Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
24 октября 2006 года Дело № А56-12404/2006
Резолютивная часть решения объявлена 17 октября 2006 года. Полный текст решения изготовлен 24 октября 2006 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Галкина Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Албеговой З.Х.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель ЗАО "Трест Ленгазтеплострой"
ответчик Межрайонная ИФНС России №5 по Санкт-Петербургу
о признании частично недействительным решения
при участии
от заявителя: ФИО1- представителя по доверенности № 704 от 06.09.06г.
ФИО2- представителя по доверенности № 135 от 20.04.06г.
от ответчика: ФИО3- представителя по доверенности № 03/10 от 14.03.06г.
установил:
Заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании недействительным пункта 2 решения МИ ФНС России № 5 по Санкт-Петербургу № 389 без даты.
Ответчик не признал требования заявителя по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 65).
Суд, исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, установил следующее:
Налоговый орган, по результатам камеральной налоговой проверки заявителя по НДС за декабрь 2005 г., принял решение № 389 без даты об отказе в привлечении к налоговой ответственности (л.д. 13).
Из решения следует, что заявителю доначислен НДС в сумме 5598 руб. за декабрь 2005 года, т.к. он не включил в объект налогообложения стоимость услуг за содержание общего имущества жилого дома, текущий ремонт имущества жилого дома, уборку лестничных клеток, содержание придомовой территории, коммунальные услуги (отопление, водоснабжение, энергообеспечение) в нарушении п/п 10 п. 2 ст. 149 НК РФ.
Проверкой установлено и Инспекцией не оспаривается, что ЗАО «Трест Ленгазтеплострой» является балансодержателем жилищного фонда и при подаче декларации за декабрь 2005 года отразило в составе необлагаемого оборота стоимость реализованных услуг по содержанию общего имущества жилого фонда.
Согласно статье 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Таким образом, к спорным правоотношениям подлежат также применении
нормы гражданского и жилищного законодательства Российской Федерации.
В силу положений статей 50, 55 Жилищного кодекса РСФСР пользование жилыми помещениями в домахгосударственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 671 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) -обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
Статьей 1 Закона РФ от 24.12.1992 г. № 4218-1 «Об основах федеральной
жилищной политики» (далее - Закон № 4218-1) предусмотрено, что под договором
найма понимается соглашение, по которому наймодатель предоставляет в пользование нанимателю и членам его семьи пригодное для постоянного проживания жилое помещение, как правило, в виде отдельной квартиры, а наниматель обязуется использовать это помещение по назначению, своевременно вносить плату за пользование им и коммунальные платежи.
Обязанность наймодателя своевременно производить ремонт жилых помещений домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории предусмотрена статьей 141 ЖК РФ).
За пользование жилыми помещениями вносится (перечисляется) квартирная плата. В Правилах пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР № 415 от 25.09.1985 г., содержится понятие «квартирная плата». В Законе № 4218-1 используется понятие «оплата жилья».
Согласно статье 15 Закона № 4218-1 оплата жилья по договору найма устанавливается в размере, обеспечивающем возмещение издержек на содержание и ремонт жилья.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 02.08.1999 г. № 887 «Об усовершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения» в структуру платежей граждан, проживающих в домах, относящихся к жилищному фонду независимо от формы собственности, включена плата за содержание и текущий ремонт жилищного фонда.
Кроме того, согласно статье 15.2 Закона № 4218-1 наниматели жилых помещений по договору социального найма жилого помещения, наниматели жилых помещений по договору найма жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, собственники жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляют оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления по установленным в соответствии со стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг по ценам и тарифам в размерах, не превышающих установленной федеральным стандартом максимально допустимой доли расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Постановлением Правительства РФ от 17.11.2001 г. № 797 определена
структура федерального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг. При этом в стоимость таких услуг включена стоимость содержания и текущего ремонта жилищного фонда. Таким образом, оплата населением услуг Обществу по содержанию жилищного фонда является составной частью квартирной платы за услугу по предоставлению в пользование жилого помещения и, следовательно, освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость.
В соответствии со ст. 15 Закона № 4218-1 оплата жилья включает в себя плату за содержание жилья, плату за ремонт жилья, а для нанимателей жилого помещения также и плату за наем жилого помещения.
Исходя из анализа приведенных выше норм следует вывод о том, что плата по договорам найма жилого помещения имеет две составляющие величины - коммунальные платежи и квартирную плату, включающую плату за услуги по содержанию дома и придомовой территории в пригодном для проживания нанимателей состоянии.
Толкование норм жилищного законодательства РФ, исходя из положений статьи 11 НК РФ, позволяет сделать вывод о том, что услуги по найму жилого помещения включают в себя не только найм самого жилого помещения, но и другие составляющие, а именно оказание услуг, дающих нанимателю возможность пользоваться жилым помещением, в том числе пользование лифтом, мусоропроводом, кодовым замком и т.д. Услуги по найму жилого помещения включают в себя услуги по содержанию и ремонту жилого помещения (здания, в котором расположены жилые помещения), его техническому обслуживанию.
Расходы Обществом по содержанию и ремонту сданного в пользование жилищного фонда возмещаются платежами квартиросъемщиков по единым ценам, утвержденным Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2004 г. № 30-48 «О ценах на содержание и текущий ремонт общего имущества жилых домов». Полученные платежи учитываются заявителем и являются его реализацией.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ освобождается от налогообложения именно реализация услуг по предоставлению в пользование жилых помещений всех форм собственности.
Статьей 27 Федерального закона РФ от 05.08.2000 г. № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» предусмотрено, что подпункт 10 пункта 2 статьи 149 части второй Кодекса вводится в действие с 1 января 2004 года. До 1 января 2004 года освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость реализация на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемых за счет целевых расходов в домах жилищно-строительных кооперативов, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях (за исключением использования жилья в гостиничных целях и предоставления в аренду).
В налоговом законодательстве отсутствует определение понятия «пользование жилым помещением». Положения подпункта 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ с 01.01.2004 г. отменяют льготы по НДС на услуги по техническому обслуживанию, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемые за счет целевых расходов в домах ЖСК, а также на услуги по предоставлению жилья в общежитиях. Однако об услугах, оказываемых населению, проживающему в ином жилищном фонде (муниципальном, частном), в приведенной выше статье 27 не упоминается.
Таким образом, ЗАО «Трест Ленгазтеплострой» вправе применять установленную статьей 149 НК РФ льготу по НДС в отношении оказываемых им за плату по ставкам и тарифам, установленным Законом Санкт-Петербурга, и не включавшим НДС, услуг по предоставлению в пользование жилых помещений. Получаемая плата за жилье, включает в себя оплату услуг по содержанию, техническому обслуживанию и ремонту мест общего пользования и общего имущества жилого фонда, независимо от вида собственности жилья. Следовательно, заявитель правомерно не производил начисление и уплату в бюджет НДС по услугам содержания и текущего ремонта жилого фонда, поскольку у него отсутствует право самостоятельно устанавливать, утверждать или изменять тарифы и цены на такие услуги.
В соответствии со ст. 15.2 Закона № 4218-1 наниматели жилых помещений по договору социального найма жилого помещения, наниматели жилых помещений подоговору найма жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, собственники жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляют оплату жилья за коммунальные услуги в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг по установленным в соответствии со стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг ценам и тарифам в размерах, не превышающихустановленной федеральным стандартом максимально допустимой на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Постановлением Правительства РФ от 17.11.2001 г. № 797 определена структура федерального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг. При этом в стоимость таких услуг включена стоимость содержания и текущего ремонта жилищного фонда.
Таким образом, оплата населением услуг ЗАО «Трест Ленгазтеплострой» по содержанию жилищного фонда по своей природе является составной частью квартирной платы за услугу по предоставлению в пользование жилого помещения и, следовательно, освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость в силу подпункта 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
Кроме того, следует учитывать, что в соответствии со статьей 147 Жилищного кодекса РСФСР оплата расходов, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом домов (в том числе многоквартирных домов, находящихся в собственности граждан), производится по ставкам или на условиях для обслуживания и ремонта жилых домов государственного и муниципального фонда. В соответствии со статьей 426 ГК РФ договорные отношения, возникающие при оказании услуг по техническому обслуживанию жилищного фонда, являются публичными и цена услуг или иные условия этих отношений должны быть одинаковы для всех потребителей, за исключением предоставления предусмотренных законодательством льгот.
То есть размер оплаты услуг по содержанию жилищного фонда для нанимателей и собственников квартир должен быть одинаковым.
Понятие «оплата жилья», установленное в Законе № 4218-1 применительно ко всем видам жилищного фонда, которое по своему содержанию также предполагает возмещение затрат на организацию обслуживания домовладения, предусматривает, соответственно, льготу и на оплату жилья.
Таким образом, заявителем правомерно применена льгота по освобождению от обложения НДС платы за услуги по содержанию жилого фонда.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса, общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса. В нарушение названной нормы налоговым органом неисследован вопрос о возможности применения заявителем налоговых вычетовсоответственно не доказан размер суммы недоимки по налогу, подлежащей уплате в бюджет.
Позиция ответчика основана на неправильном применении к спорным правоотношениям положений подпункта 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
На основании изложенного требования заявителя подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 104, 105, 167, 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Признать недействительным пункт 2 решения МИ ФНС России № 5 по Санкт-Петербургу без даты о взыскании с ЗАО «"Трест Ленгазтеплострой" НДС в сумме 5598 руб. за декабрь 2005 г.
2. Возвратить заявителю госпошлину в сумме 2000 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.
Судья Галкина Т.В.