ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А56-137032/18 от 05.03.2019 АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52

http://www.spb.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Санкт-Петербург

01 апреля 2019 года                                                            Дело № А56-137032/2018

Резолютивная часть решения объявлена марта 2019 года .

Полный текст решения изготовлен апреля 2019 года .

Арбитражный суд  города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе судьи Денисюк М.И.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Эльбек М.С.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Акционерный Банк «РОССИЯ» (ОГРН 1027800000084; адрес: 191124, г. Санкт-Петербург, площадь Растрелли, д. 2, лит.А)

к 1) Северо-Западному главному управлению Центрального Банка Российской Федерации,

2) Центральному Банку Российской Федерации

о признании недействительным предписания от 27.08.2018 № Т2-19-4-12/37037ДСП

при участии

от заявителя: предст. Сюрис Н.А. – доверенность от 21.10.2018, предст. Двореченский С.В. – доверенность от  31.10.2018, предст. Голоскокова С.В. – доверенность от 31.10.2018

от заинтересованных лиц: предст. Лаврентьев В.А. – доверенность от 20.04.2018

установил:

Акционерное общество «Акционерный Банк «РОССИЯ» (далее – Общество, АО АБ «РОССИЯ») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Северо-Западного главного управления Центрального Банка Российской Федерации (далее – Управление) от 27.08.2018 № Т2-19-4-12/37037ДСП, а также обязании Центральный Банк Российской Федерации возвратить денежные средства в размере 300000 руб., уплаченные Обществом по оспариваемому предписанию.

Определением суда от 08.02.2019 к участию в деле в  качестве заинтересованного лица привлечен Центральный Банк Российской Федерации (Банк России).

В судебном заседании 05.03.2019 представители Общества поддержали заявленные требования, представили дополнительные документы в обоснование своих доводов, в том числе копию платежного поручения от 20.09.2018 № 73185474 об уплате 300000 руб. штрафа по предписанию от 27.08.2018 № Т2-19-4-12/37037ДСП.

Представитель заинтересованных лиц возражал против удовлетворения заявленных Обществом требований по основаниям, изложенным в ранее представленном отзыве.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее:

Северо-Западным главным управлением выдано предписание от 27.08.2018 № Т2-19-4-12/37037ДСП «О применении меры в отношении АО «АБ «РОССИЯ», в котором указано, что Банком России в ходе дистанционного надзора за деятельностью Общества в рамках работы по анализу информации о выполнении кредитными организациями (их филиалами) требований Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ), поступившей из Росфинониторинга, а также документов и информации, представленных Обществом, были установлены нарушения требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а именно:

1) подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ в части представления Центральным филиалом АО «АБ «РОССИЯ» недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю в составе 19 записей Отчета в виде электронного сообщения (далее – ОЭС);

2) пунктов 2.5, 2.8 Положения Банка России от 29.08.2009 № 321-П «О порядке предоставления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Положение № 321-П), в части представления Центральным филиалом АО «АБ «РОССИЯ» некорректных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю в составе 413 записей ОЭС;

3) подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ в части представления Московским филиалом АО «АБ «РОССИЯ» недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю в составе 2 записей ОЭС;

4) подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ в части непредставления в установленные сроки в уполномоченный орган сведений об операции, подлежащей обязательному контролю по коду вида операции 8001 (договор купли продажи земельного участка с индивидуальным жилым домом от 31.10.2017 № 36 АВ 2313777, АВ 2313778 поступил в Воронежский филиал АО «АБ «РОССИЯ» 24.11.2017, сведения об указанной сделке направлены в уполномоченный орган 18.05.2018).

В связи с допущенными нарушениями пункта 4 части 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ и пунктов 2.5, 2.8 Положения № 321-П предписанием Управления от 27.08.2018 № Т2-19-4-12/37037ДСП на основании статьи 74 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» Обществу предъявлено требование об уплате штрафа в размере 300000 руб.

Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 и статьей 56 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» (далее – Закон № 86-ФЗ) Банк России уполномочен на осуществление постоянного надзора за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России.

В силу пункта 5 статьи 4 и статьи 57 Закона № 86-ФЗ Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций.

Согласно статье 74 Закона № 86-ФЗ в случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, непроведения обязательного аудита, нераскрытия информации о своей деятельности и аудиторского заключения по ней Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 процента минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций, в том числе с головной кредитной организацией банковской группы, головной организацией банковского холдинга, участниками банковской группы, участниками банковского холдинга, со связанным с ней лицом (связанными с ней лицами), на срок до шести месяцев.

В силу статьи 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон № 395-1) информация об операциях, о счетах и вкладах юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц представляется кредитными организациями в уполномоченный орган, осуществляющий функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в случаях, порядке и объеме, которые предусмотрены Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Согласно статье 19 Закона № 395-1 в случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов или предписаний Банка России, установленных обязательных нормативов, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, непроведения обязательного аудита, нераскрытия отчетности и аудиторского заключения по ней, непредставления информации в бюро кредитных историй либо совершения действий, создающих реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов, Банк России имеет право в порядке надзора применять к такой кредитной организации меры, установленные Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения, а также отношения юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц.

Согласно статье 3 Закона № 115-ФЗ операции с денежными средствами или иным имуществом - действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей;

идентификация - совокупность мероприятий по установлению определенных настоящим Федеральным законом сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий и (или) государственных и иных информационных систем;

клиент - физическое или юридическое лицо, иностранная структура без образования юридического лица, находящиеся на обслуживании организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом.

В силу положений статьи 6 Закона № 115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится, в том числе к сделкам по получению или предоставлению имущества по договору финансовой аренды (лизинга), либо сделок по предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа. Кроме того подлежит обязательному контролю сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны  документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами:

вид операции и основания ее совершения;

дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена;

сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом (данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность), данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес его места жительства или места пребывания;

наименование, идентификационный номер налогоплательщика, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом;

сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно физического или юридического лица;

сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, поверенного, агента, комиссионера, доверительного управляющего, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени, или в интересах, или за счет другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно представителя физического или юридического лица;

сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и (или) его представителя, в том числе данные миграционной карты и документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения получателя и (или) его представителя, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции.

В соответствии с пунктом 7 статьи 7 Закона № 115-ФЗ порядок представления информации в уполномоченный орган устанавливается Правительством Российской Федерации, а в отношении кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховых брокеров, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, негосударственных пенсионных фондов, ломбардов - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом.

Банком России утверждено Положение № 321-П от 29.08.2008 о порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Положение № 321-П).

В соответствии с пунктом 2.1 Положения № 321-П направление кредитной организацией в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом, осуществляется в виде ОЭС через территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации (далее - территориальное учреждение).

При этом согласно пункту 1.1 Положения № 321-П отчет в виде электронного сообщения (ОЭС) - сообщение, формируемое кредитной организацией для представления в уполномоченный орган, содержащее сведения об операциях, предусмотренных Федеральным законом, представленное в электронной форме и снабженное зарегистрированным кодом аутентификации.

В силу пункта 2.5 Положения № 321-П описание структуры файла ОЭС представлено в приложениях 3 и 4 к настоящему Положению.

Кредитная организация доставляет ОЭС, подготовленный в соответствии с пунктами 2.4 - 2.6 настоящего Положения, в территориальное учреждение по каналам связи или на цифровом носителе (пункт 2.8 Положения № 321-П).

Пунктом 1 предписания от 27.08.2018 № Т2-19-4-12/37037ДСП Обществу вменено нарушение подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ в части представления Центральным филиалом АО «АБ «РОССИЯ» недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю в составе 19 записей ОЭС.

Согласно пояснениям представителя Управления вышеуказанные 19 записей ОЭС перечислены в пунктах 376-393 и 405 Приложения № 1 к предписанию от 27.08.2018 №Т2-19-4-12/37037ДСП.

Как следует из пунктов 376-393 Приложения № 1 к предписанию от 27.08.2018 №Т2-19-4-12/37037ДСП Обществу вменено не указание в поле NAMEU2 и TU2 сведений о представителе получателя по сделке (договору финансовой аренды (лизинга) аппаратно-программного комплекса «Централизованная система управления очередью» от 21.11.2016 № 498) ФГУП «Почта России» (не клиент Банка) Бондаренко А.С., действовавшей на основании доверенности, а также сведений о представителе получателя по сделке (договору финансовой аренды (лизинга) от 11.10.2017 № ДЛ 136-ЮНИ/17-2) ООО «ЮниРент» (не клиент Банка) Клепова Я.А. (генеральный директор).

В соответствии с пунктами 137, 139, 141 Приложения № 4 к Положению № 321-П в полях TU2 и NAMEU2 указываются сведения о представителе получателя по операциям с денежными средствами или иным имуществом.

Вместе с тем, в абзаце 8 подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ указано, что в уполномоченный орган подлежат представлению сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и (или) его представителя, в том числе данные миграционной карты и документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения получателя и (или) его представителя, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции.

При этом оговорка "если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции" относится только к дополнительным сведениям, необходимым для идентификации получателя (именно к данным миграционной карты и документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационному номеру налогоплательщика (при его наличии), адресу места жительства или местонахождения получателя и (или) его представителя).

Данное требование Закона № 115-ФЗ необходимо рассматривать во взаимосвязи с обязанностью организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по идентификации до приема на обслуживание клиентов и их представителей.

Состав сведений, необходимых для идентификации, установлен подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ.

Таким образом, если получатель и (или) его представитель по операции, совершаемой клиентом кредитной организации, одновременно в рамках иных правоотношений состоит на обслуживании в этой же кредитной организации, то есть является ее клиентом, в уполномоченный орган необходимо представлять полученные при его идентификации сведения, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ. В свою очередь, если получатель и (или) его представитель по операции с денежными средствами или иным имуществом не состоит на обслуживании в этой же кредитной организации, то есть не является ее клиентом, в уполномоченный орган подлежат представлению сведения для идентификации такого получателя и (или) его представителя, полученные кредитной организацией исходя из правил совершения соответствующей операции.

При этом, исходя из буквального толкования положений абзаца 8 подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ (с учетом подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ), предусматривающего направление в уполномоченный орган сведений, необходимых для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и (или) его представителя, следует, что кредитная организация вправе в отношении получателя по операции с денежными средствами, не являющегося клиентом указанной кредитной организации, указать либо получателя по операции с денежными средствами, либо его представителя, либо и получателя и представителя получателя.

В данном случае из представленных Управлением в материалы дела документов следует и Управлением не оспаривалось, что в отношении операций, поименованных в пунктах 376-393 Приложения № 1 к предписанию от 27.08.2018 № Т2-19-4-12/37037ДСП,  Обществом были указаны сведения о получателе по сделке (ФГУП «Почта России» и ООО «ЮниРент») в соответствии с пунктами 178-232 Приложения № 4 к Положению № 321-П.

Соответственно, не указание Обществом сведений о представителе получателя по сделке (не клиента Общества) в полях NAMEU2 и TU2 записей ОЭС, перечисленных в пунктах 376-393 Приложения № 1 к предписанию от 27.08.2018 № Т2-19-4-12/37037ДСП, в рассматриваемом случае не является нарушением подпункта 4 части 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ и пунктов 2.5, 2.8 Положения № 321-П

В пункте 405 Приложения № 1 к предписанию от 27.08.2018 № Т2-19-4-12/37037ДСП указано, что согласно представленному филиалом АО «АБ «РОССИЯ» договору купли-продажи квартиры с использованием кредитных средств от 15.12.2016 №2/146/43-БРВИ адрес представителя лица, совершающего операцию, ООО «Инвестиционная строительная корпорация «Жилстрой Миллениум» (не клиент Банка) Крюковой Е.С. указан как: Московская область, г. Электросталь, ул. Ялагина, д. 18а, кв.61. Между тем, как следует из представленных Управлением документов в полях AMR_D1 и ADRESS_D1 ОЭС указан номер дома 18. Тем самым Обществом представлены недостоверные сведения об операции, подлежащей обязательному контролю.

При этом, тот факт, что ООО «Инвестиционная строительная корпорация «Жилстрой Миллениум» не является клиентом Общества не имеет в данном случае правового значения, поскольку в силу абзаца 7 подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ в уполномоченный орган должны быть представлены сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, поверенного, агента, комиссионера, доверительного управляющего, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени, или в интересах, или за счет другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно представителя физического или юридического лица (представление указанных сведений не поставлено в зависимость от того является ли лицо, совершающее операцию с денежными средствами или иным имуществом клиентом кредитной организации).

Из материалов дела следует, что Общество располагало сведениями о правильном адресе представителя ООО «Инвестиционная строительная корпорация «Жилстрой Миллениум» Крюковой Е.С. (данные сведения указаны в договоре от 15.12.2016 №2/146/43-БРВИ), а соответственно имело возможность указать достоверные сведения в ОЭС, поименованной в пункте 405 Приложения № 1 к предписанию от 27.08.2018 № Т2-19-4-12/37037ДСП.

При таких обстоятельствах, пункт 1 предписания от 27.08.2018 № Т2-19-4-12/37037ДСП подлежит признанию недействительным в части выводов о представлении в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, в составе 18 записей ОЭС, поименованных в пунктах 376-393 Приложения № 1 к предписанию от 27.08.2018 № Т2-19-4-12/37037ДСП

Пунктом 3 предписания от 27.08.2018 № Т2-19-4-12/37037ДСП Обществу вменено нарушение подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ в части представления Московским филиалом АО «АБ «РОССИЯ» недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю в составе 2 записей ОЭС, указанных в Приложении № 2 к предписанию.

Как усматривается из Приложения № 2 к предписанию от 27.08.2018 № Т2-19-4-12/37037ДСП Обществу вменено не указание в поле NAMEU2 и TU2 сведений о представителе получателя по операции (перечисление денежных средств по платежному поручению от 05.12.2016 на сумму, превышающую 600000 руб. в рамках договора беспроцентного займа от 01.12.2016) ООО «ТВВ-Телеком» (не клиент Банка) Медведева В.В. (генеральный директор), сведений о представителе получателя по операции (перечисление денежных средств по платежному поручению от 14.12.2016 на сумму, превышающую 600000 руб. в рамках договора беспроцентного займа от 09.12.2016) ООО «Ставрополь ТВ» (не клиент Банка) Соколовой Л.Н. (генеральный директор).

Как уже указывалось выше, исходя из буквального толкования положений абзаца 8 подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ (с учетом подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ), предусматривающей направление в уполномоченный орган сведений, необходимых для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и (или) его представителя, следует, что кредитная организация вправе в отношении получателя по операции с денежными средствами, не являющегося клиентом указанной кредитной организации, указать либо получателя по операции с денежными средствами, либо его представителя, либо и получателя и представителя получателя.

В данном случае из представленных Управлением в материалы дела документов следует и Управлением не оспаривалось, что в отношении операций, поименованных в Приложении № 2 к предписанию от 27.08.2018 № Т2-19-4-12/37037ДСП, Обществом в полях NAMEU3 и TU3 записей ОЭС были указаны сведения о получателе по сделке (ООО «ТВВ-Телеком» и ООО «Ставрополь ТВ»).

Соответственно, не указание Обществом сведений о представителе получателя по сделке в полях NAMEU2 и TU2 записей ОЭС, перечисленных в Приложении № 2 к предписанию от 27.08.2018 № Т2-19-4-12/37037ДСП, в рассматриваемом случае не является нарушением подпункта 4 части 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ и пунктов 2.5, 2.8 Положения № 321-П. При этом, в Приложении № 2 к оспариваемому предписанию Обществу не вменено каких либо иных нарушений заполнения полей ОЭС, помимо не указания сведений в полях NAMEU2 и TU2.

При таких обстоятельствах, пункт 3 предписания от 27.08.2018 № Т2-19-4-12/37037ДСП подлежит признанию недействительным.

Пунктом 2 Предписания Обществу вменено нарушение пунктов 2.5, 2.8 Положения № 321-П, в части представления Центральным филиалом АО «АБ «РОССИЯ» некорректных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю в составе 413 записей ОЭС (пункты 1-375, 394-404, 406-432).

 При этом, в пунктах 2, 3, 7-25, 34-157, 200-375 Приложения № 1 к предписанию от 27.08.2018 № Т2-19-4-12/37037ДСП Обществу вменено не указание в полях NAMEU2 и TU2 сведений о представителе получателя по сделкам (договорам финансового лизинга), который не является клиентом Общества, при указании Ф.И.О. представителя получателя в поле  DESCR_1.

Как уже указывалось выше, исходя из буквального толкования положений абзаца 8 подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ (с учетом подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ), предусматривающей направление в уполномоченный орган сведений, необходимых для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и (или) его представителя, следует, что кредитная организация вправе в отношении получателя по операции с денежными средствами, не являющегося клиентом указанной кредитной организации, указать либо получателя по операции с денежными средствами, либо его представителя, либо и получателя и представителя получателя.

В данном случае из представленных Управлением в материалы дела документов следует и Управлением не оспаривалось, что в отношении операций, поименованных в пунктах 2, 3, 7-25, 34-157, 200-375 Приложения № 1 к предписанию от 27.08.2018 № Т2-19-4-12/37037ДСП, Обществом в полях NAMEU3 и TU3 записей ОЭС были указаны сведения о получателях по сделке (юридических лица).

Соответственно, не указание Обществом сведений о представителе получателя по сделке в полях NAMEU2 и TU2 записей ОЭС, перечисленных в пунктах 2, 3, 7-25, 34-157, 200-375 Приложения № 1 к предписанию от 27.08.2018 № Т2-19-4-12/37037ДСП и  указание Ф.И.О. представителя получателя в поле  DESCR_1 (поле дополнительной информации), в рассматриваемом случае не является нарушением подпункта 4 части 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ и пунктов 2.5, 2.8 Положения № 321-П.

В пункте 1 Приложения № 1 к предписанию от 27.08.2018 № Т2-19-4-12/37037ДСП Обществу вменено не указание в полях NAMEU1 и TU1 сведений о представителе лица, совершавшего операцию, который не является клиентом Общества, при  указании Ф.И.О. представителя получателя в поле DESCR_1. Согласно представленному Обществом договору купли-продажи земельного участка от 23.11.2016 № 16-11/05 представителем лица, совершавшего операцию Усольского акционерного коммерческого банка «Гринкомбанк» (АО) (не клиент филиала) являлся Раймкулов М.А., действовавшей на основании доверенности. Тем самым Обществом представлены некорректные сведения об операции, подлежащей обязательному контролю.

При этом, тот факт, что Усольский акционерный коммерческий банк «Гринкомбанк» (АО) не является клиентом Общества не имеет в данном случае правового значения, поскольку в силу абзаца 7 подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ в уполномоченный орган должны быть представлены сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, поверенного, агента, комиссионера, доверительного управляющего, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени, или в интересах, или за счет другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно представителя физического или юридического лица (представление указанных сведений не поставлено в зависимость от того является ли лицо, совершающее операцию с денежными средствами или иным имуществом клиентом кредитной организации).

Сведения о представителе лица, совершавшего операцию, должны были быть указаны в полях NAMEU1 и TU1, а не в поле  DESCR_1.

Соответственно, нарушения указанные в пункте 1 Приложения № 1 к предписанию от 27.08.2018 № Т2-19-4-12/37037ДСП вменены Обществу правомерно.

В пунктах 4, 5, 6 Приложения № 1 к предписанию от 27.08.2018 № Т2-19-4-12/37037ДСП Обществу вменено некорректное указание сведений об адресе лица, совершавшего операцию (клиента Общества) в поляхAMR_D0,AMR_K0, ADRESS_D0,ADRESS_K0. Согласно представленному акту приема передачи имущества в лизинг от 25.04.2017 к договору финансовой аренды (лизинга) от 01.07.2016 № 2016/Л-07/06-03 адрес лица, совершавшего операцию: ЗАО «Гознак-лизинг» (клиент филиала) указан как: 115054, г. Москва, ул. Щипок, д. 11, стр.1; данный адрес также содержится в обновленной анкете (досье) клиента.

В соответствии с пунктами 54, 55, 62, 63 Приложения № 4 к Положению № 321-П при указании сведений об адресе государственной регистрации и адресе места нахождения юридического лица в поле AMR_D0 указывается номер дома, в поле AMR_K0 указывается номер корпуса или строения, в поле ADRESS_D0 указывается номер дома, в поле ADRESS_K0 указывается номер корпуса или строения.

Вместе с тем, в нарушение вышеприведенных пунктов Положения № 321-П Обществом в поле AMR_D0 указано – 11стр1 (должно быть указано 11), в поле AMR_K0 указано 0 (должно быть указано стр 1), в поле ADRESS_D0 указано – 11стр1 (должно быть указано 11), в поле ADRESS_K0 указано 0 (должно быть указано стр 1).

Аналогичные нарушения порядка заполнения полей AMR_D0,AMR_K0, ADRESS_D0,ADRESS_K0, AMR_D3AMR_K3, ADRESS_D3,ADRESS_K3, AMR_О0, ADRESS_О0 указаны в пунктах 394-404, 406-432 Приложения № 1 к предписанию от 27.08.2018 № Т2-19-4-12/37037ДСП.

Тем самым Управление пришло к правомерному выводу о том, что Обществом представлены некорректные сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю.

В пунктах 26-33 Приложения № 1 к предписанию от 27.08.2018 № Т2-19-4-12/37037ДСП Обществу вменено неверное указание информации о дате акта приема передачи имущества в лизинг по договору финансовой аренды (лизинга) от 27.12.2016 № 515, а именно в поле DESCR_1 указана дата 31.05.2017, в то время как акты приема передачи имущества в лизинг датированы 11.05.2017, 03.05.2017, 24.04.2017 и 18.04.2017. Таким образом, Управление пришло к правомерному выводу о том, что Обществом представлены некорректные сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю.

В пунктах 158-199 Приложения № 1 к предписанию от 27.08.2018 № Т2-19-4-12/37037ДСП Обществу вменено неверное указание информации в поле DATE_S. 

В силу пункта 23 Приложения № 4 к Положению № 321-П, в поле DATA указывается дата совершения операции (сделки). В соответствии с пунктом 6 Приложения № 4 к Положению № 321-П то в поле DATE_S указывается дата выявления операции, сведения о которой представляются в уполномоченный орган либо дата, когда кредитной организации стало известно о получении или предоставлении имущества по договору финансовой аренды (лизинга), сделке с недвижимым имуществом, операции предоставления юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также о получении такого займа (дата получения кредитной организацией сведений и (или) документа, подтверждающих факт совершения операции (сделки)).

Как указано в пунктах 158-199 Приложения № 1 к предписанию от 27.08.2018 № Т2-19-4-12/37037ДСП и не опровергнуто Обществом, в представленных в Управление актах приема-передачи имущества в лизинг к договору финансовой аренды (лизинга) от 04.04.2017 № 518 проставлен штамм филиала Общества о получении 14.09.2017. Соответственно в поле DATE_S должна быть указана дата – 14.09.2017, однако Обществом в поле DATE_S указана дата – 13.09.2017 (правильная дата получения филиалом Общества акта приема-передачи отражена в поле DESCR_1).

При таких обстоятельствах, следует признать, что Управление пришло к правомерному выводу о том, что Обществом представлены некорректные сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю (в данном случае Обществом представлены недостоверные сведения в поле DATE_S).

Доводы Общества о том, что указание «некорректных сведений» об операциях, подлежащих обязательному контролю, не могут являться основанием для применения к Обществу мер воздействия, предусмотренных статьей 74 Закона № 86-ФЗ, отклоняются судом.

В силу положений статьи 19 Закона № 395-1 и статьи 74 Закона № 86-ФЗ Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 процента минимального размера уставного капитала в случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации.

Положение № 321-П устанавливает порядок представления кредитной организацией (филиалом кредитной организации) в уполномоченный орган сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, а также об иных операциях с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которых у кредитной организации возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Положение № 321-П опубликовано в установленном порядке 26.09.2008 и зарегистрировано в Минюсте России 16.09.2008 за номером 12296.

В силу пункта 2.1 Положения № 321-П направление кредитной организацией в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом, осуществляется в виде ОЭС через территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации.

Согласно пункту 2.5 Положения № 321-П описание структуры файла ОЭС представлено в приложениях 3 и 4 к настоящему Положению.

При этом, ответственность за содержание данных, включаемых в ОЭС, несет кредитная организация - владелец ключа КА, которым снабжено ОЭС (пункт 2.7 Положения № 321-П).

Таким образом, нарушение кредитной организацией структуры файла ОЭС, установленной в Приложении 4 к Положению № 321-П (некорректное указание сведений не в соответствии с требованиями Приложения 4 к Положению № 321-П в части заполнения конкретных полей файла ОЭС) является нарушением Положения № 321-П (нормативного акта Банка России) и влечет ответственность, предусмотренную статьей 74 Закона № 86-ФЗ.

Учитывая изложенное, пункт 2 предписания от 27.08.2018 № Т2-19-4-12/37037ДСП подлежит признанию недействительным в части выводов о представлении в уполномоченный орган некорректных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, в составе записей ОЭС, поименованных в пунктах 2, 3, 7-25, 34-157, 200-375 Приложения № 1 к предписанию от 27.08.2018 № Т2-19-4-12/37037ДСП. В остальной части оснований для признания данного пункта предписания недействительным не имеется.

Пунктом 4 предписания от 27.08.2018 № Т2-19-4-12/37037ДСП Обществу вменено нарушение подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ в части непредставления в установленные сроки в уполномоченный орган сведений об операции, подлежащей обязательному контролю по коду вида операции 8001, а именно договор купли продажи земельного участка с индивидуальным жилым домом от 31.10.2017 № 36 АВ 2313777, АВ 2313778 поступил в Воронежский филиал АО «АБ «РОССИЯ» 24.11.2017, сведения об указанной сделке направлены в уполномоченный орган 18.05.2018.

Факт нарушения Обществом подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ установлен Управлением, подтверждается материалами дела и Обществом не оспаривается.

Оценив обстоятельства дела, принимая во внимание длительность нарушения срока представления в уполномоченный орган сведений об операции, подлежащей обязательному контролю, а также учитывая, что положения статьи 2.9 КоАП РФ подлежат применению исключительно к правоотношениям, относящимся к предмету регулирования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд не усматривает оснований для признания данного нарушения малозначительным и освобождения Общества от ответственности по пункту 4 предписания от 27.08.2018 №Т2-19-4-12/37037ДСП.

Доводы Общества о нарушении процедуры вынесения предписания от 27.08.2018 № Т2-19-4-12/37037ДСП отклоняются судом.

Как следует из пояснений Банка России, изложенных в письме от 14.11.2018 № 31-1-6/49633ДСП (том 2 л.д.209), решение о применении к АО «АБ РОССИЯ» мер на основании статьи 74 Закона № 86-ФЗ было принято заместителем председателя Банка России в связи с выявленными нарушениями требований подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ, пунктов 2.5, 2.8 Положения № 321-П (докладная записка Департамента финансового мониторинга и валютного контроля от 09.08.2018 № ВН-12-1-3/2649ДСП).             Исходя из положений пункта 3.3 Инструкции Банка России от 21.06.2018 № 188-И «О порядке применения к кредитным организациям (головным кредитным организациям банковских групп) мер, предусмотренных статьей 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее – Инструкция № 188-И)  акт об обнаружении нарушения оформляется в виде докладной записки (заключения) о деятельности кредитной организации (головной кредитной организации банковской группы, кредитной организации - участника банковской группы), аналитической записки, направленной на имя должностного лица Банка России, принимающего решение о применении мер в соответствии с пунктом 4.3 настоящей Инструкции, или иных документов, содержащих сведения, предусмотренные пунктом 3.2 настоящей Инструкции.

При этом положениями указанной Инструкции № 188-И не предусмотрена  обязанность Банка России направлять акт об обнаружении нарушений в адрес кредитной организации.

Письмом от 23.08.2018 № 12-1-1/6554ДСП Банк России поручил Северо-Западному главному управлению  Банка России применить к АО «АБ «РОССИЯ» меры на основании статьи 74 Закона № 86-ФЗ (том 2 л.д. 202-205). В Приложениях № 1 и 2 к предписанию от 27.08.2018 № Т2-19-4-12/37037ДСП подробно перечислены вмененные Обществу нарушения требований Положения № 321-П.

Учитывая вышеизложенное, оспариваемое Обществом предписание от 27.08.2018 № Т2-19-4-12/37037ДСП подлежит признанию недействительным в части:

 - пункта 1 в части выводов о представлении в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, в составе 18 записей ОЭС, поименованных в пунктах 376-393 Приложения № 1 к предписанию от 27.08.2018 № Т2-19-4-12/37037ДСП,

 - пункта 2 в части выводов о представлении в уполномоченный орган некорректных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, в составе записей ОЭС, поименованных в пунктах 2, 3, 7-25, 34-157, 200-375 Приложения № 1 к предписанию от 27.08.2018 № Т2-19-4-12/37037ДСП,

 - пункта 3.

Статьей 74 Закона № 86-ФЗ установлено, что  максимальный размер штрафа, подлежащего взысканию с кредитной организации, составляет 0,1 процента минимального размера уставного капитала (минимальный размер штрафных санкций не установлен).

При этом, в пункте 4.1 Инструкции № 188-И  указано, что при принятии решения о применении мер учитываются характер допущенного нарушения, причины, обусловившие его возникновение, и степень влияния на экономическое положение (финансовую устойчивость) кредитной организации, общее финансовое состояние кредитной организации, положение кредитной организации на федеральном и региональном рынках банковских услуг, наличие у кредитной организации согласованного с Банком России плана мер по финансовому оздоровлению или плана восстановления финансовой устойчивости, определяющих сроки и этапы приведения деятельности кредитной организации в соответствие с требованиями Банка России, а также степень влияния на бесперебойность функционирования платежных систем, субъектом которых является кредитная организация.

Как следует из материалов дела, оспариваемым предписанием от 27.08.2018 № Т2-19-4-12/37037ДСП Обществу установлен максимальный размер штрафа, предусмотренный статьей 74 Закона № 86-ФЗ.

Вместе с тем, учитывая количество и характер нарушений, которые признаны судом обоснованными, принимая во внимание, что данные нарушения Обществом устранены, на что указано в письме  Банка России от 14.11.2018 № 31-1-6/49633ДСП (том 2 л.д. 209-210), суд полагает возможным снизить размер примененной к Обществу штрафной санкции до 100000 руб. По мнению суда, штраф в указанном размере будет являться справедливым и соразмерным характеру совершенного Обществом правонарушения и согласуется с принципами юридической ответственности.

При таких обстоятельствах Банк России надлежит обязать возвратить АО «АБ «РОССИЯ» денежные средства в размере 200000 руб., перечисленные платежным поручением № 73185474 от 20.09.2018 согласно предписанию от 27.08.2018 № Т2-19-4-12/37037ДСП.

В удовлетворении остальной части заявленных Обществом требований  надлежит отказать.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине в размере 3000 руб. подлежат взысканию с Управления в пользу Общества.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать недействительным предписание Северо-Западного главного управления Центрального  Банка Российской Федерации от 27.08.2018 № Т2-19-4-12/37037ДСП «О применении меры в отношении АО «АБ «РОССИЯ» в части:

 - пункта 1 в части выводов о представлении в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, в составе 18 записей ОЭС, поименованных в пунктах 376-393 Приложения № 1 к предписанию от 27.08.2018 № Т2-19-4-12/37037ДСП,

 - пункта 2 в части выводов о представлении в уполномоченный орган некорректных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, в составе записей ОЭС, поименованных в пунктах 2, 3, 7-25, 34-157, 200-375 Приложения № 1 к предписанию от 27.08.2018 № Т2-19-4-12/37037ДСП,

 - пункта 3.

Снизить размер назначенного предписанием Северо-Западного главного управления Центрального  Банка Российской Федерации от 27.08.2018 № Т2-19-4-12/37037ДСП  штрафа до 100000 руб.

Обязать Центральный Банк Российской Федерации возвратить акционерному обществу «Акционерный Банк «РОССИЯ» денежные средства в размере 200000 руб., перечисленные платежным поручением № 73185474 от 20.09.2018 согласно предписанию от 27.08.2018 № Т2-19-4-12/37037ДСП.

В удовлетворении остальной части заявленных акционерным обществом «Акционерный Банк «РОССИЯ» требований отказать.

Взыскать с Северо-Западного главного управления Центрального Банка Российской Федерации в пользу акционерного общества «Акционерный Банк «РОССИЯ» 3000 руб. расходов по государственной пошлине.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья                                                                         Денисюк М.И.