ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-121808/19 от 11.06.2020 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

11 июня 2020 года                                                              Дело № А56-121808/2019

Резолютивная часть решения объявлена июня 2020 года .

Полный текст решения изготовлен июня 2020 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе судьи Синицыной Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Тевс Я.Е.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель: Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка; Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка

заинтересованное лицо: Общество с ограниченной ответственностью "Завод "Северная Венеция"

третье лицо: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу

об аннулировании лицензии от 02.07.2012 № 47ПВН0000443,

встречное заявление

Общества с ограниченной ответственностью "Завод "Северная Венеция"

к Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка; Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка

об оспаривании решения от 16.10.2019 №10-31-пр

при участии

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 19.12.2019;

от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 09.06.2020;

от третьего лица – ФИО1 по доверенности от 31.12.2019

установил:

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (далее – Служба) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением с заявлением об аннулировании лицензии на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции (игристые вина (шампанские) от 02.07.2012 № 47ПВН0000443, выданной обществу с ограниченной ответственностью «Завод «Северная Венеция» (далее – Общество).

Обществом подано встречное заявление об оспаривании решения №10-31-пр от 16.10.2019.

Суд в соответствии с пунктом 4 статьи 137 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации перешел из предварительного в судебное заседание.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, обществу с ограниченной ответственностью «Завод «Северная Венеция» предоставлена лицензия на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции (игристые вина (шампанские) от 02.07.2012 № 47ПВН0000443.

Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка 16.10.2019 принято решение №10/30 о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии Общества в связи с производством продукции, не соответствующей государственным, региональным или международным стандартам, на основании которого, Росалкогольрегулирование обратилось в арбитражный суд с заявлением об аннулировании лицензии, выданной ООО «Завод «Северная Венеция».

Службой принято решение №10-31-пр от 16.10.2019 о приостановлении действия лицензии от 02.07.2012 № 47ПВН0000443 в связи с выявлением нарушения, являющегося основанием для аннулировании лицензии, до вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии или об отказе в ее аннулировании.

 Не согласившись с решением от 16.10.2019 №10-31-пр Общество обратилось в арбитражный суд со встречным заявлением к Росалкогольрегулированию с требованием о признании недействительным вышеуказанного  решения.

В удовлетворении встречного заявления ООО «Завод «Северная Венеция» суд отказывает по следующим основаниям.

По факту производства алкогольной продукции не соответствующей государственным стандартам общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2019 по делу № А56-50630/2019 с конфискацией арестованной алкогольной продукции.

Согласно подпункту 7 пункта 3.1 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон №171-ФЗ) основанием для аннулирования лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в судебном порядке является производство продукции, не соответствующей государственным, национальным или международным стандартам.

Как установлено пунктом 1 статьи 20 Федерального закона № 171 -ФЗ действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции приостанавливается решением лицензирующего органа в случае выявления нарушения, являющегося основанием для аннулирования лицензии.

В случае выявления нарушения, являющегося основанием для аннулирования лицензии, действие лицензии приостанавливается до дня вступления в законную силу принятого судом либо уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти решения об аннулировании лицензии или об отказе в ее аннулировании.

Таким образом, решение Росалкогольрегулирования от 16.10.2019 № 10/31-пр о приостановлении действия лицензии законно и обоснованно.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения государственного органа, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Решение Росалкогольрегулирования о приостановлении действия лицензии, выданной Обществу, принято в соответствии с пунктами 1, 4 статьи 20 Федерального закона № 171-ФЗ, в связи с выявлением нарушения, являющегося основанием для аннулирования лицензии, а именно: производство алкогольной продукции не соответствующей государственным, национальным или международным стандартам.

Таким образом, решение Росалкогольрегулирования № 10/31-пр от 16.10.2019 соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя.

По требованию об аннулировании лицензии судом установлено следующее.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон №171-ФЗ) законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции состоит из указанного закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов РФ, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

Должностными лицами Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу (далее - Управление) на основании приказа Управления от 16.01.2019 № 17 была проведена внеплановая выездная проверка ООО «Завод «Северная Венеция». По результатам проведенной внеплановой выездной проверки в отношении общества был составлен акт проверки органом государственного контроля юридического лица № у2-а55/08 от 20.03.2019.

В ходе проведения внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Завод «Северная Венеция» в присутствии генерального директора общества ФИО3 были отобраны образцы алкогольной продукции на соответствие требования ГОСТ 33336-2015 «Вина игристые. Общие технические условия» - российское шампанское белое полусладкое «ПЕТЕРБУРГСКОЕ», объемом 0,75 л, дата розлива 15.10.2018, в количестве 4 штук, (№№ ФСМ 100 596356215, 100 596356223, 100 596356219, 100 596356214), шифр продукции 325/2019.

Согласно экспертному заключению № 29/2019 от 15.03.2019, проведенному Экспертно-аналитическим отделом Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу, образец - Российское шампанское белое полусладкое «Петербургское», объемом 0,75 л, дата розлива 15.10.18, не соответствует ГОСТ 33336-2015 «Вина игристые. Общие технические условия» по органолептическим показателям (подпункт 5.1.2 - аромат, вкус) и физико-химическим показателям (подпункт 5.1.3 - массовая концентрация ФИО4, массовая концентрация лимонной кислоты, массовая концентрация летучих кислот в пересчете на уксусную кислоту, давление двуокиси углерода в бутылке) и требованиям технологической инструкции по производству игристого вина традиционного наименования Российского шампанского белого полусладкого «Петербургское» ТИ 11.02.11.111-015-48998108-2016.

По данному факту в отношении ООО «Завод «Северная Венеция» на основании статей 28.1 и 28.7 КоАП РФ было возбуждено дело об административном правонарушении от 20.03.2019 марта 2019 года № 08-96 по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

Согласно пункту 1 статьи 26 Федеральный закон № 171 -ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, ООО «Завод «Северная Венеця» был нарушен пункт 1 статьи 26 Федерального закона № 171 -ФЗ. Данное нарушение было квалифицировано по частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, а именно - нарушение продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам хранения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

На основании вышеизложенного, в отношении ООО «Завод «Северная Венеция» был составлен протокол об административном правонарушении № 08-96 от 12.04.2019. В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ протокол и материалы дела были направлены в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2019 по делу № А56-50630/2019 ООО «Завод «Северная Венеция» было привлечено к административном ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей с уничтожением арестованной алкогольной продукции.

Вышеуказанное решение суда вступило в законную силу 24.09.2019.

Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона № 171 -ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

По своей юридической природе, нормы, изложенные в пункте 1 статьи 26 Федерального закона № 171 -ФЗ являются императивными, следовательно, безальтернативно предписывают обязанность лицензиатов соблюдать запреты, установленные данной статьей, в том числе запрет осуществлять производство и оборот алкогольной продукции, с нарушением технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Соблюдение указанных ограничений должно быть обеспечено лицом, осуществляющим производство и оборот алкогольной продукции любыми возможными средствами.

Согласно пункту 3 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования Федерального закона № 171-ФЗ, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона № 171-ФЗ лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции аннулируется решением суда по обращению лицензирующего органа или решением уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти.

Согласно подпункту 7 пункта 3.1 статьи 20 Федерального закона № 171-ФЗ основанием для аннулирования лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в судебном порядке является производство продукции, не соответствующей государственным, национальным или международным стандартам.

Вместе с тем аннулирование лицензии является административно-правовой санкцией и поэтому данная мера должна соответствовать требованиям, предъявляемым к подобного рода мерам юридической ответственности, в частности, требованиям справедливости, она должна быть соразмерной и соответствующей характеру совершенного деяния, являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц. Само по себе наличие формальных признаков нарушения не может служить достаточным основанием для принятия судом решения об аннулировании лицензии (определение Верховного Суда Российской Федерации от 02.02.2015 N 305-КГ14-5855 по делу N А40-148624/2013).

Поскольку лишение лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, т.к. не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, данная мера также должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц и применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12.05.1998 N 14-П, определениях от 14.12.2000 N 244-О, от 05.07.2001 N 130-О, от 07.02.2002 N 16-О, свобода предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности может быть ограничена федеральным законом лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства; при этом применяемые ограничительные меры должны соответствовать характеру совершенного правонарушения, размеру причиненного вреда, степени вины правонарушителя и не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Введение законодателем судебного порядка разрешения вопроса об аннулировании лицензии означает, что в каждом конкретном случае суд вправе и обязан оценить обстоятельства, являющиеся основанием для аннулирования лицензии с учетом соответствующих доказательств, подтверждающих наличие оснований для аннулирования лицензии, степени опасности, характера нарушения, его последствий, наличия либо отсутствия фактов устранения таких последствий.

Таким образом, при рассмотрении споров, связанных с аннулированием лицензий, судам необходимо исходить из того, что установление факта соответствующего нарушения само по себе еще не является безусловным основанием аннулирования лицензии. Суду надлежит оценить существенность допущенного нарушения и с учетом этого обстоятельства принять решение о необходимости применения такого последствия, как аннулирование лицензии (пункт 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 47 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".

Суд учел, что факт нарушения обществом лицензионных условий в сфере производства алкогольной продукции, выразившийся в производстве продукции, не соответствующей государственным стандартам, установлен вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу А56-50630/2019, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 14.43 Кодекса.

Рассмотрев возможность аннулирования спорной лицензии, суд принял во внимание следующие обстоятельства.

Отклонения от показателей установленных Межгосударственным стандартом ГОСТ 33336-2015, не создают угрозу для жизни и здоровья людей.

В Техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" ТР ТС 021/2011 указаны показатели токсичных элементов, превышение которых создает угрозу жизни и здоровья людей: свинец, мышьяк, ртуть, кадмий. Превышение данных показателей Службой выявлено не было.

 Органолептический анализ - это сенсорный анализ с помощью обоняния, вкуса, зрения, осязания и слуха. Несоответствия продукции по органолептике не угрожают жизни и здоровью людей.

Согласно ГОСТ 32876-2014. Межгосударственный стандарт. Продукция соковая. Сок томатный. Технические условия" для корректировки кислотности и вкуса томатного сока допускается использование лимонной кислоты в количестве не более 3 г/дм3. Показатель лимонной кислоты в продукции Общества согласно Протоколу исследований Федеральной службы 1,13 3 г/дм3.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что продукция Общества представляет опасность для жизни и здоровья граждан. При этом необходимость защиты жизни и здоровья людей является обязательным условием для применения такой исключительной меры как аннулирование лицензии.

Случай выявления несоответствия продукции ГОСТу является единичным.

Несоответствия требований ГОСТ были зафиксированы службой только в одной партии из четырех.

Надлежащим доказательством безопасности для жизни и здоровья людей производимой продукции является получение Обществом Декларации соответствия ЕАЭС от 12.10.2018 (срок действия до 09.10.2021).

При этом аннулирование лицензии лишит Общества возможности осуществления основного вида деятельности, что может привести к банкротству, прекращению налоговых отчислений, массовому увольнению сотрудников.

Таким образом, аннулирование лицензии как мера государственного принуждения в данном конкретном случае не будет отвечать требованиям справедливости, не является адекватной, пропорциональной, соразмерной выявленному правонарушению с учетом того, что Общество понесло меру ответственности в рамках дела А56-50630/2019. Лишение лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, поскольку не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, при этом данная мера также должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц.

Ходатайства Общества о назначении экспертиз отклоняются судом  ввиду отсутствия оснований, предусмотренных ст. 82 АПК РФ. При этом, экспертному заключению №29/2019 от 15.03.2019 и заключению №80 от 06.02.2019 дана оценка в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2019 по делу А56-50630/2019.

Ходатайство Общества об обеспечении доказательств отклонено судом, поскольку судьба доказательств решена Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2019 по делу А56-50630/2019.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

Ходатайства ООО «Завод «Северная Венеция» о назначении экспертиз отклонить.

Ходатайство ООО «Завод «Северная Венеция» об обеспечении доказательств отклонить.

В удовлетворении требований об аннулировании лицензии на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции (игристые вина (шампанские) от 02.07.2012 № 47ПВН0000443, отказать.

В удовлетворении встречного требования ООО «Завод «Северная Венеция» о признании недействительным решения №10/31-пр от 16.10.2019 отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                                          Синицына Е.В.