ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-125771/18 от 06.03.2019 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

11 марта 2019 года                                                            Дело № А56-125771/2018

Резолютивная часть решения объявлена марта 2019 года . Полный текст решения изготовлен марта 2019 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Ресовская Т.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Анисимовой О.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЭКОТОН-ЦЕНТРАЛЬНЫЙ"

заинтересованное лицо МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ ПО СЕВЕРО-ЗАПАДНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ

об оспаривании постановления

при участии

от заявителя  ФИО1 довер. от 17.09.18

от заинтересованного лица  ФИО2 довер. от 21.02.19

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Экотон-Центральный» обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу от 20.09.2018 № 04-10/39-1/1 о назначении административного наказания и представления от 20.09.2018.

В судебном заседании представитель Общества требования поддержал.

Представитель МРУ Росфинмониторинга просил отказать в удовлетворении заявления, ссылаясь на правомерность и обоснованность оспариваемого постановления.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей, суд установил следующие обстоятельства.

В процессе проведения проверочных мероприятий в отношении ООО «Экотон-Центральный» Управлением было установлено нарушение, выразившееся в неисполнении законодательства в части организации и(или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, о чем составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.

Постановлением от 20.09.2018 Общество было привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 85 000 руб. В адрес руководителя Общества внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Не согласившись с постановлением и представлением, Общество оспорило их в судебном порядке.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 статьи КоАП РФ, которая влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 50 000 до 100 000 рублей.

Согласно абзацу 10 статьи 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон № 115-ФЗ) в целях настоящего Закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 N 58 утверждено Положение о постановке на учет в Росфинмониторинге организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы (далее - Положение N 58).

В силу подпункта "г" пункта 2 Положения N 58 постановке на учет в территориальном органе подлежат организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

В соответствии с абзацем 1 пункта 2 статьи 7 Закона о противодействии легализации доходов организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Согласно ст. 3 Закона № 115-ФЗ под организацией внутреннего контроля понимается совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а под осуществлением внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства, в том числе по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган.

При этом клиент определяется как физическое или юридическое лицо, находящееся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом.

Таким образом, субъектом административной ответственности по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ может быть лицо, которое указано в перечне, установленном статьей 5 Закона № 115-ФЗ, при совершении операций с клиентами, которые определены в статье 3 этого Закона.

Под оказанием организацией посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества в контексте статей 5 и 3 Закона № 115-ФЗ следует понимать такие виды посредничества, когда это юридическое лицо выступает от имени и по поручению участника сделки с недвижимым имуществом, непосредственно участвует в такой сделке  и самостоятельно (но в интересах представляемого) осуществляет операции с денежными средствами или названным подконтрольным имуществом.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех дней с даты совершения операции, следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом (в том числе): дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом,а также сумму, на которую она совершена.

Как считает Управление, Общество в проверяемом периоде являлось субъектом Федерального закона от 07 августа 2001г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» как организация, оказывающая посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, что подтверждается агентскими договорами, п. 2.2 Устава Общества, кодом ОКВЭД 68.31.3 - предоставление консультационных услуг при купле-продаже недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе и п.7 «Карты постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу».

Как указал административный орган, в ходе проверки ООО «ЭКОТОН-ЦЕНТРАЛЬНЫЙ» представлены документы (договоры), исходя из которых не представляется возможным выявить дату совершения операции с недвижимым имуществом и сумму, на которую она совершена, в нарушение пп.4 п.1 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ.

Так в представленных Агентских договорах № 38069 от 16.01.2018г, 38445 от 02.02.2018г, 38504 от 08.02.2018г, К-38848 от 12.03.2018г, 38931 от 16.03.2018г, К-39909 от 30.05.2018, К-36438 от 13.09.2017г, К-28718 от 29.02.2016г, К-30044 от 20.06.2016г, К-26596 от 21.09.2015г, 27883 от 28.12.2015г, 37042 от 26.10.2017г, К-37403 от 20.11.2017г, К-37502 от 25.11.2017г, К-37884 от 20.12.2017г. определена предельная цена недвижимого имущества, намерения оплатить которую имеют клиенты ООО «ЭКОТОН ЦЕНТРАЛЬНЫЙ», в случае исполнения Обществом своих обязательств по указанным Агентским договорам.

Тем самым, не представляется возможным выявить сумму, на которую совершена операция с недвижимым имуществом, в целях реализации пп.4 п. 1 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ, также не представляется возможным выявить дату совершения операции с недвижимым имуществом и сумму, на которую она совершена из представленных Обществом актов о выполненных (оказанных) услугах к поименованным выше Агентским договорам.

Суд считает позицию административного органа неправомерной.

Под оказанием организацией посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества в контексте статей 5 и 3 Закона № 115-ФЗ следует понимать такие виды посредничества, когда это юридическое лицо выступает от имени и по поручению участника сделки с недвижимым имуществом, непосредственно участвует в такой сделке  и самостоятельно (но в интересах представляемого) осуществляет операции с денежными средствами или названным подконтрольным имуществом.

При этом законодательство не раскрывает понятие организации, оказывающей посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

По смыслу положений Закона N 115-ФЗ под оказанием посреднических услуг следует понимать такие виды посредничества, когда юридическое лицо выступает от имени и по поручению участника сделки с недвижимым имуществом, непосредственно участвует в такой сделке и, соответственно, самостоятельно (но в интересах представляемого) осуществляет операции с денежными средствами или названным подконтрольным имуществом.

Консультационные услуги, которые оказывает Общество, не предполагают непосредственного участия юридического лица, оказывающего консультационную услугу, в операции с денежными средствами или недвижимым имуществом, ограничиваясь предоставлением заказчику интересующей его информации об объекте недвижимости, дачей определенных рекомендаций и советов.

Административный орган ссылается на то, что согласно договору на сопровождение сделки от 01.02.2017г. № 33370, между ООО «ЭКОТОН-ЦЕНТРАЛЬНЫЙ» (Исполнитель) и ФИО3 (Заказчик), Исполнитель по поручению Заказчика за вознаграждение принимает на себя обязательства по сопровождению заключения договора продажи недвижимости (далее - Объект).

Как видно из договора, Исполнитель в соответствии с вышеуказанным договором выполняет следующие виды услуг:

-     контролировать получение справок, технического паспорта;

-осуществлять подачу и получение от имени продавца Объекта документов на государственную регистрацию права собственности на Объект;

-контролировать получение справки о подтверждении правомочий собственника продавцом Объекта;

-содействовать в составлении договора купли-продажи Объекта;

-содействовать в составлении проекта акта приема-передачи Объекта;

-участвовать в переговорах с контрагентами Заказчика в связи с приобретением (отчуждением) Объекта;

-оказывать консультации по возможному механизму расчетов за отчуждаемый Объект и др. действия.

Из содержания договора видно, что услуги, оказываемые организацией физическому лицу, носят консультационный характер.

Все обязательства ООО «Экотон-Центральный» по договору от 01.02.2017 года № 33370 представляют собой действия, которые сами по себе не устанавливают, не изменяют и не прекращают гражданские права и обязанности. Указанные действия не являются операциями с денежными средствами и иным имуществом в терминологии статьи 3 Закона о противодействии.

Следовательно, вывод административного органа о том, что договор от 01.02.2017 года 33370 - посредническая сделка, представляющая собой операцию с денежными средствами или иным имуществом, не соответствует Закону.

Суд считает, что существенным значением для отнесения организации к субъектам права, подпадающим под действие Закона о противодействии, являются коды ОКВЭД.

Согласно пунктам 3, 12, 13 Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы (в редакции от 28.11.2017 года), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.01.2014 года № 58, основанием для постановки или снятия с учета организации являются сведения ЕГРЮЛ,

В соответствии с Выпиской из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «Экотон-Центральный» является предоставление консультационных услуг при купле-продаже недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе (ОКВЭД - 68.31.3). В качестве дополнительных видов деятельности указаны: предоставление консультационных услуг по аренде недвижимого имущества за вознаграждение или на договорной основе (ОКВЭД - 68.31.4), исследование конъюнктуры рынка и изучение общественного мнения (ОКВЭД — 73.20), предоставление прочих персональных услуг, не включенных в другие группировки (ОКВЭД - 96.09).

Указание в постановлении по делу об административном правонарушении на то, что наличие кода ОКВЭД - 68.31.3 подтверждает осуществление заявителем деятельности по оказанию посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, является незаконным.

Деятельность по оказанию посреднических услуг при осуществлении сделок купли- продажи недвижимого имущества имеет самостоятельный код ОКВЭД - 68.31.1

Ни один из заявленных видов предпринимательской деятельности ООО «Экотон- Центральный» не подпадает под действие Закона о противодействии, поскольку они не предполагают возможности совершения каких-либо операций с денежными средствами граждан и юридических лиц или с недвижимым имуществом.

Ссылка в постановлении на содержание карты постановки на учет ООО «Экотон- Центральный» в МРУ Росфинмониторинга по СЗФО, как на самостоятельное обоснование подназорности деятельности организации административному органу, лишено правовых оснований.

Основанием для постановки или снятия с учета организации в Федеральной службе по финансовому мониторингу являются сведения ЕГРЮЛ (Постановление Правительства РФ от 27.01.2014 года № 58).

Отсутствие в ЕГРЮЛ кодов ОКВЭД, подпадающих под действие Закона о противодействии, является основанием для снятия организации с учета в Федеральной службе по финансовому мониторингу (Постановление Арбитражного суда Западно- Сибирского округа от 19.06.2017 года по делу № А45-22854/2016).

Ссылка в постановлении по делу на договор от 01.02.2017 года № 33370 между ООО «Экотон-Центральный» и ФИО3 только подтверждает осуществление организацией предпринимательской деятельности по коду ОКВЭД - 68.31.3.

По мнению административного органа, заявитель оказывает посреднические услуги при сделках купли-продажи недвижимого имущества путем заключения агентских договоров, перечисленных в постановлении.

Однако позиция МРУ Росфинмониторинга по СЗФО не основана на действующем законодательстве.

В соответствии со статьей 3 Закона о противодействии операции с денежными средствами или иным имуществом - действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.

Согласно статье 5 Закона о противодействии к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли- продажи недвижимого имущества.

В силу пункта 1.1 статьи б Закона о противодействии сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которойявляется переход права собственности на такое недвижимое имущество, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее.

Таким образом, операции с денежными средствами или с имуществом подлежат контролю в случаях, когда организация является посредником между продавцом и покупателем в сделках купли-продажи, влекущих переход права собственности на недвижимое имущество.

Ни Гражданский кодекс РФ, ни иной Федеральный закон не содержат понятия «посредническая услуга». Согласно правовой позиции, содержащихся в судебных актах Арбитражных судов Западно-Сибирского округа от 14.07.2017 по делу № А45-24119/2016 и от 14.10.2015 по делу № А45-3423/2015, Северо-Кавказского округа от 16.12.2016 по делу № А63-4418/2016, Уральского округа от 10.03.2017 по делу № А50-10983/2016 и других, под оказанием организацией посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества в контексте статей 5 и 3 Закона о противодействии следует понимать такие виды посредничества, когда это юридическое лицо выступает от имени и по поручению участника сделки с недвижимым имуществом, непосредственно участвует в такой сделке и соответственно самостоятельно (но в интересах представляемого) осуществляет операции с денежными средствами или названным подконтрольным имуществом.

При этом действия посредника направлены на совершение юридически значимого действия, результатом совершения которого является переход права собственности на недвижимое имущество.

Такой посредник, исходя из существа совершенных им действий, обладает полным объемом информации, подлежащей представлению в Росфинмониторинг в установленных Законом о противодействии случаях.

Так, например, пунктом 4 части 1 статьи 7 Закона о противодействии предусмотрено представление сведений о дате совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумме, на которую она совершена. Очевидно, что такой информацией в обязательном порядке могут обладать только стороны сделки, либо посредники, непосредственно участвующие в сделке. Иные лица данной информацией не владеют.

Организации, оказывающие иные услуги, способствующие заключению сделок купли-продажи недвижимого имущества, но непосредственно не участвующие в сделках купли-продажи недвижимого имущества не могут быть квалифицированы в качестве посредников, в связи с чем, они не подпадают под правовое регулирование Закона о противодействии. Такие организации не совершают операции с денежными средствами или иным имуществом, поскольку их действия не направлены на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей согласно статье 3 Закона о противодействии и статье 153 ГК РФ.

При таких обстоятельствах деятельность ООО «Экотон-Центральный» не подпадает под предмет регулирования Закона № 115-ФЗ, а следовательно, Общество не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.

Постановление, а также представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, не могут быть признаны законными и обоснованными, а требования заявителя подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Арбитражный суд решил:

Признать незаконным и отменить постановление Межрегионального   управления   Федеральной   службы   по финансовому мониторингу по Северо-Западному федеральному округу от 20.09.2018 № 04-10/39-1/1 о назначении Обществу с ограниченной ответственностью "Экотон-Центральный" административного наказания и представление от 20.09.2018.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.

Судья                                                                           Ресовская Т.М.