Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Санкт-Петербург
28 декабря 2018 года Дело № А56-130798/2018
Резолютивная часть решения объявлена 24 декабря 2018 года.
Полный текст решения изготовлен 28 декабря 2018 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи Грачевой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Здобниковой Ю.М.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
акционерного общества «Квантум»
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Орловской области
о признании незаконным и отмене постановления от 12.10.2018 по делу об административном правонарушении № ПО 57/3/159
при участии:
- от заявителя – ФИО1 по доверенности от 01.07.2018 № б/н;
- от заинтересованного лица – ФИО2 по доверенности от 05.12.2018№ 16-Д,
установил:
акционерное общество «Квантум» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Орловской области (далее – заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 12.10.2018 по делу об административных правонарушениях № ПО 57/3/159, предусмотренных частями 1, 2 статьи 13.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), представления Управления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 12.10.2018 №ПР-57/3/4234.
В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования. Представитель Управления возражал, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемых постановления и представления.
В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, суд в соответствии со статьей 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации завершил предварительное судебное заседание и перешел к судебному разбирательству.
Как следует из материалов дела, в Управление 26.09.2018 поступили материалы радиоконтроля Управления по Орловской области филиала ФГУП «ГРЧЦ» в центральном федеральном округе: Акт «измерение параметров излучения радиоэлектронных средств» от 25.09.2018 №57-0502-01 с приложением Протокола измерений параметров излучения радиоэлектронных средств от 24.09.2018 №57-2006-19441-11. Материалы содержали сведения с признаками нарушения АО «Квантум» обязательных требований законодательства в сфере связи, предусмотренных пунктом 5 статьи 22 и пунктом 1 статьи 24 Федерального закон от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи» (далее - Закон «О связи») - эксплуатация радиоэлектронных средств без регистрации и использование радиочастотного спектра без специального разрешения на использование радиочастот).
Нарушение выразилось в эксплуатации радиоэлектронного средства (базовой станции) цифровых систем беспроводного радиодоступа Ubiquiti PowerBeam М2-400 на частоте 2412.0 МГц, с шириной диаграммы направленности 20МГц и измеренной выстой подвеса антенны 56 метров по адресу: <...> без специального разрешения на использование радиочастотного спектра и без регистрации в органах Роскомнадзора. На указанное радиоэлектронное средство отсутствует разрешение на использование радиочастот и свидетельство о регистрации радиоэлектронного средства. Указанный факт зафиксирован в Акте «Измерение параметров излучения радиоэлектронных средств» от 25.09.2018 №57-0502-01.
Старшим государственным инспектором Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, по результатам рассмотрения протоколов об административном правонарушении от 08.10.2018 №№ АП-57/3/338, АП-57/3/339, составленных в отношении заявителя вынесено Постановление по делу об административном нарушении от 12.10.2018 №ПО-57/3/159 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 2 статьи 13.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения.
Также Обществу выдано представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 12.10.2018 №ПР-57/3/4234.
Не согласившись с правомерностью постановления и представления, Общество обратилось в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, выслушав доводы сторон, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 22.1 Закона «О связи» - специально уполномоченная служба по обеспечению регулирования использования радиочастот и радиоэлектронных средств при федеральном органе исполнительной власти в области связи (далее - радиочастотная служба) осуществляет организационные и технические меры по обеспечению надлежащего использования радиочастот или радиочастотных каналов и соответствующих радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств гражданского назначения во исполнение решений государственной комиссии по радиочастотам, а также реализует иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и утвержденным Правительством Российской Федерации Положением о радиочастотной службе.
Согласно пункту 4 Положения о радиочастотной службе (утв. постановлением Правительства РФ от 14 мая 2014 г. №434) (далее – Положение) - Радиочастотная служба выполняет следующие функции:
а) осуществляет контроль за излучениями радиоэлектронных средств и
(или) высокочастотных устройств (радиоконтроль);
б) обеспечивает надлежащее использование радиочастот или
радиочастотных каналов, радиоэлектронных средств и (или)
высокочастотных устройств.
В соответствии с пунктом 5 Положения к полномочиям радиочастотной службы относятся:
а) осуществление радиоконтроля.
Согласно пункту 7 Положения Радиочастотная служба имеет право:
а) проводить при осуществлении своих полномочий исследования и
измерения;
б) участвовать в установленном порядке в проведении Федеральной службой по
надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
мероприятий по выявлению нарушений в сфере связи, информационных
технологий и массовых коммуникаций.
Федеральное государственное унитарное предприятие «Главный радиочастотный центр», создано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2000 г. № 1002 «О государственной радиочастотной службе при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации» и распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 14 марта 2001 г. № 627-р «О создании федерального государственного унитарного предприятия «Главный радиочастотный центр»».
Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи», Положением о радиочастотной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2014 г. № 434, иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Уставом Федерального государственного унитарного предприятия «Главный радиочастотный центр» утвержденного Приказом федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 16.08.2017 Регистрационный №162 (далее - Устав).
В соответствии с пунктом 1.10.6 Устава - Предприятие имеет Филиал ФГУП «ГРЧЦ» в Центральном федеральном округе - 117624, <...>. На территории Орловской область развернуто Управление по Орловской области филиала ФГУП «ГРЧЦ» в центральном федеральном округе.
Регламент взаимодействия территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций с филиалами (управлениями по субъектам) ФГУП «ГРЧЦ» в федеральных округах утвержден Приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 04 декабря 2009 г. №639 (далее - Регламент взаимодействия).
В соответствии с пунктом 4.1 Регламентом взаимодействия - Предприятие радиочастотной службы (филиал) направляет в соответствующий территориальный орган Роскомнадзора сообщения (данные) о признаках нарушений порядка, требований и условий, относящихся к использованию радиочастотного спектра, РЭС и ВЧУ, полученные при проведении радиоконтроля.
Признаки нарушений порядка, требований и условий, относящихся к использованию радиочастотного спектра, РЭС и ВЧУ включают: использование радиочастотного спектра без специального разрешения; использование РЭС без регистрации; нарушение условий использования радиочастот, установленных решениями о выделении полос радиочастот либо разрешениями на использование радиочастот или радиочастотных каналов; отклонения параметров излучения РЭС и (или) ВЧУ от параметров, установленных нормами на параметры излучений, утвержденными решениями Государственной комиссии по радиочастотам.
В соответствии с пунктом 4.2. - Сообщения (данные) о признаках нарушений, полученные в процессе проведения мероприятий по радиоконтролю, оформляются в порядке, установленном в разделе 10 Регламента.
В случае отсутствия информации о владельце РЭС либо наличия по месту обнаружения признаков нарушений, полученных в процессе проведения мероприятий по радиоконтролю, двух и более РЭС, дополнительно (по возможности) указывается описание расположения и типа передающих антенн, таких РЭС с приложением их фотографий.
В соответствии с пунктом 4.4. Регламента при получении сообщений (данных) о признаках нарушений, приведенных в пункте 4.1 Регламента, территориальный орган Роскомнадзора принимает одно из следующих мер, направленных на пресечение нарушений порядка, требований и условий, относящихся к использованию РЭС и ВЧУ (далее - нарушения):
привлечение лица, допустившего нарушение, к административной ответственности, направление лицу, допустившему нарушение, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (далее - представление), в соответствии с требованиями и в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; проведение внеплановой проверки в отношении лица, допустившего нарушение, с выдачей предписания об устранении выявленного нарушения и привлечением указанного лица к административной ответственности.
В случае проведения радиоконтроля работы радиоэлектронного средства цифровых систем беспроводного радиодоступа Ubiquiti PowerBeam М2-400 (далее - РЭС) на частоте 2412.0 МГц по адресу: <...> полномочия сотрудников Управления по Орловской области филиала ФГУП «ГРЧЦ» подтверждены и все процедурные действия сотрудниками Управления по Орловской области филиала ФГУП «ГРЧЦ» в центральном федеральном округе были соблюдены.
В обоснование заявления, Общество ссылается на то, что для привлечения к административной ответственности Управлению следовало доказать следующие факты: факт работы РЭС на определенной частоте; факт принадлежности РЭС конкретному лицу; факт отсутствия регистрации РЭС и отсутствие разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов; факт наличия обязанности по регистрации такого РЭС и получения разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов для такого РЭС.
Из материалов дела следует, что факт работы РЭС на частоте 2412.0 МГц (п.9.1 протокола от 24.09.2018 №57-2405-19114-11 и спектрограмма излучения РЭС - Приложение 1 к протоколу от 24.09.2018 №57-2405-19114-11) зафиксирован Анализатором спектра R&S FSH8 (зав.№105556) - средством измерения, внесенным в Госреестр под №41876-09 и поверенным ФБУ «Ростест-Москва» (Свидетельство о поверке от 07.11.2017 №СП 182301 1). С помощью Комплекса пеленгования источников радиоизлучения -измерительный Барс-МПИ2 (зав.№131) средством измерения, внесенным в Госреестр под №43662-10 и поверенным ФБУ «Ростест-Москва» (Свидетельство о поверке от 01.09.2017 №СП 1756966) совместно с аппаратурой потребителей КНС GPS-12 (зав.№84665772) средством измерения, внесенным в Госреестр под №37454-08 и поверенным ФБУ «Ростест-Москва» (Свидетельство о поверке от 27.10.2017 №СП 1724403) проведена инструментальная оценка параметров РЭС (Приложение 2 к протоколу от 24.09.2018 №57-2405-19114-11). Высота подвеса встроенной антенны РЭС беспроводного радиодоступа Ubiquiti PowerBeam М2-400 измерена дальномером безотражательным лазерным Nikon Laser 600 средством измерения, внесенным в Госреестр под №30473-05 и поверенным ФБУ «Ростест-Москва» (Свидетельство о поверке от 22.11.2017 №СП 1875470).
Указанный факт работы РЭС беспроводного радиодоступа Ubiquiti PowerBeam М2-400 на частоте 2412.0 МГц по адресу: <...> установлен в ходе выполнения плановых мероприятий радиокнтроля по измерению технических параметров излучений РЭС пользователей радиочастотным спектром проведенных сотрудниками Управления по Орловской области филиала ФГУП «ГРЧЦ» в центральном федеральном округе 21 сентября 2018 года.
Все измеренные параметры размещения и работы РЭС беспроводного радиодоступа Ubiquiti PowerBeam М2-400 на частоте 2412.0 МГц по адресу: <...> отражен в Протоколе измерений параметров излучения радиоэлектронных средств от 24.09.2018 №57-2006-19441-11 (Приложение №13 к возражению).
Факт принадлежности РЭС АО «Квантум» установлен сотрудниками Управления по Орловской области филиала ФГУП «ГРЧЦ» в центральном федеральном округе в ходе осмотра места размещения базовой стации по адресу: <...>. По указанному адресу, на техническом этаже размещено коммутационное оборудование для оказания услуг доступа в сеть Интернет. В это коммутационное оборудование подключено три РЭС размещенных на крыше много этажного дома: РЭС приемной части, работающего на частотах диапазона 5ГГ (5680МГц, 5260 МГц) выделенных АО «Квантум» для работы на территории г.Орла, РЭС раздающей части (передающая сигнал связи абонентам) - РЭС беспроводного радиодоступа Ubiquiti PowerBeam М2-400, факт работы на частоте 2412 МГц которой зафиксирован в Протоколе измерений параметров излучения радиоэлектронных средств от 24.09.2018 №57-2006-19441-1 1. Кроме того, на одном из блоков коммутационного оборудования, размещенного в коммутационном шкафу, имелась маркировка: «Собственность Простор Телеком».
В рамках установления владельца РЭС сотрудниками Управления по Орловской области филиала ФГУП «ГРЧЦ» в центральном федеральном округе проведен опрос:
- представителей управляющей компании ООО «Эксплуатация жилья», на обслуживании которой находится многоэтажное здание по указанному адресу. Размещение радиоэлектронного оборудования для оказания абонентам услуг связи в многоквартирных домах должно размещаться с разрешения управляющей компании с заключением договора. В данном случае договор на размещение оборудования, принадлежащего АО «Квантум» не заключался. По факту незаконного размещения радиоэлектронного оборудования и незаконного подключения к общедомовой электрической сети директор управляющей компании приглашал встречался с представителем АО «Квантум» в Орловской области - руководителем дивизиона АО «Квантум» ФИО3 в беседе с которым была устно подтверждена принадлежность обследованного оборудования АО «Квантум»;
- представителя абонента - администрации сети магазинов «Пятёрочка» на стене одного из магазинов которой (адрес: <...>) размещено абонентское устройство (данный представитель подтвердил, что сеть магазинов «Пятёрочка» является абонентом АО «Квантум» (торговая марка «Простор Телеком»). Абонентские станции (абонентские устройства), разрешенные в установленном порядке для использования на территории Российской Федерации в сетях операторов связи в соответствии с п.1 Изъятия из перечня радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации «Правил регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2004 №539 не подлежат регистрации, поэтому по нему замечаний нет.
До составлении протоколов об административном правонарушении от 08.10.2018 №№ АП-57/3/338, АП-57/3/339 по факту работы РЭС беспроводного радиодоступа Ubiquiti PowerBeam М2-400 на частоте 2412.0 МГц по адресу: <...> без разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов и регистрации во время выяснения обстоятельств, связанных с совершением административного правонарушения от представителя Общества в Орловской области - руководителя дивизиона АО «Квантум» ФИО3 (доверенность от 07.06.2018 № 158/РО) не поступало заявлений о не причастности АО «Квантум» к работе указанной РЭС и возражений по факту принадлежности РЭС беспроводного радиодоступа Ubiquiti PowerBeam М2-400 АО «Квантум».
Для законной эксплуатации РЭС беспроводного радиодоступа Ubiquiti PowerBeam М2-400 на частоте 2412.0 МГц по адресу: <...> напротив требует регистрация в органах Роскомнадзора с предварительным получением разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов в центральном аппарате Роскомнадзора.
В силу положений пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи» право на использование радиочастотного спектра предоставляется посредством выделения полос радиочастот и (или) присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов.
Использование радиочастотного спектра без соответствующего разрешения не допускается, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В соответствии пунктом 3 статьи 24 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи» Присвоение (назначение) радиочастоты или радиочастотного канала для радиоэлектронных средств гражданского назначения осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области связи на основании заявлений граждан Российской Федерации или заявлений российских юридических лиц с учетом результатов проводимой радиочастотной службой экспертизы возможности использования заявленных радиоэлектронных средств и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования радиоэлектронными средствами (экспертиза электромагнитной совместимости).
Согласно пункту 5.1.2. Постановления Правительства РФ от 16 марта 2009 г. №228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотного канала для радиоэлектронных средств на основании решения Государственной комиссии по радиочастотам осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;
В соответствии с пунктом 5 статьи 22 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи» средства связи, иные радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства, являющиеся источниками электромагнитного излучения, подлежат регистрации. Перечень радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации, и порядок их регистрации определяются Правительством Российской Федерации.
Использование без регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации не допускается.
Правила регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств и перечень радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации утверждены постановлением Правительства РФ от 12 октября 2004 г. №539 «О порядке регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств».
Согласно пункту 3 постановления Правительства РФ от 12 октября 2004 г. №539 - регистрация радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в целях учета источников электромагнитного излучения, влияющих на обеспечение надлежащего использования радиочастот (радиочастотных каналов), посредством внесения соответствующей записи в реестр зарегистрированных радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 16 марта 2009 г. №228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пункту 7 постановления Правительства РФ от 12 октября 2004 г. №539 регистрация радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств осуществляется по заявлению владельца радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или пользователя радиоэлектронного средства (далее - заявитель), подаваемому на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», официального сайта территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, на территории деятельности которого планируется использование радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии технической возможности) или иным способом в соответствии с законодательством Российской Федерации, подтверждающим факт направления заявления.
Управление по Орловской области филиала ФГУП «ГРЧЦ» в центральном федеральном округе, в рамках осуществления своих полномочий в соответствии с пунктом 5 Положения о радиочастотной службе (утв. постановлением Правительства РФ от 14 мая 2014 г. №434) имеет доступ к реестру выданных Роскомнадзором разрешений на использование радиочастот и радиочастотных каналов, а также к реестру зарегистрированных на территории Орловской области радиоэлектронных средств и высокочастотных установок. Факт отсутствия регистрации РЭС беспроводного радиодоступа Ubiquiti PowerBeam М2-400 акционерным обществом «Квантум» по адресу: <...> отсутствие разрешения на использование радиочастоты 2412.0 МГц у данного юридического лица зафиксирован в Протоколе измерений параметров излучения радиоэлектронных средств от 24.09.2018 №57-2006-19441-11. Управление перепроверяет информацию о наличии разрешительных документов на указанные в материалах радиочастотной службы эксплуатируемых радиоэлектронных средств с нарушением требований в области связи в Единой информационной системе Роскомнадзора. Информация в протоколе измерений параметров излучения радиоэлектронных средств от 24.09.2018 №57-2006-19441-11 в части наличия/отсутствия у АО «Квантум» разрешения на использование частоты 2412.0 МГц на РЭС по адресу: <...> регистрация РЭС беспроводного радиодоступа Ubiquiti PowerBeam М2-400 на частоте 2412.0 МГц по адресу: <...> проверена сотрудником Управления 08.10.2018 составлявшем протоколы об административном правонарушении от 08.10.2018 №№ АП-57/3/338, АП-57/3/339.
Представитель АО «Квантум» в Орловской области - руководитель дивизиона АО «Квантум» ФИО3 (доверенность от 07.06.2018 №158/РО) при составлении указанных протоколов не представил действующих на 08.10.20118: разрешение на использование радиочастоты 2412.0 МГц и выписку из реестра РЭС и ВЧУ РЭС беспроводного радиодоступа Ubiquiti PowerBeam М2-400 на частоте 2412.0 МГц по адресу: <...>.
На 08.10.2018 указанные разрешительные документы у АО «Квантум» отсутствовали.
При эксплуатации РЭС беспроводного радиодоступа Ubiquiti PowerBeam М2-400 на частоте 2412 МГц в Российской Федерации у владельца (пользователя) существует обязанность получения разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов и регистрации такого РЭС.
В соответствии с Таблицей распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 года N 1049-34, полоса радиочастот 2400-2483,5 МГц распределена фиксированной радиослужбе, относится к категории "ПР" и может использоваться для создания сетей фиксированного беспроводного доступа. Частоты 2412 МГц, входит в полосу радиочастот 2400-2483.5 МГц.
В силу пункта 2 статьи 22 Закона «О связи» в Российской Федерации регулирование использования радиочастотного спектра осуществляется межведомственным коллегиальным органом по радиочастотам при федеральном органе исполнительной власти в области связи, обладающим всей полнотой полномочий в области регулирования радиочастотного спектра.
Государственной комиссией по радиочастотам при Минкомсвязи России 16 октября 2015 года принято Решение №15-35-09-1 «Об использовании радиоэлектронными средствами фиксированного беспроводного доступа гражданского назначения полосы радиочастот 2400-2483.5 МГц» (далее - Решение ГКРЧ № 15-35-09-1).
В соответствии с пунктом 2 Решения ГКРЧ №15-35-09-1 использование выделенной полосы радиочастот должно осуществляться при выполнении следующих условий:
- соответствие технических характеристик РЭС основным техническим характеристикам, указанным в приложении к настоящему решению ГКРЧ;
- получение в установленном в Российской Федерации порядке разрешений на использование радиочастот или радиочастотных каналов;
- регистрация РЭС в установленном в Российской Федерации порядке.
Обязанность получения разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов также подтверждает Сертификат соответствия Рег.№ОС-4-РД-0900 (Срок действия: с 17 февраля 2016 г. до 17 февраля 2019 г.). Сертификат ОС-4-РД-0900 удостоверяет, что «Оборудование радиодоступа стандартов 802.11b, 802.1 lg, 802.1 In моделей: в том числе PowerBeam М2-400 (сокращенной название: РВЕ-М2-400), производимое Ubiquiti Networks, Inc. Соответствует установленным требованиям: «Правила применения оборудования радиодоступа. Часть 1. Правила применения оборудования радиодоступа для беспроводной передачи данных в диапазоне от 30 МГц до ббГГ», утв. приказом Минкомсвязи России от 14.09.2010 №124 (в ред. приказов Минкомсвязи России от 23.04.2013 №93, от 22.04.2015 №129); условия применения: на сети связи общего пользования и технологических сетях связи в (условия применения средства связи) случае их присоединения к сети связи общего пользования в качестве базовых станций (точек доступа) для беспроводной передачи данных технологий открытых систем стандарта 802.1 lb в диапазоне 2400-2483,5 МГц и максимальной мощностью передатчика 20 дБм; стандарта 802.1 lg в диапазоне 2400-2483,5 МГц и максимальной мощностью передатчика 20 дБм; стандарта 802.1 In в диапазоне 2400-2483,5 МГц и максимальной мощностью передатчика 20 дБм, при условии выделения полос радиочастот ГКРЧ и присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов Федеральным органом исполнительной власти в области связи.
РЭС беспроводного радиодоступа Ubiquiti PowerBeam М2-400, работающее на частоте 2412 МГц, подключено к сети связи АО «Квантум», которая в свою очередь присоединена к сети связи общего пользования. Максимальная мощность 20 дБм соответствует 0.100 Вт (ста милливаттам).
В соответствии с «Правилами регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств», утвержденными постановлением Правительства РФ от 12 октября 2004 г. №539 «О порядке регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств» РЭС беспроводного радиодоступа PowerBeam М2-400 должно быть зарегистрировано.
Устройство малого радиуса действия (УМРД) - это техническое средство, предназначенное для передачи и (или) приема радиоволн на короткие расстояния.
Данные устройства используются при условии, что они не создают помех другим радиоэлектронным средствам (РЭС) и не требует защиты от помех со стороны других РЭС.
Основными документами, регламентирующими использование устройств малого радиуса действия являются Постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2004 г. №539 «О порядке регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств» и Решение ГКРЧ при Мининформсвязи России от 07.05.2007 №07-20-03-001 «О выделении полос радиочастот устройствам малого радиуса действия».
Согласно пункту 3 решения Государственной комиссии по радиочастотам при Министерстве информационных технологий и связи Российской Федерации (ГКРЧ) от 07.05.2007 № 07-20-03-001 «О выделении полос радиочастот устройствам малого радиуса действия» использование указанных в Приложениях к названному решению ГКРЧ полос радиочастот для применения устройств малого радиуса действия должно осуществляться без оформления отдельных решений ГКРЧ и разрешений на использование радиочастот или радиочастотных каналов для каждого конкретного пользователя при выполнении следующих условий:
- соответствия технических характеристик, условий использования и типов устройств малого радиуса действия основным техническим характеристикам, условиям использования и типам, указанным в Приложениях к названному решению ГКРЧ;
- устройства малого радиуса действия не должны создавать недопустимых помех и не должны требовать защиты от помех со стороны радиоэлектронных средств, работающих в соответствии с Таблицей распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации;
- регистрации устройств малого радиуса действия в установленном в Российской Федераций порядке.
В Решении ГКРЧ при Мининформсвязи России от 07.05.2007 №07-20-03-001 «О выделении полос радиочастот устройствам малого радиуса действия» для устройств с прямым расширением спектра и другими видами модуляции при указании ограничений на максимальное значение ЭИИМ и спектральной плотности ЭИИМ является обязательным выполнение этих двух условий.
Под технические характеристики данного пункта подходит технология Wi-Fi с литерами на соответствующий диапазон. Единственным ограничением тут будет мощность, причём не только максимальная ЭИИМ, но и спектральная - всего 2 мВт на МГц. Это значит, что в спектре сигнала не должно быть участка размером в 1 МГц с мощность выше 2 мВт, в связи с чем при максимальной ЭИИМ полоса работы не может быть менее 50 МГц. сделано так, чтобы не создавать узкополосных мощных помех другим РЭС.
Управлением по Орловской области филиала ФГУП «ГРЧЦ» в ЦФО 21.09.2018 по адресу: <...> зафиксировано излучение от радиоэлектронного средства цифровых систем беспроводного радиодоступа PowerBeam М2-400 на частоте 2412.0 МГц. В приложении 1 к Протоколу измерений технических параметров излучения радиоэлектронных от 24.09.2018 №57-2405-19441-1 1 приложена спектрограмма излучения РЭС в которой, полоса частот составляет 20000кГц (20МГц). Данный параметр указывает на узкую направленность сигнала и не соответствует допустимой максимальной ЭИИМ. При данной полосе частот, при теоретической мощности 100 МВт спектральная плотность ЭИИМ будет равна 5 МВт на МГц. Таким образом, при эксплуатации РЭС цифровых систем беспроводного радиодоступа PowerBeam М2-400 размещенной по адресу: <...> условия Решения ГКРЧ от 07.05.2007 №07-20-03-001 не выполняются и указанное радиоэлектронное средство не является устройством малого радиуса действия.
РЭС беспроводного радиодоступа PowerBeam М2-400 не является устройством малого радиуса действия и не подпадает под Изъятия из перечня радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации «Правил регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2004 № 539 так как:
В соответствии с пунктом 24 не подлежат регистрации: устройства малого радиуса действия в сетях беспроводной передачи данных вне закрытых помещений в полосе радиочастот 2400 - 2483,5 МГц только при высоте установки радиоэлектронных средств не более 10 м от поверхности земли.
В рассматриваемом случае, измеренная высота подвеса при эксплуатации РЭС беспроводного радиодоступа PowerBeam М2-400 равна 56 метрам (п.9.3 Протокола измерений параметров излучения радиоэлектронных средств от 24.09.2018 №57-2006-19441-11), что превышает максимально допустимую высоту подвеса для устройств малого радиуса действия на 46 метров.
Таким образом, даже если оборудование радиодоступа РВЕ-М2-400 являлось бы устройством малого радиуса действия, отсутствует Сертификат соответствия Рег.№ОС-4-РД-0900 и Решение ГКРЧ №15-35-09-1, то обязанность АО «Квантум» в регистрации радиоэлектронного средства цифровых систем беспроводного радиодоступа PowerBeam М2-400 остается. В нарушение приведенных норм у Общества на момент выявления работы РЭС не было ни разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов, ни регистрации.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств принятия Обществом всех зависящих от него, необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства в сфере Связи, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины заявителя во вмененном ему правонарушении в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Суд считает, что Управлением представлены надлежащие, исчерпывающие и применительно к статье 68 АПК РФ допустимые доказательства, свидетельствующие о наличии в действиях Обществасостава административных правонарушений, ответственность за которое предусмотрена частями 1, 2 статьи 13.4 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения Обществак административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом не установлено.
Протокол об административном правонарушении составлен и постановление вынесено уполномоченным должностным лицом, в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Исходя из конкретных обстоятельств дела и характера общественных отношений, на которые посягает нарушитель, с учетом положений статьи 2.9 КоАП РФ, пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», принимая во внимание, что доказательств исключительности обстоятельств, повлекших правонарушение, не представлено, суд не усматривает оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения Обществаот административной ответственности.
По мнению суда, назначенное в данном случае наказание в виде предупреждения соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
При изложенных обстоятельствах, правовых оснований для признания незаконным представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению выявленных правонарушений, вынесенного на основании оспариваемого постановления, не имеется.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия Решения.
Судья Грачева И.В.