ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-13400/19 от 13.05.2019 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

29 мая 2019 года                                                                   Дело № А56-13400/2019

Резолютивная часть решения объявлена   мая 2019 года .

Полный текст решения изготовлен   мая 2019 года .

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи  Ранневой Ю.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником Перепелица Е.Ф.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску:

истец: АО «Федеральная пассажирская компания» (ОГРН 1097746772738)

ответчик: ООО «Бекар-Эксплуатация» (ОГРН 1067760298407)

о взыскании

при участии представителей согласно протоколу судебного заседания

установил:

АО «Федеральная пассажирская компания» обратилось с иском к ООО «Бекар-Эксплуатация» о взыскании 888 555 руб. 85 коп., в том числе 856 750 руб. неустойки и 31 805 руб. 85 коп. убытков (ущерба в связи с утратой имущества).

В судебном заседании истец поддержал заявленные требования, ответчик возражал против их удовлетворения согласно отзыву.

В обоснование исковых требований истец сослался на следующие обстоятельства.

04.08.2017 между АО «Федеральная пассажирская компания» (Заказчик) и ООО «Бекар-Эксплуатация» (Исполнитель) заключен договор № 253-17/Ф(СКАВ) возмездного оказания услуг по подготовке вагонов в рейс.

Согласно пункту 1.1. Договора ООО «Бекар-Эксплуатация» обязуется оказывать услуги по подготовке вагонов в рейс: внутренней мойке-уборке (в пункте формирования, пункте оборота, проведении ТО-2, ТО-3, плановых видов ремонтов), экипировке вагонов жестким инвентарем, расходными материалами, съемным мягким имуществом, оборудованию/разоборудованию вагонов, межрейсовому содержанию вагонов в составах поездов формирования Северо-Кавказского филиала АО «ФПК»; а АО «ФПК» обязуется принимать и оплачивать надлежаще оказанные услуги.

Условиями Договора предусмотрено, что внутренняя мойка-уборка вагонов (в пункте формирования, пункте оборота, при проведении ТО-2, ТО-3, плановых видов ремонта) – комплекс операций по уборке помещений вагона, включающий в себя полную промывку с применением моющих средств с периодической сменой моющего раствора всех доступных поверхностей, металлических и декоративных накладок и их комплектующих, в том числе чистку полок с тканевым покрытием с использованием чистящих веществ и средств по уходу за тканью, обеспыливание пылесосом, уборку туалетов, применение, в том числе, парогенераторов и моек высокого давления.

Экипировка вагонов жестким инвентарем, расходными материалами, съемным мягким имуществом – выполняемый в пункте формирования или оборота поезда комплекс операций по получению от работников Заказчика или третьих лиц, с которыми Заказчик заключил соответствующие договоры, и размещению в вагонах фирменного и не фирменного поездов по местам хранения жесткого инвентаря, расходных материалов, съемного мягкого имущества, в том числе постельного белья, включая застил спальных мест).

Оборудование/разоборудование вагонов – комплекс операций, выполняемых в пункте формирования или оборота поезда, по экипировке вагонов жестким инвентарем, расходными материалами и съемным мягким имуществом, съем с вагонов ранее эксплуатируемого съемного мягкого имущества (в том числе для санитарной обработки), жесткого инвентаря, расходных материалов.

Межрейсовое содержание вагонов в составах поездов – выполняемый на территории и путях структурного подразделения Заказчика в составах поездов комплекс операций по обеспечению сохранности пассажирских вагонов, их комплектующих, запасных частей, содержащегося в вагоне оборудования и иного имущества, отоплению вагонов, поддержанию надлежащего санитарного состояния в вагонах и выполнению иных операций по содержанию вагонов в эксплуатационном состоянии.

Пунктами 1.1., 3.3. Договора предусмотрено, что оказание услуг осуществляется по заявкам Заказчика.

Пунктом 3.4. Договора установлено, что оказание услуг по мойке-уборке, экипировке вагонов жестким инвентарем, расходными материалами, съемным мягким имуществом, оборудованию/разоборудованию вагонов должно быть завершено до начала работы постоянно действующей комиссии, за исключением случаев, предусмотренных в Технологических процессах.

Сторонами 04.08.2017 утвержден Регламент взаимодействия работы структурных подразделений Северо-Кавказского филиала АО «ФПК» и ООО «Бекар-Эксплуатация» по подготовке вагонов в рейс (Регламент).

В соответствии с пунктами 2.7 - 2.11. Регламента по окончании работ по внутренней мойке-уборке работник Исполнителя должен проинформировать бригадира Исполнителя о завершении работ. Бригадир Исполнителя должен убедиться в качестве оказанных услуг. Мойка-уборка внутренних помещений пассажирского вагона включает в себя полную промывку с применением моющих средств всех доступных поверхностей, металлических и декоративных накладок и их комплектующих, в том числе чистку полок с тканевым покрытием с использованием чистящих веществ и средств по уходу за тканью, разрешенных к применению на железнодорожном транспорте. На обмытых поверхностях не должны присутствовать остатки пыли, загрязнений, пятна, подтеки, следы от скотча, жевательной резинки, а также остатки моющего средства. Приемка работ производится посредством подписания ежедневного технического акта приемки выполненных работ с указанием недостатков по каждому вагону. В случае уклонения ответственного работника Исполнителя от подписания ежедневного технического акта, представитель Заказчика, начальник поезда, либо представитель ПДК подписывает ежедневный технический акт в одностороннем порядке.

Согласно пункту 3.1. Регламента оказание услуг по экипировке вагонов съемным мягким имуществом осуществляется Исполнителем с применением съемного мягкого имущества (СМИ), предоставляемого сторонними организациями, с которыми АО «ФПК» заключило договоры. В соответствии с пунктом 3.4. Регламента работник Исполнителя после получения СМИ по накладной застилает постельным бельем верхние полки в вагонах повышенной комфортности, вагонах фирменных поездов, в вагонах СВ застилает все спальные места. Исполнитель проверяет наличие на СМИ маркировки о собственнике и дате ввода в эксплуатацию, проверяет качество обработки и т.п. Согласно пункту 4.1. Регламента экипировка вагонов жестким инвентарем, расходными материалами производится работником Исполнителя согласно заявке представителя структурного подразделения.

Разделом 5 Регламента установлены перечни работ по оборудованию и разоборудованию съемным мягким имуществом, жестким инвентарем, постельным бельем.

Разделом 6 Регламента установлен перечень обязанностей Исполнителя по содержанию вагонов в эксплуатационном состоянии (проверка наличия съемного инвентаря, исправного состояния систем водоснабжения и отопления, внутреннего оборудования, отапливание охраняемых вагонов, очистка от снега и льда, охрана вагонов и т.п.).

Пунктом 3.5. Договора предусмотрено, что Заказчик обязан ежедневно по окончании оказания Услуг по соответствующему (каждому) составу поезда проверять качество оказания Услуг перед отправлением состава поезда с последующим составлением технического акта на каждый состав поезда с указанием выявленных недостатков по каждому вагону.

В случае обнаружения факта оказания услуг ненадлежащего качества, выявленные недостатки указываются в техническом акте.

В случае уклонения ответственного работника Исполнителя от подписания технического акта, Заказчик вправе подписать технический акт в одностороннем порядке. При этом технический акт будет иметь юридическую силу.

Заказчик вправе потребовать, а Исполнитель обязан устранить выявленные недостатки оказанных услуг до окончания работы постоянно действующей комиссии. После устранения указанных в техническом акте недостатков соответствующая запись делается в техническом акте.

Согласно пункту 4.1.13. Договора Исполнитель обязан в период оказания услуг обеспечить сохранность оборудования и иного имущества Заказчика, предоставляемого для оказания услуг по настоящему Договору, а также обеспечить при межрейсовом содержании вагонов в составах поездов сохранность пассажирских вагонов, их комплектующих, запасных частей, содержащегося в вагоне оборудования и имущества.

Пунктом 4.1.8. Договора установлено, что по окончании работы постоянно Действующей комиссии Ответчик обязан устранить все выявленные недостатки собственными силами и принимать   меры   по последующему предупреждению нарушений.

Пунктом 4.4. Договора предусмотрено, что Заказчик вправе не принимать и не оплачивать ненадлежащее оказанные услуги.

В соответствии с пунктом 6.2. Договора в случае несоблюдения исполнителем сроков оказания Услуг, определенных Графиком подготовки составов в рейс, а равно в случае неоказания Услуг (как всех, так и конкретного вида Услуг), оказания Услуг ненадлежащего качества (как всех, так и конкретного вида Услуг) в указанные настоящим пунктом сроки. Заказчик вправе потребовать, а Исполнитель по требованию Заказчика обязан уплатить Заказчику штраф в размере 500 рублей за каждый вагон, в отношении которого Услуги (либо конкретный вид Услуг) были оказаны с нарушением срока, либо соответственно в отношении которого услуги / соответствующий вид Услуг не были оказаны или были оказаны с ненадлежащим качеством.

Согласно п. 6.3. Договора в случае неисполнения Исполнителем обязательств по устранению замечаний, выявленных при приемке Услуг Заказчиком и указанных в техническом акте, до окончания работы постоянно действующей комиссии. Заказчик вправе потребовать, а Исполнитель по требованию Заказчика обязан уплатить Заказчику штраф в размере 1000 рублей за каждый вагон, в отношении которого не были устранены недостатки.

Услуги, в отношении которых недостатки, указанные в техническом акте, не были устранены Исполнителем до окончания работы постоянно действующей комиссии, Заказчиком не принимаются и оплате не подлежат.

В соответствии с п. 6.4. Договора Исполнитель несет ответственность за утрату (гибель) или повреждение вверенного ему имущества. При утрате (гибели) вверенного имущества Исполнитель обязан возместить Заказчику рыночную стоимость указанного имущества.

Исполнитель допустил некачественное оказание Услуг, что нашло свое отражение в претензиях, предъявленных Заказчиком Исполнителю с просьбой оплатить их в добровольном порядке.

Таким образом, общая сумма, подлежащая взысканию, составляет 888 555 руб. 85 коп., из них 856 750 руб. неустойка, 31 805 руб. 85 коп. убытки (ущерб) в связи с утратой имущества).

Претензионные требования об уплате начисленных сумм ответчиком не исполнены.

В отзыве на иск ответчик указал, что расчет неустойки не соответствует положениям договора и правилам его толкования, размер неустойки подлежит снижению согласно статье 333 Гражданского кодекса Российской Федерации; кроме того, ежедневные технические акты от 10.07.2018, от 17.07.2018, от 22.07.2018 являются фальсифицированными доказательствами, поскольку в них после составления и подписания были внесены неоговоренные исправления в виде надписи дополнительного текста от руки.

Суд отклонил доводы о фальсификации документов с учетом следующего.

По смыслу статьи 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о фальсификации может быть подано в отношении доказательства, представленного другим участником спора; при согласии данного лица оспариваемое доказательство может быть исключено из числа доказательств по делу.

Фальсификация предполагает подделку документов, сознательное искажение, подмену настоящих вещей (документов) ложными.

Ответчик фактически ссылается на недостатки оформления документов в связи с наличием в них приписок от руки, привел соответствующие доводы в отзыве, отдельного заявления о фальсификации доказательств не представил. Суд в порядке статьи 71 данного Кодекса оценивает в совокупности все доказательства по делу и доводы участников спора.

В соответствии со статьями 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в названном Кодексе; должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; при отсутствии таких условий согласно обычаям или иным обычно предъявляемым требованиям.

Согласно статье 330 названного Кодекса неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 12 Постановления от 23.06.2015 № 25 «О применении судами положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснил, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 названного Кодекса).

В обоснование доводов истца о начислении неустойки представлены подтверждающие документы, доказательств оплаты не имеется, надлежащих доказательств, опровергающих данные требования, не представлено; начисление штрафных санкций соответствует условиям договора и положениям указанных норм, подтверждено материалами дела.

Согласно пункту 1 статьи 333 указанного Кодекса подлежащая уплате неустойка, установленная законом или договором, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена в судебном порядке.

Как указано в пункте 73 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7, бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки.

В пункте 77 данного Постановления отмечено, что снижение размера договорной неустойки, подлежащей уплате коммерческой организацией, нарушившей обязательство при осуществлении ею приносящей доход деятельности, допускается в исключительных случаях, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства и может повлечь получение кредитором необоснованной выгоды.

Как указал ответчик, частичное неисполнение им обязательств по договору от 04.08.2017 № 253-17/Ф(СКАВ) не привело к отрицательным последствиям для истца; предусмотренные договором услуги исполнитель оказывал собственными силами, либо привлекал к их исполнению третьих лиц.

С учетом ходатайства ответчика о снижении неустойки и доводов о ее несоразмерности последствиям нарушения обязательства, положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, указанных выше разъяснений, при отсутствии доказательств, свидетельствующих о неблагоприятных последствиях для кредитора, действующего в гражданском обороте разумно и осмотрительно при сравнимых обстоятельствах в связи с допущенными нарушениями, суд полагает возможным снизить размер неустойки до 250 000 руб.; в остальной части заявленной неустойки исковые требования не подлежат удовлетворению.

В части требования о взыскании убытков суд признал обоснованными возражения ответчика.

Регламентом взаимодействия по подготовке вагонов в рейс, подписанным  сторонами спора 04.08.2017, определен исчерпывающий перечень документов, которыми стороны руководствуются в рамках исполнения договора.

В силу пункта 4.4. Регламента приемка работ по экипировке вагонов расходными материалами, жестким инвентарем у работников Исполнителя и контроль над подготовкой вагонов в рейс производят совместно начальник поезда, либо инструктор поездных бригад (при отсутствии ЛНП) и бригадир Исполнителя, посредством подписания ежедневного технического акта приемки выполненных работ по экипировке вагонов жестким инвентарем, расходными материалами, съемным мягким имуществом фирменного/нефирменного состава поезда (вагона), с указанием выявленных недостатков по каждому вагону (Приложение № 2.3 к Регламенту взаимодействия).  

Между тем надлежаще оформленных документов, подтверждающих наличие оснований для взыскания с ответчика заявленной суммы убытков, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцом в материалы дела не представлено; при наличии в представленных актах неоговоренных рукописных исправлений данные акты не могут быть признаны надлежащими доказательствами в обоснование доводов истца.

При изложенных обстоятельствах иск подлежит частичному удовлетворению: с ответчика в пользу истца взыскивается 250 000 руб. неустойки, в остальной части суд отказывает в иске.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца взыскивается 20 028 руб. судебных расходов по государственной пошлине.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Бекар-Эксплуатация» в пользу акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» 250 000 руб. неустойки, а также 20 028 руб. судебных расходов по государственной пошлине. В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.

Судья                                                                                        Раннева Ю.А.