ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-124998/18 от 21.01.2019 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

30 января 2019 года Дело № А56-124998/2018

Резолютивная часть решения объявлена 21 января 2019 года.

Полный текст решения изготовлен 30 января 2019 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе судьи Грачевой И.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Меньщиковым Д.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

общества с ограниченной ответственностью «ОКА»

к Комитету по контролю за имуществом Санкт-Петербурга

о признании незаконным и отмене постановления от 14.12.2018 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 1090/2018

при участии:

от заявителя - представитель не явился, извещен;

от заинтересованного лица – представитель ФИО1 по доверенности от 26.12.2018,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «ОКА» (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Комитету по контролю за имуществом Санкт-Петербурга (далее – Комитет) о признании незаконным и отмене постановления от 14.12.2018 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 1090/2018, предусмотренного пунктом 1 статьи 16 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» (далее – Закон №273-70).

Определением от 16.10.2018 заявление принято в порядке упрощенного производства.

Усматривая обстоятельства, предусмотренные положениями части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) определением от 10.12.2018 суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

В судебном заседании представитель Комитета возражал против удовлетворения требований, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого постановления.

В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, суд в соответствии со статьей 137 АПК РФ завершил предварительное судебное заседание и перешел к судебному разбирательству.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителя Комитета, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, 17.07.2018 в период с 16 час. 15 мин. по 16 час. 40 мин. входе обследования земельного участка расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <...> участок 40, проведенного на основании приказа Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 16.07.2018 №10393-по, выявлено, что Общество совершило самовольное размещение элемента благоустройства, а именно: в северо-западной части земельного участка с кадастровым
номером 78:37:1711901:2291 по адресу: Санкт-Петербург, <...> участок 40, разместило конструктивные элементы фасада - выступы, примыкающие к зданию по адресу: Санкт-Петербург, <...> (строение 1), без оформленных в установленном порядке документов, предусмотренных пунктом 27.4 приложения №5 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961 «О Правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга и внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга» (далее - Правила).

По итогам обследования земельного участка составлен акт от 17.07.2018.

В отношении Общества составлен протокол от 27.07.2018 № 353/Ю/2018 об административном правонарушении, предусмотренном пунктом 1 статьи 16 Закона 273-70.

Постановлением от 14.09.2018 Общество привлечено к административной ответственности согласно вмененной квалификации с назначением штрафа в размере 70 000 рублей.

Общество не согласилось с принятым постановлением и обратилось в Арбитражный суд с настоящим заявлением.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, выслушав доводы сторон, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

К обстоятельствам, подлежащим выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении, отнесены наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.

Доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1 статьи 26.2 КоАП РФ).

В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, и отношении которых установлена его вина. При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, трактуются в пользу этого лица.

Из материалов дела следует, что Обществу на праве собственности принадлежит здание с кадастровым номером 78:37:0000000:3408, которое было введено в эксплуатацию в 2017 году и расположено в границах земельного участка с кадастровым номером 78:37:0000000:3406, что отражено Едином государственном реестра недвижимости и выписке из него 03.08.2018.

В соответствии с пунктом 2.1 приложения № 2 к Правилам, конструктивные элементы фасадов, включая выступы, являются элементами благоустройства.

Согласно пункту 27.3. Приложения №5 Правил на территории Санкт-Петербурга самовольная установка (размещение) элементов запрещена.

В соответствии с пунктом 27.4. Приложения №5 Правил документами, являющимися основанием для размещения элемента, являются документы о правах на земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, в том числе подтверждающие право использования земельного участка (договор аренды земельного участка, договор на размещение НТО, разрешение на использование земельного участка и др.), а также иные документы, подтверждающие правомерность использования земельного участка.

В силу пункта 2.4. приложения № 4 к Правилам размещение элементов благоустройства является самовольным в случаях:

- 2.4.1. Отсутствия документа, подтверждающего приемку работ по размещению элементов благоустройства и их соответствие проекту благоустройства, согласованному в установленном настоящими Правилами порядке (при необходимости разработки проекта благоустройства).

- 2.4.2. Несоответствия размещения элементов благоустройства проекту благоустройства, согласованному в порядке, установленном настоящими Правилами (при необходимости разработки проекта благоустройства) или законодательством в области благоустройства, действовавшим до утверждения настоящих Правил.

Согласно Акту обследования земельного участка, в результате проведения обследования установлено: участок представляет собой территорию, покрытую травянистой и кустарниковой растительностью. Доступ на Участок ограничен. Северная и северо-восточная часть Участка огорожена забором из металлического профлиста на металлических столбах (фото 12. 13. 14). Также в северо-восточной части находятся бетонные конструкции (фото 18. 20) и металлический шкаф для размещения электрооборудования (фото 19). Северо-западная часть Участка ограничена строением по адресу. Санкт-Петербург, город Колпино. Октябрьская улица, дом 12. (строение (ТК «ОКА» - здание бизнес-центра учтено с кадастровым номером 78:37:1711901:2290, ' площадью 5087.5 кв.м. права не зарегистрированы). Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 78:37:1711901:2287. переданным Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - КИО) обществу с ограниченной ответственностью «ОКА» (ИНН <***>) по договору аренды земельного участка на инвестиционных условиях от 17.12.2015 №06/ЗКС-10051. срок действия договора до 16.12.2018. По визуальному осмотру конструктивные элементы фасада (выступы) здания (3 части) расположены на части обследуемого Участка (вне границ земельного участка с кадастровым номером 78:37:1711901:2287) общей площадью 24 кв.м (фото 6. 9. 12.15. 16) соответствуют критериям, установленным пунктом 2.1 приложения 2 Правил благоустройства, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961. Западная часть Участка, площадью 50 кв.м. заасфальтирована и используется под парковку автомобилей ТК «ОКА» (фото 2. 3.4. 5). Хозяйственная деятельность на Участке не осуществляется.

По сведениям Региональной информационной системы «Геоинформационная система Санкт-Петербурга» Участок площадью 4639 кв.м. кадастровый номер 78:37:1711901:2291.

Статус «учтенный», находится по адресу; Санкт-Петербург, город Колпино. Октябрьская улица, участок 40 (восточнее пересечения с улицей Ижорского Батальона).

Согласно сведениям Региональной информационной системы «Геоинформационная система Санкт-Петербурга» Участок договорными отношениями с Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга не обременен.

Из материалов дела следует, что на момент проведения обследования и выявления правонарушения 17.07.2018 здание, указанное в протоколе об административном правонарушении, конструктивные элементы которого размещены за пределами предоставленного Организации земельного участка, стояло на кадастровом учете в Едином государственном реестре недвижимости с кадастровым номером 78:37:1711901:2290 и адресом: Санкт-Петербург, <...> (строение 1).

Как указывается, впоследствии характеристики указанного здания были изменены ввиду его присоединения к прилегающему объекту капитального строительства, перераспределении земельных участков и постановке 31.07.2018 на учет единого объекта капитального строительства с кадастровым номером 78:37:00000003408 по адресу: Санкт-Петербург, <...>.

В ходе административного производства проведено повторное обследование земельного участка с кадастровым номером 78:37:1711901:2291, в отношении которого зарегистрировано право собственности Санкт-Петербурга.

В Акте обследования земельного участка от 04.09.2018 отражено размещение на данном земельном участке с кадастровым номером по адресу: Санкт-Петербург, <...> участок 40, конструктивных элементов торгового комплекса «ОКА», которое с 31.07.2018 учтено как объект капитального строительства по адресу: Санкт-Петербург, <...> с кадастровым номером 78:37:0000000:3408.

По мнению Комитета, Заявитель незаконно разместил конструктивные элементы здания на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, <...> участок 40, кадастровый номер 78:37:1711901:2291 (далее - Участок 40).

Конструктивные элементы здания, которые по мнению Комитета размещены на Участке 40, относятся к принадлежащему на праве собственности ООО «ОКА» зданию с кадастровым номером 78:37:00000000:3408, по адресу: Санкт-Петербург, Колпино, ул. Октябрьска, д. 10, строение 1 (далее - Здание).

В обоснование факта нарушения, Комитет ссылается на ведение в ходе обследования земельного участка фотофиксации фотоаппаратами OLIMPUS Tough TG-4 зав. № BHG912797 (инв. № 3400804), OLIMPUS Tough заводской номер BHG920777, а также проведение замеров лазерными дальномерами BOSCH GLM 100 С Professional (инв. № 3400843), BOSCH GLM 100 С Professional (заводской номер 608117875.

На вопрос суда, где зафиксированы результаты произведенных замеров, представитель Комитета пояснила, что они нигде не зафиксированы.

При таких обстоятельствах, основываясь исключительно на визуальной оценке по фототаблице к Актам обследования достоверно установить расположение Здания за пределами границ принадлежащего Обществу на праве собственности земельного участка не представляется возможным.

В тоже время, согласно правовой позиции Общества здание с его актуальными параметрами введено в эксплуатацию на основании акта приемочной комиссии от 14.11.2017 года, заключения № 78-1-7-0060-13 государственной экспертизы и отчета по обследованию технического состояния шифр 09/04/15-3-ТО.

Участок 1 в актуальном состоянии поставлен на кадастровый учет 22.06.2018 года путем объединения двух земельных участков, приобретенных ООО «ОКА» у Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга по договору № 8277-ЗУ от 30.03.2018 года и договору № 8288-ЗУ от 30.03.2018 года.

Согласно пункту 3.3.1.4. Административного регламента Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга по исполнению государственной функции по осуществлению земельного контроля в Санкт-Петербурге, утвержденного Распоряжением Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 07.09.2017 N 12-р (далее - Регламент) проверка соблюдения земельного законодательства состоит из документарной и выездной проверки.

В соответствии с пунктом 3.3.1.4.1. Регламента в процессе проведения документарной проверки специалист в первую очередь рассматривает документы, имеющиеся в распоряжении Комитета, в отношении физического лица, юридического лица, индивидуального предпринимателя, в том числе документы о результатах осуществления в отношении указанных лиц мероприятий по земельному контролю.

В силу пункта 3.6.1 Регламента основанием, инициирующим начало административной процедуры по подготовке и направлению межведомственного запроса в иной орган о предоставлении документов и (или) информации, является отсутствие в Комитете документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для осуществления земельного контроля, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных организаций.

Комитетом не запрошены актуальные сведения из ЕГРН в отношении Участка 40, Участка 1 и расположенного на Участке 1 Здания с целью полного и всестороннего изучения всех обстоятельств, имеющих значения для земельного контроля.

Как следует из Акта повторного обследования от 04.09.2018, вывод о расположении конструктивных элементов Здания в границах Участка 40 сделан исключительно по данных «сводного плана кадастровой съемки участка» и согласно сведениями Региональной (геоинформационной системы Санкт-Петербурга, которые на момент проведения первичного и повторного обследования не содержали данных об объединении земельных участков и формировании Участка 1, о переходе собственности на Участок 1 к ООО «ОКА», данных об актуальном состоянии здания.

Комитет в ходе проведения обследования Участка 40, не определил границы на местности.

В соответствии с пунктом 3.3.1.4.3. Регламента по результатам проведенной проверки Специалист составляет Акт проверки, обязательным приложением к которому является схема границ земельного участка, отражающая фактическое состояние границ, площадь земельного участка, наличие (отсутствие) межевых знаков, местоположение зданий, строений, сооружений, а также фактическое использование (состояние) земельного участка (его частей).

Согласно пункту 8 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка установлен посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Согласно Разделу 10 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 08.04.1996 (далее - Инструкция) для определения координат межевых знаков используют: спутниковые геодезические определения; триангуляцию, полигонометрию, трилатерацию, прямые, обратные, комбинированные засечки, лучевые системы; фотограмметрические методы. При этом, для производства измерений применяют спутниковые геодезические приемники; электронные тахеометры; светодальномеры; теодолиты; фотограмметрические приборы; дигитайзеры, другие приборы и инструменты.

К первичному Акту обследования Участка 40 от 17.07.2018 и повторному Акту обследования Участка 40 от 04.09.2018 приложены предусмотренные Регламентом схемы границ Участка 40, однако характерные точки границы Участка 40 определены некорректно.

Описательная часть Актов обследования Участка 40 от 17.07.2018 и от 04.09.2018 не содержит сведений о применении конкретного способа определения характерных точек границ Участка 40 на местности, о применении конкретных измерительных приборов, сертифицированных для подобных измерений.

То есть фактически, Комитет при проведении обследований Участка 40 17.07.2018 и 04.09.2018 не осуществлял установление границ участка на местности.

В тоже время, как уже указывалось, результаты проведенных в ходе обследования участка замеров лазерными дальномерами нигде не отражены.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства с учетом положений статьи 71 АПК РФ, суд приходит к выводу о недоказанности в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 16 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 года № 273-70 «Об административных нарушениях в Санкт-Петербурге», что в силу положений пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим привлечение лица к административной ответственности.

В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

При изложенных обстоятельствах, требования Общества подлежат удовлетворению, а оспариваемое постановление признанию незаконным и отмене.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать незаконным и отменить постановление Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 14.09.2018 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 1090/2018 в отношении общества с ограниченной ответственностью «ОКА».

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.

Судья Грачева И.В.