Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
17 февраля 2020 года Дело № А56-128943/2019
Резолютивная часть решения объявлена 12 февраля 2020 года.
Полный текст решения изготовлен 17 февраля 2020 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Катарыгиной В.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Пергаевой А.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель Общество с ограниченной ответственностью микрокредитная компания «Центргарант Санкт-Петербург»
заинтересованное лицо Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации; Комитет по градостроительству и архитектуре
об оспаривании отказа
при участии
от заявителя - ФИО1, по доверенности от 04.12.2019,
от заинтересованного лица – 1) ФИО2, по доверенности от 23.12.2019,
2) ФИО3, по доверенности от 30.12.2019
установил:
Общество с ограниченной ответственностью микрокредитная компания «Центргарант Санкт-Петербург» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании отказа Комитета по градостроительству и архитектуре (далее – КГА) в согласовании при выдаче разрешения на объект для размещения информации по заявлению от 20.09.2019 №96786№; об оспаривании отказа Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации (далее – Комитет) от 18.11.2019 №102516 в выдаче разрешения на установку или перемещение объекта для размещения информации; об обязании Комитет повторно рассмотреть заявление Общества от 20.09.2019.
При отсутствии возражений сторон и в порядке статьи 137 АПК РФ суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание арбитражного суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования.
Представители заинтересованных лиц возражали против удовлетворения заявления.
Как следует из материалов дела, 20.09.2019 Общество обратилось в Комитет с заявлением №96786 на установку (перемещение) объекта для размещения информации по адресу: Санкт-Петербург, ул. Дыбенко, д. 27, к. 4, лит. А (павильон); вид объекта – вывеска; размеры – 3,150*0,400.
18.11.2019 Комитет выдал Обществу отказ в выдаче разрешения №102516, указав в качестве причины отказа в выдаче разрешения несогласование КГА:
- нарушение п. 1.1.6 абз. 10 приложения №6 к Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 31.012017 №40;
- нарушение п. 2.3.5.6.3 приложения №3 к Постановлению Правительства от 09.11.2016 №961;
- нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, на основании п. 7 абз. 4 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 20.09.2012 №1002.
Отказ оспорен Обществом в судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла приведенной нормы следует, что для признания решений (действий) недействительными (незаконными) необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решений (действий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 1002 от 20.09.2012, разрешение на установку (перемещение) объекта для размещения информации в Санкт-Петербурге на каждый объект для размещения информации в отдельности выдает Комитет.
В соответствии с пунктом 8 Положение о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при выдаче разрешений на установку или перемещение объектов для размещения информации в Санкт-Петербурге (далее -Положение), утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 1002 от 20.09. 2012 г.. исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга отказывают в согласовании в случае, если установка или перемещение объекта для размещения информации не соответствует требованиям действующего законодательства.
Комитет отказывает в выдаче разрешения в случаях, если установка или перемещение объекта для размещения информации не соответствует требованиям действующего законодательства.
В целях принятия решения о выдаче разрешения или отказе в выдаче разрешения Комитет в пятидневный срок со дня получения заявления направляет информационные материалы и документы, перечисленные в пунктах 4.3 и 4.4 настоящего Положения, с приложением листа согласования и копии заявления в следующие органы государственной власти для согласования установки или перемещения объекта для размещения информации (далее - согласование):
Комитет по градостроительству и архитектуре;
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (в случаях обращения заявителя за выдачей разрешения на установку или перемещение объекта .для размещения информации на фасадах зданий и сооружений, являющихся объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации и расположенных в пределах зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 Положения Комитет отказывает в выдаче разрешения в случаях, если установка или перемещение объекта для размещения информации не соответствует требованиям действующего законодательства и(или) при наличии мотивированного отказа в согласовании хотя бы одного исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга.
В соответствии с пунктом 2.6 Приложения № 2 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 № 961 (далее - Правила благоустройства), объекты для размещения информации (также - наружная информация) являются элементами благоустройства.
Согласно пункту 2.3.5.8.1 Приложения № 3 к Правилам благоустройства разработка проектных решений наружной информации осуществляется в соответствии с порядком взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при выдаче разрешений на установку или перемещение объектов для размещения информации в Санкт-Петербурге, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.09.2012 № 1002 (далее - Порядок), и требованиями, предусмотренными в пункте 2.3.5.8 Приложения № 3 к Правилам благоустройства.
В соответствии с пунктом 2 Порядка, разрешение на установку или перемещение объектов для размещения информации в Санкт-Петербурге выдается КПВСМИ.
КГА в силу пункта 6 Порядка является исполнительным органом государственной власти, осуществляющим согласование установки или перемещения объекта для размещения информации в рамках процедуры по выдаче разрешения на установку объекта для размещения информации в пределах компетенции, установленной абзацем четвертым пункта 7 Порядка.
Абзацем четвертым пункта 7 Порядка предусмотрено, что КГА по градостроительству и архитектуре отказывает в согласовании, если из представленных информационных материалов следует, что установка объекта для размещения информации не соответствует требованиям к наружной информации, установленным Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства, и нарушает архитектурный облик Санкт-Петербурга.
Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства, утверждены постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 31.01.2017 № 40 (далее - Эстетические регламенты).
В соответствии с пунктом 2.1 Положения о Комитете, утвержденном постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.10.2004 № 1679, одной из задач Комитета является формирование архитектурного облика Санкт-Петербурга.
Данная задача реализуется Комитетом, в том числе, при согласовании установки объектов для размещения информации на предмет соответствия предлагаемого проектного решения элемента наружной информации архитектурному облику Санкт-Петербурга и требованиям нормативных правовых актов, регламентирующих размещение и внешний вид указанных элементов благоустройства.
При этом нормы Приложения N26 Эстетических регламентов, устанавливают требования к внешнему виду и порядку размещения элементов наружной информации, направленные на обеспечение сохранения и формирование архитектурного облика Санкт-Петербурга.
В рамках процедуры, определенной постановлением №1002,
Комитетом был рассмотрен и отклонен от согласования комплект документов по заявлению Общества от 20.09.2019 №96786 на установку объекта для размещения информации (вывески «Деньги Гарант займы»), по адресу: Санкт-Петербург, ул. Дыбенко, д. 27, корп. 4, лит. А.
В качестве основания для отказа в выдаче разрешения на установку вывески Комитетом указано нарушение абзаца 10 пункта 1.1.6 Приложения №6 к Эстетическим регламентам, согласно которому не допускается размещение вывесок на крышах некапитальных объектов, в том числе нестационарных торговых объектов (далее - НТО), за исключением случаев, когда на указанных объектах имеется выделенное архитектурное поле.
Общество указывает, что размещение вывески планируется не на крыше НТО, а на крыше одноэтажной части трехэтажного здания торгово-бытового назначения, относящегося к объектам капитального строительства.
Согласно данным государственной информационной системой Санкт-Петербурга «Автоматизированная информационная система управления градостроительной деятельностью» (далее - АИС УГД), здание по указанному адресу действительно относится к объекту капитального строительства и имеет согласованный архитектурно-строительный проект. Границы объекта капитального строительства, определенные в АИС УГД, совпадают с границами торгового комплекса.
Однако согласованный проект торгового комплекса не имеет одноэтажной выступающей части.
Одноэтажная выступающая часть расположена за границами торгового комплекса, является несогласованной и не относится к объекту капитального строительства.
На основании указанных сведений КГА определил данную одноэтажную выступающую часть как НТО (павильон).
Таким образом, указание КГА на нарушение Заявителем абзаца 10 пункта 1.1.6 Приложения №6 к Эстетическим регламентам является обоснованным.
Кроме того, в обоснование отказа в выдаче разрешения на установку вывески КГА указано нарушение пункта 2.3.5.6.3 Приложения №3 Правил благоустройства. Общество указывает, что исходя из содержания текста обжалуемых отказов не ясно, какой именно абзац, а, следовательно, какие именно требования указанного пункта нарушены.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2.3.5.6.3 Приложения №3 к Правилам благоустройства в отношении нестационарных торговых объектов, не включенных в Схему НТО, требуется получение задания и разработка проекта благоустройства элементов благоустройства.
В Единой системе электронного делопроизводства и документооборота КГА информация о наличии получения задания на проектирование и информация о согласованном проекте благоустройства элементов благоустройства по данному нестационарному торговому объекту отсутствует.
В силу пункта 2.7.2 Приложения №2 к Правилам благоустройства НТО (в том числе, торговые павильоны) являются элементами благоустройства.
Пунктом 27.5 Приложения №5 к Правилам благоустройства определено, что лица, осуществляющие размещение элементов после вступления настоящих Правил в силу, обязаны иметь согласованный проект благоустройства (при необходимости его разработки), документы, подтверждающие приемку размещения элементов благоустройства. В случае их отсутствия размещение элементов считается самовольным.
В соответствии с пунктом 27.3 Приложения №5 Правил благоустройства на территории Санкт-Петербурга запрещена самовольная установка (размещение) элементов.
Учитывая отсутствие информации о наличии получения задания на проектирование и информации о согласованном проекте благоустройства элементов благоустройства в Единой системе делопроизводства и документооборота КГА на одноэтажный павильон, пристроенный к объекту капитального строительства по адресу: Санкт-Петербург, ул. Дыбенко, д. 27, корп. 4, лит. А, КГА сделан вывод о том, что он является самовольно размещенным элементом благоустройства.
Ссылка КГА на нарушение пункта 2.3.5.6.3 Приложения №3 к Правилам благоустройства, а также рекомендация о представлении разрешительной документации на внешний вид НТО является правомерной.
Довод Общества о том, что оно не является лицом, обязанным разрабатывать проектное решение размещаемого нестационарного торгового объекта, а также довод о том, что в силу пунктов 4.3 и 4.4 Порядка оно не должно предоставлять иные документы, является необоснованным в связи с тем, что у КГА отсутствует возможность согласования указанной вывески на самовольно размешенном элементе благоустройства. КГА рекомендовано предоставить разрешительную документацию на НТО.
Абзацем четвертым пункта 7 Порядка предусмотрено, что КГА отказывает в согласовании, если из представленных информационных материалов следует, что установка объекта для размещения информации не соответствует требованиям к наружной информации, установленным Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства и нарушает архитектурный облик Санкт-Петербурга.
В представленных информационных материалах имеются нарушения требований пункта 1.1.6 Приложения №6 к Эстетическим регламентам, таким образом, ссылка КГА на указанный пункт в отказе в выдаче разрешения на установку вывески «Деньги Гарант Займы» является обоснованной.
Общество указывает, что у него отсутствует возможность размещения вывески на фасаде здания в связи с тем, что занимаемое им помещение находится в глубине здания и не имеет отдельного входа, в связи с чем он имеет право разместить вывеску на крыше здания.
В соответствии с пунктом 2.3.5.8.6 Приложения №3 к Правилам благоустройства проектное решение информационного поля вывесок, размещаемых параллельно фасаду, разрабатывается на части фасада здания, сооружения соответствующей занимаемому заинтересованным лицом помещению, или над входом в него, между окнами первого и второго этажей, а также при возможности над окнами цокольного этажа, на единой горизонтальной оси с другими вывесками в пределах фасада.
Согласно абзацу 3 пункта 1.1.1 Приложения №6 к Эстетическим регламентам, расположение вывесок вне границ занимаемого заинтересованным лицом помещения возможно параллельно фасаду здания в пределах фасада здания, сооружения, в котором расположено помещение, занимаемое заинтересованным лицом (отнесенные вывески).
Следовательно, Общество имеет возможность разместить вывеску в пределах фасада здания даже при отсутствии отдельного входа с улицы, а также при отсутствии отдельной части фасада здания, соответствующего занимаемому помещению.
Ссылка Общества на то, что абзацем 6 пункта 1.1.1 Приложения №6 к Эстетическим регламентам допускается размещение вывесок на крышах зданий и сооружений является необоснованной.
Действительно, абзацем 6 пункта 1.1.1 Приложения №6 к Эстетическим регламентам размещение вывесок допускается в том числе на крышах зданий, сооружений над венчающим карнизом, в уровнях кровли или над ней.
Однако, пунктом 1.10 Приложения №6 к Эстетическим регламентам предусмотрены требования к размещению вывесок на крышах, в том числе: допускается на магистралях и площадях с благоприятными условиями визуального восприятия, на зданиях, не имеющих выразительного силуэта (пункт 1.10.1); только в случае, если здание принадлежит заинтересованному лицу на праве собственности (пункт 1.10.2).
Расположение вывески в данном случае невозможно на крыше указанного сооружения в связи с тем, что не соответствует требованиям пункта 1.10 Приложения №6 к Эстетическим регламентам.
Таким образом, отказ КГА в согласовании размещения указанного элемента наружной информации и принятое в связи с этим решение КПВСМИ соответствуют действующему законодательству.
При вышеизложенных обстоятельствах основания для удовлетворения требований отсутствуют.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Катарыгина В.И.