, д. 6, лит.А и нежилого здания с кадастровым номером 78:06:0220603:1094 по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. КИМа, д. 6, в ходе которого выявлено следующее:

 - в отношении здания с кадастровым номером 78:06:0220603:1082 установлено наличие загрязнений, графических изображений, следов листовок с рекламной продукцией, разрушение окрасочного слоя, штукатурки, элементов фасада здания, коррозия металлических элементов;

 - в отношении здания с кадастровым номером 78:06:0220603:1094 установлено наличие графических изображений, листовок с рекламной продукцией и следов от них.

Указанные обстоятельства отражены в протоколах осмотра от 09.07.2018 и фототаблицах.

16.07.2018 специалистом ГАТИ с участием двух понятых, представителя Общества и с применением средств фотофиксации произведен осмотр принадлежащего Обществу нежилого здания с кадастровым номером 78:06:0220603:1082 по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. КИМа, д. 6, лит.А, и нежилого здания с кадастровым номером 78:06:0220603:1094 по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. КИМа, д. 6, в ходе которого вновь установлено наличие загрязнений, графических изображений, следов листовок с рекламной продукцией, разрушение окрасочного слоя, штукатурки, элементов фасада здания, коррозия металлических элементов на здании с кадастровым номером 78:06:0220603:1082 по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. КИМа, д. 6, лит.А, а также наличие графических изображений, листовок с рекламной продукцией и следов от них на здании с кадастровым номером 78:06:0220603:1094 по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. КИМа, д. 6, что зафиксировано в протоколе осмотра от 16.07.2018 с фототаблицей.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления уполномоченным должностным лицом ГАТИ в отношении Общества протоколов об административных правонарушениях:

от 16.07.2018 по делу об административном правонарушении № 94200, согласно которому действия Общества квалифицированы по пункту 2 статьи 20 Закона № 273-70 (неисполнение обязанностей по промывке и очистке фасадов здания с кадастровым номером 78:06:0220603:1082 по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. КИМа, д. 6, лит.А);

от 16.07.2018 по делу об административном правонарушении № 94201, согласно которому действия Общества квалифицированы по пункту 3 статьи 20 Закона № 273-70 (неисполнение обязанностей по текущему и капитальному ремонту фасадов здания с кадастровым номером 78:06:0220603:1082 по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. КИМа, д. 6, лит.А);

от 16.07.2018 по делу об административном правонарушении № 94202, согласно которому действия Общества квалифицированы по пункту 2 статьи 20 Закона № 273-70 (неисполнение обязанностей по промывке и очистке фасадов здания с кадастровым номером 78:06:0220603:1094 по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. КИМа, д. 6).

Определением от 31.08.2018 дела об административных правонарушениях №№ 94200, 94201, 94202 от 16.08.2018 объединены в одно производство с присвоением делу номера 94201.

Постановлением ГАТИ от 31.08.2018 № 2689 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 94201 от 16.07.2018, АО «НПО «Сигнал» привлечено к административной ответственности, предусмотренной пунктами 2 и 3 статьи 20 Закона № 273-70 с назначением наказания в виде штрафа в размере 510000 руб. Указанным постановлением Обществу вменено нарушение пунктов 8.1, 8.2, 8.4.2, 8.4.4, 8.4.5 Приложения № 5 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, суд пришел к следующим выводам.

Пунктом 2 статьи 20 Закона № 273-70 установлена административная ответственность за неосуществление обязанностей по очистке и промывке фасадов зданий и сооружений, а также по смывке, окраске в цвет, соответствующий утвержденному колерному бланку фасада, несанкционированных надписей и рисунков по мере их появления на фасадах зданий и сооружений или размещенных на них элементов благоустройства, за исключением административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена Кодексом, с назначением наказания в виде предупреждения или административного штрафа для юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Пунктом 3 статьи 20 Закона № 273-70 установлена административная ответственность за неосуществление обязанностей по текущему и капитальному ремонту фасадов зданий и сооружений или размещенных на них элементов благоустройства, в том числе окраска фасада здания, строения, сооружения и их элементов без колерного бланка или с нарушением колерного бланка, утвержденного в составе правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, за исключением административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена Кодексом, с назначением наказания в виде административного штрафа для юридических лиц от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961 утверждены Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга (далее – Правила №961).

Приложением № 5 к Правилам № 961 установлен перечень мероприятий по содержанию объектов благоустройства и элементов благоустройства и требования к осуществлению данных мероприятий.

В соответствии с пунктом 1.1 Приложения № 5 к Правилам № 961 уполномоченные на содержание лица осуществляют содержание объектов благоустройства, элементов благоустройства и ремонт элементов благоустройства в границах земельных участков, принадлежащих им на праве собственности, ином вещном или обязательственном праве в объеме, предусмотренном действующим законодательством и настоящими Правилами, самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств.

Согласно пункту 8.1 Приложения № 5 к Правилам № 961 содержание фасадов осуществляется в порядке, установленном действующим федеральным законодательством и настоящими Правилами.

В силу пункта 8.2 Приложения № 5 к Правилам № 961 при осуществлении содержания фасадов обеспечивается:

поддержание технического состояния фасадов;

поддержание и сохранение архитектурно-градостроительного облика здания, сооружения в соответствии с проектной документацией строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, решением о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта в сфере жилищного строительства, паспортом фасадов, проектами благоустройства.

В соответствии с пунктами 8.4.2, 8.4.3 и 8.4.4 Приложения № 5 к Правилам № 961 мероприятия по содержанию фасадов включают в себя, в том числе

-  очистку и промывку фасадов не реже одного раза в год;

- смывку,  окраску  несанкционированных  надписей  и  рисунков  по  мере  их появления на фасадах, демонтаж самовольно размещенных на фасаде элементов благоустройства;

-  текущий ремонт фасадов.

Текущий ремонт фасадов осуществляется путем замены и восстановления технического оборудования фасадов (водосточных труб); архитектурных деталей и конструктивных элементов фасадов (в том числе цоколя, карниза, горизонтальной тяги, вертикальной тяги, пояса, парапета, портала, оконных и дверных заполнений, элементов входной группы, за исключением лепного декора); восстановления отделки фасадов на аналогичные, окраски.

Текущий ремонт фасадов выполняется, в том числе, в  случаях: штучной замены облицовки (не более пяти единиц) на идентичный материал; утраты облицовки фасада (керамической плитки, керамогранита) - штучная - до пяти шт.; повреждения, утраты и выветривания примыканий, соединений и стыков отделки фасадов; ремонта технических металлических конструкций: пожарной лестницы, вентиляционных решеток, стоек, ограждений крылец, флагодержателей, кронштейнов, парапетных решеток, водосточных труб, вентиляционных труб, лифтовых шахт, за исключением металлических конструкций, являющихся декоративными; повреждения, утраты окрытий элементов и деталей фасада единично или полностью; ремонта цокольной части здания, сооружения в гладкой штукатурке.

В соответствии с пунктом 1.7 Правил № 961 уполномоченное на содержание лицо - собственник объекта благоустройства и элемента благоустройства, лицо, которому объект благоустройства и элемент благоустройства предоставлен во владение и(или) пользование, иное лицо, на которое обязательства по содержанию объекта благоустройства или элемента благоустройства возложены действующим законодательством или договором.

Как следует из материалов дела, здание с кадастровым номером 78:06:0220603:1082 по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. КИМа, д. 6, лит.А и здание с кадастровым номером 78:06:0220603:1094 по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. КИМа, д. 6, принадлежат АО «НИИ Сигнал» на праве собственности, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из Единого государственного реестра недвижимости. Таким образом, в силу положений Правил № 961 именно Общество является лицом, на которое возложены обязанности по содержанию указанных зданий, соответственно, Общество несет ответственность за их содержание и проведение текущего ремонта в соответствии с требованиями Правил № 961.

При таких обстоятельствах, Общество является надлежащим субъектом административной ответственности, установленной пунктами 2 и 3 статьи 20 Закона №273-70.

Факт нарушения требований пунктов 8.1, 8.2, 8.4.2, 8.4.3, 8.4.4 Приложения № 5 к Правилам № 961 установлен административным органом, подтверждается материалами дела (протоколы осмотра от 09.07.2018 и 16.07.2018 с фототаблицами) и Обществом не опровергнут.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательства невозможности соблюдения Обществом вышеуказанных требований Правил № 961 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, равно как и доказательства принятия заявителем всех необходимых и своевременных мер, направленных на поддержание фасадов зданий в надлежащем состоянии, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствует о наличии в действиях Общества вины во вмененном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

Доводы Общества об отсутствии финансовых возможностей на осуществление текущего ремонта здания отклоняются судом. Как следует из представленного Обществом  технического заключения ООО «ИТЦ МЧС» по результатам обследования фасада здания по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. КИМа, д. 6, обследование было выполнено в мае 2017 года, локальная смета на ремонт здания была составлена в апреле 2018 года, при этом доказательства того, что Обществом предпринимались необходимые меры для получения финансирования на текущий ремонт фасада здания, в материалы дела не представлены. Кроме того, осуществление очистки и промывки фасадов здания, закрашивание несанкционированных  надписей и рисунков осуществляется в процессе текущей деятельности и не требует существенных финансовых вложений. Суд также принимает во внимание, что постановлением ГАТИ от 22.09.2017 № 3340 Общество уже привлекалось к административной ответственности по статье 20 Закона № 273-70 по факту неисполнения обязанности по содержанию фасадов здания с кадастровым номером 78:06:0220603:1082 и здания с кадастровым номером 78:06:0220603:1094. Однако доказательства принятия Обществом действенных, необходимых и своевременных мер, направленных на поддержание фасадов зданий в надлежащем состоянии, в материалы дела не представлены

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции полагает доказанным наличие в действиях Общества состава административных правонарушений, ответственность за которые установлена пунктами 2 и 3 статьи 20 Закона № 273-70.

Судом не установлено существенных нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, влекущих безусловную отмену оспариваемого постановления.

Как следует из материалов дела, Общество было надлежащим образом извещено о времени и месте проведения осмотра 16.07.2018 и составления протоколов об административных правонарушениях (телеграмма, л.д.157-158). Представитель Общества Беляев А.В. (доверенность от 16.07.2018, л.д.156) присутствовал при проведении 16.07.2018 осмотра зданий и составлении протоколов об административных правонарушениях от 16.07.2018 №№ 94200, 94201, 94202, представил объяснения по существу вмененных правонарушений.

Доводы Общества о том, что протоколы об административных правонарушениях от 16.07.2018 №№ 94200, 94201, 94202 составлены не уполномоченным должностным лицом, отклоняются судом.

В соответствии с абзацем 3 подпункта 3 пункта 1 статьи 48 Закона № 273-70 дела об административных правонарушениях, предусмотренных в пунктах 1-5 и 11 статьи 20 Закона № 273-70 рассматриваются в пределах своих полномочий исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику в сфере государственного контроля за соблюдением правил благоустройства и организацией производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга.

В соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 Положения о государственной административно-технической инспекции, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2003 № 223, ГАТИ является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга и проводит государственную политику в сфере регионального государственного контроля в области благоустройства в Санкт-Петербурге, а также координирует деятельность исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по рассмотрению дел и составлению протоколов об административных правонарушениях в области благоустройства в пределах своей компетенции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Закона № 273-70 протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом Санкт-Петербурга, составляются указанными в пункте 4 настоящей статьи должностными лицами исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и государственных учреждений Санкт-Петербурга, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии со статьей 48 настоящего Закона Санкт-Петербурга.

Согласно пункту 4 статьи 48 Закона № 273-70 протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом Санкт-Петербурга, вправе составлять следующие должностные лица исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и государственных учреждений Санкт-Петербурга:

1) руководители, первые заместители и заместители руководителей исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга;

2) руководители, первые заместители и заместители руководителей структурных подразделений исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга;

3) государственные гражданские служащие Санкт-Петербурга, замещающие должности государственной гражданской службы Санкт-Петербурга категории "специалисты" и "обеспечивающие специалисты" в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга;

4) руководители и заместители руководителей государственных учреждений Санкт-Петербурга;

5) руководители и заместители руководителей структурных подразделений государственных учреждений Санкт-Петербурга.

Законом Санкт-Петербурга от 15.06.2005 № 302-34 утвержден Реестр государственных должностей Санкт-Петербурга и Реестр должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга.

В соответствии с разделом 2.3 Должности категории «специалисты» и разделом 2.4 Должности категории «обеспечивающие специалисты» Приложения 1 к Закону Санкт-Петербурга от 15.06.2005 № 302-34 специалист 1-й категории  исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга относится к группе должностей «обеспечивающие специалисты».

Таким образом, в силу положений пункта 1, подпункта 3 пункта 4 статьи 48 Закона № 273-70, а также раздела 2.4 Приложения 1 к Закону Санкт-Петербурга от 15.06.2005 №302-34 специалист 1-й категории отдела контроля содержания объектов и элементов благоустройства ГАТИ относится к группе должностей «обеспечивающие специалисты» и уполномочен составлять протоколы об административных правонарушения, ответственность за которые установлена пунктами 2 и 3 статьи 20 Закона № 273-70.

Учитывая изложенное, протоколы об административных правонарушениях от 16.07.2018 №№ 94200, 94201, 94202 составлены уполномоченным должностным лицом ГАТИ.

Постановление от 31.08.2018 № 2689 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 94201 от 16.07.2018 вынесено заместителем начальника ГАТИ в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.

Суд не усматривает оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, согласно которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как указано в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Оценив характер и степень общественной опасности допущенного Обществом правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела, а также принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения Обществом правонарушения, суд первой инстанции не усматривает оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного заявителем правонарушения малозначительным. При этом суд принимает во внимание, что неисполнение обязанности по осуществлению текущего ремонта фасада здания, в том числе элементов отделки фасадов здания, металлических элементов, влечет возникновение угрозы причинения вреда здоровью граждан и их имуществу, учитывая, что здание находится в свободном доступе для посещения. Тот факт, что ремонт фасадов заложен в финансовый план на 2019 год не влияет на наличие у Общества обязанности по поддержанию принадлежащих ему зданий в надлежащем состоянии (очистке фасадов и проведению текущего ремонта) и не свидетельствует о малозначительности совершенного Обществом правонарушения. Суд также учитывает, что постановлением ГАТИ от 22.09.2017 № 3340 Общество уже привлекалось к административной ответственности по статье 20 Закона № 273-70 по факту неисполнения обязанности по содержанию фасадов здания с кадастровым номером 78:06:0220603:1082 и здания с кадастровым номером 78:06:0220603:1094, что свидетельствует о пренебрежительном отношении Общества к исполнению возложенных на него публично-правовых обязанностей

Вместе с тем, оценив приведенные Обществом в заявлении доводы и материалы дела, суд считает возможным с учетом положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ изменить оспариваемое постановление в части назначенного Обществу наказания.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При этом, в силу части 3.3. статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Оценив обстоятельства дела, принимая во внимание характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, учитывая объем нарушений, а также тот факт, что нарушения частично устранены, принимая во внимание доводы Общества о сложном финансовом положении, суд полагает, что назначенное Обществу оспариваемым постановлением наказание (штраф в размере 510000 руб.) является в данном случае чрезмерным и не соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также целям административного наказания.

Учитывая изложенное, суд считает возможным на основании частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ снизить размер назначенного Обществу административного штрафа до 250000 руб., полагая, что наказание в указанном размере будет являться справедливым и соразмерным характеру совершенного Обществом правонарушения. По мнению суда, указанная мера ответственности отвечает требованиям статей 3.1 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности.

При таких обстоятельствах, постановление ГАТИ от 31.08.2018 № 2689 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 94201 от 16.07.2018 надлежит изменить в части назначенного Обществу наказания.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Постановление Государственной административно-технической инспекции от 31.08.2018 № 2689 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 94201 от 16.07.2018 изменить в части назначенного акционерному обществу «Научно-производственное предприятие «Сигнал» наказания, снизив размер штрафа до 250000 руб.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.

Судья                                                                                   Денисюк М.И.