Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
14 мая 2020 года Дело № А56-130184/2019
Резолютивная часть решения объявлена мая 2020 года .
Полный текст решения изготовлен мая 2020 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе судьи Синицыной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тевс Я.Е.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет"
заинтересованное лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
третье лицо: 1) Закрытое акционерное общество "Сбербанк-Автоматизированная система торгов"; 2) Общество с ограниченной ответственностью "ГАЛО"
об оспаривании решения и предписания от 29.08.2019 по делу №44-4336/19
при участии
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 26.12.2019;
от заинтересованного лица – не явился, извещен;
от третьего лица – не явился, извещен
установил:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет» (далее – заявитель, Учреждение) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – заинтересованное лицо, УФАС) от 29.08.2019 по делу №44-4336/19.
Суд в соответствии с пунктом 4 статьи 137 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации перешел из предварительного в судебное заседание.
Рассмотрев материалы дела, суд установил.
На официальном сайте для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 05.08.2019 размещено извещение о проведении конкурса, номер извещения №0372100003419000637, начальная (максимальная) цена контракта – 19 992 000, 00 рублей.
Комиссия УФАС по Санкт-Петербургу, рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Гало» (далее - Общество) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по проведению аудита ИТ-инфраструктуры СПбГУ (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее - Административный регламент), установила нарушение в действиях Заказчика ч. 2 ст. 8 и п. 1 ч. 1 ст. 54.3 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона №44-ФЗ, о чем 29.08.2019 вынесла решение по делу №44-4336/19 и выдала предписание об устранении выявленных нарушений.
Не согласившись с вышеуказанным решением и предписанием, Учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением.
В силу ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с п. 1 ч. 1 и ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 4 ст. 54.3 Закона о контрактной системе предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации. Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Как установлено ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В силу ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными ч. 1 ст. 17 запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
Исходя из буквального и смыслового толкования нормативных положений ст. 17 Закона о защите конкуренции, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, поскольку перечень запретов, перечисленных в ст. 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим.
Частью 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений
При осуществлении закупок заказчик наделен правом самостоятельного выделения лотов, однако подобное объединение не должно входить в противоречие с общими принципами Закона о контрактной системе в части обеспечения потенциальным претендентам гарантий по реализации их права на участие в торгах, эффективности использования бюджетных средств и развития добросовестной конкуренции. Кроме того, должны быть соблюдены требования ст. 17 Закона о защите конкуренции, запрещающие совершение любых действий, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции при осуществлении закупок.
Таким образом, необоснованное укрупнение лота может повлечь ограничение конкуренции при осуществлении закупок ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могли принять участие в аукционе, что приведет к неэффективному расходованию бюджетных средств.
Согласно п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Пунктом 3 Раздела 5 «Техническое задание» конкурсной документации установлена география аудита в рамках объекта закупки,
Санкт-Петербург, 10-я линия ВО, д.ЗЗ
Санкт-Петербург. 10-я линия ВО, д.49
Санкт-Петербург. 14-я линия ВО, 29
Санкт-Петербург, 16-я линия ВО, 29
Санкт-Петербург. 1-я линия ВО, д.26
Санкт-Петербург. 21-я линия ВО, д.8А
Санкт-Петербург, 22-я линия ВО, д.7 (компцентр)
Санкт-Петербург. 5-я линия ВО, 66 (общежитие)
Санкт-Петербург, 6-я линия ВО, д. 15
Санкт-Петербург, 7-я линия В.О., д. 16/17
Санкт-Петербург. 8-я линия ВО, 77А (общежитие)
Санкт-Петербург, Биржевая линия 6 ПЧ
Санкт-Петербург, Биржевая линия, 3
Санкт-Петербург, Биржевая линия. 6
Санкт-Петербург, Большая Морская, 18
Санкт-Петербург, Большой пр. ВО, д.71
Санкт-Петербург, Волховский <...>
Санкт-Петербург, Галерная ул., д.58-60
Санкт-Петербург, Измайловский пр., д.27
Санкт-Петербург, Кадетская линия, д. 13/15
Санкт-Петербург. Камская ул., Д.16А
Санкт-Петербург, Капитанская ул., д.З
Санкт-Петербург, Кораблестроителей, 20/1
Санкт-Петербург, Кораблестроителей, 20/2
Санкт-Петербург, Кораблестроителей, 20/3
Санкт-Петербург, Кораблестроителей, д.20/1 поликлиника
Санкт-Петербург, Малый пр. ВО, д.29
Санкт-Петербург, Менделеевская линия, 3
Санкт-Петербург, Менделеевская линия, 5 (ГРЩ)
Санкт-Петербург, наб. Лейтенанта Шмидта, д. 11
Санкт-Петербург, наб. Макарова, 6
Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, д. 154
Санкт-Петербург, пер. Декабристов, 16
Санкт-Петербург, пер. Каховского, 9
Санкт-Петербург, Петергоф, Ботаническая ул., 17
Санкт-Петербург, Петергоф, Ботаническая ул., д.З 1
Санкт-Петербург, Петергоф, Ботаническая ул., д.64 к.2
Санкт-Петербург, Петергоф, Ботаническая ул., д.64 к.З
Санкт-Петербург, Петергоф, Ботаническая ул., д.64 к.4
Санкт-Петербург, Петергоф, Ботаническая ул., д.66 к.2
Санкт-Петербург, Петергоф, Ботаническая ул., д.66 к.З
Санкт-Петербург, Петергоф, Ботаническая ул., д.66 к.4
Санкт-Петербург, Петергоф. Ботаническая ул., д.68
Санкт-Петербург, Петергоф. Ботаническая ул., д.70 к.1
Санкт-Петербург. Петергоф. Ботаническая ул., д.70 к.2
Санкт-Петербург, Петергоф. Ботаническая ул., д.70 к.З
Санкт-Петербург. Петергоф, Ботаническая ул., д.70 к.4
Санкт-Петербург, Петергоф. Ораниенбаумское ш., д.2
Санкт-Петербург, Петергоф, Санкт-Петербургское шоссе. 109, Главный учебный корпус
Санкт-Петербург, Петергоф, Санкт-Петербургское шоссе, 109, Хозяйственный корпус,
Санкт-Петербург, Петергоф, Санкт-Петербургское шоссе, 109, Студенческое кафе,
Санкт-Петербург, Петергоф, Собственный пр., д.1
Санкт-Петербург, Петергоф, ул. Халтурина 15 к.1
Санкт-Петербург, Петергоф, ул. Халтурина, 15 к.2
Санкт-Петербург, Петергоф, ул. Халтурина, 15 к.З
Санкт-Петербург. Петергоф, Ульяновская ул. д.9 к.1
Санкт-Петербург. Петергоф. Ульяновская ул., д.1
Санкт-Петербург, Петергоф, Ульяновская ул., д.З
Санкт-Петербург. Петергоф, Ульяновская ул., д.5
Санкт-Петербург, Петергоф, Ульяновская ул., д.7
Санкт-Петербург, Петергоф, Университетский пр., 26
Санкт-Петербург, Петергоф. Университетский пр., 28Д
Санкт-Петербург, Петергоф, Университетский пр., д.35
Санкт-Петербург, Петергоф, Университетский проспект, 24 (АТС СПбГУ)
Санкт-Петербург, <...>
Санкт-Петербург, Солидарности, 27/1
Санкт-Петербург, Средний пр. ВО, 41
Санкт-Петербург, Таврическая ул., 21
Санкт-Петербург, ул. Циолковского, д. 3
Санкт-Петербург, ул. Чайковского, 62
Санкт-Петербург, ул. Шевченко, д.25 к.1
Санкт-Петербург, ул. Шевченко, д.25 к.2
Санкт-Петербург, ул.Севастьянова, 9
Санкт-Петербург, ул.Смольного, 1/3
Санкт-Петербург, ул.Чайковского, д. 28
Санкт-Петербург, Университетская <...> лит. Б
Санкт-Петербург, Университетская <...> лит. А, ком.7
Санкт-Петербург, Университетская наб., 11
Санкт-Петербург, Университетская <...> лит. БВ
Санкт-Петербург, Университетская <...> лит. О
Санкт-Петербург, Университетская <...> лит. А (Гермозона)
Санкт-Петербург, Университетская <...> лит. АЯ
Санкт-Петербург, Университетская <...> лит. Р
Санкт-Петербург, Университетская <...> лит. Ш
Санкт-Петербург, Университетская наб., д.7-9-11 лит.Л
Санкт-Петербург, Филологический пер., 3.
Данные объекты составляют один предмет закупки.
Анализ конкурсной документации, в том числе, раздела III «ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ, СОСТАВУ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ЗАКУПКЕ И ИНСТРУКЦИИ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ЗАЯВКИ» документации об аукционе показал, что Заказчиком установлены следующие требования к содержанию второй части конкурсной заявки:
«2.3.1. Копия действующей лицензии ФСТЭК России на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны (в части технической защиты), выданной на основании Постановления Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. N 333 «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите
2.3.2. Копия действующей лицензии ФСТЭК России на деятельность по
технической защите конфиденциальной информации:
4. При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензированию подлежат:
б) услуги по контролю защищенности конфиденциальной информации от
несанкционированного доступа и ее модификации в средствах и системах
информатизации:
в) услуги по мониторингу информационной безопасности средств и
систем информатизации:
2.3.3. Копия действующей лицензии ФСБ России на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданной на основании Постановления Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. N 333 «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны».
2.3.4. Копия действующей лицензии ФСБ России по осуществлению разработки, производства, распространения шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств:
2. Разработка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем.
3. Разработка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем.
17. Ремонт, сервисное обслуживание защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем.
18. Ремонт, сервисное обслуживание защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем.
Разделом VII конкурсной документации определены объекты аудита и количественные показатели IT Инфраструктуры.
Анализ данного раздела и п. 3 раздела 5 Технического задания документации показал, что выполнение работ по ряду объектов, например, не предусматривает наличие у участников закупки каких-либо из вышеперечисленных лицензий.
Таким образом, предмет закупки сформирован Заказчиком таким образом, что в него включены различные удаленные друг от друга объекты, при этом выполнение работ на части объектов не предполагает наличие каких-либо из требуемых конкурсной документацией лицензий.
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС правомерно пришла к выводу, что в действиях Заказчика усматриваются нарушения ч. 2 ст. 8 и п. 1 ч. 1 ст. 54.3 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе, которые выразились в установлении при описании объекта закупки требований, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки.
На основании вышеизложенного, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья Синицына Е.В.