ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-120575/18 от 29.11.2018 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

12 декабря 2018 года                                                                      Дело № А56-120575/2018

Резолютивная часть решения объявлена ноября 2018 года . Полный текст решения изготовлен декабря 2018 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Ресовская Т.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шевченко Д.С.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель Общество с ограниченной ответственностью "Сканшип Нева"

заинтересованное лицо Управление Пенсионного фонда в Кировском районе Санкт-Петербурга

о признании недействительным решения № 202V12180000783 от 26.06.2018 в части: штрафа в размере 134 651 руб. 84 коп.; пени в размере 82 532 руб. 87 коп.; недоимки в размере 673 259 руб. 18 коп.

при участии

от заявителя: ФИО1 (по доверенности от 18.09.2018) 

от заинтересованного лица: ФИО2 (по доверенности от 17.03.2017)

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Сканшип Нева" (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда в Кировском районе Санкт-Петербурга (далее – заинтересованное лицо, Управление) о признании недействительным решения № 202V12180000783 от 26.06.2018 в части: штрафа в размере 134 651 руб. 84 коп.; пени в размере 82 532 руб. 87 коп.; недоимки в размере 673 259 руб. 18 коп.

В судебном заседании представитель Общества требования поддержал.

Представитель Пенсионного фонда просил отказать в удовлетворении заявления, ссылаясь на правомерность и обоснованность оспариваемого решения.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Управлением была проведена выездная проверка ООО «Сканшип Нева» по вопросам правильности исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2015 года по 31.12.2016 года включительно.

В ходе проверки Управлением была установлена неуплата страховых взносов, в том числе по дополнительному тарифу с сумм выплат в пользу работников организации, работавших в 2015 и 2016 годах в качестве:

- электромеханика и моториста на судне «Ангара», электромеханика и моториста судна «Велта», электромеханика судна «Арктур» (всего 12 человек).

- по специальностям сменный механик, старший механик, сменный старший механик на судах «Ангара», «Аура», «Велта» , «Арктур» (всего 16 сотрудников).

По результатам проверки Управлением составлен акт выездной проверки от 31.05.2018 N 202V10170001300.

По результатам рассмотрения акта выездной проверки от 31.05.2018 N 202V10170001300 Управление приняло Решение от 26.06.2018 N 202V12180000783 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федеральным законом « О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» № 212-ФЗ и взыскать с Общества: штраф в размере 134 940, 04 рублей; пени в размере 82602, 23 рублей; недоимку в размере 674700,18 рублей.

Не согласившись с решением в части штрафа в размере 134 651, 84 рублей; пени в размере 82532, 87 рублей; недоимки в размере 673259,18 руб., Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Управление обосновывает свои выводы об обязанности Общества уплатить страховые взносы по дополнительному тарифу с сумм выплат в пользу работников организации работавших в 2015 и 2016 годах следующими доводами:

Общество проводило аттестацию рабочих мест по условиям труда по профессиям электромеханика и моториста на судне «Ангара», электромеханика и моториста судна «Велта», электромеханика судна «Арктур», по результатам которой установлен класс условий труда 2 (допустимый). Так как аттестация была проведена до 01.01.2014 года, а специальная оценка условий труда в отношении данных рабочих мест не проводилась, то, по мнению проверяющих, Общество должно было начислить взносы согласно дополнительным тарифам в размере 6%.

Общество провело специальную оценку условий труда в отношении рабочего места по специальности «Судомеханик». Поскольку в штатном расписании Общества указаны должности Сменный механик, Старший механик, и Сменный старший механик, то Управление посчитало, что в отношении рабочих мест по специальностям Сменный механик, Старший механик, и Сменный старший механик ни аттестация рабочих мест по условиям труда, ни специальная оценка условий труда в отношении данных рабочих мест не проводились. Поскольку, согласно требованиям пункта 2, части 5 Инструкции к Приказу от 24.01.2014 года № ЗЗн, наименование должности, профессии или специальности работника указываются в соответствии со штатным расписанием организации, утвержденным работодателем. Таким образом, денежные средства, начисленные в пользу данных специалистов подлежат обложению страховыми взносами в пенсионный фонд по дополнительному тарифу в размере 6%.

Согласно части 4 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ, в редакции, действующей до 01.01.2014, плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам, установленным частями 1 и 2 настоящей статьи, по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом.

Как определено пунктом 7 статьи 7 Закона N 426-ФЗ, с 01.01.2014 при установлении дополнительного тарифа страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный Фонд Российской Федерации, с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте применяются результаты специальной оценки условий труда.

Согласно части 4 статьи 27 Закона N 426-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

В соответствии с пунктом 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 421-ФЗ), результаты аттестации, проведенной до 01.01.2014, которые действительны до окончания срока их действия применяются при определении установленного частью 2.1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации, начисляемых на выплаты работникам, условия труда которых признаны вредными и (или) опасными.

Из названных положений следует вывод, что в период с 2015 по 2016 год страхователь освобождается от уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу в случае, если по итогам аттестации рабочего места, условия труда соответствующего работника не будут признаны вредными либо опасными.

По результатам аттестации рабочих мест, проведенной Обществом в 2013 году в соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 26.04.2011 N 342н и утвержденной руководителем Общества 30 сентября 2013 года, условия труда по профессиям электромеханика и моториста на судне «Ангара», электромеханика и моториста судна «Велта», электромеханика судна «Арктур», по степени вредности и опасности относятся к 2 классу (допустимые), в связи с чем у Общества отсутствовала обязанность уплачивать в период с 2015 по 2016 год дополнительные тарифы страховых взносов с выплат, произведенных лицам занимающим соответствующие должности.

Следует также отметить, что Законом N 421-ФЗ часть 4 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ признана утратившей силу с 01.01.2014.

Статья 58.3 Закона N 212-ФЗ дополнена частью 2.1 следующего содержания: для плательщиков страховых взносов, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда взамен установленных в частях 1 и 2 настоящей статьи дополнительных тарифов применяются   следующие   дополнительные   тарифы   страховых   взносов   в Пенсионный фонд Российской Федерации: при подклассе условий труда 2 соответствует классу условий труда "допустимый", дополнительный тариф составляет 0,0 процента.

         Общество в 2013 году провело аттестацию рабочих мест по условиям труда.

При этом аттестации подлежали рабочие места, указанные в п. 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н.

30 октября 2014 года руководителем Общества был утвержден Отчет о проведении специальной оценки условий труда, которая была проведена Обществом в 2014 году. По результатам специальной оценки было установлено, что по степени вредности и опасности условия труда на рабочем месте по специальности «Судомеханик» на судне «Аура» относятся к 2 классу (допустимые).

В соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ (ред. от 19.07.2018) "О специальной оценке условий труда", специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

До начала проведения специальной оценки условий труда комиссия по ее проведению должна утвердить перечень рабочих мест, которые подлежат оценке, включая аналогичные рабочие места (ч. 5 ст. 9 Закона N 426-ФЗ). Унифицированной формы такого перечня нет, поэтому работодатель вправе составить его в произвольной форме.

В штатном расписании Общества за 2015 и 2016 год по специальности «Судомеханик» утверждены должности Сменный механик, Старший механик, и Сменный старший механик.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N ЗЗн в графе 2 карты указывается наименование рабочего места с указанием в родительном падеже наименования должности, профессии или специальности работника, занятых на данном рабочем месте.

В соответствии с разделом A-III Кодекса по подготовке дипломированных моряков и несения вахты - Приложение 2 к заключительному акту Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками, принятыми в Маниле (Филиппины ) в 2010 году, специальность  «судомеханик» включает в себя должности «второй (сменный) механик» и « старший механик».

В отношении судов «Ангара», «Велта», «Арктур» и «Аура» в порядке, предусмотренном действующим законодательством, были выданы «Свидетельства о минимальном безопасном составе экипажа судна». В соответствии с данными свидетельствами квалификация и число членов экипажа, указанные в свидетельстве, обеспечивают выполнение всех требований резолюции ИМО А. 1047 (27) и Конвенции МОТ 2006 года «О труде в морском судоходстве», стандарт А2.7. касательно безопасности судна, людей, груза и окружающей среды, рабочего времени и времени отдыха экипажа.

В отношении всех вышеуказанных судов экипаж считается укомплектованным, если в его состав входит один судомеханик (Старший механик или второй механик).

Таким образом, фактически на судах «Ангара», «Велта», «Арктур» и «Аура» работодателем организовано одно рабочее место по специальности «Судомеханик», на котором работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТК РФ).

Общество эксплуатирует суда «Ангара», «Велта», «Аура» в качестве судов бункеровщиков, а судно «Арктур» является портовым буксиром. Все суда осуществляют свою деятельности в акватории порта «Санкт-Петербург». При этом, в Обществе укомплектовано несколько сменных экипажей, которые формируются Обществом в соответствии с требованиями Постановления Минтруда РФ от 03.06.1997 N 27 "О режиме труда и отдыха членов экипажей морских судов портового флота" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.06.1997 N 1336). При этом, каждый экипаж укомплектован одним судомехаником в соответствии с требованиями «Свидетельства о минимальном безопасном составе экипажа судна».

В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Выводы Управления, сделанные в Решении, направлены на оспаривание результатов аттестации и специальной оценки рабочих мест по условиям труда на рабочем месте по специальности «судомеханик». Однако, в нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ, Управлением не приведено никаких доводов, которые бы указывали на то, что:

-  обществом созданы отдельные рабочие места по должностям Сменный механик, Старший механик, и Сменный старший механик.

-  условия труда на рабочих местах по должностям Сменный механик, Старший механик и Сменный старший механик отличаются от условий труда на рабочем месте «Судомеханик», установленные аттестацией и специальной оценкой.

 На основании изложенного требования заявителя подлежат удовлетворению.

 Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Арбитражный суд решил:

Признать недействительным решение  Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в Кировском районе Санкт-Петербурга от 26.06.2018 № 202V12180000783 о привлечении плательщика страховых взносов  к ответственности за совершения нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части взыскания штрафа в размере 134 651 руб.84 коп., пени в размере 82 532 руб. 87 коп., недоимки в размере 673 259 руб. 18 коп.

Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в Кировском районе Санкт-Петербурга в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Сканшип Нева" 3 000 руб. расходов на оплату государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                            Ресовская Т.М.