Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области
191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.6
http://www.spb.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Санкт-Петербург
15 марта 2022 года Дело № А56-14582/2022
Резолютивная часть решения объявлена 15 марта 2022 года.
Полный текст решения изготовлен 15 марта 2022 года.
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе судьи Н.А. Мильгевской,
при ведении протокола судебного заседания помощником ФИО1
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Кингисеппской городской прокуратуры Ленинградской области
к индивидуальному предпринимателю ФИО2
о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ,
при участии:
от заявителя – ФИО3 служебное удостоверение,
от заинтересованного лица – не явился, извещен
установил:
Кингисеппская городская прокуратура Ленинградской области (далее – Прокуратура) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО2 (далее – Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Определением суда от 17.02.2022 заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание с возможностью перехода в основное судебное заседание в отсутствие возражений сторон.
Возражений о переходе к судебному разбирательству от сторон не поступило.
Суд, завершив предварительное судебное заседание, открыл судебное заседание в первой инстанции в порядке статей 136-137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и перешел к рассмотрению спора по существу.
Заявитель в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Предприниматель, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направил. В порядке части 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в Предпринимателя.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Кингисеппской городской прокуратурой Ленинградской области во исполнение поручения прокуратуры Ленинградской области проведена проверка исполнения требований индивидуальным предпринимателем ФИО2 законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при реализации питьевой воды посредством автоматов.
В результате проведенной проверки установлено, что ИП ФИО2 осуществляет предпринимательскую деятельность по розничной продаже питьевой воды посредством подключенных к сети централизованного холодного (питьевого) водоснабжения г. Кингисепп автоматических установок по продаже воды в тару потребителя, расположенных по адресам: <...>; <...>; <...>, с нарушением требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а именно: программа производственного контроля не разработана и не утверждена, лабораторные испытания питьевой воды в соответствии с указанной программой не организованы.
Выявленное нарушения зафиксировано актом проверки от 20.12.2021 с приложением материалов фотофиксации.
Усматривая в действиях предпринимателя состав административного правонарушения, Прокуратура возбудило дело об административном правонарушении по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
По факту вышеуказанных нарушений Прокуратурой составлено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 19.01.2022 по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
На основании статьи 23.1 КоАП РФ постановление и иные материалы проверки направлены Прокурором в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В части 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно статье 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Федерального закона № 184-ФЗ) техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
Технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 ГОСТ Р 58645-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Реализация питьевой воды в розлив. Общие требования» (далее – ГОСТ Р 58645-2019) настоящий стандарт устанавливает общие требования к реализации потребителям (населению) питьевой воды в розлив в тару потребителя.
Настоящий стандарт распространяется на услуги по реализации питьевой воды в розлив, предоставляемые изготовителями и продавцами питьевой воды - как юридическими лицами, так и индивидуальными предпринимателями. Питьевую воду реализуют в розлив в тару потребителей через автоматизированные объекты по торговле питьевой водой в розлив.
В силу пунктов 4.2, 4.3, 4.5 ГОСТ Р 58645-2019 питьевая вода, реализуемая в розлив, должна соответствовать требованиям безопасности технических регламентов [1], [3] и законодательству в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения как при ее производстве (изготовлении), транспортировании, хранении, розливе, так и в течение всего срока реализации.
Изготовитель и продавец питьевой воды в розлив должны разработать и соблюдать технические условия или стандарты организации (ТУ, СТО), технологические инструкции (ТИ), регламентирующие требования к производству, розливу, транспортированию, хранению и срокам годности питьевой воды в розлив.
При осуществлении процессов производства (изготовления) питьевой воды, связанных с требованиями безопасности, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах Системы анализа опасных факторов и критических точек контроля - ХАССП (в английской транскрипции HACCP - Hazard Analysis and Critical Control Points).
Согласно пункту 9.1 ГОСТ Р 58645-2019 каждый изготовитель и продавец питьевой воды в розлив должен разработать программы производственного контроля (ППК), основанные на принципах ХАССП.
Объектом производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее - производственный контроль) согласно санитарным правилам [8], является питьевая вода следующих видов:
- из источника питьевого водоснабжения (в том числе централизованных систем водоснабжения);
- питьевая вода после окончания процесса водоподготовки;
- питьевая вода в автоцистерне при транспортировании к автоматизированному объекту по торговле в розлив;
- питьевая вода в автоматизированном объекте по торговле в розлив.
На основании пунктов 9.3, 9.5 ГОСТ Р 58645-2019 испытания питьевой воды (из накопительных емкостей, из автоматизированных объектов по торговле в розлив) следует осуществлять в соответствии с показателями и периодичностью, установленными в программах производственного контроля и с учетом внедрения процедур, основанных на принципах ХАССП. Организацию лабораторных испытаний осуществляют изготовитель и продавец питьевой воды с привлечением аккредитованных испытательных лабораторий (центров).
В соответствии с пунктом 2.6 Санитарных правил - СП 1.1.1058-01 «1.1. Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила» (далее – СП 1.1.1058-01) программа (план) производственного контроля составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности, а для осуществляющих деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - не позднее трех месяцев со дня введения в действие настоящих санитарных правил без ограничения срока действия. Необходимые изменения, дополнения в программу (план) производственного контроля вносятся при изменении вида деятельности, технологии производства, других существенных изменениях деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, влияющих на санитарно-эпидемиологическую обстановку и (либо) создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Согласно подпункту «в» пункта 4.1 СП 1.1.1058-01 производственный контроль осуществляется с применением лабораторных исследований, испытаний на объектах водоснабжения (эксплуатация централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения, системы питьевого водоснабжения на транспортных средствах).
Таким образом, в действиях ИП ФИО2, выражающихся в осуществлении предпринимательской деятельности по розничной продаже питьевой воды посредством подключенных к сети централизованного холодного (питьевого) водоснабжения г. Кингисепп автоматических установок по продаже воды в тару потребителя без разработанной и утвержденной программы производственного контроля и проведения лабораторных испытаний реализуемой питьевой воды, усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Представленные материалы дела подтверждают факт совершения предпринимателем вменяемого правонарушения.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Виновность юридического лица считается установленной, если доказано событие правонарушения и лицом, привлекаемым к ответственности, не заявлены возражения об отсутствии возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, либо о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению.
Обстоятельства данного дела свидетельствуют о том, что предпринимателем не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований указанных нормативных документов.
С учетом изложенного арбитражный суд приходит к выводу о доказанности материалами дела события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, и вины предпринимателя в его совершении.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, арбитражным судом не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела арбитражным судом не истек.
Из представленных материалов дела арбитражный суд не усматривает оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.
Предприниматель не представил возражений на заявление и доказательств невозможности исполнения возложенных на него обязанностей в соответствии с указанными правовыми нормами, доводы заявителя не опроверг и заявленные требования не оспорил.
На основании изложенного арбитражный суд, руководствуясь частью 6 статьи 205 АПК РФ, признаёт наличие в действиях Предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Между тем согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Предприниматель является микропредприятием с 01.08.2016.
В данном случае суд учитывает конкретные обстоятельства дела, принимает во внимание характер допущенного нарушения и степень вины нарушителя, отсутствие сведений об обстоятельствах, отягчающих административную ответственность.
Таким образом, наложение на заявителя административного штрафа, по мнению суда, не отвечает целям административной ответственности и влечет избыточное ограничение прав юридического лица, несопоставимо с характером административного правонарушения и наступившими последствиями. В связи с этим суд считает возможным привлечь предпринимателя к административной ответственности в виде предупреждения.
Наказание в виде предупреждения отвечает признакам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО2 (ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>, Дата присвоения ОГРНИП: 25.08.2004) к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия.
Судья Н.А. Мильгевская