Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191015, Санкт-Петербург, Суворовский пр., 50/52
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
31 января 2019 года Дело № А56-143068/2018
Резолютивная часть решения объявлена 28 января 2019 года.
Полный текст решения изготовлен 31 января 2019 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
в составе судьи Грачевой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Меньшиковым Д.В. после перерыва – секретарем Шевченко Д.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
общества с ограниченной ответственностью «Ефимовский карьер»
к Северо-Западному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)
о признании незаконным и отмене постановления 07.11.2018 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 59-5310-3774/ПС и предписания от 28.09.2018 № 59-5310-3136/ПР,
при участии:
от заявителя – ФИО1 (паспорт); ФИО2 по доверенности от 21.08.2018 №2018-08-21;
от заинтересованного лица - ФИО3 по доверенности от 13.12.2018,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Ефимовский карьер» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Северо-Западному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Ростехнадзор, Управление) о признании незаконным и отмене постановления 07.11.2018 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 59-5310-3774/ПС и предписания от 28.09.2018 № 59-5310-3136/ПР.
В судебном заседании 21.01.2019 в порядке положений статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлен перерыв до 16 часов 40 минут 28.01.2019.
Судебное заседание продолжено после перерыва при участии названных представителей сторон.
В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования.
Представитель Ростехнадзора возражала, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемых предписания и постановления по изложенным в них основаниям.
В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, суд в соответствии со статьей 137 АПК РФ завершил предварительное судебное заседание и перешел к судебному разбирательству.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 16.08.2018 № 59-5310/Рк Управлением в отношении Общества в период с 03.09.2018 по 28.09.2018 проведена плановая выездная проверка, предметом которой являлось соблюдение в процессе осуществления деятельности в области промышленной безопасности обязательных требований, а также соответствие указанным требованиям используемых зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования, материалов, осуществляемых технологических процессов.
В ходе проверки Управлением выявлены и отражены в акте проверки от 28.09.2018 № 59-5310-6247/А нарушения обязательных требований промышленной безопасности, что послужило основанием для составления в отношении Общества протокола от 28.09.2018 № 59-5310-3933/ПТ об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 28.09.2018 № 59-5310-3136/ПР.
Постановлением Управления от 07.11.2018 № 59-5310-3774/ПС Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 200000 рублей.
Не согласившись названными предписанием и постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Из материалов дела следует, что 11.05.2016 Обществом зарегистрирован опасный производственный объект II класса опасности - Карьер на месторождении мигматитов «Западно-Хийтольское», per. № А24-06503-0001 (далее - ОПО). 25.08.2016 получена Лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности № ВХ-00-016145.
В обоснование заявленных требований Общество ссылается на то, что получение лицензии, регистрация ОПО и его классификация были осуществлены на основании проекта строительства горнодобывающего предприятия и положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, без ввода объекта в эксплуатацию. Данный ОПО в настоящее время находится в начале строительства, документы подтверждающие ввод ОПО в эксплуатацию отсутствуют, квалифицирующий признак II класса опасности - объем разработки горной массы в 1 млн. куб. м в год и более - определён только проектной документации, что не соответствует фактическим добываемым Обществом объёмам горной массы для целей строительства (в 2016 году - 24 тыс. куб. м., в 2017 - 0 куб. м., в 2018 – 0 куб. м.).
Также заявитель указывает на то, что с 2016 года по настоящее время горные работы на месторождении не ведутся.
Общество полагает, что Управлением установлен факт приостановки работ на ОПО без его консервации, однако по мнению Общества, предписание норм о приостановке, консервации объекта диспозитивно и осуществляется исключительно по инициативе недропользователя.
На момент привлечения к административной ответственности Общество полностью завершило весь комплекс мероприятий по созданию ВГК. 11.10.2018 года представило все необходимые документы и заявление в уполномоченный орган МЧС России для проведения процедуры аттестации.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, выслушав доводы сторон, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений пункта 5 постановления Правительства РФ от 24.11.1998 № 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» юридические лица независимо от организационно-правовой формы, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию опасных производственных объектов, обязаны представлять в установленном порядке Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) сведения, необходимые для формирования и ведения государственного реестра опасных производственных объектов.
В соответствии с пунктом 2 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.11,1998 № 1371 (далее - Правила регистрации), в государственном реестре ка основе единых методологических и программно-технологических принципов с использованием современных компьютерных технологий накапливается, анализируется и хранится систематизированная информация о зарегистрированных опасных производственных объектах и об организациях и индивидуальных предпринимателях, эксплуатирующих эти объекты.
В соответствии с пунктом 4 приказа Ростехнадзора от 25.11.2016 № 495 «Об утверждении Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов» (далее - Требования к регистрации) государственный реестр, представляющий собой единую систематизированную базу данных, включающую в соответствии с пунктом 8 Правил регистрации ведомственные разделы, содержит сведения об опасных производственных объектах и эксплуатирующих организациях, а также данные об исключенных опасных производственных объектах из государственного реестра и архив.
Согласно пункту 8 Правил регистрации и пунктом 4 Требований к регистрации ведение государственного реестра и его территориальных разделов осуществляет Ростехнадзор.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» под эксплуатацией опасного объекта понимается ввод опасного объекта в эксплуатацию, использование, техническое обслуживание, консервация, техническое перевооружение, капитальный ремонт, ликвидация опасного объекта, а также изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном объекте.
Эксплуатация опасного производственного объекта в силу части I статьи 6 Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон № 116-ФЗ) относится к видам деятельности в области промышленной безопасности.
В соответствии со сведениями из реестра лицензий Заявитель осуществляет лицензируемый вид деятельности - эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, на что имеет лицензию № BX-00-0I6145 от 25.08.2016.
Согласно информации из государственного реестра опасных производственных объектов (карта учета ООО «Ефимовский карьер» от 07.12.2018) Заявитель является организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект - Карьер на месторождении мигматитов «Западно-Хийтольское», расположенный по адресу: Лахденпохский муниципальный район Республики Карелия, месторождение мигматитов «Западно-Хийтольское», регистрационный номер А24-06503-0001, дата регистрации 11.05.2016, II класс опасности (далее - ОПО).
Кроме того, Заявителем не оспаривается факт добычи в карьере в 2016 году 24 тыс.куб.м горной массы. Согласно Плану развития горных работ на 2018 год на ОПО (заявление ООО «Ефимовский карьер» от 22,10.2018 № 022210-18) до конца 2018 года Общество намеревается добыть 36 тыс. куб.м горной массы. Указанное свидетельствует о том, что Общество осуществляет эксплуатацию опасного производственного объекта.
Таким образом, ссылка Заявителя на то, что ОПО находится в стадии строительства, документы о вводе объекта в эксплуатацию отсутствуют, в связи с чем эксплуатация объекта не осуществляется, является несостоятельной.
На Общество распространяется действие Федерального закона № 116-ФЗ, направленного в соответствии с преамбулой к указанному закону на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
По нарушению 1. «Вспомогательная горноспасательная команда ООО «Ефимовский карьер» не аттестована».
В соответствии с пунктом 10 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых», утвержденных приказом Ростехнадзора от 11.12.2013 № 599 (далее - Правила № 599), организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы и переработка полезных ископаемых, в установленном законодательством Российской Федерации порядке обязаны: заключать договоры на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (службами), а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные формирования (службы), вспомогательные горноспасательные команды.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона № 116-ФЗ в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана создавать на опасных производственных объектах I и II классов опасности, на которых ведутся горные работы, вспомогательные горноспасательные команды в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с пунктом 2 Порядка создания вспомогательных горноспасательных команд, утвержденного приказом МЧС России от 29.11.2013 № 765, вспомогательные горноспасательные команды (далее - ВГК) создаются для локализации и ликвидации последствий аварии (чрезвычайной ситуации) в начальный период ее возникновения (до прибытия профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований), оказания содействия прибывшим профессиональным аварийно-спасательным службам, профессиональным аварийно-спасательным формированиям, а также для выполнения на опасном производственном объекте других работ, требующих применения изолирующих дыхательных аппаратов.
В соответствии с пунктом 4 указанного Порядка ВГК подлежат аттестации в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя».
Согласно пункту 4 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1091, в отношении вновь созданной аварийно-спасательной службы (формирования) или гражданина, приобретающего статус спасателя, проводится первичная аттестация.
Аттестация аварийно-спасательных служб (формирований) (структурных подразделений этих служб (формирований)), обслуживающих организации (или их представительства и филиалы), занимающиеся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у таких организаций собственных аварийно-спасательных служб (формирований), в которых не созданы аттестационные комиссии, осуществляет;:я аттестационными комиссиями федеральных органов исполнительной власти или аттестационными комиссиями уполномоченных организаций, проводящими аттестацию на аналогичные по профилю и технологии ведения виды аварийно-спасательных работ (пункт 6 указанного Положения).
Согласно протоколу от 08.11.2016 № 103 технического совещания по рассмотрению плана развития горных работ ООО «Ефимовский карьер» в части обеспечения промышленной безопасности при ведении горных работ на 2016 год на месторождении мигматитов «Западно-Хийтольское» (л.д. 101), данный план был согласован Управлением при условии формирования на опасном производственном объекте ВГК в соответствии с установленном порядком.
Следовательно, Общество было обязано сформировать и в установленном порядке аттестовать ВГК до начала осуществления работ по разработке горной массы в 2016 году. Таким образом, ссылка Заявителя на то, что законодательство РФ о промышленной безопасности не ограничивает недропользователя, создающего ВГК, сроками ее создания, не состоятельна.
В соответствии с заявлением Общества от 22.10.2018 № 022210-18 о согласовании плана ведения горных работ на 2018 год, заявитель планирует осуществлять добычу горной массы, а именно, продолжать осуществлять эксплуатацию ОПО в отсутствие аттестованной в установленном порядке ВГК.
По нарушению 2. «Общество не осуществило приостановку разработки месторождения в соответствии с установленными требованиями законодательства».
В силу положений пункта 2 части 2 статьи 22 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.
В соответствии с пунктом 19 Правил № 599, ведение горных работ должно осуществляться в соответствии с проектной документацией; годовым планом развития горных работ, разработанным в установленном порядке.
Согласно пункту 12 инструкции «О порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами», утвержденной постановлением Госгортехнадзора России от 02.06.1999 № 33, консервация объекта может осуществляться по инициативе пользователя недр в случаях временной невозможности или нецелесообразности его дальнейшей эксплуатации по технико-экономическим, экологическим, горнотехническим и другим причинам. Временная приостановка деятельности объекта в связи с отсутствием спроса на добываемое сырье или иными экономическими причинами может осуществляться без консервации горных выработок на срок до 6 месяцев при условии выполнения согласованных с территориальным органом Госгортехнадзора России мероприятий по обеспечению промышленной безопасности, охраны недр и окружающей среды на весь срок приостановки.
Согласно пункту 20 Правил № 599 проектная документация на консервацию и ликвидацию объектов ведения горных работ и переработки полезных ископаемых подлежит экспертизе промышленной безопасности. Отклонения от проектной документации не допускаются.
ООО «Ефимовский карьер» не оспаривает, что с 2016 года по настоящее время горные работы на месторождении не ведутся. Однако, приостановка деятельности ОПО не осуществлялась, план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности, охраны недр и окружающей среды на период приостановки с Управлением не согласовывался.
При наличии у Заявителя опасного производственного объекта непроведение горных работ на карьере не прекращает обязанности Общества, связанные с обеспечением требований промышленной безопасности, в том числе связанные с консервацией опасного промышленного объекта, с осуществлением производственного контроля.
Данная правовая позиция нашла свое отражение в судебной практике, в том числе в Определении Верховного суда Российской Федерации от 17.10.2016 №302-КГ16-14523.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о правомерности выданного Обществу предписания и отсутствии оснований, предусмотренных статьей 201 АПК РФ, для удовлетворения заявленных требований в данной части.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как разъяснено в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями. Общество не представило доказательств невозможности соблюдения требований законодательства, того, что им были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению для недопущения совершения правонарушения.
Ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Суд считает, что Управлением представлены надлежащие, исчерпывающие и применительно к статье 68 АПК РФ допустимые доказательства, свидетельствующие о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
С учетом конкретных обстоятельств дела и положений статьи 2.9 КоАП РФ, пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», принимая во внимание, что доказательств исключительности обстоятельств, повлекших правонарушение, не представлено, а также учитывая пренебрежительное отношение заявителя к выполнению возложенных на него законом обязанностей, характер и степень общественной опасности допущенного Обществом правонарушения, суд не усматривает оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и его освобождения от административной ответственности.
Протокол об административном правонарушении составлен, постановление и представление вынесены уполномоченным должностным лицом, в пределах предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности. Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 КоАП РФ (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Санкцией части 1 статьи 9.1 КоАП РФ для юридических лиц предусмотрено наказание в виде административного штрафа от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
По мнению суда, назначенное в данном случае наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей не соответствует тяжести совершенного правонарушения и не обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, учитывая характер допущенных нарушений, степень вины привлекаемого к ответственности, отсутствие отягчающих вину обстоятельств, конституционный принцип соразмерности административного наказания, а также дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба и с учетом позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П, суд считает, что имеются основания для снижения назначенного обществу наказания до 100 000 рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
изменить постановление Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07.11.2018 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 59-5310-3774/ПС в части назначения административного наказания, снизив назначенный обществу с ограниченной ответственностью «Ефимовский карьер» административный штраф до 100 000 рублей.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
Судья Грачева И.В.