Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
14 марта 2019 года Дело № А56-136838/2018
Резолютивная часть решения объявлена марта 2019 года . Полный текст решения изготовлен марта 2019 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе:
судьи Ресовская Т.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Анисимовой О.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель Акционерное общество "Специальное Конструкторское Бюро Котлостроения"
заинтересованное лицо Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
об оспаривании постановления № 18-5693-3451/ПС от 10.10.2018
при участии
от заявителя: Белозоров А.Н. (по доверенности от 05.02.2019)
от заинтересованного лица: Тимонина А.В. (по доверенности от 13.12.2018)
установил:
Акционерное общество "Специальное Конструкторское Бюро Котлостроения" (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – заинтересованное лицо, Управление) от 10.10.2018 № 18-5693-3451/ПС, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В судебном заседании представитель Общества заявленные требования поддержал.
Представитель заинтересованного лица просил отказать в удовлетворении заявления, считая оспариваемое постановление законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя руководителя Северо-Западного управления Ростехнадзора А.А. Капаева от 30.08.2018 № 18-5693/Рк в период: с 06.09.2018 по 03.10.2018 проведена плановая выездная проверка в отношении юридического лица Акционерного общества «Специальное Конструкторское Бюро Котлостроения» по адресам: 198097, Санкт-Петербург, проспект Стачек, д. 47, лит. Ц, кабинет 415; 199106, Санкт-Петербург, В.О., 23-я линия, д. 2, лит. А с целью осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза TP ТС 032/2013 «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» в соответствии с ежегодным планом проведения проверок, утвержденным Приказом Северо-Западного управления Ростехнадзора от 31.10.2017 №280-од.
В ходе проверки были выявлены нарушения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (в области соблюдения требований технического регламента Таможенного союза TP ТС 032/2013 «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением»), при разработке (проектировании) и производстве (изготовлении) оборудования, работающего под избыточным давлением, указанного в акте проверки от 03.10.2018 № 18-5693-6355/А (сборочные единицы оборудования, работающие под избыточным давлением, установки исправления дефектов литья ИЖЕР.493119.002 (декларация о соответствии ТС N RU Д-Яи.АГ35.А.00269); котлы высоконапорные газомазутные автоматизированные КВГ-ЗГМ-1, изготовленные в соответствии с техническими условиями ИЖЕР.621323.002ТУ «Котел высоконапорный газомазутный автоматазированный КВГ-ЗГМ-1» (сертификат соответствия № ТС RU C-RU.MH10.A.01287), обнаруженные (совершенные) «03» октября 2018г. в 17 часов 30 минут по адресу: 198097, Санкт-Петербург, проспект Стачек, д. 47, лит. Ц, кабинет 415, а именно:
- нарушение требований пункта 5 статьи 24, пункта 2 статьи 28
Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»
(далее - № 184-ФЗ), пунктов 48, 50, подпунктов б), в), е), и), к), л), м) пункта 45
раздела VI технического регламента Таможенного союза «О безопасности
оборудования, работающего под избыточным давлением» (далее - TP ТС 032/2013),
принятого решением Совета Евразийской экономической комиссии от 02.07.2013 №
41, подпункта д) пункта 4 раздела II Единой формы декларации о соответствии
требованиям технического регламента Таможенного союза и правила ее оформления
(далее - Единая форма декларации о соответствии), утвержденной Решением
Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 № 293 (в редакции,
действующей до 22.12.2016), подпункта ж) пункта 5 раздела II Единой формы
декларации о соответствии (в редакции, введенной в действие с 22.12.2016) не
указаны в декларации о соответствии ТС N RU Д-Яи.АГ35.А.00269 документы,
представленные заявителем в качестве доказательства соответствия продукции
требованиям TP ТС 032/2013: паспорт оборудования; руководство (инструкция) по
эксплуатации; технологические регламенты и сведения о технологическом процессе
(данные о применяемых материалах, полуфабрикатах, комплектующих, сварочных
материалах, о способах и параметрах режимов сварки и термической обработке,
методах и результатах неразрутающего контроля); документ о подтверждении
характеристик материалов и комплектующих изделий; сертификаты
соответствия, декларации о соответствии или протоколы испытаний в
отношении материалов, комплектующих изделий; перечень стандартов, указанных
в разделе V настоящего технического регламента, которые были применены при
изготовлении (производстве) оборудования; документы, подтверждающие
квалификацию специалистов и персонала изготовителя.
- нарушение требований пункта 2 статьи 28 № 184-ФЗ, пункта 1 раздела I, пункта 50 раздела VI TP ТС 032/2013, подпункта е) пункта 4 раздела II Единой формы декларации о соответствии (в редакции, действующей до 22.12.2016), подпункта з) пункта 5 раздела II Единой формы декларации о соответствии (в редакции, введенной в действие с 22.12.2016) не указаны в декларации о соответствии ТС N RUД-R 1/.АГ35.А. 00269 условия хранения продукции.
- нарушение требований пункта 2 статьи 28 № 184-ФЗ, пункта 1 раздела I, пункта 50 раздела VI TP ТС 032/2013, подпункта в) пункта 4 раздела II Единой формы декларации о соответствии (в редакции, действующей до 22.12.2016), подпункта д) пункта 5 раздела II Единой формы декларации о соответствии (в редакции, введенной в действие с 22.12.2016) не верно указано в декларации о соответствии ТС N RU Д-Яи.АГ35.А.00269 наименование документа, в соответствии с которым изготовлена продукция (отсутствует в проектной документации на оборудование, рабочая среда «АНАКРОЛ-90», указанная в декларации о соответствии ТС N RUД-RU.АГ35 .А.00269).
- нарушение требований пункта 2 статьи 28 № 184-ФЗ, пункта 33 Приложения № 2 TP ТС 032/2013 не установлены при разработке (проектировании) бака ИЖЕР.300716.005 номинальным объемом 0,7мЗ, давлением до 1,2 МПа, среда жидкость, группа среды 1, категория оборудования 2 в соответствии с Приложением № 1 TP ТС 032/2013 (далее - Бак), емкости пропитки ИЖЕР.307341.016 номинальным объемом 0,7 мЗ, давлением до 1,2 МПа, среда жидкость, группа среды 1, категория оборудования 2 в соответствии с Приложением № 1 TP ТС 032/2013 (далее - Емкость пропитки) технические эксплуатационные характеристики, минимизирующие возможность возникновения инцидента аварии при их эксплуатации.
- нарушение требований пункта 2 статьи 28 № 184-ФЗ, подпунктов б), е) пункта 21 раздела IV TP ТС 032/2013 отсутствует в Паспорте сосуда, работающего под давлением, «Бак V-0,7» ИЖЕР.300716.005 ПС, Паспорте сосуда, работающего под давлением, «Емкость пропитки» ИЖЕР. 307341.016 ПС следующая информация: расчетная температура стенки, °С; минимально допустимая отрицательная температура стенки, °С; группа рабочей среды; прибавка для компенсации коррозии (эрозии), мм; комплектовочная ведомость.
- нарушение требований пункта 2 статьи 28 № 184-ФЗ, пункта 11 раздела IV, пунктов 1, 15, 17 Приложения № 2 TP ТС 032/2013 не учтены при расчете на прочность Бака, Емкости пропитки характеристики материалов, а именно, характеристика малоцикловой прочности (не задано в проектной документации количество циклов нагружения Бака, Емкости пропитки согласно требованиям пункта 5.2 ГОСТ Р 52857.6-2007 «Сосуды и аппараты. Нормы и методы расчета на прочность. Расчет на прочность при малоцикловых нагрузках»).
- нарушение требований пункта 2 статьи 28 № 184-ФЗ, пунктов 5, 8 Приложения № 2 TP ТС 032/2013 отсутствуют в проектной документации данные об оснащении Бака, Емкости пропитки:
а) предохранительными устройствами;
б) средствами измерения уровня жидкой рабочей среды;
в) средствами измерения давления;
г) средствами измерения температуры рабочей среды;
д) запорной и регулирующей арматурой;
ж) устройствами дренирования среды и удаления воздуха.
- нарушение требований пункта 2 статьи 28 № 184-ФЗ, пункта 13 раздела IV TP ТС 032/2013 отсутствует в разделе 8 «Данные о неразрушающем контроле сварных соединений» Паспорта сосуда, работающего под давлением, «Емкость пропитки» ИЖЕР.307341.016 ПС информация о результатах неразрушающего контроля сварных швов Емкости пропитки, необходимость проведения которого предусмотрена проектной документацией.
- нарушение требований пункта 2 статьи 28 № 184-ФЗ, пункта 13 раздела IV TP ТС 032/2013 не проведены пневматические испытания Бака, предусмотренные пунктом 6 технических требований черт. ИЖЕР.300716.005 СБ «Бак».
- нарушение требований пункта 2 статьи 28 № 184-ФЗ, пункта 13 раздела IV, пункта 28 Приложения № 2 TP ТС 032/2013 не представлена таблица контроля качества сварных швов Бака (черт. ИЖЕР.301319.014 СБ), содержащая методы проведения неразрушающего контроля и его объем исходя из необходимости более точного и полного выявления недопустимых дефектов с учетом особенности свойств материалов и оборудования. Таким образом, результаты контроля сварных швов Бака, указанные в разделе 8 «Данные о неразрушающем контроле сёарных соединений» Паспорта сосуда, работающего под давлением, «Бак V-0,7» ИЖЕР.300716.005 ПС, не позволяют объективно оценить объем выполненного контроля, предусмотренного проектной документацией.
- нарушение требований пункта 2 статьи 28 № 184-ФЗ, пункта 1 раздела I TP ТС 032/2013 не распространяются Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденные приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116, на проектирование и изготовление оборудования, работающее под избыточным давлением, указанные в разделе 12 «Заключение» Паспорта сосуда, работающего под давлением, «Бак V-0,7» ИЖЕР.300716.005 ПС, Паспорта сосуда, работающего под давлением, «Емкость пропитки» ИЖЕР.307341.016 ПС.
- нарушение требований пункта 2 статьи 28 № 184-ФЗ, пункта 26 раздела IV TP ТС 032/2013 не тпредставлено руководство (инструкция) по эксплуатации оборудования, работающего под избыточным давлением (Бак, Емкость пропитки).
- нарушение требований пункта 2 статьи 28 № 184-ФЗ, пункта 63 раздела VII TP ТС 032/2013 не приведен в эксплуатационной документации на Бак, Емкость пропитки, Котлы высоконапорные газомазутные автоматизированные КВГ-ЗГМ-1, изготовленные в соответствии с техническими условиями ИЖЕР.621323.002ТУ «Котел высоконапорный газомазутный автоматизированный КВГ-ЗГМ-1», единый знак обращения продукции.
- нарушение требований пункта 2 статьи 28 № 184-ФЗ, подпунктов а), б), в), з), и) пункта 20 раздела IV TP ТС 032/2013 отсутствует в Паспорте ИЖЕР. 621323.005 ПС «Котел высоконапорный газомазутный автоматизированный КВГ-ЗГМ-1» следующая информация: наименование и адрес изготовителя; дата изготовления (производства); заводской номер; максимально допустимое гидравлическое сопротивление котла при номинальной производительности, кгс/см2; минимально допустимое давление при номинальной температуре, кгс/см2; минимально и максимально допустимый расход жидкости, м3/ч; сведения о предохранительных устройствах (номинальный диаметр); сведения об основных элементах котла, изготовленных (произведенных) из листовой стали (сварка и термообработка); сведения об элементах котла, изготовленных (произведенных) из труб (сварка и термообработка).
Должностным лицом Управления в отношении заявителя 08.10.2018 составлен протокол N 18-5693-4060/ПТ об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела Управлением вынесено постановление о назначении административного наказания от 10.10.2018 N 18-5693-3451/ПИ, Заявитель привлечен к ответственности и ему назначено административное наказание в виде штрафа в пределах санкции части 1 статьи 14.43 КоАП РФ в размере 110 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 данного Кодекса, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Технический регламент Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» TP ТС 032/2013, принятый решением Совета Евразийской экономической комиссии от 02.07.2013 № 41, устанавливает на таможенной территории Таможенного союза единые обязательные для применения и исполнения требования безопасности к оборудованию, работающему под избыточным давлением, впервые выпускаемому в обращение и предназначенному для применения на таможенной территории Таможенного союза (далее - оборудование), обеспечивающие свободное перемещение оборудования.
Согласно подпункту е) пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 407 «Об уполномоченных органах Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза» (с изменениями) государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза TP ТС 032/2013 «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
На основании части 1 статьи 34 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и требований технических регламентов органы государственного контроля (надзора) вправе, в том числе:выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения;выдавать предписание о приостановлении или прекращении действия декларации о соответствии лицу, принявшему декларацию;привлекать изготовителя (исполнителя, продавца, лицо, выполняющего функции иностранного изготовителя) к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нарушения требований технического регламента Таможенного союза TP ТС 032/2013 «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением», изложенные в акте проверки от 03.10.2018 № 18-5693-6355/А, допущены по вине юридического лица АО «СКБК», так как своими действиями (бездействием) юридическое лицо АО «СКБК» нарушило обязательные требования, установленные Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (TP ТС 032/2013), принятым решением Совета Евразийской экономической комиссии от 02.07.2013 № 41.
Доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом необходимых и достаточных мер по соблюдению вышеуказанных правил, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины заявителя во вмененном ему правонарушении согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен и постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, которые не могут быть восполнены при рассмотрении дела судом, не выявлено.
Исключительных обстоятельств, свидетельствующих о возможности применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения общества от административной ответственности, судом не установлено.
Таким образом, Общество правомерно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно части 3 указанной статьи при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Кроме того, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (ч.3.2).
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (ч.3.3).
С учетом приведенных норм, того обстоятельства, что ранее Общество к административной ответственности не привлекалось, устранение нарушений, суд считает возможным изменить оспариваемое постановление в части размера штрафа и уменьшить штрафные санкции до суммы менее минимального размера.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Арбитражный суд решил:
Постановление Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10.10.2018 № 18-5693-3451/ПС о назначении административного наказания Акционерному обществу "Специальное Конструкторское Бюро Котлостроения" изменить, уменьшить размер административного штрафа до 50 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия.
Судья Ресовская Т.М.