ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-12103/05 от 25.04.2005 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Санкт-Петербург                                                                                      

25  апреля 2005 г.                                                            Дело № А56-12103/05

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области Л.П.Загараевой,

при ведении протокола судебного заседания судьей Л.П.Загараевой, 

рассмотрел в судебном заседании дело по иску

истец ООО «Приморск-Ресурсы»

ответчикИФНС РФ по Петроградскому району СПб

о признании решения частично недействительным

при участии

от заявителя: пр. Глумова Н. М. дов. от 29.04.04 г.

от ответчика: гл. спец. ФИО1 дов. № 20-05/361 от 14.01.05 г.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Приморск-Ресурсы» (далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции ФНС России по Петроградскому району Санкт-Петербурга от 20.01.2005 г. № 0509018 «Об отказе в возмещении (полностью) сумм налога на добавленную стоимость» (далее – решение) в части отказа в возмещении НДС в сумме 2 070 486 руб. при налогообложении по налоговой ставке 0% за август 2004 г. и  об обязании Инспекции ФНС России по Петроградскому району Санкт-Петербурга (далее – налоговый орган, инспекция) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем возложения на налоговый орган обязанности возместить НДС в размере 2 070 486 рублей за август 2004 г. путем возврата на расчетный счет. В части отказа инспекции в возмещении НДС в сумме 306 310 руб. решение заявителем не оспаривается.

Налоговый орган требования заявителя не признал по мотивам, изложенным в отзыве, представленном в материалы дела.

Изучив материалы дела, письменные объяснения заявителя, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд установил:

20 сентября 2004 года общество представило в налоговый орган налоговую декларацию по НДС по налоговой ставке 0 процентов за август 2004 г., 20.10.2004 г. – уточненную налоговую декларацию, согласно которой оборот, облагаемый по ставке 0 процентов, составил 16 769 886 рублей, сумма налога, принимаемая к вычету – 2 376 786 рублей. В направленном в налоговый орган заявлении общество просило возместить НДС в размере 2 070 476 руб. путем возврата на расчетный счет налогоплательщика.   Одновременно с налоговой декларацией заявитель представил в налоговый орган документы, подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в соответствии со статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации.

Инспекцией проведена камеральная проверка общества по вопросу правомерности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации припасов, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенном режиме перемещения припасов, и обоснованности возмещения из бюджета НДС за август 2004 года, по результатам которой составлено мотивированное заключение от 20.01.2005 г. и вынесено решение № 0509018 от 20.01.2005 г. об отказе в возмещении (полностью) НДС за август 2004 г. в размере 2 376 786 руб.

Основанием для отказа в возмещении НДС явилось то обстоятельство, что в поручениях (заявках) на погрузку припасов № 102 от 16.08.04, 109 от 24.08.04 и соответствующих бункеровочных расписках № 50 от 16.08.04, № 56 от 27.08.04 проставлены штампы таможенного органа о вывозе припасов 16.08.04 и 27.08.04 соответственно, тогда как в ответе Выборгской таможни указаны даты вывоза по спорным поручениям 17.08.04 и 28.08.04 соответственно. Кроме того, инспекция указала на ряд обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестности общества: среднесписочная численность работников общества за проверенный период составила 4 человека; в нарушение статьи 16 Закона РФ «О языках народов Российской Федерации» № 1807-1 от 25.10.1991 г. к проверке представлены межбанковские сообщения на английском языке; в нарушение подпунктов 2 и 3 пункта 5 статьи 169 НК РФ в представленных обществом счетах-фактурах, выставленных ООО «ЛУКОЙЛ-Нева» в адрес ООО «Приморск-Ресурсы», и в счетах-фактурах, выставленных ООО «Аделина-Трейд» в адрес ЗАО «ПНТ-ГСМ», указаны адреса поставщиков, по которым не находятся исполнительные органы соответствующих организаций; прохождение денежных средств, уплаченных ООО «Приморск-Ресурсы» поставщику (ООО «ЛУКОЙЛ-Нева») «по замкнутому кругу» в течение нескольких банковских дней последовательно через расчетные счета ряда организаций. 

Суд, оценив доводы сторон, исследовав представленные в материалы дела доказательства, приходит к следующим выводам.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации припасов, вывезенных с территории Российской Федерации  в таможенном режиме перемещения припасов. Для целей налогообложения налогом на добавленную стоимость припасами признаются топливо и горюче-смазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река-море) плавания.

Право налогоплательщика на возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг) и порядок реализации этого права при экспорте товаров (работ, услуг) установлены статьями 165, 171 НК РФ, пунктом 3 статьи 172, пунктом 4 статьи 176 НК РФ, согласно которым для подтверждения права на возмещение сумм налога на добавленную стоимость путем зачета или возврата из бюджета налогоплательщик обязан представить в налоговый орган отдельную декларацию по ставке 0 процентов и вместе с ней предусмотренные статьей 165 НК РФ документы.

Пунктом 1 статьи 165 НК РФ установлено, что при реализации товаров, предусмотренных подпунктом 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы представляются следующие документы:

1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку припасов за пределы таможенной территории Российской Федерации;

2) выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица – покупателя указанных припасов на счет налогоплательщика в российском банке;

3) таможенная декларация на припасы (ее копия) с отметками таможенного органа, в регионе деятельности которого расположен порт (аэропорт), открытый для международного сообщения, о вывозе припасов с таможенной территории Российской Федерации;

4) копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов, подтверждающих вывоз припасов с таможенной территории Российской Федерации воздушными и морскими судами, судами смешанного (река-море) плавания.

Общество вместе с декларацией представило в инспекцию все документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, что не опровергается налоговым органом.

Представленные обществом поручения на оформление припасов, бункеровочные расписки подтверждают факт вывоза припасов с таможенной территории РФ в таможенном режиме перемещения припасов в соответствии с контрактом. Сведения, полученные налоговым органом из Выборгской таможни, не опровергают факт экспорта. Несовпадение дат отгрузочных документов и дат, указанных в ответе таможни, не свидетельствует о недостоверности информации в отношении экспорта. Имеющиеся отметки таможенного органа подтверждают реальный экспорт, данный факт не опровергнут налоговым органом. Кроме того, факт экспорта нефтепродуктов дополнительно подтвержден сообщением Выборгской таможни от 10.09.04 № 22-00/377.

При таких обстоятельствах следует признать, что заявителем выполнены требования статьи 165 НК РФ в части подтверждения применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость за август 2004 г.

Довод налогового органа о недобросовестности общества как налогоплательщика не подтвержден представленными в дело доказательствами.

Ведение внешнеэкономической деятельности обеспечивается обществом не только силами работников, с которыми заключены трудовые договоры, но и на основании заключенных гражданско-правовых договоров. Заявитель представил договор аренды бункеровщика с экипажем для осуществления операций по бункеровки судов жидким топливом и смазочными маслами, заключенный между ООО «Приморск-Ресурсы»  и ООО «ЛУКОЙЛ-Нева»; договоры, заключенные с ООО «Трансойл», предметом которых является организация эксплуатации теплохода. Таким образом, довод инспекции о невозможности выполнения обществом трудоемких задач по ведению внешнеэкономической деятельности не находит своего подтверждения в материалах дела.

Направление обществом в инспекцию межбанковских сообщений, подтверждающих фактическое поступление выручки от иностранного лица – покупателя товаров (припасов) без перевода на русский язык не является основанием для отказа налогоплательщику в возмещении НДС, поскольку подпунктом 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ не установлена обязанность экспортера представлять перевод этого документа, составленного на иностранном языке. При этом в случае сомнения  в достоверности копий документов налоговый орган вправе в порядке статей 87 - 88 и 93 НК РФ истребовать у налогоплательщика подлинный документ и его перевод. Судом установлено, что в ходе проведения камеральной проверки инспекцией получены ответы ОАО АКБ «Авангард», согласно которым поступление экспортной выручки по контракту № 1В-2003 на поставку нефтепродуктов от 20.05.2003 г., заключенного с компанией «MULTIBUNKERLIMITED», подтверждено. Заявителем представлены надлежащим образом заверенные переводы межбанковских сообщений (SWIFT) на русский язык, валютные выписки, мемориальные ордера. Таким образом, документы общества оформлены в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 165 НК РФ и содержат все предусмотренные нормами этого пункта сведения и отметки.

Несостоятелен довод инспекции о том, что выставленные поставщиком общества счета-фактуры содержат недостоверные данные об адресе продавца, чем нарушены требования пункта 5 статьи 169 НК РФ. Согласно пункту 2 статьи 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 названной статьи Кодекса, не могут  являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 указанной статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом. Названная норма права не содержит конкретного требования о том, какой именно адрес следует указать продавцу  при оформлении счета-фактуры. В соответствии с Приложением № 1 к Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах на добавленную стоимость, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 г. № 914, в счете-фактуре в строке 2а указывается место нахождения продавца в соответствии с учредительными документами. В данном случае в выставленных ООО «ЛУКОЙЛ-Нева» и оплаченных обществом счетах-фактурах указан юридический адрес продавца, что подтверждено представленными в материалы дела выпиской из устава ООО «ЛУКОЙЛ-Нева» и свидетельством о постановке его на учет в налоговом органе. Таким образом, представленные обществом в подтверждение права на применение налоговых вычетов счета-фактуры полностью соответствуют требованиям статьи 169 НК РФ.

Отсутствие исполнительного органа ООО «Аделина-Трейд» по адресу, указанному в договоре, заключенному с ЗАО «ПНТ-ГСМ» в счетах-фактурах, выставленных в адрес ЗАО «ПНТ-ГСМ», также не может служить основанием для отказа в возмещении ООО «Приморск-Ресурсы» сумм налога на добавленную стоимость, поскольку нормами главы 21 НК РФ, в том числе и пунктами 5 - 6 статьи 169 НК РФ, на покупателя товаров (работ, услуг) не возлагается ответственность за достоверность указанных в счетах-фактурах сведений о местонахождении поставщиков продавца этих товаров (работ, услуг). Кроме того, налоговый орган прямо указал в своем решении на странице 6, что ООО «Аделина-Трейд» зарегистрировано по домашнему адресу учредителя, что не противоречит положениям статьи 8 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ.

Довод инспекции о недобросовестности общества как налогоплательщика в связи с установлением факта перечисления денежных средств между поставщиками продавца в течение нескольких банковских дней – с 24.06.04 по 02.07.04 по «замкнутому кругу», конечным получателем которых является ООО «ЛУКОЙЛ-Нева», отклонен судом в связи с тем, что налоговым органом не доказано участие в данной «схеме» ООО «Приморск-Ресурсы», поскольку движение денежных средств отслежено только начиная с поставщика продавца – ЗАО «ПНТ-ГСМ», и на расчетный счет общества они не поступали. Инспекцией не представлены доказательства согласованности действий поставщиков и налогоплательщика, предъявляющего НДС к возмещению; в ходе проверки не установлены признаки фиктивности заключенных сделок, а следовательно, не доказано и наличие в действиях общества признаков недобросовестного поведения.

При недоказанности налоговым органом обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестности налогоплательщика, сам по себе факт перечисления денежных средств через расчетные счета ряда организаций на расчетный счет ООО «ЛУКОЙЛ-Нева» и наличие счетов некоторых контрагентов в одном банке не может являться безусловным доказательством совершения заявителем сделок с противозаконной целью и иметь правовое значение для установления права налогоплательщика на применение налоговых вычетов.

Инспекция указала в своем решении (страницы 5-7 решения), что поставщики товаров, работ, услуг общества (ООО «ЛУКОЙл-Нева», ООО «ТРАНСОЙЛ», ЗАО «Петролиум Аналистс»), а также их контрагенты (ЗАО «ПНТ-ГСМ», ООО «Аделина-Трейд», ФГУП «Арктикморнефтегазразведка») денежные средства, поступившие на их расчетные счета за поставленный товар (выполненные работы, оказанные услуги), отразили в регистрах бухгалтерского учета, книге продаж как выручку от реализации товаров (работ, услуг). Следовательно, праву общества на возмещение из бюджета сумм налога на добавленную стоимость корреспондирует исполнение обязанности по уплате НДС в бюджет в денежной форме его контрагентов.

Таким образом, следует признать, что выводы налогового органа о наличии в действиях общества и его контрагентов схемы, направленной на незаконное изъятие спорной суммы НДС из бюджета, носят предположительный характер и не подтверждены соответствующими доказательствами.

Материалами дела подтверждается и налоговым органом не оспаривается, что общество выполнило все условия, необходимые для возмещения из бюджета 2 070 486 руб. НДС за август 2004 года: товары (работы, услуги) поставлены обществу, им получены и оприходованы, оплата товаров (работ, услуг), в том числе НДС, произведена обществом в полном объеме, отсутствует подтверждение задолженности перед бюджетом.

Таким образом, заявленные требования общества обоснованы, соответствуют действующему законодательству, документально подтверждены, в связи с чем оспариваемое решение налогового органа в части отказа в возмещении НДС в размере  2 070 486 руб. НДС за август 2004 года подлежит признанию недействительным.

Ответчик освобожден от уплаты госпошлины, заявителю выдать справку на возврат из федерального бюджета госпошлины в сумме 25383 рубля 93 копейки.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 104, 110, 112, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Признать недействительным решение Инспекции ФНС России по Петроградскому району Санкт-Петербурга от 20.01.2005 г. № 0509018 в части отказа ООО «Приморск-Ресурсы»  в возмещении НДС за август 2004 г. в сумме 2 070 486 руб.

2. Обязать Инспекцию ФНС России по Петроградскому району Санкт-Петербурга  возвратить ООО «Приморск-Ресурсы» НДС в размере 2 070 486  рублей за август 2004 г. в порядке, предусмотренном статьей 176 НК РФ.

Выдать исполнительный лист.

3. Выдать ООО «Приморск-Ресурсы» справку на возврат государственной пошлины из федерального бюджета в сумме 25383,25 рублей после вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.

Судья   Л.П. ЗАГАРАЕВА