Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
24 декабря 2018 года Дело № А56-124102/2018
Резолютивная часть решения объявлена 17 декабря 2018 года.
Полный текст решения изготовлен 24 декабря 2018 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе судьи Грачевой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Савченко Э.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
общества с ограниченной ответственностью «АБ форест Л-4»
к Выборгской таможне
о признании незаконным и отмене решения исполняющего обязанности начальника Выборгской таможни по результатам таможенной проверки №10206000/210/271017/Т000044/001 от 27.10.2017
при участии:
от заявителя - представитель ФИО1 по доверенности от 08.08.2018; ФИО2 по доверенности от 04.12.2018;
от заинтересованного лица – представитель ФИО3 по доверенности от 09.01.2018; ФИО4 по доверенности от 16.01.2018,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «АБ форест Л-4» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Выборгской таможне (далее – заинтересованное лицо, Таможня) о признании незаконным и отмене решения исполняющего обязанности начальника Выборгской таможни по результатам таможенной проверки № 10206000/210/271017/Т000044/001 от 27.10.2017.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования.
Представитель таможни возражал, по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании 10.12.2018 в порядке положений статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлен перерыв до 16 часов 20 минут 17.12.2018.
Судебное заседание продолжено после перерыва при участии названных представителей сторон.
В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, суд в соответствии со статьей 137 АПК РФ завершил предварительное судебное заседание и перешел к судебному разбирательству.
Как следует из материалов дела, Выборгской таможней проведена камеральная таможенная проверка ООО «АБ Форест Л-4».
В ходе проверки установлено: в период с 14 по 22 декабря 2016 г. ООО «АБ Форест Л-4» (далее - общество, заявитель, декларант) на Выборгский таможенный пост Выборгской таможни поданы временные таможенные декларации (далее - ВТД) №№ 10206080/141216/0012843,10206080/151216/0012944,10206080/221216/0013223.
Одновременно с ВТД 10206080/141216/0012843, 10206080/151216/0012944, 10206080/221216/0013223 в таможенный орган представлены разовые лицензии Минпромторга России:
- от 4 октября 2016 г. № 281RU16010001596 на товар «Брёвна из ели обыкновенной...» в количестве 6 ООО куб. м,
- от 4 октября 2016 г. № 282RU16010001598 на товар «Брёвна из сосны обыкновенной...» в количестве 3 ООО куб. м,
- от 27 октября 2016 г. № 281RU16010001784 на товар «Брёвна из сосны обыкновенной...» в количестве 8 000 куб. м.
Срок действия указанных разовых лицензий установлен до 31 декабря 2016 г.
Согласно сведениям, заявленным в графах 1, 26, 31 и 44 указанных ВТД, под таможенную процедуру экспорта помещались товары «Брёвна из ели обыкновенной...Пиловочник еловый...» (ВТД №№ 10206080/141216/0012843, 10206080/221216/0013223) и «Брёвна из сосны обыкновенной...Пиловочник сосновый...» (ВТД № 10206080/151216/0012944), планируемые к перемещению автомобильным транспортом в Финляндскую Республику в счет исполнения внешнеторговых контрактов от 12 сентября 2016 г. №№ 32/09, 33/09, заключённых с компанией «Saikom Autoklaas Ой» (Эстония), (далее - Контракты), на условиях поставки «EXW Ленинградская обл., г. Волхов». При этом в графах 39 ВТД «Квота» обществом заявлено о наличии квоты на декларируемые товары, а в графах 44 ВТД «Дополнительная информация» - о наличии разовых лицензий Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее -Минпромторга России), подтверждающих право на экспорт лесоматериалов в установленном количестве.
На основании статьи 131 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее -ТК ТС) Выборгской таможней в отношении общества проведена камеральная таможенная проверка по вопросам соблюдения запретов и ограничений при вывозе и декларировании лесоматериалов, а также правильности исчисления и уплаты таможенных платежей, по результатам которой составлен акт камеральной таможенной проверки от 27 октября 2017 г. № 0206000/210/271017/А000044/000.
В акте камеральной таможенной проверки таможенным органом сделан вывод о том, что перемещение через таможенную границу Таможенного союза вышеуказанных товаров после 31 декабря 2016 г. осуществлено ООО «АБ Форест Л-4» в нарушение пункта 1 статьи 152 ТК ТС без соблюдения соответствующих запретов и ограничений, поскольку разовые лицензии, выданные Минпромторгом России, имели срок действия до 31 декабря 2016 г.
Факт вывоза лесоматериалов за пределами сроков разовых лицензий (после 01.01.2018) документально подтвержден отметками таможенного органа (таможенного поста МАПП «Брусничное») «вывоз разрешен», на CMR с указанием соответствующих дат, а также отметками перевозчиков на CMR о дате принятия товара к перевозке.
27 октября 2017 г. Выборгской таможней принято решение по результатам таможенной проверки № 10206000/210/271017/Т000044/001 об отказе в применении пониженной ставки вывозной таможенной пошлины в отношении:
- части товара № 1 в объёме 30,52 куб. м, сведения о котором заявлены в ВТД № 10206080/141216/0012843, - части товара № 2 в объёме 187,92 куб. м, сведения о котором заявлены в ВТД№ 10206080/141216/0012843, - части товара № 1 в объёме 29,97 куб. м, сведения о котором заявлены в ВТД № 10206080/151216/0012944, - части товара № 1 в объёме 676,89 куб. м, сведения о котором заявлены в ВТД№10206080/221216/0013223.
Всего Выборгской таможней принято решение об отказе в применении пониженной ставки вывозной таможенной пошлины в отношении: 925,3 куб. м. лесоматериалов, погрузка на транспортное средство и вывоз которых осуществлялся после окончания срока действия разовых лицензий Минпромторга России.
В связи с принятым решением Выборгской таможней на основании статьи 152 Федерального закона от 27.11.2010 № 311- ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон о таможенном регулировании) в адрес ООО «АБ Форест Л-4» направлены требования от 1 ноября 2017 г. №№ 237, 238, 239 об уплате таможенных платежей в сумме 3 135 411,94 руб., а также пеней в размере 124 651,81 руб.
Не согласившись с решением Выборгской таможни по результатам таможенной проверки от 27 октября 2017 г. № 10206000/210/271017/Т000044/001, ООО «АБ Форест Л-4» обратилось в суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, выслушав доводы сторон, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 32 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.) (далее - Договор) в ЕАЭС осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС, а также в соответствии с положениями Договора.
Согласно статье 101 Договора до вступления в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенное регулирование в ЕАЭС осуществляется в соответствии с Договором о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. и иными международными договорами государств - членов, регулирующими таможенные правоотношения, заключенными в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства и входящими в соответствии со статьей 99 Договора в право ЕАЭС.
На момент декларирования спорных товаров, а также проведения Выборгской таможней камеральной таможенной проверки и принятия по ее результатам решения от 27 октября 2017 г. № 10206000/210/271017/Т000044/001 действовали положения ТК ТС.
Пунктом 1 статьи 152 ТК ТС установлено, что перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено ТК ТС, международными договорами государств - членов ЕАЭС, решениями Евразийской экономической комиссии и нормативными правовыми актами государств - членов ЕАЭС, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов ЕАЭС, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Согласно пункту 1 статьи 181 ТК ТС при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары, содержащая основные сведения, в том числе, о товарах, заявляемой таможенной процедуре, исчислении таможенных платежей, включая применение льгот по уплате таможенных платежей.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 214 Федерального закона о таможенном регулировании при вывозе с таможенной территории ЕАЭС товаров ЕАЭС, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения о количестве и (или) таможенной стоимости, допускается их временное периодическое таможенное декларирование путем подачи временной таможенной декларации. Применение временного периодического декларирования не освобождает декларанта от соблюдения требований и условий, установленных правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, в части полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, а также соблюдения условий таможенных процедур и проведения таможенного контроля.
Под таможенную процедуру экспорта товары помещаются при соблюдении установленных условий, включая соблюдение запретов и ограничений (пункт 1 статьи 213 ТКТС).
В статье 46 Договора определены единые меры нетарифного регулирования, к которым относятся:
- запрет ввоза и (или) вывоза товаров;
- количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров;
- исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров;
-автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или)
импорта товаров;
- разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров.
Меры нетарифного регулирования вводятся и применяются на основе принципов гласности и недискриминации в порядке согласно Протоколу о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (Приложение 7 к Договору).
В соответствии с пунктом 4 Протокола о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран товары, в отношении которых принято решение о применении мер, включаются в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами. В единый перечень товаров включаются также товары, в отношении которых Евразийской экономической Комиссией принято решение об установлении тарифной квоты либо импортной квоты в качестве специальной защитной меры и о выдаче лицензий.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012 г. № 134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования» утвержден Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами. В соответствии с пунктом 2.28 указанного перечня к таким товарам относятся также ель обыкновенная и сосна обыкновенная.
Согласно пунктам 4, 5 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации, под тарифной квотой понимается мера регулирования вывоза из Российской Федерации товаров, происходящих из Российской Федерации, предусматривающая применение в течение определённого периода более низкой ставки вывозной таможенной пошлины при вывозе определённого количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) по сравнению со ставкой вывозной таможенной пошлины, установленной Правительством Российской Федерации. К товарам, вывозимым из Российской Федерации свыше установленного количества (квоты), применяется ставка вывозной таможенной пошлины, установленная Правительством Российской Федерации. Тарифные квоты на вывоз товаров устанавливаются Правительством Российской Федерации. Метод и порядок распределения тарифной квоты в отношении вывозимых товаров между участниками внешнеторговой деятельности, а также при необходимости распределение тарифной квоты между третьими странами определяется Правительством Российской Федерации.
Тарифные квоты в отношении ели обыкновенной и сосны обыкновенной, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников ЕАЭС, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2012 г. № 779 «О тарифных квотах на отдельные виды лесоматериалов хвойных пород, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств – участников соглашений о Таможенном союзе» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2012 г. № 779).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 754 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» установлены ставки вывозной таможенной пошлины в следующих размерах: - 80% от таможенной стоимости, но не менее 55,2 евро за 1 куб. м. в отношении «Ели обыкновенной...», «Сосны обыкновенной...», - 13% от таможенной стоимости в отношении «Ели обыкновенной...» при наличии лицензии, выданной компетентным органом, - 15% от таможенной стоимости в отношении «Сосны обыкновенной...» при наличии лицензии, выданной компетентным органом.
Таким образом, ставка и величина вывозной таможенной пошлины на лесоматериалы зависит от наличия лицензии, выданной компетентным органом.
Согласно пункту 47 Протокола о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (Приложение 7 к Договору) лицензирование в случаях, установленных Евразийской экономической комиссией, применяется при экспорте и (или) импорте отдельных видов товаров, если в отношении этих товаров введены: количественные ограничения; исключительное право; разрешительный порядок; тарифная квота; импортная квота в качестве специальной защитной меры. Лицензирование реализуется путём выдачи уполномоченным органом участнику внешнеторговой деятельности лицензии на экспорт и (или) импорт товаров.
Пунктом 9 Правил выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров (Приложение к вышеуказанному Протоколу о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран) установлено, что период действия разовой лицензии не может превышать 1 года с даты начала ее действия. Срок действия разовой лицензии может быть ограничен сроком действия внешнеторгового контракта (договора) или сроком действия документа, являющегося основанием для выдачи лицензии. Для товаров, в отношении которых введены количественные ограничения экспорта и (или) импорта, или импортная квота в качестве специальной защитной меры, или тарифные квоты, период действия лицензии заканчивается в календарном году, на который установлена квота.
Согласно пунктам 9, 12 Правил распределения между участниками внешнеэкономической деятельности тарифных квот в отношении ели обыкновенной или пихты белой европейской и сосны обыкновенной, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе в Европейский союз, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2012 г. № 779, распределение тарифных квот осуществляется в порядке, предусмотренном международным договором Российской Федерации, посредством выдачи Минпромторгом России разовых лицензий, срок действия которых устанавливается в 2012 году - с 1 сентября по 31 декабря 2012 г., начиная с 2013 года ежегодно - с 1 января по 31 декабря года, на который установлена тарифная квота.
Срок действия указанных разовых лицензий, предоставленных ООО «АБ Форест Л-4», установлен до 31 декабря 2016 г. Согласно пункту 10 Положения о едином порядке контроля таможенными органами ввоза на таможенную территорию Таможенного союза в рамках ЕАЭС и вывоза с этой территории лицензируемых товаров, утверждённого решением Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 г. № 687, перемещение лицензируемых товаров (за исключением лицензируемых товаров, в отношении которых установлены меры нетарифного регулирования) через таможенную границу Таможенного союза и подача таможенной декларации при заявлении первой таможенной процедуры осуществляются в пределах срока действия лицензии. Товары, в отношении которых установлены меры нетарифного регулирования, допускаются к выпуску в пределах срока действия лицензии.
Согласно системному толкованию статьи 13 «Протокола между Правительством Российской Федерации и Европейским Союзом о технических модальностях во исполнение Соглашения в форме обмена Письмами между Российской Федерацией и Европейским Союзом в отношении администрирования тарифных квот, применяемых в отношении экспорта леса из Российской Федерации в Европейский Союз» подписанного в г. Женеве 16.12.2011 (далее - Протокол о технических модальностях) при вывозе из Российской Федерации товаров, в отношении которых установлены определенные квоты, необходимо исходить из срока квоты. При этом датой поставки считается дата погрузки на экспортирующее транспортное средство, которая подтверждается коносаментом или иным транспортным документом».
Из материалов дела следует, что фактическая передача части проверяемых товаров «Dolicap Оу», являющимся и перевозчиком и получателем по поручению «SAIKOM AUTOKLAAS OU», была осуществлена после 31.12.2016, что подтверждается следующими документами и сведениями.
Факт вывоза лесоматериалов за пределами сроков разовых лицензий (после 31.12.2016) документально подтвержден отметками таможенного органа (таможенного поста МАПП «Брусничное») «вывоз разрешен», на CMR с указанием соответствующих дат, а также отметками перевозчиков на CMR о дате принятия товара к перевозке (представлены в материалы судебного дела).
Сведения о том, что товары были загружены, в том числе после 31.12.2016 подтверждаются и датами составления фитосанитарных сертификатов на каждое транспортное средство с лесоматериалом, предоставление которых при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза является обязательным (представлены в материалы судебного дела).
ООО «АБ ФОРЕСТ Л-4» выставляло счета-фактуры на оплату «SAIKOM AUTOKLAAS OU» по контрактам от 12.09.2016 № 32/09, от 12.09.2016 № 33/09 по мере фактического вывоза товара.
Счет №32К/20 датирован 16.01.2017 (то есть после 31.01.2016) Счет №ЗЗК/10 датирован 16.01.2017 (то есть после 31.01.2016) Счет№34К/21 датирован 16.01.2017(то есть после 31.01.2016) Счет № 32К/22 датирован 23.01.2017(то есть после 31.01.2016) Счет № 32К/23 датирован 30.01.2017(то есть после 31.01.2016)
Согласно представленным Инспекцией ФНС России по Выборгскому району Ленинградской области на запрос Выборгской таможни № 07-13/30526 от 09.11.2017 карточки бухгалтерских счетов № 41.01 «Товары на складах» по состоянию на 01.01.2017 на балансе проверяемые товары не числились.
Доводы заявителя, содержащиеся в заявлении, носят субъективно-оценочный характер, не соответствуют фактическим обстоятельствам и основаны на неверном толковании положений действующего законодательства, в связи с чем не могут быть приняты во внимание.
Общество полагает, что поскольку товар, в количестве, превышающем квоту, не вывозился, оснований для отказа в применении пониженной (льготной) ставки таможенной пошлины у таможенного органа не было.
Необходимость вывоза товара до истечения срока действия лицензии подтверждается Протоколом о технических модальностях, согласно пункту 1 статьей 13 которого товары, указанные в экспортной лицензии, должны быть подвергнуты очистке для экспорта на таможне в России в течение срока действия лицензии, в связи с чем принятое таможенным органом решение об отказе в применении льготной ставки пошлины законно и обоснованно.
Протокол о технических модальностях определяет порядок администрирования тарифных квот, применяемых в отношении экспорта леса из Российской Федерации в Европейский Союз.
Для целей Протокола о технических модальностях понятие «тарифная квота» означает определенное количество регулируемых товаров, которое может быть экспортировано из России в ЕС в пределах, установленных приложением к части V Перечня обязательств России, в течение ограниченного периода времени.
Заявитель ссылается на пункт 2 статьи 13 Протокола о технических модальностях, указывая, что он предусматривает возможность вывоза из России товаров, прошедших очистку для экспорта на таможне в России, даже в случае истечения срока действия экспортной лицензии в отношении данных товаров и зачет экспорта таких товаров в количественные объемы, установленные на срок квоты, на который экспортная лицензия была выдана, даже если поставка таких товаров была осуществлена после такого срока.
Ссылаясь на данный довод, Общество не учитывает, что для целей пункта 2 статьи 13 Протокола о технических модальностях поставка товаров согласно пункту 3 данной статьи должна быть осуществлена на дату их погрузки на экспортирующее транспортное средство, которая подтверждается коносаментом на них или иным транспортным документом.
Документов, подтверждающих, что экспортируемые товары до даты истечения срока действия лицензии погружены на транспортное средство, общество в ходе таможенной проверки не представило, кроме того, таможенным органом в ходе таможенной проверки установлено, что товары приняты перевозчиками к перевозке после истечения срока действия разовых лицензий.
По мнению Общества, для применения льготной ставки вывозной пошлины первоочередное значение имеет количество товара указанное в соответствующей лицензии, а не дата фактического вывоза этого товара с таможенной территории Таможенного союза.
Суд не может согласиться с данным доводом, поскольку выдача лицензий осуществляется компетентным органом (Министерством промышленности и торговли Российской Федерации) в порядке, установленном Соглашением о правилах лицензирования, пункт 2 статьи 3 которого предусматривает ограничение действия разовой лицензии сроком действия внешнеторгового контракта (договора), то есть законодатель предусмотрел не только объем вывозимого товара, но и период, в течение которого он должен быть вывезен и указал его в форме выдаваемых разовых лицензий. Кроме того раздел 6 «Перенос» Протокола о технических модальностях специально устанавливает процедуру переноса неиспользованных объемов тарифной квоты на следующий календарный год.
При изложенных обстоятельствах правовых оснований для признания оспариваемого решения Таможни недействительным не имеется.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Грачева И.В.