Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
20 мая 2020 года Дело № А56-124595/2019
Резолютивная часть решения объявлена 13 мая 2020 года. Полный текст решения изготовлен 20 мая 2020 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе: судьи Захаров В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Жуковой О.С.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
заявитель: общество с ограниченной ответственностью «Н-Регион Подпорожье»
заинтересованное лицо: Администрация Муниципального образования «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области»
о признании незаконным и отмене постановления от 06.11.2019 № 233
при участии
от заявителя: ФИО1 – по доверенности от 22.02.2019
от заинтересованного лица: не явился, уведомлен
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Н-Регион Подпорожье» (Далее – Общества; ООО «Н-Регон Подпорожье») обратилось в суд с заявлением к Администрация муниципального образования «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области» (Далее – Администрация) с требованием о признании незаконным и отмене постановления от 06.11.2019 № 233.
Определением суда от 28.11.2019 дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее ? АПК РФ). Определением от 04.02.2020 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства на основании части 5 статьи 227 АПК РФ.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, заинтересованное лицо явку представителя не обеспечило, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица в соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Суд, в порядке ст. 137 АПК РФ, признал дело подготовленным к судебному разбирательству и в отсутствие возражений сторон перешел к рассмотрению дела по существу.
В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.
14 октября 2019 года в ходе осмотра (обследования) дворовых территорий города Подпорожье на предмет соблюдения Правил благоустройства территории муниципального образования «Подпорожское городское поселение Подпорожского, муниципального района Ленинградской области» (Далее – Правила благоустройства), утвержденных решением Совета депутатов Подпорожского городского поселения от 27.10.2017 года № 335 установлен факт размещения объявлений, иных информационных материалов, не относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к рекламе. Объявления размещены в местах, не установленных для этой цели. На объявлениях указана следующая информация: «Аналоговое телевидение в Подпорожье отключат 14 октября 2019... Тема подключит бесплатно любой телевизор... С готовностью помочь, Ваша Тема телеком».
Тем самым, обществом с ограниченной ответственностью «Н-Регион Подпорожье» допущено размещение объявлений, иных информационных материалов, не относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к рекламе, то есть нарушен п. 1 п.п.12 ст. 19 Правил благоустройства, ответственность за совершение которого предусмотрена ст.4.6. Областного закона Ленинградской области от 02.07.2003 № 47-оз «Об административных правонарушениях».
Выявленное нарушение послужило основанием для составления специалистом отдела муниципального контроля Администрации муниципального образования Подпорожский муниципальный район Ленинградской области в отношении Общества протокола от 25.10.2019 № 135-ОМК об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 4.6 Областного закона Ленинградской области от 02.07.2003 г. «Об административном правонарушении».
Постановлением о назначения административного наказания от 06.11.2019 № 122 Общество привлечено к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией с назначением наказания в виде штрафа в размере 20000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящем заявлением.
В силу положений части 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Согласно части 2 статьи 207 АПК РФ производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Таким образом, в силу приведенных нормативных положений, к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение дел об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности, вынесенных в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и связанно с осуществлением предпринимательской деятельности.
Статьей 4.6 Областной закон Ленинградской области от 02.07.2003 N 47-оз (ред. от 17.02.2020) «Об административных правонарушениях» (принят Законодательным собранием Ленинградской области 24.06.2003), размещение объявлений, иных информационных материалов, не относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к рекламе, в местах, не установленных для этой цели муниципальными нормативными правовыми актами, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч рублей до тридцати тысяч рублей.
Постановлением Администрации МО «Подпорожский муниципальный район» 20 июня 2016 года № 845 «Об утверждении мест размещения объявлений, иных информационных материалов, не относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к рекламе на территории г. Подпорожье Подпорожского городского поселения Подпорожского муниципального района Ленинградской области» на территории г. Подпорожье утверждены места для размещения объявлений, иных информационных материалов, не относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к рекламе.
Кроме мест, утвержденных указанным выше постановлением, существуют иные законные средства массовой информации, такие как: сеть «Интернет», газеты, телевидение и т.п.
В соответствии с п. 1 п.п. 12 статьи 19 Правил благоустройства запрещается производить расклейку афиш, объявлений, агитационных печатных материалов на стенах зданий, столбах, деревьях, на опорах наружного освещения, распределительных щитах, стойках и других объектах, не предназначенных для этой цели.
Администрация заявила ходатайство о замене ненадлежащего ответчика, поскольку на основании Областного закона Ленинградской области от 13 октября 2006 года № 116-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области в сфере административных правоотношений» (далее – Закон № 116-оз) на территории Подпорожского муниципального района Ленинградской области образован коллегиальный орган, административная комиссия муниципального образования «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области», полномочиями которого является полное, всестороннее и объективное рассмотрение протоколов об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена областным законом Ленинградской области от 02 июля 2003 года № 47-оз «Об административных правонарушениях» и материалов, приложенных к ним, в связи с чем Администрация муниципального образования «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области» не наделена полномочиями по привлечению к административной ответственности виновных лиц в соответствии с Областным законом Ленинградской области от 02 июля 2003 года № 47-оз «Об административных правонарушениях».
Данный довод судом отклоняется по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Областного закона № 116-оз Администрация также наделяется отдельными государственными полномочиями:
1) по формированию и обеспечению деятельности административные комиссии;
2) по осуществлению административными комиссиями производства по делам об административных правонарушениях.
Решением Совета депутатов Муниципального образования «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области» (далее - Решение № 163) «Об утверждении Положения об административной комиссии муниципального образования «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области» (далее – Положения) от 27.09.2011 № 163.
Административная комиссия не имеет статуса юридического лица, но наделена полномочиями по решению вопросов местного значения, создана на основании Решения № 163.
Комиссия создана при Администрации, участвующей в деле в качестве заинтересованного лица, и не является самостоятельным юридическим лицом. То есть у суда отсутствуют основания для привлечения к участию в деле Административной комиссии.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как разъяснено в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее – Постановление № 10), юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиям (акт от 14.10.2019, фотоматериалом, образец подлинности объявления формата А-4).
Наличие состава административного правонарушения подтверждается материалами дела.
Суд не выявил существенных процессуальных нарушений, служащих основанием для отмены оспариваемого постановления, со стороны Администрации при возбуждении, рассмотрении дела об административном правонарушении, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, срок давности привлечения к ответственности не пропущен.
Согласно выписке из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Заявитель является субъектом малого предприятия.
В силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В рассматриваемом случае, суд считает возможным применить статью 4.1.1 КоАП РФ.
Таким образом, с учетом положений статей 3.4, 4.1.1 КоАП РФ, в связи с отсутствием обстоятельств, отягчающих административную ответственность, Общество ранее не привлекалось к административной ответственности, отсутствием общественной опасности и причинения вреда, суд считает возможным заменить административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Изменить постановление Администрации муниципального образования «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области» от 06.11.2019 № 233, заменив штраф на предупреждение.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.
Судья Захаров В.В.