Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
05 июня 2020 года Дело № А56-122992/2019
Резолютивная часть решения объявлена июня 2020 года . Полный текст решения изготовлен июня 2020 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Гуляев С.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петренко Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Ленэнерго»
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
о признании незаконным и отмене постановления от 18.10.2019 №05/96-2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №047/04/9.21-1664/2019
при участии
от заявителя - ФИО1 по доверенности от 21.11.2019,
от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 09.01.2020,
установил:
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации «Ленэнерго» (далее – ПАО «Ленэнерго», Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее – Управление) от 18.10.2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №047/04/9.21-1664/2019.
В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, оценив представленные лицами, участвующим в деле, доказательства, судом установлены следующие обстоятельства.
Как видно из материалов дела, в адрес Управления поступило заявление гр. ФИО3 (вх. №6677 от 30.07.2019) с жалобой на нарушение ПАО «Ленэнерго» Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого подключения, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения).
18.06.2019 гр. ФИО3 на портале реализации услуг ПАО «Ленэнерго», расположенном в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на сайте реализации ПАО «Ленэнерго» услуг www.lenenergo.ru, зарегистрировала заявку № 19-21766 на заключение договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств объекта, расположенного по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, Пудостьское сельское поселение, <...>, блок-секция с максимальной мощностью 8 кВт (далее – объект).
26.06.2019 исх. №ЭСКЛ/16-01/13138 Обществом запрошено решение собрания собственников многоквартирного дома о выборе способа управления, согласие собственников на увеличение мощности.
15.07.2019 исх. № ГтЭС/032/5039 ПАО «Ленэнерго» отказалось заключить договор об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств на основании необходимости подачи заявки на технологическое присоединение в общество с ограниченной ответственностью «Кивеннапа» (далее – ООО «Кивеннапа»). В своем письме ПАО «Ленэнерго» сообщает, что заявка № 19-21766 была подана для присоединения объекта, в отношении которого ранее с ООО «Кивеннапа» был заключен договор об осуществлении присоединения № 305847 от 28.05.2019, и ссылается на пункт 8 (4) Правил.
Управление пришло к выводу о нарушении Обществом установленного пунктом 15 Правил № 861 срока заключения с ФИО3 договора об осуществлении технологического присоединения принадлежащих заявителю энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства. Указанное обстоятельство послужило основанием для возбуждения в отношении ПАО «Ленэнерго» административного дела № 047/04/9.21-1664/2019 по признакам нарушения части 2 статьи 9.21 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации(далее - КоАП РФ).
В связи с этим в отношении Общества 30.09.2019 составлен протокол по делу №047/04/9.21-1664/2019 об административном правонарушении и 18.10.2019 вынесено постановление по делу №047/04/9.21-1664/2019, которым ПАО «Ленэнерго» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Указанным постановлением Обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с законностью вышеуказанного постановления, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с пунктом 14 Правил ТП заявитель - физическое лицо в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, направляет заявку в сетевую организацию с приложением соответствующих документов.
Согласно пункту 15 Правил ТП в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации.
Заявитель считает, что ФИО3 должна обратиться с заявлением о технологическом присоединении в порядке пункта 8 (4) Правил № 861.
Согласно пункту 8 Правил присоединения для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям №№ 4-7 любым способом ее подачи (почтой или с использованием официального сайта сетевой организации).
Подпунктом б) пункта 9 Правил присоединения установлена необходимость указания наименования и местонахождения энергопринимающих устройств, которые необходимо присоединить к электрическим сетям сетевой организации.
Пунктом 10 установлен исчерпывающий перечень документов, которые заявитель обязан приложить к заявке, в том числе: г)копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства (нежилое помещение в таким объекте капитального строительства и(или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты заявителя, либо право собственности или иное предусмотренное законом основание на энергопринимающие устройства (для заявителей) планирующих осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных домов или иных объектах капитального строительства – копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на нежилое помещение в таком многоквартирном доме или ином объекте капитального строительства.
Согласно пункту 8 (4) Правил № 861, на который ссылается ПАО «Ленэнерго», в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, находящихся в жилых помещениях, в том числе расположенных в многоквартирных домах, заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединены соответствующие жилые помещения, в том числе многоквартирный дом, управляющей организацией (товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом) по решению общего собрания собственников жилых помещений, в том числе в многоквартирном доме, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - одним из собственников помещений в таком доме или иным лицом, имеющим соответствующие полномочия, удостоверенные доверенностью, выданной в письменной форме ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме, в соответствии с границей балансовой принадлежности, указанной в пункте 16 (1) настоящих Правил.
В данном случае дом блокированной застройки не является многоквартирным домом и в силу статьи 161 ЖК РФ у собственников жилых секций дома блокированной застройки отсутствует обязанность по выбору способа управления этим домом, в том числе заключения договора с управляющей компанией, а равно обязанности по созданию товарищества собственников жилья или иного специализированного потребительского кооператива. В отсутствие созданного собственниками жилых секций дома блокированной застройки товарищества собственников жилья или специализированного потребительского кооператива ФИО3 лишена возможности подачи заявления о технологическом присоединении по правилам пункта 8(4) Правил № 861.
Таким образом, материалами дела подтверждается отсутствие надлежащего присоединения в отношении энергопринимающих устройство гр. ФИО3
Сходные по предмету спора правоотношения между потребителем, поставщиками и ПАО «Ленэнерго» уже исследовались Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в рамках дела №А56-46093/2018, где сделан вывод о наличии в действиях Общества нарушения пункта 15 Правил технологического присоединения.
Следовательно, постановление от 18.10.2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении №047/04/9.21-1664/2019, вынесено Управлением законно и обосновано, Общество правомерно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Поскольку Общество ранее привлекалось к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ, Управление правомерно квалифицировало действия Общества по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Виновность юридического лица считается установленной, если доказано событие правонарушения и лицом, привлекаемым к ответственности, не заявлены возражения об отсутствии возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, либо о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению.
Обстоятельства данного дела свидетельствуют о том, что Обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований указанных нормативных документов.
С учетом изложенного, арбитражный суд приходит к выводу о доказанности материалами дела события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и вины Общества в его совершении.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не установлено. Срок давности привлечения к ответственности на момент вынесения постановления не истек.
Суд не усматривает оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
При этом в соответствии с п.3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административною наказания в соответствии с частью 3.1 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
С учетом положений части 3.1 статьи 4.1 КоАП РФ УФАС правомерно назначил Обществу наказание ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи.
В ходе рассмотрения дела судом оснований применения статьи 4.1.1 КоАП РФ с учетом положений части 2 статьи 3.4. КоАП РФ не установлено.
Также УФАС правомерно учитывались обстоятельства, отягчающие административную ответственность (неоднократность привлечения Предприятия к административной ответственности за однородные правонарушения - административное дело №02-05-Ш/18, 01-05-Ш/18). Ввиду изложенного в удовлетворении требований Общества надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 АПК РФ, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.
Судья Гуляев С.Б.