Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
16 января 2020 года Дело № А56-125482/2019
Резолютивная часть решения объявлена января 2020 года . Полный текст решения изготовлен января 2020 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе судьи Захарова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником ФИО1
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЕВРОТРАКТ"
заинтересованное лицо: Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга
о признании незаконным и отмене постановления от 30.10.2019 по делу об АП № 1879/19
при участии
от заявителя: ФИО2 по доверенности от 30.12.2019 № б/н
от заинтересованного лица: ФИО3 по доверенности от 09.01.2020 № б/н
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Евротракт» (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее – Инспекция, административный орган) от 30.10.2019 по делу об административном правонарушении № 1879/19.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку представителей обеспечили.
Суд, в порядке ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), признал дело подготовленным к судебному разбирательству и в отсутствие возражений сторон перешел к рассмотрению дела по существу.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, представитель Инспекции возражал по обстоятельствам, изложенным в отзыве, оспариваемое постановление считает законным и обоснованным, просил в удовлетворении заявления отказать.
Суд, исследовав материалы дела, и оценив в совокупности все представленные доказательства, установил следующее.
02.09.2019 Инспекцией на основании распоряжения №01/1535-р от 29.08.2019 проведена внеплановая выездная проверка соблюдения Обществом лицензионных требований, по адресу: Санкт-Петербург, Глазурная ул., д. 10.
В ходе указанной проверки выявлены следующие нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2013 № 170 (далее – Правила):
- имеются надписи-граффити на стенах в парадной №2: в тамбуре, между 2 и 3 этажами, между 3 и 4 этажами; имеется загрязнение стен в парадной №2 на все 5-ти этажах; имеется загрязнение радиаторов отопления, расположенных на междуэтажных площадках в парадной №2; имеется загрязнение потолка в парадной №2 (на 2 этаже и на 3 этаже); имеется загрязнение подоконников в парадной №2 (между 2 и 3 этажами, между 3 и 4 этажами), т.е. нарушен п.3.2.2 Правил;
- на входной двери в парадную №2 с лицевой стороны имеется самоклей, металлические таблички с указанием названия и номеров телефонов организации интернет-провайдера; на внутренней стороне входной двери в парадную №2 имеются надписи-граффити и металлические таблички с указанием названия и номеров телефонов организации по обслуживанию домофонов, т.е. нарушен п.4.7.4 Правил;
- имеется загрязнение фасада со стороны входов в парадные, на фасаде имеются надписи-граффити слева от входа в парадную №2, т.е. нарушен п.4.2.3.1, п.4.2.3.9 Правил,
- имеется деформация звеньев водосточных труб (справа от входа в парадную №2); отсутствует отлив водосточной трубы (справа от входа в парадную №2), т.е. нарушен п.4.6.1.1, п.4.6.1.26, п.4.6.4.1, п.4.6.4.2 Правил;
- имеется частичное отслоение окрасочного слоя стен в парадной №2: между 1 и 2 этажами; имеются сухие следы протечек на стенах в парадной №2: между 4 и 5 этажами и на предчердачной площадке; имеются сухие следы протечек на потолке в парадной №2: на 4 этаже, между 4 и 5 этажами, на предчердачной площадке, т.е. нарушен п.3.2.8 Правил;
- отсутствует деревянный поручень на перилах на 1 этаже в парадной №2, т.е. нарушен п.4.8.6 Правил;
- на окрашенной поверхности фасада (с лицевой стороны) имеется пятно светлого цвета; колерный паспорт фасада не представлен в ходе проверки (запрошен в уведомлении от 30.09.2019 №09/2052-Р вх. №4718/19 от 30.09.2019), т.е. нарушен п.4.2.3.13 Правил;
- на информационном стенде, расположенном на 1 этаже в парадной №2 размещён график уборки за январь 2019 года, график уборки в парадной №2 на сентябрь 2019 года и октябрь 2019 года на момент проверки, проводимой 01.10.2019 не размещены), т.е. нарушен п.3.2.7 Правил.
По факту выявленных нарушений Инспекцией 03.10.2019 в отношении заявителя составлен протокол № 09/2052-Р об административном правонарушении, согласно которому действия Общества квалифицированы по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Постановлением от 30.10.2019 по делу об административном правонарушении № 1879/19 Общество признано виновным в совершении правонарушения по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 125 000 рублей.
Постановление оспорено Обществом в судебном порядке по мотивам частичного устранения нарушений, малозначительности правонарушения.
Частью 2 статьи 14.1.3. КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Подпункты «а» и «б» пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. № 1110, к лицензионным требованиям относят исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 и частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровней благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно пп. 3.2.2., 4.6.1.1. Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить требуемое санитарное состояние лестничных клеток; исправное состояние конструкций системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования;
В силу пп. 3.2.7., 3.2.8. , 4.2.3.13., 4.7.4., 4.6.1.26, 4.6.4.1., 4.8.6. Правил периодичность основных работ, выполняемых при уборке лестничных клеток, определяется в установленном порядке; окраску лестничных клеток допускается производить улучшенными высококачественными, безводными составами, окрашенные поверхности должны иметь однотонную глянцевую или матовую поверхность, не допускается отслоение краски; окраску фасадов зданий следует производить согласно колерному паспорту, выдаваемому в установленном порядке, в котором приведены указания о применении материала, способа отделки и цвета фасада и архитектурных деталей, окрашенные поверхности фасадов должны быть ровными, без помарок, пятен и поврежденных мест; весной (после отключения систем отопления) и осенью (до начала отопительного сезона) внутренние и наружные поверхности входных дверей в подъезды следует очищать от загрязнений, все детали входных дверей из цветных или нержавеющих металлов (петли, ручки, нашивные листы, рейки у стекол) должны периодически по мере загрязнения очищаться до блеска, а повреждения – устраняться; при обслуживании крыш следует обеспечить исправность системы водостока; неисправности системы водоотвода следует устранять по мере выявления дефектов, не допуская ухудшения работы системы; деревянные поручни, имеющие трещины и искривления, следует заменять новыми.
Инспекцией установлено, что управление многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, Глазурная, д. 10, осуществляется Обществом на основании договора управления от 20.03.2018 № 3Е/2018 и лицензии на деятельность по управлению многоквартирными домами №78-000045.
Факты нарушения вышеприведенных требований Правилподтверждаются материалами дела, в том числе актом проверки от 01.10.2019 № 09/2052-р, протоколом об административном правонарушении № 09/2052-Р от 03.10.2019.
Таким образом, административный орган правомерно пришел к выводу, что лицензиатом обслуживание общего имущества собственников помещений в многоквартирномдоме в полном объёме, в нарушение указанных пунктов, не проведено.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований жилищного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия заявителем необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вмененном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Соответственно, в действиях Общества имеет место состав нарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении, являющихся основанием для отмены обжалуемого постановления, в соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее – Постановление № 10 процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Срок давности привлечения к ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием
Согласно абзацу 2 пункта 18.1 постановления № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее – постановление № 10) возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Как указано в пункте 18 постановления № 10, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимого исходить из конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Малозначительным административным правонарушением признается действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения (объекта посягательства, формы вины) и роли правонарушителя, способа его совершения, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 №11-П, санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
При формальном наличии в действиях Общества признаков состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3. КоАП РФ, с учетом характера и объема допущенных нарушений, суд считает возможным применить статью 2.9 КоАП, объявить Обществу устное замечание.
Согласно пункту 17 постановления № 10, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь ч. 2 ст. 211 АПК РФ и ст. 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании этого постановления незаконным и о его отмене.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и отмене.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Признать незаконным и отменить постановление от 30.10.2019 по делу об административном правонарушении № 1879/19 в виду малозначительности.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.
Судья Захаров В.В.