Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
05 марта 2019 года Дело № А56-136132/2018
Резолютивная часть решения объявлена 27 февраля 2019 года. Полный текст решения изготовлен 05 марта 2019 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Черняковская М.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Телешовой Е.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель общество с ограниченной ответственностью "Альянс-Авиа"
заинтересованное лицо Пулковская таможня
о признании незаконным решения от 31.07.2018 №10221000/210/310718/Т000043/001
при участии
от заявителя: ФИО1 (доверенность от 24.05.2018), ФИО2 (доверенность от 11.01.2019)
от заинтересованного лица: ФИО3 (доверенность от 10.01.2019), ФИО4 (доверенность от 23.01.2019), ФИО5 (доверенность от 21.01.2019), ФИО6 (доверенность от 10.01.2019), ФИО7 (доверенность от 18.02.2019)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Альянс-Авиа» (далее – Общество, ООО «Альянс Авиа») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Пулковской таможни (далее – таможенный орган) от 31.07.2018 №10221000/210/310718/Т000043/001 о возникновении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
Определением суда от 09.11.2018 заявление Общества принято к производству, назначено предварительное судебное заседание на 23.01.2019.
Определением суда от 23.01.2019 (протокольное) рассмотрение дела отложено на 20.02.2019 по ходатайству Общества для ознакомления с представленным таможенным органом документами.
Определением суда от 20.02.2019 (протокольное) рассмотрение дела отложено на 27.02.2019 для представления таможенным органом документов.
В настоящем судебном заседании возражений о переходе к судебному разбирательству от сторон не поступило.
Суд, завершив предварительное судебное заседание, открыл судебное заседание в первой инстанции в порядке статей 136-137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) перешел к рассмотрению спора по существу.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, представители таможенного органа просили отказать в удовлетворении требований по основаниям, изложенным в отзыве и пояснениях.
Исследовав материалы дела, дополнительно представленные доказательства, заслушав доводы представителей сторон, Арбитражный суд установил следующее.
Пулковской таможней в период с 01.08.2015 по 29.05.2018 проведена выездная таможенная проверка по вопросу: достоверности заявленных сведений при перемещении транспортных средств международной перевозки (далее – ТСМП), а именно соблюдения установленных правом Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) и законодательством Российской Федерации о таможенном деле условий использования временно ввезенного на таможенную территорию ЕАЭС в качестве ТСМП воздушного судна AW109SP, государственный и регистрационный номер RA-01984, серийный номер 22304 (далее – вертолет, воздушное судно).
В рамках выездной таможенной проверки установлено, что ООО «Альянс Авиа» является лицом, ответственным за перевозку воздушного судна AW109SP (государственный и регистрационный номер RA-01984), оформленного в качестве временно ввозимого ТСМП по таможенным декларациям на транспортное средство (далее – ТДТС) №№ 10221020/100615/400007473 (ввоз) 10221020/060616/400006808 (вывоз), 10221020/060616/400006801 (ввоз), 10221020/030816/400011260 (вывоз), 10221020/030816/400011207 (ввоз), 10221020/280916/400015466 (вывоз), 10221020/290916/400015393 (ввоз), 10221020/210917/400001156 (вывоз), 10221020/220917/400001169 (ввоз, срок временного ввоза установлен до 21.09.2018).
Подача документов для оформления временного ввоза воздушного судна по вышеуказанным ТДТС и завершения процедуры временного ввоза осуществлялась представителем перевозчика ООО «Альянс Авиа» – пилотом воздушного судна.
В ходе проведения выездной таможенной проверки ООО «Альянс Авиа» представлен контракт от 29.01.2015 № 2АВ/15, заключенный Обществом с Whithall Investment Limited (Британские Виргинские Острова) (далее – Заказчик, Собственник), в соответствии с которым, Общество обязуется за вознаграждение и по поручению Заказчика осуществлять от своего имени, но за счет Заказчика, юридические и иные действия направленные на организацию перевозки пассажиров или грузов на воздушном судне AW109SP (государственный и регистрационный номер RA-01984), год выпуска 2013, страна производитель Италия.
В соответствии с копией свидетельства о государственной регистрации прав на воздушное судно AW109SP от 14.06.2013 АА № 005167, вертолет принадлежит компании «Whithall Investment Limited» (Британские Виргинские Острова) и внесен в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации (свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна № 7278).
В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 14.10.2010 №422 «О форме таможенной декларации на транспортное средство и Инструкции о порядке ее заполнения» в графе 11 «Цель ввоза/вывоза» указывается цель временного ввоза или временного вывоза ТСМП:
? для начала международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа на таможенной территории;
? для начала международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа за пределы таможенной территории;
? для завершения международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа на таможенной территории;
? для завершения международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа за пределами таможенной территории.
Анализ ТДТС, оформленных при временном ввозе и вывозе проверяемого воздушного судна показал, что во всех ТДТС (за исключением двух ТДТС №№ 10221020/290916/400015393, 10221020/220917/400001169) цель ввоза, заявленная в графе 11 ТДТС, не соответствует целям ввоза ТСМП, установленным Решением Комиссии Таможенного союза от 14.10.2010 № 422.
Так, в ТДТС № 1021020/100615/400007473 указано, что воздушное судно следует по маршруту Лаппеенранта (Финляндия) – Санкт-Петербург – Таллин (Эстония) (гр. 5 ТДТС), без товара (гр. 9 ТДТС) и пассажиров (гр. 7 ТДТС), цель ввоза указана – «деловая» (гр. № 11). В соответствии со сведениями, указанными в генеральной декларации от 06.06.2016, а также в соответствии с ТДТС №10221020/060616/400006808 воздушное судно AW109SP вывезено за пределы Российской Федерации без пассажиров и товара (гр. №№ 7, 9).
В ТДТС № 10221020/060616/400006801 указано, что воздушное судно следует по маршруту Таллин (Эстония) – Санкт-Петербург – Таллин (Эстония) (гр. 5 ТДТС), без товара (гр. 9 ТДТС) и пассажиров (гр. 7 ТДТС), цель ввоза указана – «деловая» (гр. № 11). В соответствии со сведениями, указанными в генеральной декларации от 03.08.2016, а также в соответствии с ТДТС №10221020/030816/400011260 воздушное судно вывезено за пределы Российской Федерации без пассажиров и товара (гр. №№ 7, 9).
В ТДТС № 10221020/030816/400011207 указано, что воздушное судно следует по маршруту Таллин (Эстония) – Санкт-Петербург – Таллин (Эстония) (гр. 5 ТДТС), без товара (гр. 9 ТДТС) и пассажиров (гр. 7 ТДТС), цель ввоза указана – «деловая» (гр. № 11). В соответствии со сведениями, указанными в генеральной декларации от 28.09.2016, а также в соответствии с ТДТС №10221020/280916/400015466 воздушное судно вывезено за пределы Российской Федерации без пассажиров и товара (гр. №№ 7, 9).
В ТДТС № 10221020/290916/400015393 указано, что воздушное судно следует по маршруту Таллин (Эстония) – Санкт-Петербург – Таллин (Эстония) (гр. 5 ТДТС), без товара (гр. 9 ТДТС) и пассажиров (гр. 7 ТДТС), цель ввоза указана – «для начала международной перевозки пассажира и багажа на таможенной территории» (гр. № 11). В соответствии со сведениями, указанными в генеральной декларации от 21.09.2017, а также в соответствии с ТДТС №10221020/210917/400001156 воздушное судно вывезено за пределы Российской Федерации без пассажиров и товара (гр. №№ 7, 9).
В ТДТС № 10221020/220917/400001169 указано, что воздушное судно следует по маршруту Таллин (Эстония) – Санкт-Петербург – Таллин (Эстония) (гр. 5 ТДТС), без товара (гр. 9 ТДТС) и пассажиров (гр. 7 ТДТС), цель ввоза указана – «начало международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа за территорию ТС» (гр. № 11). Срок временного ввоза установлен до 21.09.2018.
В ходе внеплановой выездной таможенной проверки Пулковской таможней установлено, что проверяемое воздушное судно неоднократно использовалось во внутренних перевозках, цель полета - деловые полеты или авиация общего назначения, что подтверждается плановой информацией, полученной от Росавиации письмом от 17.01.2018 № 11.7-210, заданиями на полет, полученными от ООО «Альянс Авиа» письмом от 08.06.2018 № б/н, бортовым журналом самолета (вертолета), информацией, полученной от ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» письмом от 16.07.2018 №25.09.00.00-04/18/3283.
1. В ходе проверки выявлено, что в проверяемом периоде воздушным судном, временно ввезенным по ТДТС № 1021020/100615/400007473, совершено порядка 65 внутренних полетов, из которых 4 без пассажиров и груза на борту, с одним пассажиром 54, более одного пассажира 7.
Установлена дата первого нарушения в проверяемом периоде - 01.08.2015.
В частности, 01.08.2015 в 13:40 воздушное судно, в соответствии с заданием на полет от 31.07.2015 № Ад/56, совершило полет по маршруту
Санкт-Петербург (Пулково) – Лосево без пассажира, Лосево –
Санкт-Петербург (Пулково) с пассажиром на борту, Санкт-Петербург (Пулково) – Лосево с пассажиром на борту и Лосево – Санкт-Петербург (Пулково).
07.09.2015 в 08:20 воздушное судно, в соответствии с заданием на полет от 07.09.2015 № Ад/82, совершило полет по маршруту
Санкт-Петербург (Пулково) – Лосево – Яхт-клуб - Санкт-Петербург (Пулково) с пассажиром на борту.
21.11.2015 в 12:45 воздушное судно, в соответствии с заданием на полет от 21.11.2015 № Ад/98, совершило полет по маршруту
Санкт-Петербург (Пулково) – Лосево – Яхт-клуб - Санкт-Петербург (Пулково) с пассажиром на борту.
19.02.2016 в 7:00 воздушное судно, в соответствии с заданием на полет от 18.02.2016 № Ад/2, совершило полет по маршруту Санкт-Петербург (Пулково) – Валдай (Новгород) без пассажира и Валдай (Новгород) – Санкт-Петербург (Пулково) с пассажиром на борту.
10.04.2016 в 10:20 воздушное судно, в соответствии с заданием на полет от 08.04.2016 № Ад/17, совершило полет по маршруту Санкт-Петербург (Пулково) – Лосево без пассажира, Лосево – Санкт-Петербург (Пулково) с 3 пассажирами на борту.
05.06.2016 в 14:10 воздушное судно, в соответствии с заданием на полет от 03.06.2016 № Ад/36, совершило полет по маршруту Санкт-Петербург (Пулково) – Лосево – Санкт-Петербург (Пулково) – Лосево – Санкт-Петербург (Пулково) с 2 пассажирами на борту.
Воздушные полеты по аналогичным маршрутам воздушное судно совершало практически ежемесячно в течение всего срока временного ввоза ТСМП.
2. В ходе проверки выявлено, что в период с 06.06.2016 по 03.08.2016 воздушным судном, временно ввезенным по ТДТС № 1021020/060616/400006801, совершено 16 внутренних полетов, из которых с одним пассажиром более 13, более одного пассажира 3.
Так, 10.06.2016 в 19:20 воздушное судно, в соответствии с заданием на полет от 10.06.2016 № Ад/34, совершило полет по маршруту Санкт-Петербург (Пулково) – Лосево без пассажира, Яхт-клуб – Санкт-Петербург (Пулково) с пассажиром на борту.
26.06.2016 в 17:00 воздушное судно, в соответствии с заданием на полет от 26.06.2016 № Ад/41, совершило полет по маршруту Санкт-Петербург (Пулково) – Лосево без пассажира, Яхт-клуб - Санкт-Петербург (Пулково) с пассажиром на борту.
29.07.2016 в 08:00 воздушное судно, в соответствии с заданием на полет от 28.07.2016 № Ад/49, совершило полет по маршруту Санкт-Петербург (Пулково) – Лосево без пассажира, Кухки - Санкт-Петербург (Пулково) с пассажиром на борту.
Воздушные полеты по территории Российской Федерации воздушное судно совершало регулярно в течение всего срока временного ввоза ТСМП.
3. В ходе проверки выявлено, что в период с 03.08.2016 по 28.09.2016 воздушным судном, временно ввезенным по ТДТС № 1021020/030816/400011207, совершено 16 внутренних полетов, из которых 2 без пассажиров и груза на борту, с одним пассажиром 8, более одного пассажира 6.
Так, например, 13.08.2016 в 06:00 воздушное судно, в соответствии с заданием на полет от 12.08.2016 № Ад/52, совершило полет по маршруту Санкт-Петербург (Пулково) – Лемболово без пассажира, Яхт-клуб – Санкт-Петербург (Пулково) с пассажиром на борту.
25.09.2016 в 05:40 воздушное судно, в соответствии с заданием на полет от 23.09.2016 № Ад/71, совершило полет по маршруту Санкт-Петербург (Пулково) – Яхт-клуб без пассажира, Яхт-клуб – Лосево –Санкт-Петербург (Пулково) с 2 пассажирами на борту.
Воздушные полеты по аналогичным маршрутам совершались регулярно в течение всего срока временного ввоза ТСМП.
4. В ходе проверки выявлено, что в период с 29.09.2016 по 21.09.2017 воздушным судном, временно ввезенным по ТДТС № 1021020/290916/400015393, совершено более 55 внутренних полетов, из которых с одним пассажиром более 50, более одного пассажира 5.
30.09.2016 в 10:30 воздушное судно, в соответствии с заданием на полет от 30.09.2016 № Ад/73, совершило полет по маршруту Санкт-Петербург (Пулково) – Лосево – Санкт-Петербург (Пулково) с пассажиром на борту.
09.10.2016 в 15:50 воздушное судно, в соответствии с заданием на полет от 07.10.2016 № Ад/76, совершило полет по маршруту Санкт-Петербург (Пулково) – Лосево – Санкт-Петербург (Пулково) с пассажиром на борту.
20.01.2017 в 10:30 воздушное судно, в соответствии с заданием на полет от 20.01.2017 № Ад/01, совершило полет по маршруту Санкт-Петербург (Пулково) – Лосево – Санкт-Петербург (Пулково) с пассажиром на борту.
23.03.2017 в 14:00 воздушное судно, в соответствии с заданием на полет от 23.03.2017 № Ад/08, совершило полет по маршруту Санкт-Петербург (Пулково) – Лосево – Санкт-Петербург (Пулково) с пассажиром на борту.
15.05.2017 в 10:30 воздушное судно, в соответствии с заданием на полет от 15.05.2017 № Ад/27, совершило полет по маршруту Санкт-Петербург (Пулково) – р-н Перово – Санкт-Петербург (Пулково) с пассажиром на борту.
23.07.2017 в 04:15 воздушное судно, в соответствии с заданием на полет от 21.07.2017 № Ад/42, совершило полет по маршруту Санкт-Петербург (Пулково) – Высоцк – Санкт-Петербург (Пулково) с пассажиром на борту.
12.09.2017 в 07:25 воздушное судно, в соответствии с заданием на полет от 11.09.2017 № Ад/57, совершило полет по маршруту Санкт-Петербург (Пулково) –р-н Выборга – Перово с пассажиром на борту, Перово – Санкт-Петербург (Пулково) без пассажира.
Воздушные полеты по территории Российской Федерации воздушное судно совершало регулярно в течение всего срока временного ввоза ТСМП.
5. В ходе проверки выявлено, что в период с 22.09.2017 по 29 мая 2018 года воздушным судном, временно ввезенным по ТДТС № 1021020/220917/400001169, совершено 13 внутренних полетов, из которых 1 без пассажиров и груза на борту, с одним пассажиром 9, более одного пассажира 3.
25.09.2017 в 05:30 воздушное судно, в соответствии с заданием на полет от 24.09.2017 № Ад/62, совершило полет по маршруту Санкт-Петербург (Пулково) – КС Елизаветинская – Санкт-Петербург (Пулково) с пассажиром на борту.
03.11.2017 в 10:40 воздушное судно, в соответствии с заданием на полет от 03.11.2017 № Ад/65, совершило полет по маршруту Санкт-Петербург (Пулково) – Лосево – Санкт-Петербург (Пулково) с пассажиром на борту.
17.11.2017 воздушное судно, в соответствии с заданием на полет от 17.11.2017 № Ад/66,совершило полет по маршруту Санкт-Петербург (Пулково) – Экспофорум без пассажира, Экспофорум – Тихвин с двумя пассажирами на борту, Тихвин – Экспофорум с двумя пассажирами на борту, Экспофорум – Санкт-Петербург (Пулково) без пассажиров.
17.02.2018 в 05:20 воздушное судно, в соответствии с заданием на полет от 16.02.2018 совершило полет по маршруту Санкт-Петербург (Пулково) – Яхт-клуб без пассажира, Яхт-клуб – Валдай с пассажиром на борту, Валдай – Яхт-клуб с пассажиром на борту, Яхт-клуб – Санкт-Петербург (Пулково) без пассажира.
20.04.2018 в 19:00 воздушное судно, в соответствии с заданием на полет от 20.04.2018 № Ад/07, совершило полет по маршруту Санкт-Петербург (Пулково) – Лосево – Санкт-Петербург (Пулково) с пассажиром на борту.
20.05.2018 в 13:30 воздушное судно, в соответствии с заданием на полет от 20.05.2018 № Ад/14, совершило полет по маршруту Санкт-Петербург (Пулково) – Лосево – Санкт-Петербург (Пулково) с пассажиром на борту, Санкт-Петербург (Пулково) – Лосево – Яхт-клуб – Санкт-Петербург (Пулково) с пассажиром на борту.
Воздушные полеты по аналогичным маршрутам воздушное судно совершало регулярно в течение всего срока временного ввоза ТСМП.
В соответствии с подпунктом 40 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) под понятием «транспортные средства международной перевозки» понимаются транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза или вывозимые за ее пределы в целях начала и (или) завершения международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования.
Соответствующая правовая норма содержится в подпункте 51 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС.
Таким образом, сведения, заявленные представителем Общества в ТДТС о цели ввоза ТСМП, а также указание информации об отсутствии перемещения на борту ТСМП пассажиров и (или) багажа, иных грузов, как при временном ввозе, так и при обратном вывозе, не соответствуют определению «транспортного средства международной перевозки», установленному подпунктом 40 пункта 1 статьи 4 ТК ТС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 96 ТК ТС при ввозе на таможенную территорию таможенного союза товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 96 ТК ТС товары, указанные в пункте 1 статьи 96 ТК ТС, считаются находящимися под таможенным контролем до фактического вывоза с таможенной территории таможенного союза.
Срок таможенного контроля после выпуска товаров определен частью 2 статьи 164 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 311-ФЗ) и не должен превышать трех лет с момента окончания нахождения товаров под таможенным контролем.
Особенности и условия перемещения ТСМП регулировались в проверяемый период главой 48 ТК ТС и в настоящее время регулируются главой 38 ТК ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 3 статьи 341 ТК ТС отправление ТСМП из мест их стоянки в местах перемещения товаров через таможенную границу производится после завершения таможенных операций, совершаемых при прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза или убытии товаров с такой территории, предусмотренных главами 23 и 24 ТК ТС соответственно.
В соответствии с пунктом 4 статьи 341 ТК ТС ТСМП подлежат таможенному декларированию в соответствии со статьей 350 ТК ТС без помещения под таможенные процедуры.
В соответствии с пунктом 1 статьи 350 ТК ТС таможенное декларирование ТСМП осуществляется при временном ввозе на таможенную территорию таможенного союза ТСМП и вывозе таких временно ввезенных транспортных средств с такой территории, а также при временном вывозе с таможенной территории таможенного союза ТСМП и ввозе таких временно вывезенных ТСМП на такую территорию путем подачи перевозчиком таможенному органу ТДТС.
В соответствии с пунктом 2 статьи 350 ТК ТС в качестве ТСМП применяются стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами в области транспорта, участниками которых являются государства – члены таможенного союза, если в них содержатся сведения о ТСМП, его маршруте, грузе, припасах, об экипаже и о пассажирах, цели ввоза (вывоза) ТСМП и (или) наименовании запасных частей и оборудования, которые перемещаются для ремонта или эксплуатации транспортного средства международной перевозки, указанные в статье 159 ТК ТС, в зависимости от вида транспорта.
Согласно пункту 1 статьи 274 ТК ЕАЭС срок нахождения на таможенной территории ЕАЭС временно ввозимого ТСМП устанавливается таможенным органом на основании заявления перевозчика исходя из времени, необходимого для вывоза такого транспортного средства международной перевозки с таможенной территории ЕАЭС после завершения операций перевозки, в связи с которыми оно было ввезено на таможенную территорию ЕАЭС, с учетом статьи 144 ТК ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 2 статьи 344 ТК ТС на таможенной территории Таможенного союза не допускается использование временно ввезенных ТСМП для перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, начинающейся и завершающейся на таможенной территории Таможенного союза.
Сведения о фактах помещения воздушного судна в проверяемый период под таможенные процедуры не выявлены, в связи с чем таможенный орган пришел к обоснованному выводу о том, что имеются основания для доначисления таможенных платежей.
Доводы заявителя о том, что у таможенного органа отсутствовали основания для выпуска указанного воздушного судна в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза, подлежит отклонению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 342 ТК ТС, действовавшим на момент совершения таможенных операций с воздушным судном, временный ввоз на таможенную территорию ЕАЭС ТСМП без уплаты таможенных пошлин, налогов допускается при одновременном соблюдении следующих условий:
1) если ТСМП зарегистрировано на территории иностранного государства за иностранным лицом;
2) если ТСМП ввозится на таможенную территорию таможенного союза и используется иностранным лицом, за исключением случаев, когда ТСМП используется лицом государства – члена таможенного союза, надлежащим образом уполномоченным иностранным лицом на оказание услуг по перевозке доверенностью в простой письменной форме или договором на оказание таких услуг, для завершения или начала международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа на таможенной территории таможенного союза либо за ее пределами.
В соответствии с копией свидетельства о государственной регистрации прав на воздушное судно AW109SP от 14.06.2013 АА № 005167, вертолет принадлежит компании «Whithall Investment Limited» (Британские Виргинские Острова) и внесен в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации (свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна № 7278).
В силу пункта 1 статьи 180 ТК ТС при таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, применяются следующие виды таможенной декларации: декларация на товары, транзитная декларация, пассажирская таможенная декларация и декларация на транспортное средство.
Согласно пункту 2 статьи 179 ТК ТС таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.
Транспортные средства международной перевозки (далее - ТСМП) -транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза или вывозимые за ее пределы в целях начала и (или) завершения международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования (подпункт 40 пункта 1 статьи 4 ТК ТС).
Особенности перемещения ТСМП при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа на момент рассматриваемых событий регламентировались главой 48 ТК ТС.
Пунктом 1 статьи 350 ТК ТС установлено, что таможенное декларирование ТСМП осуществляется путем подачи перевозчиком таможенному органу таможенной декларации на транспортное средство (далее - ТДТС).
В качестве ТДТС применяются стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами в области транспорта, участниками которых являются государства - члены Таможенного союза, если в них содержатся сведения о ТСМП, его маршруте, грузе, припасах, об экипаже и о пассажирах, цели ввоза (вывоза) ТСМП и (или) наименовании запасных частей и оборудования, которые перемещаются для ремонта или эксплуатации ТСМП, указанные в статье 159 ТК ТС, в зависимости от вида транспорта.
Перечень документов и сведений, которые перевозчик представляет при прибытии товаров на таможенную территорию воздушным транспортом, определен подпунктом 3 пункта 1 статьи 159 ТК ТС.
В соответствии с положениями абзаца 2 пункта 2 статьи 350 ТК ТС если в представленных стандартных документах перевозчика не содержатся все необходимые сведения, таможенное декларирование ТСМП осуществляется путем представления ТДТС установленной формы. При этом представленные стандартные документы перевозчика рассматриваются как неотъемлемая часть ТДТС.
Форма и порядок заполнения ТДТС установлены решением Комиссии Таможенного союза от 14.10.2010 № 422 «О форме таможенной декларации на транспортное средство и Инструкции о порядке ее заполнения».
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 159 ТК ТС при таможенном декларировании воздушного судна с использованием ТДТС ООО «Альянс Авиа» представлен стандартный документ перевозчика, предусмотренный международными договорами в области гражданской авиации (генеральная декларация).
В соответствии с положениями абзаца 4 пункта 2 статьи 350 ТК ТС при таможенном декларировании ТСМП таможенный орган не вправе требовать представления иных сведений.
Пунктом 7 статьи 190 ТК ТС установлено, что с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 4 ТК ТС декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.
В соответствии с положениями статьи 189 ТК ТС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов Таможенного союза за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками.
ООО «Альянс Авиа» сознательно выбрана форма и порядок таможенного декларирования воздушного судна, в качестве временно ввозимого ТСМП, без помещения под таможенную процедуру и без уплаты таможенный платежей, с представлением необходимых документов и сведений.
ТДТС №№ 10221020/030816/400011207, 10221020/290616/400015393, 10221020/220917/400001169, представленные ООО «Альянс Авиа», составлены по форме и заполнены в порядке, утвержденным вышеуказанным решением КомиссииТаможенного союза, содержали сведения, требуемые в соответствии со статьями 350 и 159 ТК ТС, и зарегистрированы таможенным органом в установленном порядке.
При таких обстоятельствах, основания для принятия должностным лицом таможенного органа решения об отказе в регистрации таможенной декларации, поданной ООО «Альянс Авиа», определенных пунктом 4 статьи 190 ТК ТС, отсутствовали.
Как было указано выше, в соответствии с пунктом 2 статьи 344 ТК ТС на таможенной территории Таможенного союза не допускается использование временно ввезенных ТСМП для перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, начинающейся и завершающейся на таможенной территории Таможенного союза.
В случае совершения указанных действий без помещения временно ввезенных транспортных средств международной перевозки под таможенные процедуры подлежат уплате таможенные пошлины, налоги в размерах, соответствующих суммам ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении таких транспортных средств международной перевозки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленным на день регистрации таможенной декларации на транспортное средство. При этом сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается первый день совершения указанных действий, а если этот день не установлен - день регистрации таможенным органом таможенной декларации на транспортное средство.
ТК ЕАЭС, вступившим в силу 01.01.2018, введен ряд положений, нацеленных на пересмотр возникшей и подлежащей исполнению до его вступления в силу обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
Согласно пункту 4 статьи 458 ТК ЕАЭС обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных ТСМП, возникшая и подлежащая исполнению до вступления ТК ЕАЭС в силу в связи с совершением действий, указанных в пункте 2 статьи 344 ТК ТС, без помещения временно ввезенных ТСМП под таможенные процедуры, не исполненная в полном размере на дату вступления ТК ЕАЭС в силу, подлежит исполнению в размере сумм таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате, как если бы ТСМП помещались под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьей 282 ТК ТС, за период со дня, следующего за днем их выпуска в качестве временно ввезенных ТСМП, по день вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС.
Вышеуказанная норма ТК ТС предполагает пересмотр размера ранее возникшей и не исполненной на момент вступления в силу ТК ЕАЭС обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенного транспортного средства международной перевозки в связи с его использованием во внутренней перевозке либо в связи с его передачей иным лицам, в том числе в аренду (в субаренду), за исключением передачи для ремонта, технического обслуживания, хранения либо передачи в целях завершения операции перевозки путем немедленного вывоза транспортного средства международной перевозки.
Согласно пункту 4 статьи 458 ТК ЕАЭС сумма недоимки рассчитывается в соответствии со статьей 282 ТК ТС, как если бы ТСМП помещались под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов за период со дня, следующего за днем их выпуска в качестве временно ввезенных транспортных средств международной перевозки, по день вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС.
Абзацем 2 пункта 3 статьи 282 ТК ТС установлено, что при частичном условном освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории Таможенного союза уплачивается 3 (три) процента суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в день регистрации таможенной декларации, поданной для помещения таких товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).
Таким образом, за период со дня, следующего за днем выпуска транспортного средства в качестве временно ТСМП, по день вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС подлежат уплате 3 (три) процента суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, как за каждый полный и неполный календарный месяц.
При этом каждый факт выпуска в качестве временно ввезенного ТСМП рассматривается как отдельное юридически значимое действие, влекущее необходимость начисления таможенных платежей.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 279 ТК ЕАЭС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввозимых (временно ввезенных) ТСМП возникает у декларанта временно ввозимого ТСМП с момента регистрации таможенным органом декларации на транспортное средство.
Таким образом, по каждой из проверяемых ТДТС, учитывая выявленные в ходе выездной таможенной проверки нарушения по пользованию в отношении временно ввезенных ТСМП, а именно в связи с совершением ООО «Альянс Авиа» действий, указанных в пункте 2 статьи 344 ТК ТС, без помещения временно ввезенных ТСМП под таможенные процедуры, у Общества имеется неисполненная обязанность по уплате таможенных пошлин налогов.
Согласно пункту 14 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость определяется декларантом, а в случае, если в соответствии с пунктом 2 статьи 52, таможенные пошлины, налоги исчисляются таможенным органом (в частности в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 52 ТК ЕАЭС при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 8 статьи 279 ТК ЕАЭС), таможенная стоимость определяется таможенным органом.
В случае если таможенный орган не располагает точными сведениями о товарах (характере, наименовании, количестве, происхождении и (или) таможенной стоимости), база для исчисления подлежащих уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин определяется на основании имеющихся у таможенного органа сведений, а классификация товаров осуществляется с учетом пункта 3 статьи 20 ТК ЕАЭС (пункт 10 статьи 279 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 10 статьи 279 ТК ЕАЭС при установлении впоследствии точных сведений о товарах ввозные таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины исчисляются исходя из таких точных сведений, и осуществляется возврат (зачет) излишне уплаченных и (или) излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин либо взыскание неуплаченных сумм.
В целях получения точных сведений о стоимости воздушного судна с учетом амортизации, Центральным экспертно-криминалистическим таможенным управлением после завершения таможенной проверки проведена экспертиза по определению рыночной стоимости вертолета (Заключение эксперта Экспертно-криминалистической службы г. Москва Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления от 30.11.2018 №12411004/0038578, письмо ЭКС ЦЭКТУ от 17.12.2018 №18-05/10083). На основании заключения эксперта таможенная стоимость определена Пулковской таможней по методу вычитания, в связи с чем осуществлен пересчет суммы таможенных платежей, подлежащих уплате.
В данном случае, при сопоставлении данных указанных в представленном заключении и оспариваемом решении следует, что таможенным органом первоначально рыночная стоимость вертолета определена не верно, в связи с чем при исчислении размера таможенных платежей была допущена ошибка (размер доначислений составил 220 000 000руб.).
Установив указанные обстоятельства, таможенный орган принял решение № 10221000/130219/Иск-019 о прекращении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней, процентов в сумме 88 902 939, 28 руб., то есть в сумме превышающей размер, подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, пеней. Кроме того, таможенным органом вынесены уточнения к уведомлениям о неуплаченных таможенных пошлинах, налогах от 13.02.2019 сумма таможенных пошлин и налогов, подлежащих доначислению составила 175 198 342, 79 руб. (с учетом пени), первоначальные уведомления отозваны.
В соответствии с частью 4 статьи 73 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 13.02.2019 г. Пулковской таможней сопроводительным письмом от 13.02.2019 г. №16-21/02311 «О направлении уточнений к уведомлениям о неуплаченных таможенных пошлинах, налогах от 13.02.2019 №№10221000/130219/040У-10221000/130219/045У» в адрес ООО «Альянс-Авиа» направлены уточнения к уведомлениям от 13.02.2019 №№10221000/130219/040У-10221000/130219/045У.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах требования Общества удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт- Петербурга и Ленинградской области
решил:
В удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия Решения.
Судья Черняковская М.С.