ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-124765/18 от 07.10.2019 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

08 октября 2019 года                                                                    Дело № А56-124765/2018

Резолютивная часть решения объявлена октября 2019 года . Полный текст решения изготовлен октября 2019 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе судьи Терешенкова А.Г.,

при ведении протокола судебного заседания помощником ФИО1,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель - Индивидуальный предприниматель Красильников Дмитрий Васильевич

заинтересованное лицо - Межрайонная инспекция ФНС России № 17 по Санкт-Петербургу

об оспаривании решения

при участии

от заявителя – ФИО3,

от заинтересованного лица – ФИО4, ФИО5,

установил:

Индивидуальный предприниматель ФИО2 (далее - Заявитель, Предприниматель, налогоплательщик, ИП ФИО2) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с требованием (далее – заявление) б/н от 28.09.2018 г. к Межрайонной ИФНС России №17 по Санкт-Петербургу (далее по тексту – МИ ФНС № 17 по СПб, инспекция, налоговый орган, ответчик, заинтересованное лицо):

Признать недействительным Решение Межрайонной ИФНС №17 по Санкт-Петербургу от 19.07.2018 №4847 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее-Решение).

Решением от 17.01.2019 г. Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области удовлетворил заявление и признал недействительными решение Межрайонной ИФНС №17 по Санкт-Петербургу от 19.07.2018 № 4847 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2019 г. апелляционная жалоба налогового органа оставлена без удовлетворения, а решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.07.2019 г. решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.01.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2019 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Дело было направлено на новое рассмотрение, поскольку судом не дана оценка доводам налогового органа о том, что фактически деятельность предпринимателя являлась курьерской.

Как видно из материалов дела, 13.02.2018 г. Предпринимателем представлена в Инспекцию налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН за 2017 год по виду деятельности «Курьерская деятельность» (код вида деятельности 53.20.3). Согласно данным декларации сумма полученного ФИО2 дохода в 2017 года составила 112471 руб., суммы налога к уплате - 0 руб. (с учетом уменьшения суммы исчисленного налога на сумму уплаченных страховых взносов в соответствии с пп.1 п.3.1 ст.346.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ)).

Согласно представленным налоговым декларациям по ЕНВД по виду деятельности «Оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров»  (код вида деятельности – 06), сумма исчисленного налога, подлежащего уплате за 2017 год, составила 506 руб. (с учетом уменьшения суммы исчисленного налога на сумму уплаченных страховых взносов в соответствии с 346.32 346.32 НК РФ).

По результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по УСН за 2017 год составлен  Акт от 28.05.2018  № 24773 в связи с занижением налоговой базы по УСН в размере 1 968 973 руб., что повлекло неуплату налога в размере 118 139 руб.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки заместителем начальника Инспекции было принято обжалуемое решение, согласно которому доначислен налог в сумме 118 139 руб., начислены пени 5 821,49 руб., предприниматель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи  122 НК  РФ,  в виде штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога, в размере 20 582,30 руб..

Заявитель, в обосновании своих доводов указывает на то, что доначисленный Инспекцией доход получен от осуществления налогоплательщиком деятельности, подпадающей под налогообложение единым налогом на вмененный доход (далее - ЕНВД). 

Инспекция, по мнению заявителя, делает ошибочный вывод, что в проверяемый период налогоплательщик осуществлял деятельность по оказанию услуг по доставке товаров (продукции, грузов). Согласно выписки из ЕГРЮЛ, видом деятельности, осуществляемым предпринимателем является деятельность такси (ОКВЭД 49.32) и деятельность курьерская (ОКВЭД 53.20.3).

Оспариваемое решение содержит ошибочное утверждение, что в проверяемый период налогоплательщик оказывал услуги по перевозке товаров (продукции, грузов) , что отличается от вида деятельности по коду «06» - оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров, по которому предпринимателем представлены декларации по ЕНВД за 2017 год.

Налогоплательщик не согласен с выводом инспекции, что предприниматель должен был представить в налоговый орган документальные доказательства осуществления перевозки пассажиров (билеты, багажные квитанции и др.)

Инспекция возражает против заявленных требований, указывая, что в ходе камеральной налоговой проверки налоговой декларации по УСН за 2017 выявлены несоответствия сведений, содержащихся в представленной налоговой декларации, и сведений, имеющихся у инспекции, а именно: по результатам проведенного Инспекцией анализа движения денежных средств расчетных счетов ИП ФИО2 № 40802810900000185154 в банке АО "ТИНЬКОФФ БАНК", № 40802810806000005924 в банке СТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ Ф-Л ПАО "ПРОМСВЯЗЬБАНК" в ходе камеральной налоговой проверки налоговой декларации УСН за 2017 год, установлено поступление денежных средств на расчетные счета ИП ФИО2 за период с 01.01.2017 по 31.12.2017 в размере 2081443,54 руб.:

от ООО «МАНЮ» ИНН/КПП <***>/781401001 в общей сумме 2019992,0 руб. с назначением платежа «за услуги по перевозке груза»;

от ООО "Сэйнткук" ИНН/КПП <***>/780401001 в общей сумме 58175,0 руб. с назначением платежа «за услуги по перевозке груза»;

от ООО «МОРЕНА» ИНН/КПП <***>/780401001 в общей сумме 2070,0 руб. с назначением платежа «за оплату по Договору № М-007 от 27.07.2016»;

от АО "ТИНЬКОФФ БАНК" в общей сумме 1206,54 с назначением платежа «выплата процентов на остаток по расчетному счету, договор 7003453037».

В связи с выявленными несоответствиями ходе камеральной проверки в адрес ФИО2 по почте было направлено требование о предоставлении пояснений и (или) уточненной декларации № 08-10/017752/2 от 24.04.2018, в ответ на которое Предпринимателем были представлены договоры с ООО «МАНЮ», ООО «Сэйнткук», ООО «МОРЕНА» (вх. 057529 от 14.05.2018).

 Из документов, представленных Заявителем, следует, что ИП ФИО2 (Исполнитель) заключены договоры с организациями-Заказчиками:

- с ООО «Маню» - Договор возмездного оказания услуг №23 от 22.12.2016. 

Согласно условиям Договора Исполнитель (ИП ФИО2) на основании Заявок Заказчика (ООО «МАНЮ») обязуется оказать услуги по доставке Товара Получателям – юридическим или физическим лицам, указанным в Заявках, на территории СПб и ЛО. Товаром является Груз, для сохранности которого при транспортировке используется специальный температурный режим, а также непродовольственные товары, входящие в комплект заказа.

Исполнитель обязан осуществлять доставку Товаров Получателям в спецодежде и на автотранспорте, отвечающим требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, в специальной таре, в пункт назначения и сроки, указанные в Заявках Заказчиком. Приложением № 1  к Договору установлена стоимость услуг Исполнителя по тарифу:  «стоимость доставки (раз)».

Заявки (п. 1.1), Акты об оказанных услугах (п. 4.3, 5.3), Отчеты об оказанных услугах (п. 4.3) ФИО2 в Инспекцию не представлены.

- с ООО «СЭЙНТКУК» - Договор №007-АТ от 18.07.2016.

Согласно условиям Договора Исполнитель (ИП ФИО2) обязуется по заданию Заказчика (ООО Морена») оказывать услуги по доставке Продукции Заказчика, именуемой «Товар» в пределах г. СПб и ЛО. Заказом является доставка Товара, которая осуществляется Исполнителем в спецодежде и на автотранспорте, отвечающим требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, в специальной таре, по адресу и в то время, которое согласовано Заказчиком с Потребителем услуг, оказываемых Заказчиком. Спецодежда и тара предоставляются Заказчиком. Дополнительным соглашением от 18.07.2016 установлена стоимость услуг Исполнителя по тарифам: «почасовая тарификация», «доставка».

Заявки (п. 2.13), Акты оказания услуг (п. 2.15) ФИО2 в Инспекцию не представлены.

- с ООО «Морена» - Договор №»М-007 от 27.07.2016, Дополнительное соглашение б/н от 27.06.2016

Согласно условиям Договора Исполнитель (ИП ФИО2) обязуется по заданию Заказчика (ООО Морена») оказывать услуги по доставке Продукции Заказчика, именуемой «Товар» в пределах г. СПб и ЛО. Заказом является доставка Товара, которая осуществляется Исполнителем в спецодежде и на автотранспорте, отвечающим требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, в специальной таре, по адресу и в то время, которое согласовано Заказчиком с Потребителем услуг, оказываемых Заказчиком. Спецодежда и тара предоставляются Заказчиком. Согласно Акту приема-передачи имущества 27.06.2016 Заказчик передал Исполнителю комплект одежды, термосумку, GPS трекер. Дополнительным соглашением б/н от 27.06.2016 установлена стоимость услуг Исполнителя по тарифам: «почасовая тарификация», «доставка».

Заявки (п. 2.13), Акты оказания услуг (п. 2.15) ФИО2 в Инспекцию не представлены.

В ходе камеральной проверки Инспекцией в рамках ст. 93.1 НК РФ проведены мероприятия налогового контроля по истребованию документов (информации) у организаций – Заказчиков ООО «Морена», ООО «СЭЙНТКУК», ООО «Маню».

Организациями представлены аналогичные, представленным 14.05.2018 (вх. 057529 от 14.05.2018) ФИО2 в Инспекцию, Договоры, а также следующие документы:     

- ООО «Маню» к Договору перевозки груза №23 от 22.12.2016  платежные поручения и Акты об оказанных услугах, согласно которым ФИО2 (Перевозчик) оказал услуги по перевозке грузов Заказчика на сумму 2019992,0 руб. (вх. 057702 от 18.05.2018). Истребованные товарные накладные, товарно-транспортные накладные организацией не представлены.

- ООО ««СЭЙНТКУК» к Договору перевозки груза №007-АТ от 18.07.2016 платежные поручения и Акты об оказанных услугах, согласно которым ФИО2 (Перевозчик) оказал услуги по перевозке грузов Заказчика на сумму 58175,0  руб. (вх. 057019 от 11.05.218). Истребованные товарные накладные, товарно-транспортные накладные организацией не представлены.

- ООО «Морена» к Договору перевозки груза №007-АТ от 18.07.2016 платежные поручения и Акт об оказанных услугах, согласно которым ФИО2 (Перевозчик) оказал услуги по перевозке грузов Заказчика на сумму 2070,0 руб. (вх. 057699 от 16.05.2018). Истребованные товарные накладные, товарно-транспортные накладные организацией не представлены.

Всесторонне проведенный в ходе камеральной проверки анализ полученных документов, информационных ресурсов налоговых органов, а также информации, находящейся во всеобщем доступе, сетях Интернет, показал, что ООО «МАНЮ», ООО "Сэйнткук», ООО «МОРЕНА» работают в рамках договоров франчайзинга марки «Ollis Club», осуществляют деятельность по организации стационарного общественного питания, а также организации общественного питания с услугами доставки в рамках заключаемых с Клиентами договор-оферт, размещаемых на соответствующих сайтах.

Материалами камеральной проверки установлено, что деятельность ФИО2 в отношении спорных операций являлась деятельностью по оказанию услуг по доставке вверенных ему Заказчиками Товаров (Продукции) в пункт назначения и выдаче их Получателям, а Заказчики в свою очередь обязались произвести оплату, что подтверждается Актами об оказанных услугах, представленных Заказчиками.

Подпунктом 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ и п. 5 ст. 1 Закона СПб от 17.06.2003 № 299-35 «О введении на территории СПб системы налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности» установлено, что система налогообложения в виде ЕНВД применяется в отношении предпринимательской деятельности оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.

Понятие «автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов» для целей налогообложения налоговым законодательством не определено, в связи с чем в силу ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.

В соответствии с п. 1 ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

В силу п. 2 ст. 785 ГК РФ заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

В соответствии с ч. 3 ст. 8 ФЗ от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее по тексту Устав), груз, на который не оформлена транспортная накладная, перевозчиком для перевозки не принимается.

Таким образом, доказательством, подтверждающим заключение договора перевозки и факт его исполнения, является транспортная накладная.

Транспортные накладные ни Исполнителем - ФИО2, ни Заказчиками - ООО «Морена», ООО «СЭЙНТКУК», ООО «Маню» в Инспекцию не представлялись.

В соответствии с п. 1 ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

В силу п. 2 ст. 786 ГК РФ заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.

Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

В соответствии с п. 1 ст. 31 Устава перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключенного в устной форме.

В соответствии с п. 5 ст. 31 Устава, п. 111 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 №112, исполнение договора фрахтования легкового такси подтверждается оформлением кассового чека или квитанцией в форме бланка строгой отчетности, подтверждающим оплату стоимости пользования легковым такси.

Таким образом, доказательством, подтверждающим заключение договора перевозки пассажиров, является билет, а сдача багажа – багажной квитанцией и сопровождается оформлением кассового чека или квитанцией в форме бланка строгой отчетности.

Билеты, багажные квитанции, кассовые чеки,  квитанции в форме бланка строгой отчетности ни Исполнителем - ФИО2, ни Заказчиками - ООО «Морена», ООО «СЭЙНТКУК», ООО «Маню» в Инспекцию не представлялись.

Вместе с тем, в силу п. 1 ст. 9 ФЗ РФ от 21.04.2011 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси на территории субъекта РФ осуществляется при условии получения индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.

В соответствии с п. 9 ст. 9 ФЗ РФ от 21.04.2011 № 69-ФЗ реестр выданных разрешений подлежит размещению на официальном сайте уполномоченного органа и обновлению в течение пяти дней со дня внесения в реестр соответствующих изменений.

Согласно информации на официальном сайте Администрации СПб «www.gov.spb.ru» в разделе Реестр выданных разрешений Комитетом по транспорту у ФИО2 в спорный период отсутствовали разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Санкт – Петербурга.

Таким образом, ни в ходе камеральной проверки, ни в период рассмотрения жалобы Заявителя на Решение в Управлении ФНС России по Санкт-Петербургу, ни в ходе судебного разбирательства, документы, подтверждающие заключение договоров перевозки грузов и (или) пассажиров, а, следовательно, и осуществление предпринимательской деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке грузов и (или) пассажиров, ни Исполнителем - ФИО2, ни Заказчиками - ООО «Морена», ООО «СЭЙНТКУК», ООО «Маню» не представлялись.

Поскольку такой вид деятельности как возмездное оказание услуг Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2003  № 299-35 не отнесен к видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, суммы полученного в 2017 году ФИО2 дохода подлежат налогообложению по упрощенной системе налогообложения согласно нормам гл. 26.2 НК РФ.

Довод Заявителя о том, что в соответствии с ОКВЭД «Деятельность курьерская» не содержит такого понятия, как «деятельность по оказанию услуг по доставке товаров (продукции) Заказчиков в пункт назначения и выдача их Покупателю….» является несостоятельным, поскольку отсутствие в ЕГРИП сведений о конкретном виде деятельности, осуществляемом индивидуальным предпринимателем, не означает, что доход от нее не связан с его предпринимательской деятельностью и не подлежит налогообложению.

Как указано во введении к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, принятому Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.11.2001 N454-ст, присвоение кодов по ОКВЭД имеет своей целью лишь классификацию и кодирование видов экономической деятельности и информации о них.

Следовательно, присвоение налогоплательщику  какого-либо кода по ОКВЭД не лишает ее права на осуществление иных видов деятельности.

В соответствии с пп.1, 4 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны: уплачивать законно установленные налоги; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с п.2 ст.18 НК РФ упрощенная система налогообложения - один из действующих в РФ специальных налоговых режимов.

Согласно п.1 ст.346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 НК РФ.

Согласно пп.1, 2 п.1 ст.248 НК РФ к доходам относятся: доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав; внереализационные доходы. Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.18 НК РФ в случае, если объектом налогообложения являются доходы индивидуального предпринимателя, налоговой базой  по УСН признается денежное выражение доходов индивидуального предпринимателя.

По результатам анализа движения денежных средств на расчетных счетах ИП ФИО2 Инспекцией установлено поступление денежных средств за период с 01.01.2017 по 31.12.2017. По результатам проверки было установлено занижение предпринимателем налоговой базы по УСН, что повлекло  исчисление налога в заниженном размере  и неуплату налога.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 16.10.2007 N 667-О-О, упрощенная система налогообложения применяется налогоплательщиком в отношении всех видов осуществляемой им деятельности (пункты 2 и 3 статьи 346.11, статьи 346.14, 346.15, 346.16, 346.17, 346.20, 346.21 НК РФ), за исключением тех из них, для которых предусмотрено обязательное применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (пункт 4 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации) (в ред. до 01.01.2013).

Кроме этого, факт отсутствия в ЕГРИП соответствующих сведений не принимается во внимание, поскольку предприниматели вправе заниматься любым не запрещенным законом видом экономической деятельности.

Также, суд считает, что доводы Заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ.

Положениями пункта 4 статьи 346.12 НК РФ установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие в соответствии с главой 26.3 НК РФ на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД) устанавливается НК РФ, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами город федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на ЕНВД, подают в налоговые органы в течение пяти дней со дня начала применения системы налогообложения в виде ЕНВД заявление о постановке на учет в качестве налогоплательщика ЕНВД (пункт 3 статьи 346.28 НК РФ).

Форма заявления о постановке на учет индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика ЕНВД (форма N ЕНВД-2) утверждена Приказом ФНС России от 11.12.2012 N ММВ-7-6/941@. В Приложении к форме N ЕНВД-2 указывается код вида предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщиком применяется система ЕНВД.

Код вида предпринимательской деятельности в заявлении указывается в соответствии с Приложением N 5 к Порядку заполнения налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, утвержденному Приказом ФНС России от 26.06.2018 N ММВ-7-3/414@. В приложении N 5 установлены различные коды для автотранспортных услуг по перевозке грузов (код 05) и автотранспортных услуг по перевозке пассажиров (код 06).

При принятии решения от 19.07.2018 N 4847 Инспекция исходила из того, что предприниматель с 22.02.2017 применяет ЕНВД в отношении вида деятельности "оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров" (код вида деятельности 06). Представленные предпринимателем документы не подтверждают осуществление данного вида деятельности.

На основании подпункта 5 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ и пункта 5 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 17.06.2003 N 299-35 "О введении на территории Санкт-Петербурга системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.

Таким образом, система налогообложения в виде ЕНВД применительно к указанному виду деятельности подлежит применению при следующих условиях, рассматриваемых в совокупности:

автотранспортные услуги выражены именно в перевозке пассажиров и (или) грузов;

такая перевозка осуществляется исключительно на транспортных средствах, находящихся у налогоплательщика на праве собственности или ином праве (пользования, владения, распоряжения), предназначенных для оказания автотранспортных услуг;

налогоплательщик соблюдает ограничение, касающееся количества и типа транспортных средств (не более 20 единиц автобусов, легковых и грузовых автомобилей), находящихся во владении и пользовании у последнего на соответствующем праве.

В силу пункта 1 статьи 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

Согласно положениям статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Согласно пункту 2 статьи 785 ГК РФ и части 1 статьи 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной.

Транспортных накладных индивидуальным предпринимателем в ходе проверки и в материалы дела не представлено.

В проверяемом период предпринимателем были оказаны услуги по договорам с ООО "Маню", ООО "Сэйнткук", ООО "Морена".

Согласно условиям договора возмездного оказания услуг от 22.12.2016 N 23 с ООО "Маню", исполнитель (предприниматель) на основании заявок заказчика обязуется оказать услуги по доставке товара получателям - юридическим или физическим лицам, указанным в заявках, на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Товаром является груз, для сохранности которого при транспортировке используется специальный температурный режим, а также непродовольственные товары, входящие в комплект заказа. Исполнитель обязан принимать заявки заказчика круглосуточно. Исполнитель обязан передать заказчику полученные от покупателей денежные средства в счет оплаты за товар в течение двух часов после выполнения каждой заявки.

Приложениями к договору утверждены формы отчета об оказанных услугах и акта об оказанных услугах.

Согласно дополнительному соглашению от 22.12.2016 исполнителю был передан комплект одежды, термосумка, платежный и мобильный терминалы.

К договору от 22.12.2016 N 23 представлены дополнительное соглашение от 01.01.2017, которым изменена редакция ряда пунктов договора, исполнителю присвоен гаражный номер. Приложениями утверждены тарифы, формы акта оказанных услуг и отчета об оказанных услугах фрахта такси.

К данному договору за проверяемый период представлены акты оказанных услуг, отчеты об оказанных услугах фрахта такси.

Согласно условиям договора от 18.07.2016 N 007-АТ с ООО "Сэйнткук", исполнитель (предприниматель) обязуется по заданию заказчика оказывать услуги по доставке продукции заказчика в пределах Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Доставка товара осуществляется исполнителем в спецодежде и на автотранспорте, отвечающим требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, в специальной таре, по адресу и в то время, которое согласовано заказчиком с потребителем услуг, оказываемых заказчиком. После доставки товара исполнитель обязуется принять от покупателя оплату наличными или банковской картой, если оплата товара не была ранее произведена через сайт заказчика. Полученные от покупателя денежные средства должны быть переданы заказчику в течение двух часов после выполнения заказа.

Согласно дополнительному соглашению от 18.07.2016 исполнителю был передан комплект одежды, термосумка, платежный и мобильный терминалы.

К договору от 18.07.2016 N 007-АТ представлено дополнительное соглашение от 01.01.2017, которым изменена редакция ряда пунктов договора, исполнителю присвоен гаражный номер. Приложениями утверждены тарифы, формы акта оказанных услуг и отчета об оказанных услугах фрахта такси.

Согласно условиям договора от 27.07.2016 N М-007 с ООО "Морена", исполнитель (предприниматель) обязуется по заданию заказчика оказывать услуги по доставке продукции заказчика в пределах Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Доставка осуществляется исполнителем в спецодежде и на автотранспорте, отвечающим требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, в специальной таре, по адресу и в то время, которое согласовано заказчиком с потребителем услуг, оказываемых заказчиком. Заказы по доставке исполнитель принимает круглосуточно. После доставки товара исполнитель обязуется принять от покупателя оплату наличными или банковской картой, если оплата товара не была ранее произведена через сайт заказчика. Полученные от покупателя денежные средства должны быть переданы заказчику в течение двух часов после выполнения заказа.

К договору от 27.07.2016 N М-007 представлено дополнительное соглашение от 01.01.2017, которым изменена редакция ряда пунктов договора, исполнителю присвоен гаражный номер. Приложениями утверждены тарифы, формы акта оказанных услуг и отчета об оказанных услугах фрахта такси.

К данному договору за проверяемый период представлены акты оказанных услуг, отчеты об оказанных услугах фрахта такси.

         Представленные в материалы дела акты оказанных услуг и отчеты предпринимателя о фрахте такси не позволяют сделать достоверный вывод о фактическом использовании предпринимателем автотранспорта при доставке товаров. Ни акты оказанных услуг, ни отчеты не содержат сведений об использовании конкретных автотранспортных средств. Каких-либо первичных документов, подтверждающих использование предпринимателем при доставке товаров собственного автотранспорта, в материалы дела не представлено.

Вместе с тем, в силу п. 1 ст. 9 ФЗ РФ от 21.04.2011 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси на территории субъекта РФ осуществляется при условии получения индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.

В соответствии с п. 9 ст. 9 ФЗ РФ от 21.04.2011 № 69-ФЗ реестр выданных разрешений подлежит размещению на официальном сайте уполномоченного органа и обновлению в течение пяти дней со дня внесения в реестр соответствующих изменений.

Согласно информации на официальном сайте Администрации СПб «www.gov.spb.ru» в разделе Реестр выданных разрешений Комитетом по транспорту у ФИО2 в спорный период отсутствовали разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Санкт – Петербурга.

Таким образом, ФИО2 и его контрагентами - ООО «Морена», ООО «СЭЙНТКУК», ООО «Маню», документов, подтверждающих заключение договоров перевозки грузов и (или) пассажиров, а, следовательно, и осуществление предпринимательской деятельности по оказанию автотранспортных услуг по перевозке грузов и (или) пассажиров не представлялись.

В связи с чем, несостоятелен также довод заявителя о том, что товар, доставляемый им в соответствии с договорами, заключенными с ООО «Маню», ООО «Сэйнткук» и ООО «Морена», является багажом/ручной кладью заказчика и деятельность по доставке указанного товара подпадает под систему налогообложения в виде  ЕНВД.

Кроме этого, из актов об оказанных услугах, представленных организациями-контрагентами, следует, что Заявитель оказывал в проверяемый период услуги по перевозке грузов.

На основании статьи 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

В соответствии с п.3 ст.8 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", груз, на который не оформлена транспортная накладная, перевозчиком для перевозки не принимается.

Предпринимателем транспортные накладные не представлены.

Кроме того, оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов (код вида деятельности – 05) предпринимателем при подаче заявления о применении ЕНВД не заявлено.

Таким образом, документов, подтверждающих заключение договоров перевозки грузов и (или) пассажиров Заявителем не представлены.

Согласно положениям п.2, 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции" отношения по перевозке автомобильным транспортом пассажиров и багажа регулируются, в частности, нормами главы 40 ГК РФ, Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 года N 112. Факт заключения договора перевозки пассажира и багажа подтверждается выдачей пассажиру проездного билета и багажной квитанции (п.2 ст.786 ГК РФ).

В соответствии со ст. 2 Устава автомобильного транспорта, пассажиром может являться только физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства. Перевозочным документом, удостоверяющим заключение договора перевозки пассажира является билет.

Согласно п.1 ст.31 Устава автомобильного транспорта, перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключенного в устной форме.

Учитывая вышеизложенные положения законодательства, Заявитель не вправе ссылаться на отсутствие документов, предусмотренных ст. 786 ГК РФ в связи с наличием договоров заключенных со своим Заказчиками. 

Заявителем также представлены противоречивые первичные документы, что не исключает намеренное формирование налогоплательщиком доказательственной базы, после того, когда  налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта не отражения сведений в налоговой декларации, приводящих к занижению, подлежащей уплате суммы налога.

Согласно п.1,3 ст.9 Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания.

Так, согласно актам об оказанных услугах, представленных организациями-контрагентами, ИП ФИО2 (перевозчик) оказал услуги по перевозке грузов. 

При этом, в ходе камеральной налоговой проверки данные Акты ИП ФИО2 не представлены.

Согласно договорам, представленным Заявителем и организациями-контрагентами, товар-это продукция Заказчика или груз.          

Отчеты об оказанных услугах фрахта такси были приложены Заявителем только к апелляционной жалобе, направленной в вышестоящий налоговый орган. 

Данная форма отчета не была предусмотрена в качестве Приложения №2 к договорам, представленным Заявителем в ходе камеральной налоговой проверки, а также организациями –контрагентами.

Кроме того, заявителем не представлены документы, предусмотренные ст.27 Устава автомобильного транспорта и Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 - договор фрахтования; журнал регистрации в котором регистрируется принятый к исполнению заказ фрахтователя; кассовый чек или квитанцию в форме бланка строгой отчетности, подтверждающие оплату пользования легковым такси.

Акты, об оказанных услугах по доставке ручной клади/багажа, составленные на основанных данных отчетов, представлены исключительно в суд. 

Дополнительные соглашения, составленные 01.01.2017, которые изменяют редакцию  ранее представленных договоров и приложения к договорам, направлены в Инспекцию  Предпринимателем только 08.06.2018, т.е. после обнаружения налоговым органом правонарушения (на основании п.3 ст.88 НК РФ в ходе камеральной налоговой проверки Предпринимателю было выставлено требование от 24.04.2018 №08-10/017752/2 о предоставлении пояснений по факту несоответствия сведений), при этом не подтверждены документально организациями – контрагентами.

Согласно договорам в измененной редакции, товар - это багаж/ручная кладь, который  исполнитель должен доставить.  

Организациями-заказчиками, данные дополнительные соглашения, формы отчетов и актов в качестве приложений к новой редакции договоров, в Инспекцию не представлены, а следовательно не подтверждены.  

Следует отметить, что в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки 12.07.2018, ИП ФИО2 было заявлено, что кроме представленных 08.06.2018 возражений с         Дополнительными соглашениями от 01.01.2017, которые изменяют редакцию  ранее представленных договоров и приложения к договорам, дополнения отсутствуют.    

Учитывая вышеизложенное, в связи с тем, что такой вид деятельности как возмездное оказание услуг Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2003  № 299-35 не отнесен к видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, Инспекция правомерно доначислила предпринимателю налог по упрощенной системе налогообложения.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации, отсутствуют правовые основания для признания недействительным Решения Межрайонной ИФНС №17 по Санкт-Петербургу от 19.07.2018 № 4847 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В соответствии с ч. 5 ст. 200  АПК РФ, на налоговый орган возложена обязанность доказать обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого решения. Вместе с тем в силу положений ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Таким образом, обязанность государственного органа по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия этим органом оспариваемого ненормативного акта, не освобождает налогоплательщика - заявителя по делу от доказывания тех обстоятельств, на которые он ссылается в обоснование своих требований.

Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Суд полагает, что в процессе судебного разбирательства, Обществом документально не опровергнуты доводы налогового органа о несоответствии сведений, содержащихся в представленной налогоплательщиком налоговой декларации по УСН за 2017 год и сведений, полученных инспекцией в ходе камеральной проверки.

Руководствуясь ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Арбитражный суд решил:

            В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                            Терешенков А.Г.  -  561