Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
27 мая 2020 года Дело № А56-124087/2019
Резолютивная часть решения объявлена мая 2020 года . Полный текст решения изготовлен мая 2020 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе судьи Черняковской М.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ждановой А.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
Заявитель: публичное акционерное общество «Ленэнерго»
Заинтересованное лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
о признании незаконным и отмене постановления от 24.10.2019 № 078/04/9.21-1083/2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении
при участии
от заявителя: ФИО1 (доверенность от 21.11.2019)
от заинтересованного лица: ФИО2 (доверенность от 11.11.2019)
установил:
Публичное акционерное общество «Ленэнерго» (далее – Общество, ПАО «Ленэнерго») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Управление, УФАС, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 23.10.2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Определением суда от 02.12.2019 заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание.
В отсутствие возражений о переходе к судебному разбирательству суд, завершив предварительное судебное заседание, открыл судебное заседание в первой инстанции в порядке статей 136 - 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) перешел к рассмотрению спора по существу.
В судебном заседании представитель ПАО «Ленэнерго» поддержал заявленные требования, представитель УФАС возражал против удовлетворения заявления по мотивам, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
В УФАС от СНТ «Климовец» поступило заявление от 29.05.2019, переданное в антимонопольный орган в связи с действиями (бездействием) ПАО «Ленэнерго» при рассмотрении заявки № 19-4737 от 12.02.2019 на изменение точки присоединения.
Как следует из материалов дела, 20.11.2018 в ПАО «Ленэнерго» поступила заявка № 18-56334 от СНТ «Климовен» (далее - Заявитель) по вопросу заключения договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью 2296,96 (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) по 111 категории надежности. После первичной проверки комплектности документов выявлены несоответствия, Заявителю выдано уведомление о необходимости предоставления недостающих документов, а именно, правоустанавливающих документов и справки о количестве земельных участков, расположенных на территории СНТ.
28.11.2018 Заявитель предоставил недостающие документы: свидетельства о праве собственности и справку на 142 участка.
01.12.2018 после проверки предоставленных документов в адрес Заявителя направлено информационное письмо исх. № ЭСКЛ/16-01/23759 об устранении выявленных несоответствий, в связи с отличием адреса объекта в справке и правоустанавливающем документе, непредставлением корректных сведений о кадастровых номерах для каждого из объектов, а также в связи с недостаточностью комплектов правоустанавливающих документов: отсутствовали документы для некоторых участков, указанных в справке.
20.12.2018 Заявителем предоставлены недостающие документы: откорректирована справка о количестве земельных участков, предоставлены правоустанавливающие документы.
25.12.2018 после проверки предоставленных документов в адрес Заявителя направлено информационное письмо исх. № ЭСКЛ/16-01/25793 об устранении выявленных несоответствий в части адреса объекта в справке и правоустанавливающем документе. отсутствия информации об объеме максимальной мощности, выделенной на участок, неполном комплекте правоустанавливающих документов: отсутствовали документы для некоторых участков, указанных в списке, не были предоставлены корректные сведения о кадастровых номерах для каждого из объектов.
01.02.2019 в адрес Заявителя направлено письмо об аннулировании заявки № АНН 18-56334 в связи с истечением срока предоставления документов. Указанным письмом Заявитель также проинформирован, что он вправе повторно обратиться в ПАО «Ленэнерго» с заявкой на технологическое присоединение.
12.02.2019 после предоставления документов в ответ на письмо исх. № ЭСКЛ/16-01/25793 от 25.12.2018, а именно справки на 1192 земельных участка, заявка зарегистрирована за № 19-4737 от 12.02.2019
15.02.2019 в адрес Заявителя направлено информационное письмо исх. № ЭСКЛ/16-01/2667 о несоответствии предоставленных документов информации в ранее предоставленной справке к заявке № 18-56334, об устранении замечаний по направленным ранее информационным письмам исх. №№ ЭСКЛ/16-01/23759 от 01.12.2018 и ЭСКЛ/16-01/25793 от 25.12.2018, об отсутствии информации об объеме максимальной мощности, выделенной на участок, неполном комплекте правоустанавливающих документов - отсутствуют документы для некоторых участков, указанных в справке, и предоставлении корректных сведений о кадастровых номерах для каждого из объектов.
14.03.2019 в адрес Заявителя направлено информационное письмо исх № ЭСКЛ/16-01/4599 о невозможности достоверно определить в отношении каких ЭПУ требуется рассмотрение вопроса об изменении точки присоединения в связи с несоответствием предоставленной информации.
04.04.2019 Заявитель предоставил список садоводов по состоянию на 03.04.2019.
12.04.2019 в адрес Заявителя направлено информационное письмо исх. № ЭСКЛ/16-01/7135, в котором со ссылкой на подпункты «г», «з» пункта 10 Правил № 861 указаны замечания к представленной СНТ «Климовен» информации, а именно, не были предоставлены копии правоустанавливающих документов, выданных в отношении ряда земельных участков, указанных в предоставленном в ПАО «Ленэнерго» обращением СНТ «Климовен» от 03.04.2019 исх. № 48 списка участников СНТ «Климовен» (далее – Список); выявлено несоответствие информации, представленной в Списке, и количестве правообладателей участков, расположенных в границах СНТ (не указаны сособственники); выявлены несоответствия информации, указанной в Списке и отраженной в предоставленных Заявителем правоустанавливающих документах.
В связи с изложенным, ПАО «Ленэнерго» письмом исх. № ЭСКЛ/16-01/7135 от 12.04.2019 запросило у Заявителя Список, заполненный с учетом недостающих сведений, а также копии выписок из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), срок выдачи которых не превышает 30 дней, выданных в отношении всех ЭПУ объектов, расположенных в границах СНТ «Климовец», в отношении которых необходимо заключить договор об осуществлении технологического присоединения.
20.05.2019 в адрес Заявителя направлено письмо об аннулировании Заявки № АНН 19-4737 от 17.05.2019 в связи с истечением срока предоставления документов.
По результатам рассмотрения заявления СНТ «Климовец» УФАС пришло к выводу о том, что Заявитель должен предоставлять в ПАО «Ленэнерго» документы, предусмотренные подпунктом «з» пункта 10 Правил № 861. Выписка из ЕГРН может являться документом, предусмотренным подпунктом «г» пункта 10 Правил № 861 и, в случае ее наличия должна быть приложена к заявке на технологическое присоединение.
Антимонопольный орган также указал, что статьей 62 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее – Закон № 218-ФЗ) предусмотрена возможность предоставления органами регистрации прав сведений, содержащихся в ЕГРН, по запросу любых лиц, в связи с чем, сетевая организация может самостоятельно запросить данные сведения в целях проверки достоверности информации и документов, приложенных заявителем к заявке на технологическое присоединение.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что в силу пункта 11 Правил № 861 сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, УФАС пришло к выводу о наличии в действиях ПАО «Ленэнерго» события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
15.10.2019 Управлением в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением УФАС от 23.10.2019 ПАО «Ленэнерго» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ в виде 110 000 руб. штрафа.
Постановление УФАС от 23.10.2019 обжаловано ПАО «Ленэнерго» в арбитражном суде.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом; указанный договор является публичным.
Правила N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия).
В соответствии с пунктом 8 Правил N 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям NN 4 - 7 любым способом ее подачи (почтой или с использованием официального сайта сетевой организации).
Пунктами 9, 10, 12, 13(1) Правил N 861 определен перечень сведений, который должен быть указан в заявке на технологическое присоединение, а также установлен перечень документов, которые должны быть приложены к заявке.
В силу положений пункта 15 Правил N 861 сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие сведения и (или) документы и приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки.
Как установлено УФАС, письмом от 20.05.2019 заявка СНТ «Климовец» аннулирована Обществом ввиду непредставления Заявителем полного пакета документов, предусмотренного пунктом 10 Правил № 861, а именно, помимо документов, предусмотренных подпунктом «з» пункта 10 Правил № 861, у СНТ «Климовец» согласно подпункту «г» пункта 10 Правил № 861 запрошены выписки из ЕГРН, срок выдачи которых не превышает 30 календарных дней.
В соответствии с пунктом 11 Правил № 861 сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные настоящими Правилами.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что Правилами № 861 не предусмотрена обязанность Заявителя по предоставлению в пакете документов к заявке на технологическое присоединение выписок из ЕГРН, срок выдачи которых не превышает 30 календарных дней, антимонопольный орган пришел к правомерному выводу о наличии в действиях ПАО «Ленэнерго» события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Доводы Общества о необходимости предоставления актуальных сведений, предусмотренных подпунктом «г» пункта 10 Правил № 861, в связи с чем, к рассматриваемым правоотношениям по технологическому присоединению, по мнению ПАО «Ленэнерго», по аналогии закона применению подлежат положения пункта 9 части 1 статьи 126 АПК РФ, отклоняются судом, как основанные на неверном толковании норм материального и процессуального права.
В силу пункта 4 статьи 62 Закона N 218-ФЗ сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и предоставленные на основании запроса о предоставлении сведений, независимо от способа их предоставления являются актуальными (действительными) на момент выдачи органом регистрации прав или многофункциональным центром сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Учитывая изложенное, соответствующие выписки из ЕГРН должны быть предъявлены по назначению в разумный срок с момента их получения, дабы сохранить актуальность указанных в выписке сведений. Вместе с тем, Правилами № 861 прямо не предусмотрен срок, в период которого правоустанавливающие документы надлежит представить в сетевую организацию с момента их получения. Таким образом, требования Общества о предоставлении выписок из ЕГРН, срок выдачи которых не превышает 30 календарных дней, являются неправомерными, и нарушают пункт 11 Правил № 861.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, Общество в материалы дела не представлено. Общество имело реальную и объективную возможность для своевременного соблюдения требований Правил N 861.
При таких обстоятельствах, выводу УФАС о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного, частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности судом не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - Постановление Пленума ВАС РФ № 10), если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Пунктом 18 названного Постановления Пленума ВАС РФ № 10 разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. В связи с чем административные органы и суды обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Существенная угроза представляет собой опасность, предполагающую возможность изменений в виде нанесения потерь (ущерба) главной, основополагающей части каких-либо экономических или общественных отношений. Для определения наличия существенной угрозы необходимо выявление меры социальной значимости фактора угрозы, а также нарушенных отношений. Угроза может быть признана существенной в том случае, если она подрывает стабильность установленного правопорядка с точки зрения его конституционных критериев, является реальной, непосредственной, значительной, подтвержденной доказательствами.
Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния (наличии либо отсутствии каких-либо опасных угроз для личности, общества или государства). При отсутствии таких угроз и в случае, как правило, совершения действия (бездействия) без прямого умысла административный орган может освободить лицо от административной ответственности.
В рассматриваемом случае, с учетом фактических обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения и степенью его социальной опасности, суд приходит выводу о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности.
Суд принимает во внимание, что Заявка СНТ «Климовец» аннулирована ПАО «Ленэнерго» на основании пункта 15 Правил № 861 в связи с истечением срока предоставления документов, запрошенных письмом исх. № ЭСКЛ/16-01/7135 от 12.04.2019, в числе которых наряду с выписками из ЕГРН, срок выдачи которых не превышает 30 календарных дней, запрошены иные документы (копии правоустанавливающих документов) и сведения в целях устранения ряда недостатков и противоречий, содержащихся в пакете документов представленных СНТ «Климовец». При этом, суд учитывает, что запрос выписок из ЕГРН, срок выдачи которых не превышает 30 календарных дней был обусловлен представлением СНТ «Климовец» противоречивой информации в отношении собственников участков, их количества, не представлением в отношении некоторых участков копий правоустанавливающих документов (свидетельств о праве собственности), а именно участков №№ 1-78, 87-111, 113, 114, 116, 172, 175, 187, 191, 193-207, 224-269, 272, 283, 286-317, 325-334, 340, 348, 428, 433-833, 840-876, 901, 909, 914, 919-1192.
Таким образом, исходя из конкретных обстоятельств дела и характера общественных отношений, на которые посягает нарушитель, а также учитывая отсутствие пренебрежительного отношения Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, с учетом положений статьи 2.9 КоАП РФ, пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", суд усматривает основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения Общества от административной ответственности.
При этом КоАП РФ не ставит признание правонарушения малозначительным в зависимость от состава правонарушения.
Таким образом, малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер, независимо от установленной санкции.
Не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Согласно пункту 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10 от 02.06.2004 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях", если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании этого постановления незаконным и о его отмене.
На основании изложенного, постановление УФАС от 23.10.2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении подлежит признанию незаконным и отмене.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 23.10.2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 078/04/9.21-1083/2019.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия Решения.
Судья Черняковская М.С.