Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
29 января 2019 года Дело № А56-141133/2018
Резолютивная часть решения объявлена января 2019 года .
Полный текст решения изготовлен января 2019 года .
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе судьи Мильгевской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Здобниковой Ю.М.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Киришскому району Ленинградской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; 187110, обл. Ленинградская, р-н. Киришский, <...>)
к обществу с ограниченной ответственностью «Агроторг» (ОГРН <***>, ИНН <***>; 191025, г. Санкт-Петербург, пр-кт. Невский, 90/92)
о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 14.27 КоАП РФ,
в заседании суда приняли участие:
от заявителя – не явились, извещены
от ответчика – не явились, извещены
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Киришскому району Ленинградской области (далее – Инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью «Агроторг» (далее – Общество) по части 6 статьи 14.27 КоАП РФ.
Определением суда от 16.11.2018 заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание с возможностью перехода в основное судебное заседание в отсутствие возражений сторон.
Возражений о переходе к судебному разбирательству от сторон не поступило.
Суд, завершив предварительное судебное заседание, открыл судебное заседание в первой инстанции в порядке статей 136-137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) перешел к рассмотрению спора по существу.
Представитель Инспекции заявленные требования поддержал, представитель Общества, не отрицая факта совершенного административного правонарушения, полагает, что к ответственности должно быть привлечено должностное лицо Общества, а не само юридическое лицо.
В судебном заседании 22.01.2019 объявлен перерыв, и в порядке статьи 163 АПК РФ судебное заседание продолжено.
После перерыва представители сторон в судебно заседание не явились.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, административным органом 03.10.2018 в рамках мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых или включенных в Единый государственный реестр юридических лиц проводился осмотр объекта недвижимости, расположенного по адресу: 187110, <...>, в ходе проведения которого установлено, что у гражданина Российской Федерации ФИО1 в магазине «Пятерочка», расположенном по указанному адресу, была принята лотерейная ставка и зарегистрирован электронный лотерейные билет «Жилищной лотереи» на сумму 100 руб., в момент получения платы за участие в лотерее продавцом-кассиром Общества гр. ФИО1 был выдан купон «Жилищной лотереи» серии 0318 № 2057, № пачки 473455, кассовый чек №131, смена № 258, на сумму 100 руб., уведомление о приеме лотерейной ставки и регистрации электронного билета № 999923672733, при этом продавцом-кассиром Общества у гр. ФИО1 не был запрошен документ, удостоверяющий личность и не проведена проверка клиента в достижении этим покупателем восемнадцатилетнего возраста, что подтверждается объяснением гр. ФИО1
Данное обстоятельство является нарушением требований Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» (далее – Закон №138-ФЗ).
Таким образом, должностные лица Инспекции непосредственно обнаружили достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. Данное обстоятельство явилось в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении по части 6 статьи 14.27 КоАП РФ.
В результате был составлен протокол осмотра от 03.10.2018 № 09/16/17-2018, согласно которому первые части лотерейных купонов «Жилищная лотерея» размещены в торговом зале возле касс обслуживания покупателей, общее количество указанных первых частей билетов на момент проведения осмотра составило 205 шт., а также получены объяснения (справка) и сведения по вопросам, возникшим при проведении мероприятий оперативного контроля от гр. ФИО1 (участника лотереи) от 03.10.2018 № б/н, протокол опроса продавца-кассира Общесвта ФИО2 от 04.10.2018 № 01-09/16 (трудовой договор от 10.06.2016 №б/н), протокол опроса директора магазина Общества ФИО3 от 04.10.2018 № 02-09/16 (трудовой договор от 05.08.2015 №б/н).
В ходе опроса клиента ФИО1 установлено, что в момент оплаты за лотерейный билет и регистрации участника в лотерейной системе продавцом-кассиром ФИО2 была запрошена только информация о номере мобильного телефона.
Из объяснений ФИО2 следует, что указания о запрете продажи лотерейных билетов несовершеннолетним получала от директора магазина ФИО4 (ранее была директором данного магазина «Пятерочка»). Но 03.10.2018 в 17 час. 26 мин. «машинально» продала лотерейный билет №71059999236727339 молодому человеку, не потребовав при этом паспорт. Совершила продажу по невнимательности.
Директор магазина «Пятёрочка» ФИО3 в протоколе опроса от 04.10.2018 № 01-09/16 пояснила, что с информационного сервера Общества приходили письма для ознакомления с изменениями в законодательстве, в том числе и письмо о том, что реализовывать лотерейные билеты несовершеннолетним – запрещено.
В адрес Общества 04.10.2018 Инспекцией направлено определение об истребовании сведений № 09/16-2018/1, в котором были запрошены:
1. Договор на распространение (реализацию, выдачу) лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, прием лотерейных ставок среди участников лотереи, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам Всероссийской государственной лотереи «ВГЛ 4 Спорт»,
2. Трудовые договора с работниками, должностные инструкции:
- ФИО3 – директора магазина №4913, расположенного по адресу: 187110, <...>;
- ФИО2 – продавца-кассира магазина №4913, расположенного по адресу: 187110, <...>;
3. Документ, подтверждающий проведение инструктажа с персоналом ООО «Агроторг» о запрете распространения (реализации, выдачи) лотерейных билетов лицам, не достигшем восемнадцати лет.
19.10.2018 административным органом получена копия действующего Договора № 01-6/15603 от 01.12.2015, заключенного с Акционерным обществом «Торговый дом «Столото» (исх. № б\н от 18.10.2018, вх. №183430 от 19.10.2018), согласно которому Согласно Общество (распространитель) обязуется за вознаграждение оказывать АО «Торговый дом «Столото» (заказчик) услуги по распространению лотерейных билетов, заключающиеся в приеме лотерейных ставок с последующей выдачей лотерейных билетов, подтверждающих заключение договора на участие в лотерее между оператором и участником лотереи.
Инспекцией в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 02.11.2018 № 09/16-2018 применительно к части 6 статьи 14.27 КоАП РФ.
Считая факт совершения данного правонарушения установленным и руководствуясь абзацем четвертым части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, Инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к указанной административной ответственности по части 6 статьи 14.27 КоАП РФ.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Распространение (реализация, выдача) лотерейных билетов, лотерейных квитанций или электронных лотерейных билетов среди лиц, не достигших возраста восемнадцати лет, либо прием лотерейных ставок от таких лиц, либо выплата, передача или предоставление им выигрышей – влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей (часть 6 статьи 14.27 КоАП РФ).
Согласно статьи 1 Закона № 138-ФЗ, настоящий Федеральный закон определяет правовую основу государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, в том числе виды и цели проведения лотерей, порядок их организации и проведения на территории Российской Федерации, устанавливает обязательные нормативы лотерей, порядок осуществления контроля за их организацией и проведением, а также ответственность лиц, участвующих в организации и проведении лотерей.
Понятие лотереи приведено в пункте 1 статьи 2 Закона № 138-ФЗ, согласно которому, лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (оператор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между оператором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции либо электронным лотерейным билетом. На лотерейном билете, лотерейной квитанции, электронном лотерейном билете обязательно присутствие лотерейной комбинации, нанесенной (внесенной) на стадии изготовления (создания) соответствующего документа и (или) участником лотереи.
При этом нормами статьи 13 Закона № 138-ФЗ установлен порядок организации и проведения лотереи.
Пунктами 7-11 статьи 2 Закона № 138-ФЗ установлены следующие понятия:
организация лотереи - осуществление мероприятий, включающих в себя проведение конкурса по выбору оператора лотереи, заключение контракта с оператором лотереи, утверждение условий лотереи;
оператор лотереи - юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее контракт с организатором лотереи на проведение лотереи в соответствии с настоящим Федеральным законом;
проведение лотереи - оказание услуг по осуществлению мероприятий, включающих в себя распространение (реализацию, учет) лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, учет лотерейных квитанций, заключение договоров с изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, лотерейных терминалов, распространителями и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров, заключение договоров с участниками лотереи, в том числе прием и учет лотерейных ставок, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи;
распространитель - лицо, заключившее договор на распространение (реализацию, выдачу) лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, прием лотерейных ставок среди участников лотереи, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.
участник лотереи - лицо, достигшее возраста восемнадцати лет, обладающее правом на участие в розыгрыше призового фонда лотереи на основании заключенного с оператором лотереи договора.
электронный лотерейный билет - электронный документ, удостоверяющий право на участие в лотерее, подтверждающий заключение договора между оператором лотереи и участником лотереи, содержащий защищенную информацию о зарегистрированной лотерейной ставке (лотерейных ставках), размещенную в центре обработки лотерейной информации и позволяющую идентифицировать участника лотереи, оплатившего лотерейную ставку (лотерейные ставки) в порядке, установленном условиями лотереи, с учетом требований Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
В соответствии с пунктом 5 статьи 6.1 Закона № 138-ФЗ, не допускаются распространение (реализация, выдача) лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, прием лотерейных ставок среди лиц, не достигших возраста восемнадцати лет, а также выплата, передача или предоставление выигрышей указанным лицам.
Согласно пункта 11.1 «Условий четвертой тиражной всероссийской государственной лотереи в поддержку развития физической культуры и спорта», утвержденных Приказом Министерства спорта РФ от 19 августа 2016 № 982 «Об утверждении условий пяти тиражных всероссийских государственных лотерей в поддержку развития физической культуры и спорта» (далее - Условия) распространение билетов заключается в оплате участником лотереи соответствующей лотерейной комбинации, предоставлении участнику лотерейного билета, лотерейной квитанции или информации об электронном лотерейном билете, которые зарегистрированы или подлежат регистрации в центре обработки лотерейной информации. На основании пункта 11.2 Условий прием лотерейной ставки у участника лотереи осуществляется путем регистрации данной лотерейной ставки в центре обработки лотерейной информации.
Исходя из вышеизложенного следует, что в деятельности по проведению лотерей участвуют операторы и распространители. Общество, принимающее от участников лотереи денежные средства в оплату лотерейных комбинаций с последующим предоставлением участникам в т.ч. электронных лотерейных билетов, и проводящее их регистрацию в центре обработки лотерейной информации, фактически осуществляет деятельность по распространению лотереи, что позволяет отнести Обществ к организациям, проводящим лотереи, согласно Закону № 138-ФЗ.
Исходя из рассмотренных обстоятельств и в соответствии с требованиями статей 1.5 и 2.1 КоАП РФ суд приходит к выводу, что Общество в нарушение указанных норм права осуществило распространение (реализацию, выдачу) электронного лотерейного билета лицу не достигшему восемнадцати лет, что образует состав административного правонарушения применительно к части 6 статьи 14.27 КоАП РФ.
Доказательства невозможности соблюдения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия Обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного ему правонарушения.
В соответствии с положениями статьи 4.5 КоАП РФ, принимая во внимание разъяснения, данные в пункте 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении КоАП РФ», установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности за совершение данного административного правонарушения не нарушен.
Суд первой инстанции, оценив характер совершенного Обществом правонарушения и степень его общественной опасности, исходя из конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения Обществом правонарушений, не усматривает оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным.
В соответствии с частью 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
При этом, в соответствии с частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Согласно части 3 статьи 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ.
В данном случае частью 6 статьи 14.27 КоАП РФ раздела II КоАП РФ не предусмотрено назначение административного наказания в виде предупреждения.
Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенного на официальном сайте ФНС России (www.nalog.ru), Общество не относится к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, в связи с чем, заменить штраф на предупреждение не представляется возможным.
Общество не оспаривает факт нарушения требований Закона № 138-ФЗ, полагает, что за совершенное административное правонарушение привлечению к ответственности подлежит должностное лицо Общества, а не само юридическое лицо.
В соответствии с частью 5 статьи 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
В то же время в соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Кроме того, пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что в соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.
Учитывая изложенное, суд счел возможным, с учетом правил, определенных статье 4.1 КоАП РФ, назначить Обществу административное наказание в размере санкции, предусмотренной частью 6 статьи 14.27 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Агроторг» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 191025, <...>, зарегистрировано в качестве юридического лица: 10.12.2002) к административной ответственности по части 6 статьи 14.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Реквизиты для уплаты штрафа:
Получатель – УФК по Ленинградской области (ИФНС России по Киришскому району Ленинградской области).
Банк получателя – Отделение Ленинградское
ИНН <***>
КПП 472701001
ОКТМО 41624101
р/с <***>
БИК 044106001
КБК 18211690010016000140
Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, должно представить суду.
В соответствии с частью 4.2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия решения.
Судья Н.А. Мильгевская