Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
07 марта 2019 года Дело № А56-135671/2018
Резолютивная часть решения объявлена февраля 2019 года . Полный текст решения изготовлен марта 2019 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Ресовская Т.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Анисимовой О.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
Общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис №2 Выборгского района"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
о признании незаконным и отмене предписания № 05/12619-р от 05.09.2018
при участии
от заявителя: ФИО1 (по доверенности от 09.01.2019)
от заинтересованного лица: ФИО2 (по доверенности от 09.01.2019)
ФИО3 (по доверенности от 15.02.2019)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис №2 Выборгского района" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее – заинтересованное лицо, ГЖИ, Инспекция) о признании незаконным и отмене предписания № 05/12619-р от 05.09.2018.
В судебном заседании заявитель поддержал требования.
Представитель ГЖИ возражал против удовлетворения исковых требований.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 09.02.2018 в Инспекцию поступило обращение гр. ФИО4, проживающей по адресу: <...>, литера А, с просьбой проверить сроки замены лифтового оборудования и ввода их в эксплуатацию.
В целях проверки фактов, изложенных в обращении, на основании распоряжения от 24.05.2018 №05/8118-Р, 30.05.2018 Инспекцией проведена внеплановая проверка Общества.
По результатам проверки составлен акт от 30.05.2018 №05/8118-Р и Обществу выдано предписание от 30.05.2018 №05/8118-Р с требованием устранить нарушение, а именно: выполнить перерасчет платы за содержание жилого помещения, в связи с неоказанием услуги «содержание и ремонт лифтов» в период с 18.11.2017 по 20.02.2018, жителям многоквартирного дома. Срок исполнения предписания установлен 08.08.2018.
05.09.2018 на основании Распоряжения заместителя начальника Государственной жилищной инспекции от 17.08.2018 №05/12619-Р проведена проверка исполнения предписания от 30.05.2018 №05/8118-Р, в ходе которой установлено неисполнение предписания Инспекции.
Инспекцией вынесено повторное предписание от 05.09.2018 №05/12619-Р об устранении нарушения, а именно: выполнить перерасчет платы за содержание жилого помещения за период с 18.11.2017 по 20.02.2018 жителям многоквартирного дома. Срок исполнения предписания установлен 06.11.2018.
Не согласившим с выданным предписанием, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту -ЖК РФ) устанавливает, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 1.1. статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
Согласно части 2.3. статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила № 170) устанавливают требования по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
Согласно договору оказания жилищных и коммунальных услуг пользователям жилых и нежилых помещений, являющихся собственностью Санкт-Петербурга, от 20.01.2016 №430/16-УК управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...>, литера А, осуществляет общество с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис №2 Выборгского района».
Как следует из письма генерального директора ООО «Жилкомсервис №2 Выборгского района» ФИО5 и установлено Инспекцией в ходе проверки по обращению жильца, в период с 18.11.2017 по 20.02.2018 года в многоквартирном доме по адресу Санкт-Петербург, пр. Луначарского, д. 33, корп. 1, литера А производился капитальный ремонт по замене лифтового оборудования.
Согласно акту на приёмку работ по полному техническому освидетельствованию лифта после капитального ремонта лифтового оборудования от 11.01.2018 работа «Исполнителя» считается завершенной со дня подписания данного акта, работа считается принятой со дня подписания указанного акта.
Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее -ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с частью 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45-48 ЖК РФ. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем 1 год.
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме установлена частью 2 статьи 154 ЖК РФ и включает в себя, помимо прочего, плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии с пунктами 20, 22 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённого постановлением правительства Российской Федерации от 03.04.2013 №290, к таким услугам (работам) отнесены: техническое обслуживание и ремонт лифтов; организация системы диспетчерского контроля и обеспечение диспетчерской связи с кабиной лифта; обеспечение проведения осмотров, технического обслуживания и ремонт лифта (лифтов); обеспечение проведения аварийного обслуживания лифта (лифтов); обеспечение проведения технического освидетельствования лифта (лифтов), в том числе после замены элементов оборудования.
Требования к эксплуатации, ремонту, реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения сохранности и содержания жилищного фонда, в том числе лифтового оборудования (пункт 5.10) установлены Правилами №170.
Из приведённых норм законодательства следует, что работы по надлежащему содержанию лифтового оборудования в многоквартирном доме отнесены к обязательным требованиям, выполняемым управляющей организацией при наличии в многоквартирном доме лифтового оборудования и являются обязательными к исполнению. Плата за оказание данных услуг входит в состав платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, плата за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме № 33, корпуса 1, литера А по пр. Луначарского в г. Санкт-Петербурге включает в себя плату за содержание лифтов в указанном многоквартирном доме. Указанное также видно из представленных квитанций об оплате жилищно-коммунальных услуг кв. 18 указанного адреса.
Правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491).
Согласно пункту 6 Правил № 491 в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, органы управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, управляющая организация, а при непосредственном управлении многоквартирным домом лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы, обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном настоящими Правилами.
Для целей настоящих Правил установленной продолжительностью перерывов в оказании услуг и выполнении работ является предельная длительность перерывов в оказании услуг и выполнении работ, определенная в соответствии с требованиями Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, иными требованиями законодательства Российской Федерации и условиями договоров, указанных в пункте 5 настоящих Правил (пункт 4).
В период с 18.11.2017 по 20.02.2018 включительно производился капитальный ремонт лифтов многоквартирного жилого дома № 33, корпуса 1, литера А по пр. Луначарского в г. Санкт-Петербурге, который финансировался за счёт средств Некоммерческой организации «Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» и бюджета Санкт-Петербурга.
Следовательно, в указанный период услуги лифта не предоставлялись собственникам (пользователям) помещений многоквартирного жилого дома № 33, корпуса 1, литера А по пр. Луначарского, а общество в указанный период не осуществляло обслуживание и ремонт лифтов и лифтового оборудования данного дома.
Нормативными правовыми актами не установлены предельно допустимые сроки перерыва в оказании услуг лифта, поэтому любой перерыв в работе лифта является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с положениями Правил № 491. Капитальный ремонт лифтов не указан в законодательстве в качестве обстоятельства, исключающего снижение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в связи с непредоставлением указанной услуги.
Довод заявителя о том, что неоказание услуг лифта в указанный выше период времени связан с устранением угрозы жизни и здоровью граждан, подлежит отклонению, поскольку никаких доказательств наличия этих фактов не представлено.
Сам по себе факт того, что лифт является опасным подъёмным механизмом, не свидетельствует о том, что его ремонт в любом случае связан с перечисленными выше обстоятельствами.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что у заявителя имелась обязанность снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам (пользователям) помещений многоквартирного жилого дома № 33, корпуса 1, литера А по пр. Луначарского в г. Санкт-Петербург за период с 18.11.2017 по 20.02.2018 включительно в связи с непредоставлением услуги лифта.
Учитывая изложенное, предписание № 05/12619-р от 05.09.2018 года является законным, выдано правомерно и обоснованно, а заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Арбитражный суд решил:
Требования Общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис №2 Выборгского района" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Ресовская Т.М.