ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-125020/18 от 25.12.2018 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

26 декабря 2018 года                                                                        Дело № А56-125020/2018

Резолютивная часть решения объявлена   декабря 2018 года .

Полный текст решения изготовлен   декабря 2018 года .

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе судьи Мильгевской Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником  ФИО1,

рассмотрев в судебном заседании дело позаявлению Филиала Российской академии художеств в городе Санкт-Петербург «Творческая мастерская «Литейный двор» (192007, <...>)

к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации         во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга (ОГРН <***>, ИНН <***>; 192007,      <...>, лит. К)

о признании недействительным и отмене решения от 20.07.2018 № 202V12180000897                       о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах,

в заседании суда приняли участие:

от заявителя: ФИО2 по доверенности от 14.03.2018,

от заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности от 10.12.2018,

установил:

Филиал Российской академии художеств в городе Санкт-Петербург «Творческая мастерская «Литейный двор» (далее – Академия) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации         во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга (далее – Управление)от 20.07.2018                                  № 202V12180000897 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Определением суда от 12.10.2018 заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание с возможностью перехода в основное судебное заседание в отсутствие возражений сторон.

Возражений о переходе к судебному разбирательству от сторон не поступило.

Суд, завершив предварительное судебное заседание, открыл судебное заседание в первой инстанции в порядке статей 136-137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) перешел к рассмотрению спора по существу.

Представитель Академии в судебном заседании поддержал заявленные требования, представитель Управления в судебном заседании и в письменном отзыве с заявлением не согласился, указав на законность и обоснованность оспариваемого решения.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела,Управлением проведена выездная проверка с целью контроля правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование в отношении Филиала академии.

Решением Управления от 20.07.2018  № 202V12180000897 Академия привлечена к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009         № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) в виде штрафа в размере 82 418 руб.            36 коп.; начислены пени в размере 46 254 руб. 07 коп.; предложено уплатить недоимку в размере 412 091 руб. 53 коп.

Академия оспорила решение Управления в судебном порядке.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В результате проверки выявлено: занижение базы для начисления страховых взносов на общую сумму 6 396 843,25 руб. (в том числе по дополнительному тарифу в размере 6 396 843,25 руб. 25.06.2017 составлен Акт выездной проверки № 202V10180001515.

Основным нарушением, повлекшим занижение базы для начисления страховых взносов, является неуплата страховых взносов по дополнительному тарифу по рабочим местам с особыми условиями труда: плавильщика металлов и сплавов литейного цеха мастерской скульптуры малых форм  в должностях, предусмотренных Списком № 1, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость на которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях): опиловщиков фасонных отливок литейного цеха мастерской скульптуры малых форм; электросварщиков ручной сварки мастерской монументальной скульптуры и литейного цеха мастерской скульптуры малых форм в должностях, предусмотренных Списком № 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, женщин-крановщиц мастерской монументальной скульптуры в условиях, предусмотренных подпунктом 3 пункта 1 статьи 30 федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ).

Страхователем не проводились аттестация рабочих мест и спецоценка условий труда. Основным критерием уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам в пользу работника является занятость такого работника на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованных в пунктах 1-18 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ.

В случае отсутствия у плательщика документального подтверждения степени (подкласса) вредности условий труда аттестованного рабочего места (карты аттестации рабочего места по условиям труда, сводной таблицы классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда) в отношении такого рабочего места применяется дополнительный тариф страховых взносов, предусмотренный соответственно частями 1,2 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ,  на выплаты в 2015, 2016 году — 9% Список № 1, 6% Список № 2 (приложение № 2 к акту проверки), при этом в соответствии с частью 3 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ  не учитывается предельная величина базы для начисления страховых взносов. Исчисление и уплата страховых взносов по дополнительному тарифу, согласно части 2 статьи 58 Федерального закона № 212-ФЗ, не поставлены в зависимость от факта наличия или отсутствия у работников, занятых на работах с особыми условиями труда, права на досрочную пенсию.

Согласно подпункту «а» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации.

Своевременность уплаты страховых взносов обеспечивается пенями, под которыми в силу статьи 25 Закона № 212-ФЗ понимается установленная этой статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.

Часть 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ установлено, что неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20% неуплаченной суммы страховых взносов.

В соответствии со статьей 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» с 01.01.2013 работодатели должны начислять страховые взносы в ПФР по дополнительному тарифу на выплаты работникам, занятым во вредных, опасных и тяжелых условиях труда.

Согласно положений части 2 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ установлены дополнительные страховые тарифы, применяемые с 01.01.2013 для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 указанного Закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пунктах 2-18 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, т.е. данные правовые положения действовали в период, подпавший под выездную проверку.

Условием для применения дополнительного тарифа страховых взносов, согласно статье 58.3 Закона № 212-ФЗ является занятость работника на работах, указанных в пунктах 2-18 части 1 стать 30 Закона № 400-ФЗ.

Исходя из положений действующего трудового законодательства, вредными условиями труда являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда; работы с вредными условиями труда представляют собой производственные процессы и (или) виды работ, сопровождающиеся факторами, создающими угрозу для здоровья работников. Характер, объем и специфика трудовой деятельности работников заявителя, занимавших в 2015-2016 годах должности плавельщика, электросварщика ручной сварки, опиловщика и  крановщика свидетельствуют об их работе на вредных условиях труда.

В целях реализации статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ Министерством труда России в письме от 05.06.2013 № 17-3/10/2-3105 разъяснено, что порядок исчисления страховых взносов по дополнительным тарифам с выплат и вознаграждений в пользу работников обусловлен тем, был ли занят работник на работах с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда в месяце, в котором начислены выплаты. Данное правило применяется независимо от условий занятости работника в периоде, за который эти выплаты и вознаграждения начисляются. В случае полной занятости работника в течение месяца на работах, указанных в пп. 2-18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ организация исчисляет страховые взносы по дополнительным тарифам со всех начисленных ему в этом месяце выплат и вознаграждений, в том числе за периоды, которые не включаются в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости (например, с премий за прошлые периоды). В случае частичной занятости работника в течение месяца на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями груда дополнительные тарифы страховых взносов применяются пропорционально количеству дней (часов), фактически отработанных на соответствующих видах работ. Однако, период времени, фактически отработанного на соответствующих видах работ должен быть документально подтвержден.

Таким образом, с учетом изложенного, работодатель обязан исчислить и уплатить страховые взносы по дополнительному тарифу с выплат работника, занятым по профессиям (должностям), перечисленным в Списках № 1 и № 2 при неполной занятости работника, пропорционально количеству дней (часов), фактически отработанных на данном виде работ.

Уплата страховых взносов по дополнительным тарифам ставится в зависимость от того, занят ли работник с вредными, опасными или тяжелыми условиями труда, а не от того признаны ли при этом условия труда на его рабочем месте по результатам аттестации рабочих мест вредными, опасными или тяжелыми.

Исчисление и уплата страховых взносов по дополнительному тарифу согласно части 2 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ не поставлены в зависимость от факта наличия или отсутствия у работников, занятых на работах с особыми условиями труда, права на досрочную пенсию.

Поскольку, все доначисленные Академии страховые взносы были начислены по дополнительному тарифы по должностям, входящим в списки № 1 и 2, доначисление Управлением страховых взносов в данном случае является законодательно обоснованным.

Довод заявителя о том, что на момент вынесения решения Управление неправомерно руководствовалось положениями Закона № 212-ФЗ, который утратил силу с 01.01.2017, судом отклоняется в силу следующего.

До 31.12.2016 включительно правоотношения по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, регулировались Законом № 212-ФЗ.

Закон № 212-ФЗ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016    № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Закон № 250-ФЗ). С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации.

Частью 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ была установлена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов в виде взыскания штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы страховых взносов.

С 01.01.2017 аналогичная ответственность установлена пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, при этом размер штрафных санкций по сравнению с ранее действовавшей нормой Закона № 212-ФЗ остался неизменным.

В соответствии со статьей 20 Закона № 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу этого Закона.

Как видно из материалов дела, выездная проверка Академии с целью контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование соответственно в Пенсионный фонд Российской Федерации, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования проводилась за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.

При этом суды учитывает правовую позицию, изложенную в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.01.2018  № 3-П, в соответствии с которой если деяние продолжает оставаться противоправным и наказуемым, правовая норма, закреплявшая конкретный состав соответствующего правонарушения, может применяться и после утраты силы законом, ее содержавшим, к деяниям, совершенным во время действия этого закона, но только если предусмотренная ею ответственность мягче, чем закрепленная положением, устанавливающим в настоящее время ответственность за то же деяние, или равна ей.

Указанные выводы согласуются с правовой позицией судов по делу № А56-31986/2017.

На основании изложенного, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                                    Н.А. Мильгевская