ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-135679/19 от 29.06.2020 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

10 июля 2020 года                                                                Дело № А56-135679/2019

Резолютивная часть решения объявлена   июня 2020 года .

Полный текст решения изготовлен   июля 2020 года .

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
судьи  Калининой Л.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Хагопян А.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску:

истец: Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (адрес:  Россия 190000, Санкт-Петербург, ул. Малая Морская, д.12, лит. А, ОГРН:  1027810310274; ИНН: 7830001028; дата регистрации - 11.12.2002);

ответчик: Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ДМ" (адрес:  Россия 198207, Санкт-Петербург, Ленинский пр. д.115,а/я 19, 195030, г. Санкт-Петербург, ул. 1-я Жерновская, дом 5, помещение 4-Н, офис 7, ОГРН:  5067847454549; ИНН: 7806346663; дата регистрации - 18.10.2006);

об урегулировании разногласий

при участии

- от истца: Шадрин А.Г., по доверенности от 17.10.2019 г.

- от ответчика: Мартынова Н.К., по доверенности от 01.11.2019 г.

установил:

Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ДМ" (далее - ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договоров теплоснабжения №24043.038.9 от 01.09.2019 г., №24004.038.9 от 01.09.2019 г., №24081.038.9 от 01.09.2019 г., №24126.038.9 от 01.10.2019 г., №24127.038.9 от 01.10.2019 г., №24134.038.9 от 01.10.2019 г.:

- пункт 4.3.1 принять в редакции истца (урегулирован в досудебном порядке):

«Своевременно и в полном объеме производить оплату поданного (поставленного) на объект теплоснабжения коммунального ресурса в объеме (количестве), используемом в целях содержания общего имущества, включая нормативные и выявленные ненормативные потери».

- пункт 4.3.7 принять в редакции ответчика (урегулирован в досудебном порядке):

«Уведомлять Ресурсоснабжающую организацию о проведении проверок исправности оборудования Исполнителя, достоверности показаний приборов учета тепловой энергии, проведении ремонтных и иных работ, в том числе о сроках и порядке проведения таких мероприятий, уведомлять Ресурсоснабжающую организацию не менее чем за 3 (Три) рабочих дня.

Ресурсоснабжающая организация вправе принимать участие в мероприятиях, проводимых Исполнителем, в установленном действующими нормативно-правовыми актами порядке».

- пункт 4.3.8 из договоров исключить (урегулирован в досудебном порядке).

- пункт 4.3.10 из договоров исключить (урегулирован в досудебном порядке).

- пункт 4.3.21 принять в согласованной редакции (урегулирован в досудебном порядке):

«Ежемесячно в срок с 23 по 25 число расчетного месяца предоставлять в Ресурсоснабжающую организацию информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме, а также индивидуальных приборов учета (при предоставлении таких показаний собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме Исполнителю».

- пункт 5.4.1 принять в редакции истца (урегулирован в досудебном порядке):

«Исполнитель предоставляет в Ресурсоснабжающую организацию:

- в срок с 23 по 25 число отчетного месяца, при наличии коллективных (общедомовых) приборов учета - отчет о теплопотреблении за отчетный месяц по установленной действующими нормативно-правовыми актами форме (с приложением часовых и суточных архивов в электронном виде, диаграмм или отчетов). Ресурсоснабжающая организация в срок не позднее 27 числа отчетного месяца осуществляет проверку отчета о теплопотреблении с учетом зафиксированных показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, переданных Исполнителем и (или) наличия контрольных показаний УУТЭ.

- в срок с 23 по 25 число отчетного месяца сведения о показаниях индивидуальных приборов учета (при предоставлении Исполнителю таких показаний собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда) и иную информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги».

- пункт 5.4.2 принять в редакции истца (урегулирован в досудебном порядке):

«Ресурсоснабжающая организация предоставляет Исполнителю:

- в срок до 1 (первого) числа месяца, следующего за расчетным, сведения о показаниях индивидуальных приборов учета (при предоставлении Ресурсоснабжающей организации таких показаний собственниками помещений в  многоквартирном  доме  и  нанимателями жилых помещений  по  договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда);

- в срок до 2 (второго) числа месяца, следующего за расчетным, информацию об объемах коммунальных ресурсов, начисленных по заключенным Ресурсоснабжающей организацией договорам теплоснабжения нежилых помещений в многоквартирном доме».

- пункт 5.8 принять в редакции истца (урегулирован в досудебном порядке):

«В случае направления Исполнителем Ресурсоснабжающей организации немотивированных возражений к Акту сверки объемов и (или) направления возражений к Акту сверки объемов без приложения подтверждающих документов Акт сверки объемов считается принятым и подписанным Исполнителем без разногласий».

- Раздел 11 в части банковских реквизитов истца изложить в следующей редакции (урегулирован в досудебном порядке):

«р/с 40602810209000000001, АО "АБ "РОССИЯ", г. Санкт-Петербург, к/с 30101810800000000861, БИК 044030861».

- пункт 1.1 Приложения № 4 принять в согласованной редакции (урегулирован в досудебном порядке):

«Настоящий Порядок определяет особенности действий сторон при оборудовании и эксплуатации приборов учета тепловой энергии объекта теплоснабжения, указанного в Приложении № 8 к Договору (далее - объект) в соответствии с положениями нормативно-правовых актов Российской Федерации».

- пункт 2.1 Приложения № 4 принять в согласованной редакции (урегулирован в досудебном порядке):

«Перечень установленных коллективных (общедомовых) приборов учета с указанием мест их установления и показаниями на момент начала теплоснабжения приводится в Приложении № 8 к Договору. Сведения, содержащиеся в Приложении № 8, предоставляются Исполнителем».

- пункт 3.1 Приложения № 4 из Договоров исключить (урегулирован в досудебном порядке).

- пункт 3.2 Приложения № 4 из Договоров исключить (урегулирован в досудебном порядке).

- пункт 5.9 не включать в текст Договоров;

- пункт 2.2 Договоров принять в согласованной редакции:

«2.2. Датой начала поставки Ресурсоснабжающей организацией Коммунального ресурса считается дата вступления настоящего Договора в силу»;

- пункт 9.1 Договоров принять в согласованной редакции:

«9.1. Договор вступает в силу с первого числа месяца, следующего за месяцем вступления в законную силу решения суда по настоящему делу об урегулировании разногласий и действует по 31.12.2020».

В судебном заседании представитель истца уточнил заявленные требования, просил урегулировать разногласия, возникшие при заключении договоров №24043.038.9 от 01.09.2019 г., №24004.038.9 от 01.09.2019 г., №24004.038.9 от 01.09.2019 г., №24081.038.9 от 01.09.2019 г., №24126.038.9 от 01.10.2019 г., №24127.038.9 от 01.10.2019 г., №24134.038.9 от 01.10.2019 г.:

- пункт 5.9 не включать в текст Договоров;

- пункт 2.2 Договоров принять в согласованной редакции:

«2.2. Датой начала поставки Ресурсоснабжающей организацией Коммунального ресурса считается дата вступления настоящего Договора в силу»;

- пункт 9.1 Договоров принять в согласованной редакции:

«9.1. Договор вступает в силу с первого числа месяца, следующего за месяцем вступления в законную силу решения суда по настоящему делу об урегулировании разногласий и действует по 31.12.2020».

Как следует из представленных в материалы дела протоколов согласования разногласий, между сторонами не достигнуто соглашение только по п. 5.9 договоров.

На основании ст. 445 ГК РФ суд рассматривает разногласия только по указанному пункту.

Ответчик возражал против исключения п. 5.9 из договоров, просил включить п. 5.9 в договоры в следующей редакции:

- пункт 5.9. Если по итогам расчетного периода объем ресурса на ОДН имеет отрицательное значение (меньше 0), то в этом периоде ОДН признается равным 0, но в следующем периоде (периодах) если объем ресурса на ОДН имеет положительное значение (больше 0), он подлежит уменьшению на ранее полученное отрицательное значение объема ресурса на ОДН.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

При заключении договоров теплоснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах со встроенными помещениями, расположенными по адресу: Санкт-Петербург, ул. Коммуны, д. 61, лит. А, ул. 2-я Жерновская, д. 2/4, лит. Б, д. 26, корп. 2, лит. А, д. 28, лит. А, д. 29, корп. 1, лит. А, ул. 6-я Жерновская, д. 17, стр. 1 между истцом (ресурсоснабжающей организацией) и ответчиком (исполнителем) возникли разногласия по пункту 5.9 договоров теплоснабжения.

Согласно ст. 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.

В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

Истец просит не включать в текст договора пункт 5.9, предложенный ответчиком.

Ответчик полагает, что включение в текст договоров теплоснабжения пункта 5.9 не нарушает норм действующего законодательства, ссылается на решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 20.06.2018 г, №АКПИ 18-386 которым разъяснено, что положения пп. «а» п. 21(1) Правил № 124 об объеме коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем, равном нулю, в случае, если величина объема коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в многоквартирном доме за расчетный период (Vпотр) превышает или равна величине объема коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (Уодпу), не исключают перерасчет.

В случае, когда величина Vпотр превышает объем Voдпу, то объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами, что исключает для ресурсоснабжающей организации возможность получить плату за неоказанные услуги и позволяет устранить несоответствие фактического потребления коммунального ресурса, вызванного невозможностью одновременного снятия показаний со всех приборов учета. Объем, подлежащий оплате, в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами.

Возражая против включения данного пункта в договор истец указывает, что предлагаемый порядок определения объема коммунального ресурса, приходящегося на общедомовые нужды, значительно отличается от порядка, предусмотренного пункта 21(1) Правил №124, в соответствии с которым: если объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме за расчетный месяц, превышает или равен объему, определенному по показаниям общедомового прибора учета, то объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный месяц, принимается равным нулю.

Вместе с тем, положения пункта 21(1) Правил № 124 являются императивными и не могут быть изменены сторонами даже при наличии на то соответствующего соглашения; в соответствии с частью 4 статьи 426 ГК РФ, в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Правила № 124 изданы с целью упорядочения правоотношений между ресурсоснабжающими организациями и потребителями, поскольку при заключении договоров теплоснабжения применение указанных правил обязательно, стороны не вправе искажать изначальный смысл указанных в них правовых норм.

Доводы ответчика сводятся к тому, что отсутствие пункта 5.9 в текстах договоров теплоснабжения лишают его права на осуществление перерасчета.

Вместе с тем, условия договоров теплоснабжения позволяют ответчику заявить соответствующие разногласия по объемам поставленного коммунального ресурса в рамках разногласий к акту сверки объемов с приложением подтверждающих документов, заявить перерасчет в отношении объемов коммунального ресурса, поставленного в целях содержания общего имущества и подлежащего оплате.

Указанная позиция выражена Верховным судом Российской Федерации в определении от 29.10.2018 № 307-ЭС18-16636, в соответствии с которой установленный законодателем алгоритм определения объема коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения (пункт 21(1) Правил № 124), не может рассматриваться как нарушающий права управляющей организации, так как управляющая организация не лишена возможности обратиться в ресурсоснабжающую организацию с заявлением о перерасчете платежей в последующих расчетных периодах.

Таким образом, порядок определения объемов коммунального ресурса, поставленного на цели содержания общего имущества и подлежащего оплате, и возможность осуществления перерасчета за поставленный коммунальный ресурс, не являются тождественными понятиями, хотя и имеют правовую плоскость соприкосновения. Различное правовое регулирование свидетельствует о невозможности толкования императивного положения пункта 21(1) Правил № 124 в пользу возможности внесения изменений в порядок определения объемов коммунального ресурса, поставленного на цели содержания общего имущества и подлежащего оплате, связанной с намерением ответчика заявить о необходимости проведения перерасчета.

Также предложенная редакция пункта 5.9 Договоров теплоснабжения не может быть применена относительно договора теплоснабжения от 01.10.2019 № 24134.038.9 (Санкт-Петербург, ул. 6-я Жерновская, д. 17, стр. 1), поскольку в указанном МКД закрытая система горячего водоснабжения, отсутствует общедомовой прибор учета горячего водоснабжения (установлен общий узел учета), объем фактически слитого теплоносителя на нужды горячего водоснабжения установить невозможно (отбора теплоносителя на нужды ГВС не происходит).

Подпунктом «в» пункта 21(1) Правил № 124 установлено, что объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, либо после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, если период работы прибора учета составил менее 3 месяцев, либо по истечении 3 месяцев с момента выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, если период работы прибора учета составил более 3 месяцев, либо при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета в сроки, установленные законодательством или договором ресурсоснабжения, либо при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (проверки достоверности представленных сведений о показаниях такого прибора учета) определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальной услуги.

В соответствии с пунктом 22(1) Правил № 354, размер платы за коммунальную услугу по   горячему   водоснабжению,   предоставленную   на   общедомовые   нужды   в многоквартирном доме, для i-ro жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета горячей воды определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды.

Как утверждает истец, ответчику ежемесячно выставляется объем коммунального ресурса (горячей воды), поставленный на нужды содержания общего имущества, определенный исходя из норматива потребления, установленного пунктом 2 приложения № 1 распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 26.05.2017 № 50-р «Об утверждении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Санкт-Петербурга» (далее - Распоряжение № 50-р).

В данном случае, общий объем потребления тепловой энергии (объем, выставленный к оплате) не может превышать показания коллективного (общедомового) прибора учета. Расчеты объемов коммунальных ресурсов в многоквартирных домах, имеющих закрытую систему горячего водоснабжения, в том числе в МКД (либо в которых отсутствует коллективный прибор учета), осуществляется следующим образом:

ОДПУ(Гкал) = ИПУ(Гкал) + СОИ(Гкал) + Отопление(Гкал)

Где:

ОДПУ(Гкал) - показания коллективного прибора учета в Гкал;

ИПУ(Гкал) - объем потребления МКД горячей воды в Гкал, определенный по переданным показаниям индивидуальных приборов учета в м.куб. (либо норматива индивидуального потребления) и умноженный на коэффициент 0,06 в целях определения объема потребления в Гкал;

СОИ(Гкал) - объем горячей воды, потребленной в целях содержания общего имущества, исходя из норматива потребления.

Отопление(Гкал) - объем коммунального ресурса, поставленного в МКД в целях оказания коммунальной услуги «отопление» и определенного как разница между показаниями ОДПУ(Гкал) и показаниями объемов потребленного коммунального ресурса (в Гкал) при предоставлении коммунальной услуги «горячее водоснабжение» (индивидуальное потребление и содержание общего имущества).

Таким образом, при определении объемов коммунального ресурса, поставленного на нужды содержания общего имущества в многоквартирный дом по адресу: Санкт-Петербург, ул. 6-я Жерновская, д. 17, стр. 1, используются утвержденные Распоряжением № 50-р нормативы потребления, исключающие возможность возникновения случаев, когда объем коммунального ресурса, определенный по показаниям индивидуальных приборов учета, превышает объем коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета.

Руководствуясь статьями 9, 49, 64-66, 71, 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

Урегулировать разногласия, возникшие при заключении договоров №24043.038.9 от 01.09.2019 г., №24004.038.9 от 01.09.2019 г., №24081.038.9 от 01.09.2019 г., №24126.038.9 от 01.10.2019 г., №24127.038.9 от 01.10.2019 г., №24134.038.9 от 01.10.2019 г., пункт 5.9 в договоры не включать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ДМ" в пользу государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" 36 000 рублей расходов по оплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.

Судья                                                                            Калинина Л.М.