ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-12041/19 от 26.04.2019 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

(мотивированное)

г.Санкт-Петербург

26 апреля 2019 года Дело № А56-12041/2019

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе судьи Денисюк М.И.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Кировской районной общественной организации Санкт-Петербурга - местное отделение Всероссийского общества автомобилистов (ОГРН <***>; адрес: 198261, <...>)

к Комитету по контролю за имуществом Санкт-Петербурга

о признании незаконным и отмене постановления от 17.12.2018 по делу № 1745/2018 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 16 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге»

установил:

Кировская районная общественная организация Санкт-Петербурга - местное отделение Всероссийского общества автомобилистов (далее – заявитель, Кировская РОО ВОА) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (далее – Комитет) от 17.12.2018 по делу № 1745/2018 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 16 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» (далее – Закон № 273-70).

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Решением суда (в виде резолютивной части) от 12.04.2019 постановление Комитета от 17.12.2018 по делу № 1745/2018 о привлечении к административной ответственности признано незаконным и отменено.

В соответствии с частью 2 статьи 229 АПК РФ сторонами поданы в суд заявления о составлении мотивированного решения по делу.

При вынесении решения от 12.04.2019 суд установил следующее:

25.10.2019 специалистами Отдела земельного контроля Управления контроля использования имущества южных районов Санкт-Петербурга Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга произведено обследование земельного участка, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Солдата Корзуна, участок 3 (юго-восточнее пересечения с проспектом Маршала Жукова) кадастровый номер 78:15:0843203:10, по результатам которого составлен акт обследования земельного участка от 25.10.2018. В акте обследования земельного участка от 25.10.2018 отражено, что на вышеуказанном земельном участке размещены шлагбаум, гаражи (часть гаражной стоянки), ПУХТО, металлические постройки, пункт охраны, также расположены кирпичные строения – администрация и нежилое одноэтажное здание; участок огорожен частично забором частично гаражами; въезд осуществляется с улицы Солдата Корзуна через ворота и шлагбаум. Хозяйственную деятельность на участке осуществляет Кировская РОО ВОА. Участок представляет собой часть территории гаражной стоянки, которая ранее Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга была предоставлена Кировской РОО ВОА по договору аренды от 10.03.2002 № 05/ЗК-02335.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Общества протокола от 15.11.2018 № 695/Ю/2018 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена пунктом 1 статьи 16 Закона №273-70. Обществу вменено самовольное размещение элементов благоустройства, а именно на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, ул. Солдата Корзуна, участок 3 (юго-восточнее пересечения с проспектом Маршала Жукова) кадастровый номер 78:15:0843203:10, размещен забор с воротами, шлагбаум, контейнеры ПУХТО, металлические постройки, пункт охраны без оформленных в установленном порядке документов, предусмотренных пунктом 27.4 Приложения № 5 к Правилам благоустройства Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961 (далее - Правила № 961), в нарушение пункта 27.3 Приложения № 5 к Правилам № 961.

Постановлением Комитета от 17.12.2018 по делу № 1745/2018 Кировская РОО ВОА привлечена к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 16 Закона № 273-70 с назначением наказания в виде штрафа в размере 50000 руб.

Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, суд пришел к следующим выводам.

Пунктом 1 статьи 16 Закона № 273-70 установлена административная ответственность за самовольное размещение (установку) элемента благоустройства, за исключением административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена в статьях 16-1, 18, 29-1 и 37 настоящего Закона Санкт-Петербурга, а также КоАП РФ.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961 утверждены Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга (далее – Правила).

В соответствии с пунктами 2.1 и 2.7 Приложения № 2 к Правилам № 961 к элементам благоустройства относятся ограждения, включая ограждения декоративные, ограждения газонные, ограждения технические, шлагбаумы, парапеты, полусферы, надолбы, приствольные решетки; а также иные некапитальные объекты, включая гаражи, туалеты, навесы, беседки, будки, нестационарные торговые объекты, включая павильоны, палатки, киоски, тележки, лотки, торговые автоматы, передвижные средства развозной торговли, газетные модули, сооружения в виде натяжных на сборном каркасе тентов для сезонной торговли, информационно-торговые мобильные объекты.

Согласно пункту 27.3 Приложения № 5 к Правилам № 961 на территории Санкт-Петербурга запрещена самовольная установка (размещение) элементов благоустройства.

В соответствии с пунктами 2.4 и 2.4.3 Приложения № 4 к Правилам № 961 размещение элементов благоустройства является самовольным, в том числе, в случае отсутствия документов, указанных в разделе 27 Приложения № 5 к настоящим Правилам.

В силу пункта 27.4 Приложения № 5 к Правилам № 961 документами, являющимися основанием для размещения элемента, являются документы о правах на земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, в том числе подтверждающие право использования земельного участка (договор аренды земельного участка, договор на размещение НТО, разрешение на использование земельного участка и др.), а также иные документы, подтверждающие правомерность использования земельного участка.

Как указано в пункте 27.5 Приложения № 5 к Правилам № 961 лица, осуществляющие размещение элементов после вступления настоящих Правил в силу, обязаны иметь согласованный проект благоустройства (при необходимости его разработки), документы, подтверждающие приемку размещения элементов благоустройства. В случае их отсутствия размещение элементов считается самовольным.

В силу пункта 27.5.1 Приложения № 5 к Правилам № 961 порядок применяется к лицам, осуществляющим самовольное размещение элементов благоустройства после вступления в силу настоящих Правил.

Согласно пункту 16 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 №961 указанное постановление (Правила благоустройства) вступает в силу с 01.01.2017.

Как указано в акте обследования от 25.10.2018 спорный земельный участок, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, ул. Солдата Корзуна, участок 3 (юго-восточнее пересечения с проспектом Маршала Жукова) кадастровый номер 78:15:0843203:10, представляет собой часть территории гаражной стоянки, которая ранее Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга была предоставлена Кировской РОО ВОА по договору аренды от 10.03.2002 № 05/ЗК-02335.

Согласно договору аренды от 10.03.2002 № 05/ЗК-02335 Кировской РОО ВОА предоставлен в аренду земельный участок по адресу: <...>, площадью 37280 кв.м под гаражную стоянку. При этом в пункте 2.2 договора от 10.03.2002 № 05/ЗК-02335 указано, что на участке имеются ПО-15 – здания, сооружения, коммуникации.

Таким образом, следует признать, что элементы благоустройства на вышеуказанном земельном участке были размещены Кировской РОО ВОА не самовольно, а в соответствии с договором аренды от 10.03.2002 № 05/ЗК-02335.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.05.2016 по делу № А56-9285/2005, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2005 и постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.03.2006, Кировская РОО ВОА выселена с незаконно занимаемого земельного участка по адресу: <...>. При этом, определением суда от 24.05.2015 Кировской РОО ВОА была предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 24.05.2016 по делу № А56-9285/2005 до 31.12.2016. Кроме того в течение длительного времени Кировская РОО ВОА вносила фактическую плату за пользование указанным земельным участком, что свидетельствует о фактически арендных отношениях, сложившихся между сторонами.

Исходя из диспозиции пункта 1 статьи 16 Закона № 273-70, объективную сторону данного правонарушения образуют действия по самовольному размещению (установке) элемента благоустройства.

Пункт 27.5 Приложения № 5 к Правилам № 961 применяется к лицам, осуществляющим размещение элементов после вступления настоящих Правил в силу,

Более того, в силу пункта 27.5.1 Приложения № 5 к Правилам № 961 установленный разделом 27 Приложения № 5 к Правилам № 961 порядок выявления, демонтажа, хранения, возврата правообладателю самовольно установленных (размещенных) элементов благоустройства применяется к лицам, осуществляющим самовольное размещение элементов благоустройства после вступления в силу Правил №961.

Вместе с тем, как указано выше, элементы благоустройства на спорном земельном участке были размещены Кировской РОО ВОА не самовольно, а в соответствии с договором аренды от 10.03.2002 № 05/ЗК-02335, то есть до вступления в силу Правил №961. Доказательства того, что на момент размещения элементов благоустройства не были соблюдены требования к их размещению, установленные на момент передачи земельного участка в аренду, в материалы дела не представлены.

При таких обстоятельствах элементы благоустройства на спорном земельном участке, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, ул. Солдата Корзуна, участок 3 (юго-восточнее пересечения с проспектом Маршала Жукова), не могут быть признаны самовольно размещенными (установленными).

При таких обстоятельствах апелляционный суд полагает, что административный орган пришел к ошибочному выводу о наличии в действиях Кировской РОО ВОА состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 16 Закона № 273-70 (самовольное размещение (установка) элементов благоустройства).

При таких обстоятельствах, постановление Комитета от 17.12.2018 по делу №1745/2018 о привлечении к административной ответственности подлежит признанию незаконным и отмене.

Руководствуясь статьями 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Признать незаконным и отменить постановление Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 17.12.2018 по делу № 1745/2018 о привлечении Кировской районной общественной организации Санкт-Петербурга - местное отделение Всероссийского общества автомобилистов к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 16 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге».

Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение пятнадцати дней со дня принятия.

Судья Денисюк М.И.