Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
18 апреля 2011 года Дело № А56-1232/2011
Резолютивная часть решения объявлена 18 апреля 2011 года. Полный текст решения изготовлен 18 апреля 2011 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Хохлова Д.В. ,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Салтыковой С.С.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель - ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга"
заинтересованное лицо - Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
третье лицо - ООО "Расчетно-коммунальный центр"
о признании недействительными решения и предписания от 12.11.2010 по делу №К10-205/10
при участии
от заявителя - ФИО1 по доверенности от 16.12.2010 №01-30-422/10, ФИО2 по доверенности от 27.12.2010 №01-30-707/10
от заинтересованного лица – ФИО3 по доверенности от 10.12.2010 б/н, ФИО4 по доверенности от 15.04.2009 №ОВ/2655
от третьего лица – ФИО5 по доверенности от 11.03.2011 б/н
установил:
государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее – Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Управление) от 12.11.2010 по делу №К10-205/10.
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 февраля 2011 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Расчетно-Коммунальный Центр».
В судебном заседании, состоявшемся 11 апреля 2011 года, объявлен перерыв до 18.04.2011. После перерыва судебное заседание продолжено.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, ссылаясь на то, что Предприятие не занимает доминирующее положение на рынке услуг по расчету и сбору денежных средств населения за коммунальные услуги по водоснабжению и канализации (водоотведению), а также на то, что Предприятие не оказывает коммунальные услуги населению и соответственно, не осуществляет сбор денежных средств населения, поступающих в качестве оплаты за коммунальные услуги. Представители Управления и ООО "Расчетно-коммунальный центр" просили отказать в удовлетворении заявления, указывая на наличие в действиях Предприятия по отказу в заключении договоров с расчетно-коммунальными центрами и по включению в тариф за водоснабжение расходов на выплаты вознаграждения ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» признаков нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – закон №135-ФЗ).
Как следует из материалов дела и объяснений представителей лиц, участвующих в деле, между ГУП «Водоканал СПб» и ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» заключен и действует в настоящее время договор №181/1-09 от 18.02.2004, предметом которого является осуществление сбора информации и расчет поступившей в адрес ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» доли денежных средств Предприятия в части оплаченных сумм за услуги водоснабжения и водоотведения населением, проживающим в жилом фонде, организация управления которым осуществляется управляющими организациями, а также осуществление перечисления денежных средств за услуги водоснабжения и водоотведения на расчетный счет ГУП «Водоканал СПб» в пределах сумм, поступивших на расчетный счет ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство». Свои расходы на оплату услуг по настоящему договору Предприятие включило в тариф водоснабжения и водоотведения.
В ГУП «Водоканал СПб» поступали предложения от ООО «Центр коммунальных платежей», ООО «РКЦ», ООО «Эллис ИТ» о заключении договоров, предметом которых являлось оказание Предприятию услуг расчетных центров по сбору и перечислению денежных средств населения за водоснабжение и водоотведение.
Указанные организации были проинформированы Предприятием о заинтересованности в заключении возмездных договоров, предметом которых является получение информации в форме отчетов о произведенных начислениях и поступивших в адрес расчетных центров денежных средств за коммунальные услуги, оказанные исполнителями коммунальных услуг населению (в части оплаты отпущенной питьевой воды и приема сточных вод).
Деятельность ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство», в отличие от иных расчетно-коммунальных организаций, регламентировалась распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 03.03.2008 №44-р «О Порядке организации расчетов за услуги, оказываемые организациями, осуществляющими управление и обеспечение технической эксплуатации объектов жилищного фонда», в п.4.1 которого было установлено, что денежные средства, поступившие в качестве платежей населения за услуги, оказанные ресурсоснабжающими организациями, заключившими с ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» двухсторонние договоры о перечислении платежей населения, а также за услуги связи (радио- и телетрансляция), техническое обслуживание и монтаж домофонов, не зачисленные на лицевые счета участников расчетов, подлежат перечислению соответствующим поставщикам на условиях и в порядке, установленном соответствующими двусторонними договорами.
Иные расчетно-коммунальные компании (далее - РКК) на момент заключения договора с ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» не обращались к Предприятию с предложениями о заключении аналогичных договоров и не были указаны в данном распоряжении.
Услуги по отпуску питьевой воды, приему сточных вод и загрязняющих веществ оказываются на основании соответствующих договоров управляющих организаций с ГУП «Водоканал СПб», одним из условий которого является порядок расчетов абонента за оказанные ГУП «Водоканал СПб» услуги.
ГУП «Водоканал СПб» не устанавливает обязательным условием указанного договора порядок расчетов через ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство». В случае если абонент (управляющая организация) производит расчеты за оказанные ему услуги путем перечисления денежных средств населения ГУП «Водоканал СПб» через ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство», то данное обстоятельство отражается в условиях Договора между ГУП «Водоканал СПб» и абонентом.
В Отчете КСП также отмечено, что управляющие компании, имеющие долю собственности города в уставном фонде (далее - Жилкомсервисы) имели экономическую заинтересованность в отношениях с ресурсоснабжающими организациями (далее – РСО) через ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство». Например, в то время когда ТСЖ, ЖСК и УК, не обслуживающиеся в ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство», оплачивали услуги РСО по договору ресурсоснабжения в безакцептном порядке, Жилкомсервисы избежали безакцептной формы оплаты, благодаря наличию «комплексного» договора с ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» (модель «0,5%»). Кроме того, в случае отказа от услуг ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство», у Жилкомсервисов появится необходимость включить в список предоставляемых населению услуг банковские услуги по приему платежей от населения, который составляет в среднем 2% от суммы платежа.
ООО «РКЦ» обратилось в адрес ГУП «Водоканал СПб» письмами от 28.01.2010 №28/2, от 03.03.2010 №03/1 о возможности заключения договора, на основании которого будут перечисляться денежные средства населения за услуги водоснабжения на расчетный счет ГУП «Водоканал СПб». К письмам ООО «РКЦ» приложены проекты договоров и предложение о размере вознаграждения по договору в 2%.
ГУП «Водоканал СПб» в письмах от 22.01.2010 № 302-15-52/10 (в адрес Управления) и от 15.01.2010 № 0917-27756/09-05 и от 15.02.2010 №55-22-2174/10-01 (в адрес ООО «РКЦ») сообщило о невозможности рассмотрения вопроса заключения договора в связи с недостаточностью информации об условиях ООО «РКЦ», о том, что ГУП «Водоканал СПб» не оказывает коммунальные услуги гражданам, не осуществляет сбор и перечисление платежей, не может поручить эти действия ООО «РКЦ», не имеет правовой возможности заключить договор.
В письме от 30.03.2010 №59-22-4972/10-03 ГУП «Водоканал СПб» в адрес ООО «РКЦ» отвечает по вопросу заключения договора об оказании услуг для ГУП «Водоканал СПб» по переводу поступивших от граждан, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении УК, ТСЖ, ЖСК денежных средств в счет оплаты коммунальных услуг на расчетный счет ГУП «Водоканал СПб» на условиях оплаты вознаграждения ООО «РКЦ» за оказываемые услуги в размере 2% от сумм фактически переведенных на расчетный счет предприятия денежных средств, поясняя, что Предприятие заинтересовано в заключении договоров с расчетными центрами, предметом которых является получение информации от расчетных центров о поступивших в адрес расчетного центра денежных средствах населения за оказанные УК коммунальные услуги, по обслуживаемым ими многоквартирным домам и перечисление указанных средств ГУП «Водоканал СПб» в качестве оплаты за услуги по отпуску питьевой воды и приему сточных вод.
В связи с этим ГУП «Водоканал СПб» указывает на следующие требования к ООО «РКЦ»:
«- расчетный центр должен быть уполномочен управляющими организациями на сбор и перечисление предприятию денежных средств (полагаем, что должен быть договор), а также представить перечень объектов, по которым расчетный центр предполагает осуществлять перечисление денежных средств;
- необходимо, чтобы управляющие организации направили уведомления о заключении с ООО «РКЦ» договоров на обслуживание по расчетам с населением и о поручениях ООО «РКЦ» на перечисление денежных средств. В случае получения уведомлений, предприятие готово оплачивать информационные услуги в соответствии с заключенными договорами;
- необходимо представить калькуляцию затрат».
При этом ГУП «Водоканал СПб» сообщает, что в зависимости от объемов предполагаемых работ, соответствующего количеству уведомлений управляющих организаций, имеющих с ООО «РКЦ» договоры и выдавших ему поручения на перечисление денежных средств на счет предприятия, будут обсуждены условия, предмет договора на информационное обслуживание, включая форму получения информации, цену и порядок расчетов.
Письмом от 09.08.2010 №55-21-11779/10-01 ГУП «Водоканал СПб» отвечает на письмо от 01.07.2010 №07/1 по вопросу о заключении договоров, в котором указывает, что название договора не соответствует формулировкам, предусмотренным законодательством, а именно: ГУП «Водоканал СПб» не заключает с управляющими организациями «договоров водоснабжения», а только «договоры на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ». Услуга, предлагаемая ООО «РКЦ» обозначена как «информационно-вычислительные услуги». ГУП «Водоканал СПб» считает, что расчетные центры не могут оказывать ГУП «Водоканал СПб» вычислительных услуг, поскольку расчеты сумм производятся по договорам с управляющими организациями. Перечисление на счет ГУП «Водоканал СПб» денежных средств по поручениям управляющих организаций также не может являться предметом данного договора, поскольку это действие является предметом договоров заключенных между расчетно-коммунальным центром и управляющей организацией. Однако, ГУП «Водоканал СПб» готово рассматривать вопрос о заключении с расчетным центром договоров об обмене (предоставлении) информации.
Для ГУП «Водоканал СПб» необходима следующая информация: об объеме начислений в адрес жителей за услуги по отпуску воды и приему сточных вод, об объеме собранных с населения денежных средств с разбивкой по районам и исполнителям услуг, отчеты, относящиеся к каждому платежному поручению ООО «РКЦ», в день перечисления денежных средств на расчетный счет ГУП «Водоканал СПб», ежемесячные отчеты о начисленных и перечисленных денежных средствах, информация для определения дельты между суммами выставленных управляющими организациями и суммами, выставленных управляющими организациями счетов гражданам, ежемесячный прогноз поступления платежей населения за услуги водоснабжения на следующий месяц. При этом ГУП «Водоканал СПб» сообщает, что данная информация должна содержаться в отчетах, форма которых согласовывается сторонами и приложена к договору. К предложенному ООО «РКЦ» договору такие формы не приложены.
Таким образом, ГУП «Водоканал СПб» уведомило, что заинтересовано от ООО «РКЦ» только в информационных услугах.
При этом цена должна быть определена исходя из расходов, связанных с предоставлением информации, согласно калькуляции затрат. Включение в договор условий, относящихся к формированию платежного документа «Счет» ГУП «Водоканал СПб» полагает нецелесообразным, поскольку эти действия также относятся к предмету договора ООО «РКЦ» с управляющими организациями. Сообщает, что в адрес ГУП «Водоканал СПб» не поступали уведомления, заявления, сообщения от управляющих организаций о заключении с ООО «РКЦ» договоров на обслуживание по расчетам с населением и о поручениях ООО «РКЦ» на перечисление денежных средств на счет ГУП «Водоканал СПб» и о своем желании внести изменения в раздел порядок расчетов договоров на отпуск питьевой воды, прием сточных вод в части порядка оплаты.
В соответствии с информацией, представленной ООО «РКЦ» письмом от 19.08.2010 исх. №08/3 (вх№9960 от 20.08.2010), ООО «РКЦ» направило в адрес ГУП «Водоканал СПб» письмо от 01.07.2010 исх№07/1 о заключении договоров об оказании ООО «РКЦ» услуг для ГУП «Водоканал СПб» по сопровождению расчетов по договорам водоснабжения и водоотведения, включая перечисление на расчетный счет ГУП «Водоканал СПб» по поручению ТСЖ поступивших от граждан, проживающих в многоквартирных жилых домах, находящихся в управлении ТСЖ, денежных средств за коммунальные услуги водоснабжения и водоотведения в счет оплаты, производимой ТСЖ по договорам водоснабжения и водоотведения, на условиях оплаты вознаграждения ООО «РКЦ» за оказываемые услуги в размере 2,5% от сумм фактически переведенных ООО «РКЦ» на расчетный счет ГУП «Водоканал СПб» денежных средств.
К указанной оферте были приложены: подписанный со стороны ООО «РКЦ» проект договора, условия которого полностью соответствуют условиям договора об оказании тех же самых услуг, заключенного ГУП «Водоканал СПб» с ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство», экземпляр договора №53/2010 от 30.06.2010 с ТСЖ «Товарищеский 4», в тексте которого приводится перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении данного ТСЖ, а также дополнительные информационные материалы об ООО «РКЦ», которые могут потребоваться при принятии решения об акцепте сделанных предложений.
Помимо ТСЖ «Товарищеский 4» еще целый ряд ТСЖ и управляющих компаний выразили желание сотрудничать с ООО «РКЦ» на основании договора на комплексное обслуживание ОСЖ по расчетам с населением, РСО и поставщиками услуг. ООО «РКЦ» (письмом от 19.08.2010 №08/3) представлены письма ТСЖ «ТСЖ СПб. Просп. Наставников д. 21», ТСЖ «ТСЖ СПб, ул. Передовиков, д. 37», ТСЖ «СПб ул. Передовиков 33 корп. 1», ТСЖ «Ударников д. 42» о намерении заключить договор, в рамках которого предполагается перечисление денежных средств на расчетный счет ГУП «Водоканал СПб».
При этом предложенная ООО «РКЦ» стоимость услуг (2,5%) ниже стоимости услуг ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» по действующему договору с ГУП «Водоканал СПб» (3%).
В письме от 22 07.2010 №316 ООО «РКЦ» подтвердило заинтересованность в работе с Жилкомсервисами, а также и с ТСЖ, ЖСК, УК в формате, аналогичном с ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» (комплексная модель), с аккумулированием средств от населения на расчетном счете ООО «РКЦ» и последующим расчетом с ресурсоснабжающими организациями (далее – РСО). ООО «РКЦ» считает оптимальным размером стоимости услуг для управляющих организаций на уровне 0,5% от суммы перечисленных денежных средств, при условии сохранения стоимости услуги по «сопровождению расчетов» для РСО на уровне не ниже 2,5 - 3 % от суммы перечисленных платежей.
17.08.2010 ТСЖ «Товарищеский 4» направило в адрес ГУП «Водоканал СПб» письмо о намерениях заключить Договор с ООО «РКЦ», на что 17.09.2010 ГУП «Водоканал СПб» ответил, что для этого необходимо внести изменения в п. 5.1 договора на отпуск питьевой вод и прием сточных вод. ГУП «Водоканал СПб» установлен срок ответа до 18.10.2010. ТСЖ «Товарищеский 4» письмом от 28.09.2010 №08/10 в адрес ГУП «Водоканал СПб» направило свое согласие на внесение указанных изменений в п.5.1 договора. Ответа от ГУП «Водоканал СПб» на момент рассмотрения дела в УФАС не поступало.
25.08.2010 №08/8 ООО «РКЦ» направило очередное письмо в ГУП «Водоканал СПб», в котором предлагает сообщить перечень документов необходимых для заключения договора. 24.09.2010 ГУП «Водоканал СПб» повторило свои требования по заключению договора с ООО «РКЦ» и еще раз указало, что не заинтересовано в услугах по сопровождению расчетов. При этом ООО «РКЦ» было предложено разработать формы отчетов и указано, что в настоящее время не установлена детальная процедура заключения подобных договоров.
В материалах дела содержится переписка по аналогичному вопросу ООО «Эллис ИТ» с ГУП «Водоканал СПб»:
1. обращения от 01.04.2010 №47/33 и от 20.04.2010 №114/2 об использовании новой технологии получения денежных средств населения минуя расчетный счет УО, на которые ГУП «Водоканал СПб» направило ответ от 09.04.2010 №55-21-6027/10-02 и 04.05.2010 02-15-776/10-0-1, в которых сообщило, что может рассмотреть вопрос о заключении договора на предоставление информации;
2. обращение от 04.06.2010 №142/2 с предложением рассмотреть вопрос о внедрении технологии получения денежных средств населения за предоставленные услуги напрямую, минуя счет управляющей организации с использованием транзитного счета. Транзитный счет открывается на имя управляющей организации и предназначается для первоначального аккумулирования денежных средств от населения за коммунальные услуги. При этом РСО получает денежные средства по мере их поступления. Информация по распределению содержимого транзитного счета копится в соответствующем банке, которую он получает от ООО «ЭЛЛИС ИТ». При этом ООО «ЭЛЛИС ИТ» формирует для поставщиков пакет отчетности и статистической документации по объемам потребления, начислениям и платежам, текущему сальдо для каждого потребителя услуги, информацию о перечисленных пени, аналитические прогнозы, организация системы расчетов с многоквартирными домами непосредственное управление собственниками.
ООО «ЭЛЛИС ИТ» представило проект договора об организации расчетов населения за водоснабжение на основании единого платежного документа (трехсторонний договор с участием банка), в соответствии с которым получает от банка структурированные выписки в электронном виде о поступивших от плательщиков платежах на счет по согласованным банком и вычислительным центром форматам и передает ГУП «Водоканал СПб» по его письменному запросу о платежах за ресурс. При этом Вычислительный центр заключает с банками соответствующие договоры от имени ГУП «Водоканал СПб». Банк обязан зачислять на счет по сбору платежей денежные средства от населения и перечислять платежи на расчетный счет поставщика за вычетом комиссии за прием платежей, в день перечисления ГУП «Водоканал СПб» платежей предоставлять вычислительному центру и ГУП «Водоканал СПб» структурированные выписки о поступивших от плательщиков платежах в электронном виде. При этом предложенная цена услуги 0,8 % от суммы перечисленных платежей за водоснабжение на расчетный счет ГУП «Водоканал СПб». К договору представлена калькуляция в расчете на 10 000 лицевых счетов.
В июле 2010 года в филиале «Центр по работе с абонентами» ГУП «Водоканал СПб» прошло совещании с участием представителя ООО «ЭЛЛИС ИТ», на котором в адрес ООО «ЭЛЛИС ИТ» было озвучено пожелание о совместной встрече с представителями банков и управляющих компаний, которые заинтересованы в работе по предлагаемой схеме. Однако, предложения о встрече, либо письменные заявления от банков и управляющих компаний по данному вопросу не поступало.
Таким образом, Комиссией установлено, что на основании решения собственников управляющих организаций альтернативные расчетно-коммунальные центры, являющиеся конкурентами ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» на рынке услуг по расчетам и сбору платежей населению, предлагали ГУП «Водоканал СПб» заключить договор, аналогичный договору с ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство». Однако, такие договоры с альтернативными расчетно-кассовыми центрами не были заключены. При этом Комиссией установлено, что ГУП «Водоканал СПб» не установлены единые требования к расчетно-коммунальным (вычислительным) центрам, имеющим намерения заключить аналогичный договор. ГУП «Водоканал СПб» предъявляет к альтернативным расчетно-кассовым центрам требования, которые не предъявляет к ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство». Комиссия считает, что встречное предложение ГУП «Водоканал СПб» в адрес альтернативных РКЦ о заключении договора на предоставление информационных услуг, а также направление письма в адрес ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» о возможном заключении в 2011 году договора на информационные услуги, нельзя рассматривать как создание ГУП «Водоканал СПб» одинаковых условий для всех альтернативных центров.
Кроме того, Управлением установлено, что затраты Предприятия на услуги ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» включены в тариф на водоснабжение и водоотведение, который не различается в зависимости от способа перечисления денежных средств: через ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» или через управляющие организации, что, по мнению Управления, необоснованно возлагает на конечных потребителей – население – дополнительные расходы.
По результатам проверки Управление вынесло решение от 12.11.2010 по делу №К10-1205/10, которым признано наличие нарушения части 1 статьи 10 закона №135-ФЗ в действиях ГУП «Водоканал СПб», выразившихся в создании дискриминационных условий на рынке услуг по расчету и сбору денежных средств населения за коммунальные услуги по водоснабжению и канализации (водоотведению), а также в создании препятствий доступу на указанный товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (альтернативным расчетно-кассовым центрам, в т.ч.ООО «РКЦ»).
На основании решения Управлением выдано Предприятию предписание от 12.11.2010, в котором заявителю указано:
С момента получения настоящего Предписания, прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в создании неравных (дискриминационных) условий на рынке услуг по расчету и сбору денежных средств населения за коммунальные услуги водоснабжения и водоотведения (канализации) и в создании препятствий доступу на указанный рынок других хозяйствующих субъектов (альтернативных расчетно-коммунальных (вычислительных) центров).
Для этого не создавать неравные (дискриминацонные) условия для альтернативных расчетно-коммунальных центров при заключении договоров, на основании которых ГУП «Водоканал СПб» оказываются услуги по предоставлению информации о начислениях, производимых расчетно-кассовым (вычислительным) центром, и(или) о перечислениях денежных средств населения за оказанные коммунальные услуги водоснабжения и водоотведения и(или) само перечисление денежных средств населения за оказанные коммунальные услуги водоснабжения и водоотведения.
В случае наличия у ГУП «Водоканал СПб» соответствующего договора с ГУП «ВЦКП Жилищное хозяйство» и включения регулирующим органом в тариф для населения на водоснабжение и водоотведения затрат ГУП «Водоканал СПб», возникших на основании соответствующего (упомянутого выше) договора:
1.1 при обращении альтернативных расчетно-коммунальных (вычислительных) центров (далее РКЦ) заключать с ними такой же договор на условиях, аналогичных условиям соответствующего договора с ГУП «ВЦКП»;
1.2 при заключении указного договора предъявлять к альтернативным РКЦ требования, аналогичные требованиям, предъявляемым к ГУП «ВЦКП», и которые не создают необоснованные препятствия доступу альтернативным РКЦ на рынок услуг по расчету и сбору денежных средств населения за коммунальные услуги водоснабжения и водоотведения (канализации);
1.3 разработать и утвердить порядок, регламентирующий процедуру заключения указанного договора, в т. ч. устанавливающий перечень требований к РКЦ, и опубликовать указанный порядок в доступных для ознакомления РКЦ местах.
Не согласившись с указанными решением и предписанием, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 №167 "абонент" - юридическое лицо, а также предприниматели без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации, заключившие с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод.
К числу абонентов могут относиться также организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры; организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилищном фонде; товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищным фондом
В соответствии с данным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 №167 Предприятием заключены договоры на отпуск (получение) воды и прием (сброс) сточных вод с соответствующими управляющими организациями.
Согласно частям 4, 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, а также собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляет управляющая организация, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность (далее - Правила). В соответствии с пунктом 3 Правил под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющий коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем.
Часть 2 статьи 155 ЖК РФ и пункт 37 Правил предусматривают, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится до десятого числа месяца, следующего за истекшим, на основании платежных документов, предоставленных исполнителем не позднее 1 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
В соответствии с пунктом 38 Правил в платежном документе указывается наименование исполнителя, номер его банковского счета и банковские реквизиты. Пунктом 40 Правил установлено право потребителя ЖКУ осуществлять их оплату наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов в выбранных ими банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета и также почтовыми переводами.
Таким образом, жильцы вправе вносить плату до 10 числа предыдущего месяца, самостоятельно выбрать способ оплаты, кредитную организацию, в которой может быть произведен такой платеж, а также организацию, которая будет выполнять функции по начислению и расчету платы за ЖКУ, по изготовлению платежного документа.
При этом расчеты за предоставление жилищно-коммунальных услуг осуществляются между населением и управляющими организациями (исполнителями коммунальных услуг). В свою очередь, управляющие организации производят расчеты с Предприятием за оказанные услуги по отпуску питьевой воды, приему сточных вод и загрязняющих веществ. Данные расчеты производятся в рамках заключенных договоров между Предприятием и абонентами (управляющими организациями) и являются обязанностью управляющих организаций, в то время как обязанностью Предприятия является надлежащее оказание услуг по отпуску питьевой воды, приему сточных вод и загрязняющих веществ. Оплата исполняемой управляющими организациями обязанности по перечислению денежных средств Предприятию за оказанные услуги противоречила бы природе договора. Таким образом, у Предприятия нет обязанности заключать отдельный договор с кем бы то ни было на перечисление в его адрес денежных средств за оказанные услуги.
Поскольку расчеты за предоставление жилищно-коммунальных услуг осуществляются между населением и управляющими организациями, то и в оказании соответствующих расчетных услуг, в том числе услуг по выставлению счетов в адрес граждан, могут быть заинтересованы только управляющие организации. У Предприятия нет заинтересованности в получении данных расчетных услуг.
Как установлено антимонопольным органом в ходе проверки и признается самим Предприятием, для него в целях эффективного распределения денежных средств, имеет определенную ценность информация о начисленных и перечисленных денежных средствах, информация для определения дельты между суммами выставленных управляющим организациям и суммами, выставленных в адрес граждан счетов, прогноз поступления платежей населения за услуги водоснабжения на следующий месяц. Вместе с тем, обязанности заключить договор на оказание соответствующих услуг у Предприятия нет. Кроме того, Предприятие несмотря на определенную заинтересованность в получении таких услуг, может признать экономическими невыгодными для себя соответствующие договорные отношения. Антимонопольным органом не проведен анализ того, насколько Предприятию будут выгодны такие договоры с большим количеством расчетных центров; не увеличит ли такое количество договоров нагрузку на работу юридических и других служб Предприятия настолько, что это сделает невыгодным для него получение вышеуказанных услуг.
В силу части 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон (часть 1 статьи 424 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются (часть 3 статьи 10 ГК РФ).
В данном случае антимонопольным органом не доказано, что отказ Предприятия от заключения договоров с коммунально-расчетными центрами направлен на ограничение конкуренции, а не обусловлен отсутствием необходимости в их заключении либо вызван невыгодностью для Предприятия условий такого договора.
Кроме того, пунктом 5 части 1 статьи 10 закона №135-ФЗ запрещены экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
В рассматриваемой ситуации Предприятие не является исполнителем информационно-расчетных услуг, а наоборот выступает их потенциальным заказчиком. В связи с этим ошибочно признавать отказ Предприятия как потребителя заключить договор на оказание информационно-расчетных услуг злоупотреблением доминирующим положением.
Как было указано выше, возможность получать платежи от населения, минуя счета управляющих организаций, Предприятие получает только при условии заключения соответствующего договора управляющей организацией с расчетным центром. В связи с этим является необоснованным вывод Управления о том, что Предприятие, отказывая расчетно-коммунальным центрам в заключении договоров, создало им препятствия доступа на рынок по расчету и сбору денежных средств населения за коммунальные услуги по водоснабжению и канализации (водоотведению).
Учитывая вышеизложенное, отказ Предприятия заключать договоры с коммунально-расчетными центрами, не нарушает часть 1 статьи 10 закона №135-ФЗ.
Включение в тариф водоснабжения и водоотведения расходов на оплату услуг ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» может содержать признаки злоупотребления доминирующим положением Предприятием в отношении своих потребителей, что не было предметом рассмотрения настоящего антимонопольного дела. В данном случае антимонопольный орган вменяет Предприятию создание дискриминационных условий и препятствий доступу хозяйствующим субъектам на рынок услуг по расчету и сбору денежных средств населения за коммунальные услуги водоснабжения и водоотведения. При этом, как установлено самим антимонопольным органом, хозяйствующие субъекты, которым Предприятие, по мнению Управления, создает такие ограничения, уже находятся на рынке услуг по расчету и сбору денежных средств населения за коммунальные услуги водоснабжения и водоотведения. Доказательств того, что ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» занимает большую часть соответствующего рынка только в связи с тем, что в тариф на водоснабжение и водоотведение включены расходы Предприятия на оплату оказываемых ему услуг ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство», антимонопольным органом не приведено. Не дана оценка длительности нахождения различных хозяйствующих субъектов на рынке услуг по расчету и сбору денежных средств населения за коммунальные услуги водоснабжения и водоотведения. Также не проведен анализ стоимости оказываемой услуги альтернативными расчетно-коммунальными центрами и ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство»: в материалах дела есть сведения только о стоимости изготовления обществом с ограниченной ответственностью «Расчетно-коммунальный центр» одной квитанции за все коммунальные услуги для управляющих организаций (от 7,5 до 9 рублей); и сведения о стоимости оказания управляющим организациям ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» услуг по изготовлению соответствующих квитанций и перечислению денежных средств всем поставщикам услуг управляющих организаций (0,5 % от суммы перечисленных платежей). Утверждая, что стоимость оказываемых управляющим организациям услуг по расчетам и сбору денежных средств населения за коммунальные услуги водоснабжения и водоотведения ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» ниже стоимости аналогичных услуг альтернативных расчетно-коммунальных центров, антимонопольный орган не выделил из состава оказываемых данными хозяйствующими субъектами услуг непосредственно услугу по расчету и сбору денежных средств населения за коммунальные услуги водоснабжения и водоотведения и не установил ее стоимость. Таким образом, при отсутствии сведений о стоимости рассматриваемых услуг вывод Управления о том, что альтернативные расчетно-коммунальные центры занимают меньшую часть рынка по расчету и сбору денежных средств населения за коммунальные услуги водоснабжения и водоотведения по сравнению с ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» в связи с тем, что не могут установить такую же низкую стоимость оказываемой услуги, является необоснованным.
Как следует из положений части 1 и 5 статьи 5 закона №135-ФЗ доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (части 1 и 5 статьи 5 Закона).
Согласно части 1 статьи 10 Закона запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание дискриминационных условий и создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.
Из системного толкования данных норм следует вывод о том, что нарушением антимонопольного законодательства являются не любые действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, а только те, которые направлены на сохранение или укрепление своего положения на соответствующем товарном рынке с использованием запрещенных методов, наносящих ущерб конкурентам и (или) иным лицам.
В данном случае, антимонопольный орган, вменяя Предприятию злоупотребление доминирующим положением на рынке водоснабжения и водоотведения, не установил каким образом заключение договора с ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» и отказ от заключения соответствующих договоров с другими расчетно-коммунальными центрами привели или могли привести к сохранению или укреплению положения Предприятия на рынке водоснабжения и водоотведения.
При изложенных обстоятельствах решение Управления и вынесенное на его основании предписание от 12.11.2010 по делу №К10-205/10 подлежат признанию недействительными.
В соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ и разъяснениями, содержащимися в пункте 5 Информационного письма ВАС РФ от 13.03.2007 № 117, уплаченная предприятием государственная пошлина взыскивается в его пользу непосредственно с антимонопольного органа как со стороны по делу о признании решения государственного органа незаконным.
Согласно статье 104 АПК РФ сумма излишне уплаченной Обществом государственной пошлины подлежит возврату в порядке, предусмотренном статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
признать недействительными решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 12.11.2010 по делу №К10-205/10.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу в пользу государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" 2000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Возвратить государственному унитарному предприятию "Водоканал Санкт-Петербурга" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 руб., уплаченную платежным поручением №545 от 24.12.2010.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья Хохлов Д.В.