Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
07 февраля 2020 года Дело № А56-128934/2019
Резолютивная часть решения объявлена февраля 2020 года .
Полный текст решения изготовлен февраля 2020 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе судьи Синицыной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тевс Я.Е.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель: ООО микрокредитная компания "ЦентрГарант Санкт-Петербург"
заинтересованное лицо: 1) Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации; 2) Комитет по градостроительству и архитектуре
об оспаривании отказов КГА в согласовании при выдаче разрешений на объекты для размещения информации по заявлениям №96861, №96787 от 20.09.2019, об оспаривании отказов Комитета по печати №102526, №102518 от 18.11.2019
при участии
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 04.12.2019;
от заинтересованного лица – 1) не явился, извещен; 2) ФИО2 по доверенности от 30.12.2019
установил:
Общество с ограниченной ответственностью микрокредитная организация «ЦентрГарант Санкт-Петербург» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по печати и взаимодействию со средствами массовой информации (далее – Комитет по печати) и Комитету по градостроительству и архитектуре (далее – КГА) об оспаривании отказов КГА в согласовании при выдаче разрешений на объекты для размещения информации по заявлениям №96861, №96787 от 20.09.2019, об оспаривании отказов Комитета по печати №102526, №102518 от 18.11.2019.
Суд в соответствии с пунктом 4 статьи 137 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации перешел из предварительного в судебное заседание.
Изучив представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.
20.09.2019 Обществом поданы заявления №96861, №96787 о выдаче разрешения на установку (перемещение) объектов для размещения информации.
18.11.2019 Комитет по печати отказал Обществу в выдаче разрешений на установку объектов для размещения информации в Санкт-Петербурге: отказы №№ 102526, 102518, указав в качестве причин отказов в выдаче разрешений несогласования КГА.
Не согласившись с вышеуказанными отказами, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 1002 от 20.09.2012, разрешение на установку (перемещение) объекта для размещения информации в Санкт-Петербурге на каждый объект для размещения информации в отдельности выдает Комитет.
В соответствии с пунктом 8 Положение о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при выдаче разрешений на установку или перемещение объектов для размещения информации в Санкт-Петербурге (далее -Положение), утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 1002 от 20.09. 2012 г.. исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга отказывают в согласовании в случае, если установка или перемещение объекта для размещения информации не соответствует требованиям действующего законодательства.
Комитет отказывает в выдаче разрешения в случаях, если установка или перемещение объекта для размещения информации не соответствует требованиям действующего законодательства.
В целях принятия решения о выдаче разрешения или отказе в выдаче разрешения Комитет в пятидневный срок со дня получения заявления направляет информационные материалы и документы, перечисленные в пунктах 4.3 и 4.4 настоящего Положения, с приложением листа согласования и копии заявления в следующие органы государственной власти для согласования установки или перемещения объекта для размещения информации (далее - согласование):
Комитет по градостроительству и архитектуре;
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (в случаях обращения заявителя за выдачей разрешения на установку или перемещение объекта .для размещения информации на фасадах зданий и сооружений, являющихся объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации и расположенных в пределах зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 Положения Комитет отказывает в выдаче разрешения в случаях, если установка или перемещение объекта для размещения информации не соответствует требованиям действующего законодательства и(или) при наличии мотивированного отказа в согласовании хотя бы одного исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга.
В соответствии с пунктом 2.6 Приложения № 2 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961 (далее - Правила благоустройства), объекты для размещения информации (также - наружная информация) являются элементами благоустройства.
Согласно пункту 2.3.5.8.1 Приложения № 3 к Правилам благоустройства разработка проектных решений наружной информации осуществляется в соответствии с порядком взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при выдаче разрешений на установку или перемещение объектов для размещения информации в Санкт-Петербурге, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.09.2012 № 1002 (далее - Порядок), и требованиями, предусмотренными в пункте 2.3.5.8 Приложения № 3 к Правилам благоустройства.
В соответствии с пунктом 2 Порядка, разрешение на установку или перемещение объектов для размещения информации в Санкт-Петербурге выдается КПВСМИ.
КГА в силу пункта 6 Порядка является исполнительным органом государственной власти, осуществляющим согласование установки или перемещения объекта для размещения информации в рамках процедуры по выдаче разрешения на установку объекта для размещения информации в пределах компетенции, установленной абзацем четвертым пункта 7 Порядка.
Абзацем четвертым пункта 7 Порядка предусмотрено, что КГА по градостроительству и архитектуре отказывает в согласовании, если из представленных информационных материалов следует, что установка объекта для размещения информации не соответствует требованиям к наружной информации, установленным Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства, и нарушает архитектурный облик Санкт-Петербурга.
Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства, утверждены постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 31.01.2017 № 40 (далее - Эстетические регламенты).
В соответствии с пунктом 2.1 Положения о Комитете, утвержденном постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.10.2004 № 1679, одной из задач КГА является формирование архитектурного облика Санкт-Петербурга.
Данная задача реализуется КГА, в том числе, при согласовании установки объектов для размещения информации на предмет соответствия предлагаемого проектного решения элемента наружной информации архитектурному облику Санкт-Петербурга и требованиям нормативных правовых актов, регламентирующих размещение и внешний вид указанных элементов благоустройства.
При этом нормы Приложения №6 Эстетических регламентов, устанавливают требования к внешнему виду и порядку размещения элементов наружной информации, направленные на обеспечение сохранения и формирование архитектурного облика Санкт-Петербурга.
В рамках процедуры, определенной постановлением №1002, КГА были рассмотрены и отклонены от согласования комплект документов по заявлению ООО МКК «ЦентрГарант Санкт-Петербург» от 20.09.2019 №96787, а также комплект документов по заявлению ООО МКК «ЦентрГарант Санкт-Петербург» от 20.09.2019 №96861 на установку объектов для размещения информации (вывесок «Деньги Гарант») по адресу: Санкт-Петербург, пр. Просвещения, д. 36/141, лит. А.
В качестве основания для отказа в выдаче разрешения на установку вывески по заявлению №96861 КГА указано нарушение абзаца 10 пункта 1.1.6 Приложения №6 к Эстетическим регламентам, согласно которому не допускается размещение вывесок на крышах некапитальных объектов, в том числе нестационарных торговых объектов, за исключением случаев, когда на указанных объектах имеется выделенное архитектурное поле.
Заявитель указывает, что планируется размещение вывески на выделенном архитектурном поле - специальной конструкции в виде параллельных закладных, установленных собственником павильона.
Действительно, на крыше нестационарного торгового объекта (далее -НТО), согласно приложению №4 заявления («Эскизный проект объекта»), а также приложению №5 («Компьютерный монтаж») имеется специальная конструкция - три параллельных закладных, установленных на крыше павильона по периметру НТО.
Однако выделенное архитектурное поле КГА определяет как часть фасада НТО. Самовольно установленная конструкция, установленная на крыше павильона не является выделенным архитектурным полем, в связи с чем КГА был сделан вывод о размещении указанной вывески «Деньги Гарант» именно на крыше НТО.
Таким образом, Заявителем был нарушен абзац 10 пункта 1.1.6 Приложения №6 к Эстетическим регламентам.
Относительно довода ООО Микрокредитная компания «ЦентрГарант Санкт-Петербург» о том, что размещение вывески на фасаде НТО, а не на специальной конструкции нарушит пункт 2.3.5.8.3 Приложения №3 к Правилам благоустройства в связи с тем, что вывески других арендаторов размещены именно в пределах данной конструкции, установлено следующее.
Пунктом 2.3.5.8.3 Приложения №3 к Правилам благоустройства при разработке проектных решений наружной информации следует соблюдать упорядоченность таких объектов для размещения информации в пределах фасада здания, сооружения.
Действительно, на крыше здания имеются вывески «До зарплаты микрофинансовая организация», «Деньги в руки» и другие, однако установлены они также на крыше НТО, в нарушение абзаца 10 пункта 1.1.6 Приложения №6 к Эстетическим регламентам, что не является основанием для Заявителя соблюдать упорядоченность таких объектов в пределах фасада здания.
Кроме того, в обоснование отказа в выдаче разрешения на установку вывески Комитетом указано нарушение пункта 2.3.5.6.3 Приложения №3 Правил благоустройства. Заявитель указывает, что исходя из содержания текста обжалуемых отказов не ясно, какой именно абзац, а, следовательно, какие именно требования указанного пункта нарушены.
В соответствии с абзацем 1 пункта 2.3.5.6.3 Приложения №3 к Правилам благоустройства в отношении нестационарных торговых объектов, включенных в Схему размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена (далее - Схема НТО), в случае, если площадь такого объекта менее 30 кв. м, требуется разработка листа согласования при несоблюдении положений абзацев второго - четвертого пункта 1.4.1 настоящего приложения.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2.3.5.6.3 Приложения №3 к Правилам благоустройства в отношении нестационарных торговых объектов, включенных в Схему НТО, в случае если площадь такого объекта более 30 кв. м, требуется получение задания и разработка проекта благоустройства элементов благоустройства.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2.3.5.6.3 Приложения №3 к Правилам благоустройства в отношении нестационарных торговых объектов, не включенных в Схему НТО, требуется получение задания и разработка проекта благоустройства элементов благоустройства.
Распоряжением Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга от 10.07.2019 №4087-р «О внесении изменений в распоряжение Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга от 20.10.2017 № 5371-р» определена схема размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена (Схема НТО).
Согласно данным Региональной геоинформационной системы Комитета (далее - РГИС), НТО по адресу: Санкт-Петербург, пр. Просвещения, д. 36/141, лит. А включен в схему НТО, ориентировочная площадь указанного НТО составляет не менее 70 кв. м.
Таким образом, согласно абзацу 2 пункта 2.3.5.6.3 Приложения №3 к Правилам благоустройства в отношении данного НТО требуется получение задания и разработка проекта благоустройства элементов благоустройства.
В Единой системе электронного делопроизводства и документооборота Комитета информация о наличии получения задания не проектирование и информация о согласованном проекте благоустройства элементов благоустройства по данному НТО отсутствует.
В соответствии с пунктом 27.5 Приложения №5 к Правилам благоустройства лица, осуществляющие размещение элементов после вступления настоящих Правил в силу, обязаны иметь согласованный проект благоустройства (при необходимости его разработки), документы, подтверждающие приемку размещения элементов благоустройства. В случае их отсутствия размещение элементов считается самовольным.
В соответствии с пунктом 27.3 Приложения №5 Правил благоустройства на территории Санкт-Петербурга запрещена самовольная установка (размещение) элементов.
Таким образом, в связи с тем, что НТО (в том числе, торговые павильоны) является элементом благоустройства в силу пункта 2.7.2 Приложения №2 к Правилам благоустройства, данное НТО по адресу: Санкт-Петербург, пр. Просвещения, д. 36/141, лит. А является самовольно размещенным элементом благоустройства.
В силу пункта 1 статьи 16 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» самовольное размещение (установка) элемента благоустройства, за влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц -от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц -от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Таким образом, ссылка КГА на нарушение пункта 2.3.5.6.3 Приложения №3 к Правилам благоустройства, а также рекомендация о представлении разрешительной документации на внешний вид НТО является правомерной.
Довод Заявителя о том, что он не является лицом, обязанным разрабатывать проектное решение размещаемого нестационарного торгового объекта, а также довод о том, что в силу пунктов 4.3 и 4.4 Порядка он не должен предоставлять иные документы, является необоснованным в связи с тем, что у КГА отсутствует возможность согласования указанной вывески на самовольно размещенном элементе благоустройства.
Абзацем четвертым пункта 7 Порядка предусмотрено, что Комитет по градостроительству и архитектуре отказывает в согласовании, если из представленных информационных материалов следует, что установка объекта для размещения информации не соответствует требованиям к наружной информации, установленным Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства, и нарушает архитектурный облик Санкт-Петербурга.
В представленных информационных материалах имеются нарушения требований пункта 1.1.6 Приложения №6 к Эстетическим регламентам, таким образом, ссылка КГА на указанный пункт в отказе в выдаче разрешения на установку вывески «Деньги Гарант» является обоснованной.
Относительно отказа в выдаче разрешения на установку вывески по заявлению №96787, установлено следующее.
В качестве основания для отказа в выдаче разрешения на установку вывески №96787 Комитетом указано нарушение пункта 1.10.3 Приложения №6 Эстетических регламентов, согласно которому размещение нескольких вывесок на крышах зданий торговых комплексов допускается в случае, если указанные вывески предусмотрены проектом благоустройства, согласованным с Комитетом по градостроительству и архитектуре, с учетом требований пункта 1.10.1 настоящего приложения.
ООО МКК «ЦентрГарант Санкт-Петербург» в заявлении ссылается на то, что оно не могло нарушить указанный пункт в связи с тем, что размещение вывески планируется не на здании торгового комплекса, а на НТО.
В соответствии с Формой федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за состоянием экономики и социальной сферы муниципального образования, утвержденной приказом Росстата от 02.07.2019 №370, торговый комплекс - совокупность торговых предприятий, реализующих товары и оказывающих услуги, расположенные на определенной территории и централизующие функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности.
Как усматривается из представленных документов и не оспаривается Заявителем, в указанном НТО действительно располагаются торговые предприятия, реализующие товары и оказывающие услуги на определенной территории.
КГА обоснованно было указано на нарушение пункта 1.10.3 Приложения №6 Эстетических регламентов в связи с тем, что вывеска предполагалась к размещению на специальной конструкции в виде параллельных закладных, установленных собственником павильона.
Указанная конструкция не является частью фасада НТО, следовательно, Комитетом был сделан вывод о размещении вывески непосредственно на крыше сооружения, в отказе в согласовании было рекомендовано: «Требуется корректировка размещения, опустить вывеску на фасад павильона».
Кроме того, КГА было указано на нарушение пункта 2.3.5.8.3 Приложения №3 к Правилам благоустройства, в соответствии с которым при разработке проектных решений наружной информации следует соблюдать упорядоченность таких объектов для размещения информации в пределах фасада здания, сооружения.
В связи с тем, что размещение вывески «Деньги Гарант» планировалось на крыше здания, ссылка Заявителя на то, что им было учтено размещение вывесок другими арендаторами помещений, является необоснованной.
Абзацем четвертым пункта 7 Порядка предусмотрено, что Комитет по градостроительству и архитектуре отказывает в согласовании, если из представленных информационных материалов следует, что установка объекта для размещения информации не соответствует требованиям к наружной информации, установленным Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства, и нарушает архитектурный облик Санкт-Петербурга.
В представленных информационных материалах имеются нарушения требований пункта 1.10.3 Приложения №6 Эстетических регламентов, таким образом, ссылка КГА на указанный пункт в отказе в выдаче разрешения на установку вывески «Деньги Гарант» является обоснованной.
При вышеизложенных обстоятельствах основания для удовлетворения требований отсутствуют.
Руководствуясь статьей 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Синицына Е.В.