Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
19 февраля 2020 года Дело № А56-137254/2019
Резолютивная часть решения объявлена февраля 2020 года . Полный текст решения изготовлен февраля 2020 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе: судьи Терешенкова А.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ольшанской А.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель - Конкурсный управляющий Общества с ограниченной ответственностью «Строй Паритет» Наталкин Дмитрий Владимирович
заинтересованное лицо - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 18 по Санкт-Петербургу
о признании незаконным бездействия
при участии
от заявителя: Наталкин Д.В. (паспорт)
от заинтересованного лица: Иванов В.И.,
установил:
Конкурсный управляющий Общества с ограниченной ответственностью «Строй Паритет» Наталкин Дмитрий Владимирович (далее- заявитель, Управляющий, конкурсный управляющий, ООО «СП») обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Санкт-Петербургу (далее- заинтересованное лицо, налоговый орган, Инспекция) выразившегося в отказе представить по его запросу справки по форме 2-НДФЛ (за 2018 г.) и реестр сведений о доходах за 2018 год, и обязании представить указанные сведения.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, обеспечили явку своих представителей в судебное заседание.
В судебном заседании конкурсный управляющий поддержал заявленные требования, в полном объеме, а представитель заинтересованного лица возражал против его удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.
Конкурсный управляющий ООО «СП» Наталкин Д.В. письмом от 19.09.2019 б/№ (поступило в инспекцию 25.09.19 вх.№ 077091) запросил в МИФНС № 18 по г. Санкт-Петербургу копии справок по форме 2-НДФЛ за 2018 год, а также реестры сведений о доходах за 2018 год работников ООО «СП».
Письмом от 27.09.19 № 04-10/09219дсп Инспекция сообщила об отсутствии возможности предоставления запрашиваемых сведений ввиду того, что они являются конфиденциальными, не подлежат разглашению, а также не относятся к перечню сведений, которые конкурсный управляющий вправе запрашивать в соответствии с частью 1 статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения конкурсного управляющего в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, выслушав доводы представителей сторон, суд приходит к следующим выводам.
Согласно абзаца 7 статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) определено, что арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право, в том числе, запрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну.
Физические лица, юридические лица, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органы местного самоуправления представляют запрошенные арбитражным управляющим сведения в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы (абзац 10 статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").
Права и обязанности (полномочия) финансового управляющего определены положениями п. 7, 8 статьи 213.9 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
Согласно п. 7 статьи 213.9 Закона о банкротстве финансовый управляющий вправе получать информацию об имуществе гражданина, а также о счетах и вкладах (депозитах) гражданина, в том числе по банковским картам, об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств от граждан и юридических лиц (включая кредитные организации), от органов государственной власти, органов местного самоуправления, получать информацию из бюро кредитных историй в порядке, установленном Федеральным законом, осуществлять иные права, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 8 статьи 213.9 Закона о банкротстве финансовый управляющий обязан принимать меры по выявлению имущества гражданина (юридического лица) и обеспечению сохранности этого имущества, проводить анализ финансового состояния гражданина(юридического лица).
Сведения, составляющие личную, коммерческую, служебную, банковскую, иную охраняемую законом тайну, в силу п. 10 статьи 213.9 Закона о банкротстве предоставляются финансовому управляющему в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами.
В соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса РФ налогоплательщики имеют право на соблюдение и сохранение налоговой тайны, а согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 32 Кодекса на налоговые органы возложена обязанность по соблюдению налоговой тайны и обеспечению ее сохранения.
Согласно п. 1 ст. 102 Налогового кодекса РФ любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением прямо перечисленных в данной статье, составляют налоговую тайну.
К сведениям о налогоплательщике, не относящимся к налоговой тайне, относятся: 1) сведения, разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; 2) сведения об идентификационном номере налогоплательщика; 3) сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; 4) сведения, предоставляемые налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями).
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.09.2004 N 317-О установлено, что специальный правовой статус сведений, составляющих налоговую тайну, закреплен ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации исходя из интересов налогоплательщиков и с учетом соблюдения принципа баланса публичных и частных интересов в указанной сфере, поскольку в процессе осуществления налоговыми органами Российской Федерации своих функций, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, в их распоряжении оказывается значительный объем информации об имущественном состоянии каждого налогоплательщика, распространение которой может причинить ущерб интересам как отдельных граждан, частная жизнь которых является неприкосновенной и охраняется законом, так и юридических лиц, чьи коммерческие и иные интересы могут быть нарушены в случае произвольного распространения в конкурентной или криминальной среде значимой для бизнеса конфиденциальной информации. Поэтому федеральный законодатель предусмотрел ограниченный режим доступа к такой информации путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения к налоговым органам за предоставлением сведений, составляющих налоговую тайну, в указанных в законе целях.
Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Указом Президента РФ от 06.03.1997 N 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера" установлено, что сведения, связанные с коммерческой деятельностью граждан, являются персональными данными и относятся к сведениям конфиденциального характера, распространение которых не допускается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положении, образование, профессия, доходы, другая информация.
Согласно статье 7 названного Федерального закона операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В статье 6 указанного выше закона содержится исчерпывающий перечень оснований, при которых согласие субъекта персональных данных на их обработку не требуется.
Судом установлено, что истребуемые заявителем документы содержат сведения, относящиеся к персональным данным физических лиц, однако рассматриваемый случай, как следует из статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных», не относится к числу случаев, допускающих обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных.
Таким образом, сведения о доходах налогоплательщика - физического лица, в том числе сведения о банковских счетах, являются налоговой тайной, которая в силу положений п. 2 указанной выше статьи Кодекса не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не предусматривает возможность предоставления сведений, составляющих налоговую тайну, финансовому управляющему по его письменному запросу.
Поскольку запрошенные финансовым управляющим сведения в отношении физических лиц являются налоговой тайной, и в силу положений ст. 102 НК РФ, 20.3, 2013.7 Закона о банкротстве не могут быть предоставлены по письменному запросу финансового управляющего, налоговый орган обоснованно отказал Наталкину Д.В. в предоставлении соответствующей информации.
Действующее законодательство предусматривает предоставление информации, составляющей налоговую тайну, без согласия налогоплательщика только в судебные и правоохранительные органы по их мотивированным запросам.
При этом согласно п.9 ст.213.9 Федерального закона №127-ФЗ гражданин обязан представлять финансовому управляющему по его требованию любые сведения о составе своего имущества, месте нахождения этого имущества, составе своих обязательств, кредиторах и иные имеющие отношение к делу о банкротстве гражданина сведения в течение пятнадцати дней с даты получения требования об этом.
При неисполнении гражданином указанной обязанности финансовый управляющий направляет в арбитражный суд ходатайство об истребовании доказательств, на основании которого в установленном процессуальным законодательством порядке арбитражный суд выдает финансовому управляющему запросы с правом получения ответов на руки (ст. 66 АПК РФ).
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2018 №13АП-11560/2018 по делу 3А21-10744/2017.
Таким образом, действия Межрайонной ИФНС России №18 по Санкт-Петербургу законны и обоснованны.
Руководствуясь статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявления отказать.
Судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 300 руб. возложить на заявителя.
Возвратить заявителю 2700 руб. судебных расходов по оплате госпошлины.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Терешенков А.Г.