Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
21 мая 2020 года Дело № А56-131667/2019
Резолютивная часть решения объявлена мая 2020 года .
Полный текст решения изготовлен мая 2020 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе: судьи Гуляев С.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Петренко Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
публичного акционерного общества «Управляющая компания объединенных резервных фондов»
к Северо-Западному главному управлению Центрального банка Российской Федерации
о снижении размера штрафа, установленного постановлением от 08.10.2019 №19-19497/3110-1 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №ЦА-28-ЮЛ-19-19497
при участии:
от заявителя- не явился, извещен,
от заинтересованного лица – ФИО1 по доверенности от 20.04.2018,
установил:
публичное акционерное общество «Управляющая компания объединенных резервных фондов» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о снижении размера штрафа, установленного постановлением Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - Управление) от 08.10.2019 №19-19497/3110-1 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №ЦА-28-ЮЛ-19-19497.
Заявитель, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не направил своего представителя в судебное заседание.
Заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, обеспечило явку своего представителя в судебное заседание.В порядке части 5 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие его представителя.
В соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, судом установлены следующие обстоятельства.
Управлением в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» проведен обязательный аудит проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности Общества. В ходе мониторинга раскрытия Обществом информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, выявлены следующие нарушения порядка и срока её раскрытия.
По данным единого государственного реестра юридических лиц, размещенного на официальном сайте Федеральной налоговой службы России в сети Интернет (далее - ЕГРЮЛ), с 01.07.2015 фирменное наименование Общества содержит указание на то, что Общество является публичным.
В нарушении пункта 1 статьи 92 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», части 10 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402-ФЗ) и пункта 69.2 Положения Банка России от 30.12.2014 № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (далее - Положение № 454-П) годовая бухгалтерская (финансовой) отчетность не опубликована Обществом на странице Общества в сети Интернет в полном объеме в установленный срок.
Годовая бухгалтерская (финансовой) отчетность Общества за 2018 год была опубликована 02.04.2019 на странице Общества в сети Интернет, расположенной по адресу http://e-disclosure/portal/company.aspx?id=15776, без аудиторского заключения и пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.
05.06.2019 на странице Общества в сети Интернет был опубликован текст годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности Общества за 2018 год вместе с аудиторским заключением, но без пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.
В полном объеме текст годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности Общества за 2018 год (с приложением аудиторского заключения и пояснений) опубликован на странице Общества в сети Интернет 23.08.2019.
В отношении Общества Управлением 29.08.2019 составлен протокол об административном правонарушении № ЦА-28-ЮЛ-19-19497/1020-1, о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
По результатам рассмотрения протокола Управлением вынесено постановление от 08.10.2019 № 19-19497/3110-1 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № ЦА-28-ЮЛ-19-19497, Общество привлечено к административном ответственности по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 700 000 рублей.
Решением Управления от 14.11.2019 № ЦА-28-ЮЛ-19-19497/5020-1 по жалобе Общества на постановление от 08.10.2019 № 19-19497/3110-1, изменен размер наказания – штраф снижен до 400 000 рублей.
Общество оспорило указанное постановление в арбитражный суд в части размера штрафа.
Частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение акционерным обществом порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит проводится в том числе, в случае если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества.
Пунктом 1 статьи 92 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», частью 10 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402-ФЗ) и пунктом 69.2 Положения Банка России от 30.12.2014 № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (далее - Положение № 454-П) определено, что публичное акционерное общество обязано, в том числе, раскрывать годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность публичного акционерного общества вместе с аудиторским заключением, выражающим в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности (далее — аудиторское заключение).
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона № 402-ФЗ годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.
Согласно пункту 2.5 Положения № 454-П при опубликовании информации, за исключением публикации в ленте новостей, эмитент должен использовать страницу в сети Интернет одного из информационных агентств, которые в установленном порядке уполномочены на проведение действий по раскрытию информации о ценных бумагах и об иных финансовых инструментах.
В соответствии с пунктом 71.4 Положения № 454-П годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность раскрывается путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет в срок не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности, но не позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством Российской Федерации срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Согласно части 2 статьи 18 Закона № 402-ФЗ обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода.
В соответствии со статьей 193 ГК РФ и пункту 7 Порядка предоставления обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденного приказом Росстата от 31.03.2014 № 220, в случае, когда день срока представления обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения совпадает с выходным (нерабочим) днем, то днем окончания срока представления отчетности и (или) аудиторского заключения считается следующий за ним рабочий день.
Из материалов дела следует, что текст годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2018 год, подлежащий раскрытию не позднее 04.04.2019, не опубликован Обществом на странице Общества в сети Интернет в полном объеме в установленный срок.
При данных обстоятельствах, суд считает, что материалами дела подтверждается факт совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями. Общество не представило доказательств невозможности соблюдения требований законодательства, того, что им были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению для недопущения совершения правонарушения.
С учетом изложенного, арбитражный суд приходит к выводу о доказанности материалами дела события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, и вины Общества в его совершении.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, арбитражным судом не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела не истек.
Таким образом, Управлением сделан обоснованный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.
В связи с указанными обстоятельствами суд не усматривает исключительных оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Между тем суд считает, что в рассматриваемом случае имеются основания для снижения назначенного Обществу наказания по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с указанной частью размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса (часть 3.3 указанной статьи).
Назначенный заявителю административный штраф, по мнению суда, не отвечает целям административной ответственности и влечет избыточное ограничение прав юридического лица, несопоставимо с характером административного правонарушения и наступившими последствиями, в связи с чем считает возможным снизить сумму штрафа до 350 000 рублей.
Наказание в виде штрафа в размере 350 000 руб. отвечает признакам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Руководствуясь статями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
решил:
Изменить постановление Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации от 08.10.2019 № 19-19497/3110-1 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № ЦА-28-ЮЛ-19-19497 в части размера наказания, снизив размер штрафа до 350 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.
Судья Гуляев С.Б.